Урок по теме "Ковалентная связь"
план-конспект урока химии (8 класс) по теме

Конспект урока по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_himii_v_8_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии в 8 классе

Панченко Т. Ф. ,учитель химии и биологии

Тема урока: « Ковалентная связь»

Цель: на основе знаний об электроотрицательности и валентных электронах выяснить,

          каким образом составляются схемы образования ковалентной связи в различных

          молекулах.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с типами ковалентной связи.

2. Развивать умения составлять схемы образования ковалентных химических связей.

3.Формировать опыт эмпатийного взаимодействия в условиях парной работы.

Этапы работы

Содержание этапа

1

2

3

4

5

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к усвоению сложного материала.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

Способствовать подготовке учащихся к усвоению материала о ковалентной связи.

Методы: словесные.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

показать умения определять валентные, не спаренные электроны, составлять электронные формулы.

Цель, которую учитель хочет достичь:

проверить умения учащихся определять валентные, неспаренные электроны, составлять электронные формулы

 веществ с ковалентной связью.

Методы организации деятельности учащихся:

самостоятельная работа, работа с периодической системой.

Методы мотивирования – похвала.

Методы оценивания: самооценка.

Изучение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять, что такое электроотрицательность, научиться писать электронные формулы веществ с ковалентной полярной связью.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по изучению понятия электроотрицательности, составлению электронных формул веществ с ковалентной полярной связью.

Методы  взаимодействия: самостоятельная работа.

Закрепление учебного материала.

Цель: уметь определять ковалентный тип связи в соединениях, составлять схемы образования химических связей.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения составлять схемы образования ковалентной полярной связи.

Методы: практический.

Методы проверки: самопроверка

Задание на дом.

Цель: закрепить умения составлять электронные формулы веществ с ковалентной полярной связью.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения составлять схемы образования  химических связей, используя алгоритм.

Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Приветствие.

Ребята, я хочу начать сегодняшний урок с притчи Сократа.

 « Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

-Что ты делаешь?

-Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

-Что ты делаешь?

-Зарабатываю на хлеб себе и семье, бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

-Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Дети приходят на занятия по химии, чтобы делать открытия, чтобы узнать что то новое.

Мы дышим кислородом, пьём воду. Вам хочется узнать как устроены молекулы этих веществ.

Продолжаем познавать новое.

Тема урока «Ковалентная связь». Положите перед собой Периодическую систему. Она нам сегодня пригодится.

 Некоторые вещества существуют в виде молекул, которые состоят из атомов. Между ними возникает химическая связь.

-Что такое химическая связь?

-Что такое валентность?

Определите валентность: HCl, H2O, CH4.

-Как определяется число валентных электронов и неспаренных электронов? (записать в тетради)

Группа

Валентные

Неспаренные

5

5

3

7

7

1

6

6

2

 

- Что называется ковалентной связью?

- Составить электронные формулы: J2, H2, N2, HF. Взаимопроверка.

Оцените себя. Есть ребята, которые не справились с этим заданием?

1)

При рассмотрении механизма образования ковалентной связи вы обратили внимание на то, что она может образовываться как между атомами одного элемента, так и между атомами разных элементов. Если молекула образована атомами одного элемента, то общая электронная пара в равной степени принадлежит обоим атомам. Такую ковалентную связь называют неполярной.

Если же молекула состоит из атомов различных элементов, то общая электронная пара обычно смещена в сторону одного из них, а именно в сторону того атома, которая обладает более выраженными неметаллическими свойствами. Например, в молекуле HCl общая электронная пара смещена к атому хлора. Такую ковалентную связь называют полярной.

Для качественной характеристики полярной связи ввели понятие электроотрицательности атомов элемента.

Электроотрицательность – это способность атомов элемента притягивать к себе электроны, связывающие их с другими атомами (стр. 50 – работа с учебником).

2)Изменение ЭО. (совместное обсуждение с учащимися, учитель предлагает вспомнить, какой энергетический уровень наиболее стабильный). Предположения учащихся об изменении ЭО.

Вывод:

в периодах ЭО атомов элементов возрастает с увеличением  заряда ядра атомов (т.е. слева направо), а в главных подгруппах – снизу вверх. Наибольшая ЭО у франция.

3)Типы ковалентной связи:

 а) ковалентная неполярная – это связь между атомами с одинаковой ЭО;

 б) ковалентная полярная - это связь между атомами, которые незначительно отличаются по ЭО.

4) В заключении рассмотрим алгоритм составления схемы образования ковалентной связи на примере связи между атомами водорода и серы в молекуле сероводорода H2S.

Алгоритм составления схемы образования ковалентной связи.

1.Определить валентные электроны (у серы-6, у водорода-1).

2. Валентные электроны каждого атома обозначить точками вокруг символа элемента. В атоме серы два электрона находятся в неспаренном состоянии.

S          H

 До завершения внешнего слоя  атому серы не хватает двух электронов, поэтому при образовании молекулы H2S возникают две пары общих электронов.

3.Показать взаимодействие атомов, составить электронную и структурную формулы образовавшейся молекулы:

H  +  S  + H   -  H  S  H

                           Электронная формула

                                     молекулы

 Структурная формула молекулы сероводорода:

         H –S –H/

4.Указать вид связи между атомами. Связь  H –S ковалентная полярная, общие электронные пары смещены в сторону атома серы, потому что он более электроотрицателен:

      H    S   H

 Пользуясь этим алгоритмом, работая в парах, попробуем составить ещё несколько схем образования химических связей.

1. Между какими элементами образуется ковалентная связь?

2. Составьте схемы  образования химической связи  в молекулах: HF , H2O,  NH3.

(Задание дифференцированно: каждый может выбрать для себя любую молекулу)

 Если возникают трудности, можете обратиться за помощью.  

( Успешные ученики выполняют задание на доске,  ребята контролируют выполнение задания).

Прочитать параграф 16, обратить внимание на определения.  Выполнить упражнение 3 стр. 52.  

Какую задачу ставили?

Чем занимались на уроке?

Какие сложности возникли?

Как оцениваете свою работу? Работу класса в целом?

В начале урока я вас предупреждала, что тема сложная. Трудно делать какие либо открытия. Но это интересно, приятно, так как ваши открытия – это ваши победы, а из этих маленьких побед складываются большие открытия. Вы уже знаете как устроена молекула кислорода, молекула воды, на следующем уроке познакомимся, что из себя представляет поваренная соль. Это и будет нашей следующей целью.

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция:СРЕДСТВА СВЯЗИ

Урок - конференция способствует росту творческого потенциала учителя, формированию у учащихся умений самостоятельной работы с различными источниками информации, позволяет в новом свете осмыслить ранее...

Урок-игра "Средства связи"

План-конспект урока-игры по теме: «MeansofCommunication»...

Урок "Ковалентная химическая связь" для 11 класса

Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса БУП 1 час по программе О.С.Габриелян...

Презентация к уроку Типы химической связи

Презентация к уроку закрепления матреиала по теме "Типы химической связи" (8 класс)...

Урок «Биологическая обратная связь – зеркало здоровья»

Тема урока:«Биологическая обратная связь – зеркало здоровья».Цель урока:Ø дать обучающимся представление о методе биологической обратной связи. Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС)1...

Дидактические материалы к уроку "Типы химической связи"

Дидактические материалы содержат тренажёр, аннотацию, презентацию....

Дидактические материалы к уроку "Типы химической связи"

Дидактические материалы содержат тренажёр, аннотацию, презентацию....