Рабочая программа по химии, 8-11 классы
рабочая программа по химии на тему

Рабочая программа по химии О.С.Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon him_8.doc200 КБ
Microsoft Office document icon him_9.doc223.5 КБ
Microsoft Office document icon him_10.doc152 КБ
Microsoft Office document icon him_11.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                     _________/_Фуникова И.В../

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №    3   »

____________/Пыняева С.В./

ФИО

«___»____________20___г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 3   »

____________/Мальцева Л.Д./

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Васильевой Олеси Михайловны,

 учителя биологии высшей категории

по химии, 8 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20__ г.

2010 - 2011  учебный год


Пояснительная записка

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал -  химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.    

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.    

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования -  атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.    

Данная программа реализована в учебниках:

Габриелян О. С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2005 - 2008;

Учебно-тематический план

Классы 8а,8б

Учитель Васильева О.М.

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 4 ч.;

Планирование составлено на основе программы курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) Дрофа, М: 2002

программа

Учебник      Химия, 8 класс, Габриелян О.С., М.:Дрофа, 2005

                          название, автор, издательство, год издания

№п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Введение

4

2

Атомы химических элементов

9

3

Простые вещества

6

4

Соединения химических элементов

13

5

Изменения, происходящие с веществами

11

6

Скорость химических реакций. Химическое равновесие

7

7

Растворение. Растворы. Свойства р-ров электролитов

18

ВСЕГО

68

Содержание тем учебного курса

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Наглядные пособия и технические средства

Вид занятия

Задания для учащихся

Введение (4ч)

1

Введение

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Хим реактивы.

Рассказ, д\о.

П.1,2, упр.4 (п1), упр.2 (п2)

2

П/р №1. Правила по ТБ при работе в хим кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабор оборудованием.

Лабораторное оборудование, реактивы, хим.посуда

Практикум

Отчет по п/р

3

Краткие сведения по истории возникновения и развития химии.

Портреты ученых.

Рассказ.

П.3, упр.5

4

Химическая символика.

ПСХЭ

Рассказ,беседа.

П.4,5, упр.5 (п4), упр.4 (п5)

Атомы химических элементов (9ч)

5

Основные сведения о строении атомов

Табл., модели атомов, ПСХЭ

Рассказ,беседа.

П.6, упр.3,5

6

Состав атомных ядер. Изотопы.

Табл., модели атомов, ПСХЭ

Рассказ,беседа.

П.7, упр.6

7

Строение электронных уровней атомов.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия», ПСХЭ

Рассказ,беседа.

П.8, упр.1,2

8

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента.

Табл, ПСХЭ

Рассказ,беседа.

П.9, упр.2

9

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Рассказ,беседа.

П.10, упр.2

10

Ковалентная полярная химическая связь.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия», ПСХЭ

Рассказ,беседа.

П.11, упр.2

11

Металлическая химическая связь.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Рассказ,беседа.  Л\о «Составление моделей молекул и кристаллов с разным видом хим. связи».

П.12, упр.1

12

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Табл., ПСХЭ

Урок-семинар.

Повт. П 4-12.

13

Контрольная работа №1 «Атомы хим. элементов».

ПСХЭ

Итоговый контроль

Простые вещества (6ч)

14

Важнейшие простые вещества металлы.

ПСХЭ

Рассказ,беседа.

П.13, упр.4

15

Важнейшие простые вещества неметаллы.

ПСХЭ

Л\о «Получение и свойства озона».

П.14, упр.3,4

16

Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса.

Табл

Рассказ,беседа. Решение задач.

П.15, упр.3,5

17

Молярный объем газов.

Табл

Рассказ,беседа. Решение задач.

П.16, упр.3

18

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».

Табл

Решение задач.

Повт. П13-16.

19

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Табл, ПСХЭ

Л\о «Составление моделей молекул и кристаллов с разным видом хим. Связи.

Повт. П13-16.

Соединения химических элементов (13ч)

20

Степень окисления

Табл

Рассказ,беседа.

П.17,упр.1,2

21

Бинарные соединения металлов и неметаллов. Составление их формул.

Табл

Рассказ,беседа, составление формул

П.18, упр.1

22

Основания.

Реактивы оснований, индикаторы.

Рассказ,беседа., практикум

П.19,упр2,3,4

23

Кислоты.

Реактивы кислот, индикаторы.

Рассказ,беседа, практикум.

П.20,упр1,3,5

24

Соли.

Реактивы солей, индикаторы.

Рассказ,беседа, практикум.

П.21,упр1,2,3, табл стр 76

25

Обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Итоговый контроль.

Л/о «Знакомство с образцами веществ разных классов»

Повторить п.17-21

26

Кристаллические решетки.

Модели молекул

Рассказ,беседа.

П.22,упр в тетр

27

Чистые вещества и смеси.

Лабораторное оборудование, реактивы, смеси

Беседа. Л\о «Разделение смесей с помощью делительной воронки», «Дистилляция воды»

П.24,упр2,4

28

П/р №3. Анализ почвы и воды.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

29

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).

Табл

Рассказ,беседа. Решение задач.

П.24,упр1,3,

30

П/р №7. Приготовление р-ра сахара и определение массовой доли сахара в р-ре.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

31

Обобщение по теме «Соединения химических элементов».

Табл

Беседа. Решение задач.

ПовторитьП.22-24,упр5,6,7 стр 88

32

Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов».

Итоговый контроль.

Изменения, происходящие с веществами (11ч)

33

Физические явления

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ, беседа. Д/о, л/о «Сравнение скорости испарения воды и спирта»

П.25

34

П/р №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

35

Химические реакции.

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ, беседа. Д/о, л/о «Окисление меди в пламени горелки»

П. 26,упр 1-6, п.

36

П/р №4. Признаки хим р-ций.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

37

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ, беседа. Л/о «Помутнение известковой воды от углекислого газа»

П.27 (до опр-ния)

38

Реакции разложения, соединения, обмена замещения

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ, беседа. Д/о, л/о «Получение углекислого газа при вз-ии соды и кислоты», «Замещение меди в растворе хлорида меда(II) железом»

П.27, упр 2,3

39

П/р №5. Получение водорода и изучение его св-в.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

40

П/р №6. Получение кислорода и изучение его св-в.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

41

Расчеты по хим уравнениям

Рассказ, беседа. Решение задач.

П.28, упр 1,2

42

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Семинар

Повторить п.25-28

43

Контрольная работа №3»Изменения, происходящие с в-вами»

Итоговый контроль

Скорость химических реакций. Химическое равновесие (7ч)

44

Понятие о скорости химической реакции.

Табл. диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Беседа

П.29,упр3

45

Факторы, определяющие скорость химической реакции.

Лабораторное оборудование, реактивы

Л\о «Изучение влияния условий на скорость химических реакций»

П.30,упр3

46

Действие катализатора

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ, Д/о

П.31, упр6

47

П/р №9. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

48

Обратимые и необратимые реакции.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Рассказ

П.32, упр2

49

Химическое равновесие.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Лекция

П.33, упр1

50

Обобщение по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

Семинар

Повторить п 29-33

Растворение. Растворы. Свойства р-ров электролитов (18ч)

51

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ, беседа

П.34, упр5,7

52

Электролитическая диссоциация

Лабораторное оборудование, реактивы.

Рассказ

П.35,упр6

53

Основные положения теории ЭД

Диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»,

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ

П.36, упр4,5

54

Ионные уравнения реакций

Лабораторное оборудование, реактивы

Рассказ

П.37,упр3,4

55

П/р №8. Ионные реакции.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

56

Кислоты, их классификация, свойства в свете ТЭД.

Лабораторное оборудование, реактивы

Беседа, л/о «Реакции, характерные для р-ров кислот»  

П.38, упр4

57

Основания, их классификация, диссоциация, свойства в свете ТЭД.

Лабораторное оборудование, реактивы

Беседа,  л/о «Реакции, характерные для р-ров щелочей», «Получение и св-ва нерастворимого основания»  

П.39. упр3

58

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Лабораторное оборудование, реактивы

Беседа,  л/о «Реакции, характерные для кислотныхоксидов на примере угл. газа»  

П.40, упр3

59

Соли, их диссоциация, свойства в свете ТЭД.

Лабораторное оборудование, реактивы

Беседа,  л/о «Реакции, характерные для р-ров солей»  

П.41, упр2

60

П/р №10. Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

61

Генетические ряды металла и неметалла.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Рассказ

П.42, упр2

62

Окислительно-восстановительные реакции.

Табл

Рассказ

П.43, упр 1,7

63

Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Табл

Рассказ

Записи в тетр

64

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Табл

Рассказ

Задание в тетр

65

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Табл

Рассказ

Задание в тетр

66

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ОВР

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Рассказ

Задание в тетр

67

Обобщение по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Семинар

Задание в тетр

68

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

Итоговый контроль

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основные формы существования химического элемента; основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химической реакции и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность ЭД; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете ТЭД и с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

А) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы, простое и сложное вещество, относительная атомная и молекулярная массы, аллотропия, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс, химическая связь, ее виды и разновидности, химическая реакция и ее классификации, скорость химических реакций и факторы ее зависимости, обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения, электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов, классификация ионов, свойства, электрохимический ряд напряжений металлов.

Б) разъяснять смысл химических формул и уравнений, объяснять действие изученных закономерностей, определять степени окисления атомов химических элементов по формулам соединений, составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать ОВР, определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами.

В) обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила ТБ, проводить простые химические опыты, наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений.

Г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.
  3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.
  4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8.» - М.: Дрофа, 2005-2008.
  5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе. 8 кл. - М.: Дрофа, 2006.
  6. Габриелмн О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна  «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2006-2008.
  7. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.

Мультимедийная  поддержка курса «Химия»:

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Химия (учебное электронное издание)
  2. Интернет-ресурсы

Краткое содержание тем курса

Введение (4ч)

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Краткие сведения по истории возникновения и развития химии.

Химическая символика.

Атомы химических элементов (9ч)

Основные сведения о строении атомов

Состав атомных ядер. Изотопы.

Строение электронных уровней атомов.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента.

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой.

Ковалентная полярная химическая связь.

Металлическая химическая связь.

Простые вещества (6ч)

Важнейшие простые вещества металлы.

Важнейшие простые вещества неметаллы.

Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса.

Молярный объем газов.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».

Соединения химических элементов (13ч)

Степень окисления

Бинарные соединения металлов и неметаллов. Составление их формул.

Основания.

Кислоты.

Соли.

Кристаллические решетки.

Чистые вещества и смеси.

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).

Изменения, происходящие с веществами (11ч)

Физические явления

Химические реакции.

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.

Реакции разложения, соединения, обмена замещения

Расчеты по хим уравнениям

Скорость химических реакций. Химическое равновесие (7ч)

Понятие о скорости химической реакции.

Факторы, определяющие скорость химической реакции.

Действие катализатора

Обратимые и необратимые реакции.

Химическое равновесие.

Растворение. Растворы. Свойства р-ров электролитов (18ч)

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

Электролитическая диссоциация

Основные положения теории ЭД

Ионные уравнения реакций

Кислоты, их классификация, свойства в свете ТЭД.

Основания, их классификация, диссоциация, свойства в свете ТЭД.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Соли, их диссоциация, свойства в свете ТЭД.

Генетические ряды металла и неметалла.

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ОВР



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                     _________/_Фуникова И.В./

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №    3   »

____________/Пыняева С.В./

ФИО

«___»____________20___г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 3   »

____________/Мальцева Л.Д./

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Васильевой Олеси Михайловны,

 учителя биологии высшей категории

по химии, 9 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20__ г.

2010 - 2011  учебный год


Пояснительная записка

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал -  химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.    

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.    

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ -  металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).  

Предусмотренные в курсе основной школы темы-модули «Химия и сельское хозяйство» (рекомендуется для сельских школ) и «Химия и экология» (рекомендуется для городских школ) могут быть рассмотрены на завершающем этапе изучения химии за счет дополнительного времени, выделяемого из резерва школьного компонента, так как предполагают реализацию в какой-то мере именно регионального и школьного компонентов.

Данная программа реализована в учебниках:

Габриелян О. С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005 - 2008.

Учебно-тематический план

Классы 9а,9б,9в

Учитель Васильева О.М.

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 4 ч.;

Административных контрольных уроков   час.

Планирование составлено на основе программы курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) Дрофа, М: 2002

                                                                   

Учебник      Химия, 9 класс, Габриелян О.С., М.:Дрофа, 2005

                                       название, автор, издательство, год издания

№п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

5

2

Металлы

16

3

Неметаллы

28

4

Органические вещества. Органические соединения

17

5

Заключение

2

ВСЕГО

68

Содержание тем учебного курса

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (5ч)

Характеристика элемента по его положению в ПС Д. И. Менделеева.

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и окисления-восстановления

Понятие o переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Металлы (16ч)

Положение металлов в ПС и строение атомов. Мет.кристаллическая решетка и мет.связь. Общие физ.св-ва.

Хим.св-ва металлов как восстановителей, в свете их положения в электрохимич.ряду напряжений Ме

Коррозия Ме и способы борьбы с ней. Сплавы. Получение Ме.

Общая хар-ка щел.Ме Ме в природе, получение, строение атомов.

Важнейшие соед-ия щел.Ме, их св-ва, применение в народном хоз-ве. Калийные удобрения.

Общая хар-ка элементов главной подгруппы II группы.

Важнейшие соед-ия щелочноземельных Ме, их св-ва, применение.

Алюминий. Строение, физ., хим. св-ва простого в-ва.

Сое-ия алюминия, их амфотерный хар-р. Применение алюминия, его соед-ий.

Железо. Строение, физ., хим. св-ва простого в-ва.

Генетические ряды железа (II) железа (III).Важнейшие соли железа. Значение железа и его соед-ий.

Неметаллы (28ч)

Общая хар-ка неМе: положение в ПС,ос-ти строения атомов, ЭО как мера «неметалличности», ряд ЭО.

Кристаллическое строение неМе – простых в-в. Физ. св-ва.

Общая хар-ка галогенов. Строение атомов. Простые в-ва и соед-ия, их св-ва.

Краткие сведения о хлоре, броме, йоде.

Применение галогенов и их соед-ний в нар.хоз-ве.

Сера. Строение, аллотропия, св-ва, применение.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, св-ва, применение.

Серная кислота, ее соли, их применение в нар.хоз-ве.Произ-во серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы. Св-ва.

Аммиак. Строение, св-ва, получение, применение.

Соли аммония, их св-ва и применение.

Оксиды азота (II) и (IV). Азотная к-та, св-ва, применение.

Нитраты и нитриты, проблема их сод-ия в с/х продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение, аллотропия, св-ва белого и красного фосфора, их применение.

Основные соед-ия фосфора

Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение, аллотропия, св-ва модификаций, применение.

Оксиды углерода (II) и (IV). Их св-ва, применение.

Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их зн-ие в природе и для человека.

Кремний. Строение атома. Крист. Кремний, его св-ва, применение. Оксид кремния (IV), его прир. Разновидности.

Силикаты. Значение соед-ний кремния в природе. Понятие о силикатной пр-ти

Органические вещества. Органические соединения (18ч)

В-ва органические и неорганические. Теория строения орг. Соед-ний А.М. Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Изомерия.

Хим.св-ва алканов. Применение метана.

Алкены. Этилен. Св-ва этилена.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола, двухатомных–этилен-гликоля. Трехатомный спирт-глицерин. Полиэти-лен, его зн-ие.

Алкины. Ацетилен. Применение ацетилена на основе его св-в.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида, его окисление в кислоту.

Одноосновные пре-дельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее св-ва и применение

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры.

Понятие об амино-кислотах как амфотерных орг.вещ-вах. Белки, их строение и биол.роль

Понятие об углеводах. Глюкоза, крахмал, целлюлоза.

Заключение (2ч)

Заключение по курсу химии 9 класса

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ, общие физические свойства металлов и основные способы их получения, основные свойства и применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, качественные реакции на важнейшие катионы и анионы. Причины многообразия углеродных соединений, виды связей, важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей. Строение, свойства, практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида, уксусной кислоты. Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах, реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

А) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.

Б) характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов и важнейших химических элементов в свете изученных теорий.

В) распознать важнейшие катионы и анионы.

Г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

Д) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость  между составом, строением, свойствами и практическим применением веществ.

Е) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь.

Ж) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие вещества.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2007.
  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2004.
  4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2005-2008.
  5. Габриелян О. С.. Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна  «Химия. 9 класс». М.: Дрофа, 2006-2008.
  6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. - М.: Дрофа, 2007.

Мультимедийная  поддержка курса «Химия»:

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Химия (учебное электронное издание)
  2. Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Наглядные пособия и технические средства

Вид занятия

Задания для учащихся

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (5ч)

1

Характеристика элемента по его положению в ПС Д. И. Менделеева.

6.09

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Беседа, опорный конспект

Опорный конспект, письм.зад. §1, упр 2,3

2

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и окисления-восстановления

8.09

Табл.

Беседа, опорный конспект

Опорный конспект, письм.зад.

3

Понятие o переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

13.09

Реактивы

Лаб. опыт № 1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка c р-рамй кислот и щелочей.

Опорный конспект, письм.зад. §2, упр.2

4

П/р №1 «Получение амфотер-ного гидроксида и изучение его св-в».

15.09

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

5

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

20.09

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Беседа, опорный конспект

Опорный конспект, письм.зад. §3, упр.2,4

Металлы (16ч)

6

Положение металлов в ПС и строение атомов. Мет.кристаллическая решетка и мет.связь. Общие физ.св-ва.

22.09

Табл., коллекция Ме

Л/о №2 «Рассмотрение образцов мет.»

§4-6, опорный конспект

7

Хим.св-ва металлов как восстановителей, в свете их положения в электрохимич.ряду напряжений Ме

27.09

Реактивы, табл.

Л/о №3 «Вз-ие Ме с р-рами кислот и солей»

§8, упр.2,5

8

Коррозия Ме и способы борьбы с ней. Сплавы. Получение Ме.

29.09

Образцы сплавов

Лекция

§7,9,10, опорный конспект

9

Общая хар-ка щел.Ме Ме в природе, получение, строение атомов.

4.10

Образцы щел.Ме,

Л/о Вз-ие лития и натрия с водой, кислородом.

§11, упр.3

10

Важнейшие соед-ия щел.Ме, их св-ва, применение в народном хоз-ве. Калийные удобрения.

6.10

Табл., коллекция соед. щел.Ме

Беседа, опорный конспект Л/о №4 «Ознакомление с образцами прир.сое-ий натрия, кальция, алюминия, рудами железа.

§11, упр.1,2

11

Общая хар-ка элементов главной подгруппы II группы.

11.10

Табл.

Лекция

§12, упр.1

12

Важнейшие соед-ия щелочноземельных Ме, их св-ва, применение.

13.10

Образцы щелочноземель-ных Ме

Л/о Вз-ие кальция с водой, кислородом

§12, упр.3,4

13

Алюминий. Строение, физ., хим. св-ва простого в-ва.

18.10

Реактивы, табл.

Л/о Вз-ие Ме с неМе

§13, упр.4

14

Сое-ия алюминия, их амфотерный хар-р. Применение алюминия, его соед-ий.

20.10

Табл.

Беседа, опорный конспект

§13, упр.6,7

15

Железо. Строение, физ., хим. св-ва простого в-ва.

25.10

Табл.

Лекция

§14, повт §5-13

16

Генетические ряды железа (II) железа (III).Важнейшие соли железа. Значение железа и его соед-ий.

27.10

Реактивы, табл.

Л/о Получение Fe(OH)2 и Fe(OH)3 Л/о №5 «Кач. р-ции на ионы железа (+2) и (+3)

§14, упр5,6,7

17

П/р №5. Практическое осуществление переходов.

15.11

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

18

Обобщение знаний по теме «Металлы»

17.11

Табл.

Итоговый контроль

Повт.§5-14

19

К/р №1 по теме «Металлы»

22.11

ПСХЭ

Др.вариант

20

Анализ К/р

24.11

РНО

РНО

Неметаллы (28ч)

21

Общая хар-ка неМе: положение в ПС,ос-ти строения атомов, ЭО как мера «неметалличности», ряд ЭО.

29.11

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Лекция, опорный конспект

§15,16, опорный конспект

22

Кристаллическое строение неМе – простых в-в. Физ. св-ва.

1.12

Табл

Рассказ

§15,16, упр 4 стр75

23

Общая хар-ка галогенов. Строение атомов. Простые в-ва и соед-ия, их св-ва.

6.12

ПСХЭ, табл.

Демонстрация галогенов, вз-ие галогенов с натрием, алюминием.

§17,18, упр1.

24

Краткие сведения о хлоре, броме, йоде.

8.12

Реактивы

Л/о Вытеснение хлора, брома, йода из р-ров их солей.

§18, 20, упр 7.8 конспект

25

Применение галогенов и их соед-ний в нар.хоз-ве.

13.12

Демонстр. Прир.соед-ний хлора, упр 1.

§19,20, упр.4 §19, упр2

26

Сера. Строение, аллотропия, св-ва, применение.

15.12

ПСХЭ, табл.. реактивы

Л/о Вз-ие серы с Ме, водородом и кислородом.

§21,22, упр.1,2

27

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, св-ва, применение.

20.12

Рассказ

§23, упр2

28

Серная кислота, ее соли, их применение в нар.хоз-ве.Произ-во серной кислоты.

22.12

Дем. Прир. Сое-ний серы, важнейших для нар.хоз-ва сульфатов.

§23. упр5

29

Азот. Строение атома и молекулы. Св-ва.

27.12

ПСХЭ, табл.

Рассказ

§24, упр4

30

Аммиак. Строение, св-ва, получение, применение.

29.12

табл.

Рассказ

§25, упр.4

31

П/р №2. «Получение аммиака и иссл-ние его св-в».

12.01

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

32

Соли аммония, их св-ва и применение.

17.01

Реактивы

Рассказ Л/о №2 «Распознавание солей аммония»

§26, упр.1,2

33

Оксиды азота (II) и (IV). Азотная к-та, св-ва, применение.

19.01

Реактивы

Л/о Вз-ие конц. азотной кислоты с медью.

§27, упр.2

34

Нитраты и нитриты, проблема их сод-ия в с/х продукции. Азотные удобрения.

24.01

Коллекция удобрений

Образцы важнейших нитратов.

§27, , упр.6 конспект

35

Фосфор. Строение, аллотропия, св-ва белого и красного фосфора, их применение.

26.01

ПСХЭ, табл.

Лекция с элементами беседы

§28, конспект, упр.1,2.

36

Основные соед-ия фосфора

31.01

Соединения фосфора

Дем. Прир. Сое-ний фосфора, важнейших для нар.хоз-ва.

§28, конспект, упр.3,5.

37

Фосфорные удобрения.

2.02

Коллекция удобрений

Беседа

§28, стр.253,  конспект, упр.6.

38

Углерод. Строение, аллотропия, св-ва модификаций, применение.

7.02

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о Поглощение углем растворен-ных в-в или газов

§29

39

Оксиды углерода (II) и (IV). Их св-ва, применение.

9.02

Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о №5 «Получ. Углекислого газа и его распознава-ние»,

Дем. «Восст-ие меди из ее оксида»

§30

40

П/р №3. « Получение углекислого газа и изучение его св-в. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно»

14.02

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

41

Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их зн-ие в природе и для человека.

16.02

Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о «Кач.р-ция на карбонаты»

Дем. «Обр-ие прир.соед-ний С. Обр-ие важнейших для с/х карбонатов.

§30, конспект

42

Кремний. Строение атома. Крист. Кремний, его св-ва, применение. Оксид кремния (IV), его прир. Разновидности.

21.02

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о №3 «Ознакомление с природными силикатами»

§31

43

Силикаты. Значение соед-ний кремния в природе. Понятие о силикатной пр-ти

28.02

Образцы стекла, керамики, цемента

Дем. «Образцы прир.соед-ний кремния»

Л/о №4 «Ознакомление с продукцией силикатной пр-ти»

§31, конспект

44

П/р №4. « Решение эксперимен-тальных задач на распознавание важ-нейших катионов и анионов»

2.03

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

45

Обобщение знаний по теме «Неметаллы»

7.03

ПСХЭ

Семинар

§15-31

46

К/р №2 по теме «Неметаллы»

9.03

ПСХЭ

Итоговый контроль

Др. вариант

47

Анализ К/р

14.03

РНО

РНО

Органические вещества. Органические соединения (18ч)

48

В-ва органические и неорганические. Теория строения орг. Соед-ний А.М. Бутлерова.

16.03

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Изготовление моделей молекул углеводородов

§32

49

Алканы. Строение молекулы метана. Изомерия.

21.03

Модели молекул метана и др.

Рассказ

§33

50

Хим.св-ва алканов. Применение метана.

23.03

Табл.

Рассказ

§33, конспект

51

Алкены. Этилен. Св-ва этилена.

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о Вз-ие этилена с бромной водой и р-ром перманга-ната калия.

§34

52

П/р №6. «Получение и св-ва этилена»

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

53

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола, двухатомных–этилен-гликоля. Трехатомный спирт-глицерин. Полиэти-лен, его зн-ие.

Образцы спиртов. Реактивы, Лабор. оборуд.

Дем. «Св-ва глицерина»

§35

54

Алкины. Ацетилен. Применение ацетилена на основе его св-в.

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о Получение ацетилена карбидным способом и его горение

Повтор. §33,34, конспект

55

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида, его окисление в кислоту.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Рассказ

Конспект

56

Одноосновные пре-дельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее св-ва и применение

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о Окисление уксусной кислоты

§36

57

П/р №7. « Решение эксперимен-тальных задач на распознавание орг. вещ-в с использованием кач. р-ций на альдегиды, многоат. спирты, крахмал и непред. карбоновые к-ты.»

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

58

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры.

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о Получение уксусно-этилового эфира, омыление жира.

§37

59

Понятие об амино-кислотах как амфотерных орг.вещ-вах. Белки, их строение и биол.роль

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о Док-во наличия функц.групп в р-рах аминокислот. Цветные р-ции белков.

§38

60

Понятие об углеводах. Глюкоза, крахмал, целлюлоза.

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд.

Л/о №3 «Вз-ие глюкозы с Cu(OH)2. Вз-ие глюкозы с аммиачным р-ром оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала

§39, 40,

Л/о №4 «Вз-ие крахмала с йодом»

61

П/р №8. «Распознавание волокон и пластмасс»

Табл, Реактивы, Лабор. оборуд

Практикум

Отчет по п/р

62

Обобщение по теме «Орг.вещ-ва»

Табл.

Семинар

§32-40

63

К/р №3 по теме «Орг.в-ва

Итоговый контроль

Др.вариант

64

Анализ К/р

РНО

РНО

Заключение (2ч)

65

Заключение по курсу химии 9 класса

ПСХЭ, табл

Обобщающий контроль

Подг. К к\р

66

К/р №4 по курсу химии 9 класса

ПСХЭ

Итоговый контроль



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                     _________/_Фуникова И.В./

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №    3   »

____________/Пыняева С.В./

ФИО

«___»____________20___г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 3   »

____________/Мальцева Л.Д./

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Васильевой Олеси Михайловны,

 учителя биологии высшей категории

по химии, 10 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20__ г.

2010 - 2011  учебный год


Пояснительная записка

Программа по химии для 10 класса является логическим продолжением авторского курса для основной школы. Она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком расширенном и углубленном уровне. Автор Габриелян О. С. Делает это осознано с целью формирования единой целостной химической картины и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступнями обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

В 10 классе курс обозначен как “органическая химия” предназначен для учащихся 10 класса, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 34 часа. Введение данного курса направлено на расширение базовых знаний по органической химии, полученных в 9 классе.

Основные цели курса:

Помочь учащимся усвоить базовый уровень курса органической химии;

Расширение и углубление знаний об органических веществах;

Развитие познавательного интереса;

Воспитание убежденности в позитивной роли химии в обществе.

Задачи курса:

Более подробно раскрыть содержание предмета органической химии;

Показать практическое значение органических веществ;

Раскрыть роль и перспективы химических знаний в решении экологических проблем;

Развивать навыки самостоятельной и исследовательской работы.

В курсе более подробно рассматриваются вопросы генетической связи веществ, свойства и применение, расширены сведения об изомерии, включены дополнительные практические работы.

Учебник Габриеляна О. С., 10 класс. Рабочая программа уплотнена до 34 ч., за счет сокращения времени на обзорные темы, практические работы.

Учебно-тематический план

Классы 10а,10б,

Учитель Васильева О.М.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 1 ч.;

Административных контрольных уроков   час.

Планирование составлено на основе программы курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) Дрофа, М: 2002

                                                    программа

Учебник      Химия, 10 класс, Габриелян О.С., М.:Дрофа, 2005

                   название, автор, издательство, год издания

№п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Повторение основных понятий за курс основной школы

2

2

Строение и классификация органических соединений

4

3

Химические реакции в органической химии

3

4

Углеводороды

8

5

Спирты. Фенолы.

2

6

Альдегиды

1

7

Карбоновые кислоты

3

8

Углеводы

3

9

Азотсодержащие соединения

5

10

Химия и жизнь

4

ВСЕГО

35

Содержание тем учебного курса

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Наглядные пособия и технические средства

Вид занятия

Задания для учащихся

Повторение основных понятий за курс основной школы (2ч)

1

Валентность в сравнении со степенью окисления. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность.

ПСХЭ

Беседа

§1, конспект

2

Гомологические ряды. Изомерия и гомология. Функциональные группы.

Реактивы

Демонстрация опытов, о наличии функц. групп у спиртов и карб. кислот.

Конспект

Строение и классификация органических соединений (4ч)

3

Строение атомов водорода, кислорода, азота, углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Виды гибридизации.

ПСХЭ, табл

Беседа

§3,4

4

Теория строения органических соединений.

Портрет Бутлерова

Беседа

§2

5

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная.

Модели изомеров различных видов изомерии.

Лекция с элементами беседы

§7

6

Классификация и основы номенклатуры органических соединений.

Модели

Л/о Изготовление моделей веществ

§5,6

Химические реакции в органической химии (3ч)

7

Типы химических реакций в органической химии.

Табл, реактивы

Л/о Плавление, обугливание и горение орг. веществ.

§8

8

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Табл

Лекция с элементами беседы

Конспект

9

Обобщение, контроль знаний. Обобщение, контроль знаний.

Итоговый контроль

§1-8

Углеводороды (8ч)

10

Алканы. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение алканов.

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия», презентац

Лекция с элементами беседы

§11

11

Алкены. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение алкенов.

Табл, реактивы, презентац.

Обнаружение в керосине непредельных углеводородов.

§12

12

П/р № 1. «Углеводороды»

Реактивы, лабор. оборудование

Практикум

Отчет по п/р

13

Алкины. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение алкинов.

Табл, презентац.

Лекция с элементами беседы

§13

14

Диены. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение диенов.

Образцы каучука, резины, эбонита, презентац.

Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

§14,15

15

Арены. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение аренов. Обобщение «УВ»

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия», презентац.

Отношение бензола к р-рам перманганта калия и бромной воде. Бензол как растворитель. Нитрование бензола.

§16

16

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.  

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия», презентац.

Рассказ, беседа

§10

17

Обобщение и контроль знаний по теме “Углеводороды”.

Итоговый контроль

§10-16

Спирты. Фенолы (2ч)

18

Спирты. Состав и классификация, номенклатура, строение, физ. Хим.свойства спиртов. Важнейшие представители класса спиртов. Применение спиртов.

Реактивы, табл, презентац.

Л/о Растворение глицерина в воде и реакция его с Cu(OH)2

§17

19

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура. Химические свойства фенола.

Реактивы, табл, презентац

Л/о Кач.реакция на фенол (c FeCl3). Вытеснение фенола из фенолята Na угол. к-той. Раст-ть фенола при обычной t и при нагрев.

Вз-ие фенола с бромной водой и р-ром щелочи.

§18

Альдегиды (1ч)

20

Альдегиды. Классификация, номенклатура, изомерия. Строение. Химические свойства

Коллекция альдегидов

Л/о  Реакция “сереб. зеркала” и с Cu(OH)2.

§19

Карбоновые кислоты (3ч)

21

Карбоновые кислоты, классификация, номенклатура. Строение. Физ, хим. Св-ва. Представители.

Коллекция масел, презентац

Л/о Отношение аминовой кислоты к бромной воде и к перманг.калия.

§20

22

Сложные эфиры. Строение. Получение. Гидролиз.

Табл, презентац

Рассказ

§21

23

Жиры. Строение и распространение жиров. Значение.

Реактивы, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Л/о Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира.

§21, конспект

Углеводы (3ч)

24

Классификация, строение, физ.,хим св-ва, применение, нахождение в природе, роль.

Табл, реактивы, презентац

Л/о Реакция “сереб. зеркала” и с Cu(OH)2

§22,23

25

Дисахариды. Сахароза, ее физ. и хим. свойства, биологическая роль.

Табл, реактивы, презентац

Л/о Взаимодействие сахарозы с Cu(OH)2

§24

26

Полисахариды. Общая формула и представители, применение. Нахождение в природе и их биологическая роль.

Табл, реактивы, презентац

Рассказ

§24, конспект

Азотсодержащие соединения (5ч)

27

Амины. Строение. Изомерия и номенклатура, получение. Физ. Хим. свойства.

Табл

Рассказ

§25

28

Аминокислоты и белки. Строение и изомерия, свойства аминокислот. Белки как полимеры, их структура. Биологическая роль.

Коллекция “волокна”, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Л\О Цветные реакции белков.

§26,27

29

П/р № 2. Идентификация органических соединений.

Реактивы, лабор. оборудование

Практикум

Отчет по п/р

30

Контрольная работа по курсу химии 10 класса.

Итоговый контроль

Др. Вариант

31

Анализ контрольной работы

РНО

РНО

Химия и жизнь (4ч)

32

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты и витамины.

Табл, фотогр., презентац

Защита проекта

§29-32

33

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Табл, фотогр, презентац

Защита проекта

Конспект

34

Обобщение и повторение курса «орг. химия»

Табл, фотогр. презентац

Защита проекта

Доп. Мат-л

35

Заключение

Табл, фотогр

Защита проекта

Доп. Мат-л

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Причины многообразия углеродных соединений, строение углерода, виды гибридизации, виды связей, важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей. Строение, свойства, практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида, уксусной кислоты и других представителей органических веществ. Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах, реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации. Качественные реакции на органические вещества.

Учащиеся должны уметь:

А) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость  между составом, строением, свойствами и практическим применением веществ.

Б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь.

В) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие вещества.

Г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа (выйдет в 2005 г.).
  2. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. — М.: Дрофа, 2004.
  3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. — М.: Дрофа, 2003.
  4. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия.10»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2004.
  5. Габриелян О. С, Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2003—2004.
  6. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия для школьников ставших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2005.
  7. Габриелян О. С, Ватлина А. П. Химический эксперимент в средней школе. 10 кл. —М.: Дрофа, 2005.
  8. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия 10» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2004.

Мультимедийная  поддержка курса «Химия»:

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Химия (учебное электронное издание)
  2. Интернет-ресурсы

Краткое содержание тем курса

Повторение основных понятий за курс основной школы (2ч)

Валентность в сравнении со степенью окисления. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность.

Гомологические ряды. Изомерия и гомология. Функциональные группы.

Строение и классификация органических соединений (4ч)

Строение атомов водорода, кислорода, азота, углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Виды гибридизации.

Теория строения органических соединений.

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная.

Классификация и основы номенклатуры органических соединений.

Химические реакции в органической химии (3ч)

Типы химических реакций в органической химии.

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Углеводороды (8ч)

Алканы. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение алканов.

Алкены. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение алкенов.

Алкины. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение алкинов.

Диены. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение диенов.

Арены. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, получение, физ., хим. свойства, применение аренов. Обобщение «УВ»

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Спирты. Фенолы (2ч)

Спирты. Состав и классификация, номенклатура, строение, физ. Хим.свойства спиртов. Важнейшие представители класса спиртов. Применение спиртов.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура. Химические свойства фенола.

Альдегиды (1ч)

Альдегиды. Классификация, номенклатура, изомерия. Строение. Химические свойства

Карбоновые кислоты (3ч)

Карбоновые кислоты, классификация, номенклатура. Строение. Физ, хим. Св-ва. Представители.

Сложные эфиры. Строение. Получение. Гидролиз.

Жиры. Строение и распространение жиров. Значение.

Углеводы (3ч)

Классификация, строение, физ.,хим св-ва, применение, нахождение в природе, роль.

Дисахариды. Сахароза, ее физ. и хим. свойства, биологическая роль.

Полисахариды. Общая формула и представители, применение. Нахождение в природе и их биологическая роль.

Азотсодержащие соединения (5ч)

Амины. Строение. Изомерия и номенклатура, получение. Физ. Хим. свойства.

Аминокислоты и белки. Строение и изомерия, свойства аминокислот. Белки как полимеры, их структура. Биологическая роль.

Химия и жизнь (4ч)

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты и витамины.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                     _________/_Фуникова И.В./

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №    3   »

____________/Пыняева С.В../

ФИО

«___»____________20___г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 3   »

____________/Мальцева Л.Д./

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Васильевой Олеси Михайловны,

 учителя биологии высшей категории

по химии, 11 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______20__ г.

2010 - 2011  учебный год


Пояснительная записка

Программа по химии для 11 класса является логическим продолжением авторского курса для основной школы и органической химии 10 класса. Она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком расширенном и углубленном уровне. Автор Габриелян О. С. Делает это осознано с целью формирования единой целостной химической картины и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступнями обучения в общеобразовательных учебных заведениях.

В 11 классе курс обозначен как “общая химия” и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство органической и неорганической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации неорганических и органических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин, его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.

В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формирования у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Учебник Габриеляна О. С., 11 класс. Рабочая программа уплотнена до 35 ч., за счет сокращения времени на обзорные темы, практические работы.

Учебно-тематический план

Классы 11а, 11б

Учитель Васильева О.М.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 2 ч.;

Административных контрольных уроков   час.

Планирование составлено на основе программы курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян) Дрофа, М: 2002

                                                         программа

Учебник      Химия, 11 класс, Габриелян О.С., М.:Дрофа, 2006

                    название, автор, издательство, год издания

№п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Строение атома

3

2

Строение вещества

10

3

Химические реакции

9

4

Вещества и их свойства

11

5

Химия в жизни общества

2

ВСЕГО

35

Содержание тем учебного курса

Строение атома (3ч)

Основные сведения о строении атомов

Строение электронных оболочек

Периодический закон и ПСХЭ

Строение вещества (10ч)

Ионная связь

Ковалентная связь

Металлическая связь

Водородная связь

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.

Дисперсные системы и растворы.

Теория строения хим. соединений А. М. Бутлерова.

Полимеры органические и неорганические.

Химические реакции (9ч)

Классификация реакций в органической и неорганической химии

Скорость химических реакций

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Основные положения теории электролитической диссоциации

Водородный показатель

Гидролиз органических и неорганических соединений

Гидролиз солей. Практическое применение гидролиза

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

Вещества и их свойства (11ч)

Классификация орг. и неорг. веществ

Металлы в неорг. и орг. химии

Неметаллы в неорг. и орг. химии

Кислоты органические и неорганические

Основания органические и неорганические

Соли органических и неорганических кислот

Амфотерные орг. и неорг. соединения

Генетическая связь неорг. и орг. веществ 

Контрольная работа №2 «Химические реакции. Вещества и их свойства»

Химия в жизни общества (2ч)

Химия в жизни общества

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

1. Строение атома, валентные возможности атомов химических элементов.

2. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Значение ПЗ и ПСХЭ для развития науки и понимания химической картины мира.

3. ТХСОС А. М. Бутлерова и основные направления ее развития.

4. Диалектические основы общности для ведущих теорий химии.

5. Виды химической связи, механизм их образования и свойства веществ с различными видами химической связи.

6. Классификацию химических реакций в органической и неорганической химии и вероятность их протекания.

7. Факторы, влияющие на скорость химической реакции, условия сдвига равновесия обратимых реакций.

8. Основные положения ТЭД, свойства растворов электролитов. Гидролиз органических и неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь:

1. Объяснять свойства химических элементов и свойства их соединений на основании положения элементов в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

2. Сравнивать валентность и степень окисления.

3. Составлять электронно-графические формулы атомов элементов.

4. Определять вид химической связи в соединениях.

5. Определять тип химической реакции, объяснять вероятность протекания химических реакций.

6. Уметь составлять молекулярные, ионные уравнения реакций растворов электролитов.

7. Записывать уравнения реакций, иллюстрирующих генетическую связь между классами неорганических соединений и между классами органических соединений.

8. Уметь определять принадлежность органических и неорганических веществ к соответствующим классам и записывать уравнения реакций, характеризующих их свойства.

9. Уметь решать расчетные задачи, выполнять качественные уравнения реакций.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Габриелян О. С, Лысова Г. Г. Химия. 11  кл.:  Методическое пособие.  — М.: Дрофа, 2002—2004.
  2. Габриелян О. С, Лысова Г. Г., Введенская А. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. — М.: Дрофа, 2003—2004.
  3. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа, 2003.
  4. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11»/О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2004.
  5. Габриелян О. С, Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к единому государственному экзамену. — М.: Дрофа, 2003—2004.
  6. Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия для школьников ставших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2005.
  7. Габриелян О. С, Ватлина А. П. Химический эксперимент в средней школе. 10 кл. —М.: Дрофа, 2005.
  8. Габриелян О. С. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия 10» и О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне. — М.: Дрофа, 2004.

Мультимедийная  поддержка курса «Химия»:

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Химия ( учебное электронное издание)
  2. Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Наглядные пособия и технические средства

Вид занятия

Задания для учащихся

Строение атома (3ч)

1

Основные сведения о строении атомов

03.09

Таблицы, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Рассказ

П.1,2

Конспект.

2

Строение электронных оболочек

10.09

Таблицы

Беседа

П.3,4

Конспект.

3

Периодический закон и ПСХЭ

17.09

ПСХЭ

Беседа

П.5

Конспект

Строение вещества (10ч)

4

Ионная связь

24.09

Таблицы, ПСХЭ

Беседа

П.6

Конспект.

5

Ковалентная связь

01.10

Таблицы

Беседа

П.6

Конспект.

6

Металлическая связь

08.10

Таблицы

Беседа

П.6

Конспект.

7

Водородная связь

Таблицы

Беседа

П.6

Конспект.

8

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.

11.11

Таблицы

Лекция с элементами беседы

П.7 Конспект.

9

Дисперсные системы и растворы.

12.11

Таблицы

Лекция с элементами беседы

П.8 Конспект.

10

Теория строения хим. соединений А. М. Бутлерова.

19.11

Таблицы, портрет Бутлерова

Лекция с элементами беседы

П.9 Конспект.

11

Полимеры органические и неорганические.

25.11

Лабор. оборуд, реактивы, коллекции

Л/о «Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, неорг. соединений»

П.10 Конспект.

12

Повторение и обобщение

26.11

ПСХЭ

Семинар

Повт. 1-10

13

Контрольная работа №1 «Строение атома. Строение в-ва»

03.12

Итоговый контроль

Химические реакции (9ч)

14

Классификация реакций в органической и неорганической химии

10.12

Лабораторное оборудование, реактивы

Л/о «Получение кислорода разложением пероксида водорода или перманганата калия»

П.11, 12, упр. 3,7

15

Скорость химических реакций

17.12

Таблицы

Лекция с элементами беседы

П.13, упр. 1,4,5

16

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

24.12

Таблицы

Лекция с элементами беседы

П.14, упр.1,4

17

П/р №1. «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»

14.01

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

18

Основные положения теории электролитической диссоциации

21.01

Таблицы, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Семинар

П. 15

19

Водородный показатель

28.01

Лабораторное оборудование, реактивы

Л/о «Использование индикаторной бумаги для определения рН соков организма человека

П. 15, упр. 3,4

20

Гидролиз органических и неорганических соединений

4.02

Лабораторное оборудование, реактивы

Л/о «Реакции, идущие с образованием осадков, газов или воды для орг. и неорг. кислот»

П. 16, упр. 3,4

21

Гидролиз солей. Практическое применение гидролиза

11.02

Лабораторн оборудован реактивы

Л/о «Разные случаи гидролиза солей»

п.16, конспект

22

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

18.02

Табл, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

Лекция с элементами беседы

Конспект

Вещества и их свойства (11ч)

23

Классификация орг. и неорг. веществ

25.02

Таблицы, коллекции

Л\о «Ознакомление с образцами представителей   классов   неорг. и орг.  веществ».

П. 17, табл, упр.2,4

24

Металлы в неорг. и орг. химии

4.03

Коллекции

Л\о «Ознакомление с коллекцией руд»

П. 18, упр. 9,10, 13(6)

25

Неметаллы в неорг. и орг. химии

11.03

Табл, реактивы

П. 19, упр. 5,8 (3)

26

Кислоты органические и неорганические

18.03

Табл, реактивы

Л\о «Сравнение свойств кремниевой, фосфорной, сер ной и хлорной кислот; сернистой и серной кислот; азотистой н азотной кислот. Свойства соляной, серной (разб) и уксусной кислот».

П. 20, упр. 5,8

27

Основания органические и неорганические

25.03

Табл, реактивы

Л\о «Взаимодействие гидроксида натрия с солями [сульфатом меди (II) и хлоридом аммоноия. Разложение гидроксида меди».

П. 21, упр. 5

28

Соли органических и неорганических кислот

Табл, реактивы

Конспект

29

Амфотерные орг. и неорг. соединения

Табл, реактивы

Л\о «Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия».

П. 22, упр. 2,4

30

Генетическая связь неорг. и орг. веществ 

Табл

П. 23, упр. 1в,д, 2в

31

П/р №2 «Генетичексая связь между классами неорг. и орг. веществ»

Лабораторное оборудование, реактивы

Практикум

Отчет по п/р

32

Повторение и обобщение.

Табл.

Семинар

Повтор. 11-23

33

Контрольная работа №2 «Химические реакции. Вещества и их свойства»

Итоговый контроль

Химия в жизни общества (2ч)

34

Химия в жизни общества

Защита проекта

п.24-27

35

Заключение

Защита проекта

п.24-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....