портфолио
материал по химии (8,9,10,11 класс) по теме

Портфолио  - индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_portfolio.docx280.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ «Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа»


ФГБОУ «Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа»

Портфолио

профессиональной деятельности

учителя химии

Исаевой  Ларисы  Константиновны

Исаева   Лариса  Константиновна    

24.05.1960 года рождения

Место рождения: г. Ростов -на- Дону

Адрес: 344000 Ростовская обл., Аксайский р-н, п. Красный Колос, ул. Зеленая,32

Место работы: ФГБОУ «Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа», с  2003г.

Телефон: 89034612295

E – mail:  LK.isaeva@yandex.ru

Web-адрес сайта: http//nsportal.ru/ Isaeva-Larisa -Konstantinovna

Образование: высшее, ростовский государственный университет, 1985г.

Предмет: химия

Специальность: преподаватель, химик

Квалификация: первая квалификационная категория с 2003г.

Подтверждена  Пр. 19от 21.02.2008г.

Стаж: 27 лет

Оглавление

Раздел I. Эссе                                                                                                                                        4                                                                                                                          

Раздел II. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые в работе 

2.1   Обоснование выбора педагогической технологии                                                                    7                                                          

2.2   Использование ИКТ в процессе обучения химии                                                                     8                                                                   

2.3   Компетентностный подход в обучении химии                                                                         10                                                                  

2.4   Формирование обобщенных умений на основе алгоритмизации и компьютеризации

        обучения                                                                                                                                        12

2.5   Химический эксперимент в условиях развивающего обучения                                              13

2.6   Внутришкольное оценивание                                                                                                     14

2.7   Контроль на уроках химии как один из методов повышения качества знаний в рамках    

        развивающего обучения                                                                                                              16

2.8   Воспитание учащихся на уроках химии                                                                                    17

Раздел III. Материалы, иллюстрирующие работу по описанным технологиям и методикам 

3.1   Образовательная программа «Химия и военное дело»

3.2   Образовательная программа «Кристаллы»  

3.3   Разработки открытых уроков  

Раздел IV. Результаты успеваемости и качества знаний обучающихся, их внеурочной деятельности                                                                                                                                       

Раздел V. Информация об обобщении и распространении опыта.                                        

Раздел VI. Официальная оценка работы учителя  

Раздел VII Уровень образования и квалификация учителя.

Раздел I

Эссе

Я думаю, что есть профессии, которым уготована вечность. Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен. Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилий учителей, обучающих Эйнштейна физике, Менделеева – химии, Тимирязева – биологии. Но, я уверена, что в достижениях этих учеников есть и их заслуга.

Какова же цель педагога, входящего в класс? Дать ученику определенный набор знаний? Но их сумма ограничена… Научить истине? Но учитель не носитель истины… Что нужно современному молодому человеку, чтобы не потеряться в этом огромном, сложном, вечно меняющемся мире, чтобы найти себя? Знания? Да, но какие? Современность требует мгновенного результата. Учителя пытаются научить своих учеников мыслить, вслушиваться в слово.

Современное образовательное пространство все время меняется: трансформируются старые и возникают новые вопросы, от ответов на которые зависят все дальнейшие решения. И главным ресурсом остается учитель. Именно от его профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, мобильности, всего того, что можно назвать КУЛЬТУРОЙ ПЕДАГОГА, зависит многое.

Мое педагогическое кредо, как, наверное, и любого учителя, можно выразить словами, обращенными к ученикам: «Верь в себя, и все получится». Именно они вселяют уверенность в детские души, помогают им поверить в собственные силы и способности. Специфика нашей работы такова, что успех зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности самого учителя, его культуры, доброты, обаяния, искренности и терпения. Главное все рационально взвесить.

Настоящий учитель – тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить обратное восхождение. Это человек постоянно находящийся в поиске, мыслящий, выявляющий проблемы и находящий пути их решений, достигающий результата и искренне радующийся этому.

Я убеждена, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить только на основе искренности, взаимопонимания и взаимодоверия.

Примечательная черта работы учителя в том, что нельзя сразу ощутить ее результатов, лишь время показывает как нашу правоту, так и наши просчеты и ошибки.

Профессия учителя дисциплинирует, учит терпению и терпимости, заставляет всегда быть в форме, даже если на душе «кошки скребут». Надо быть интересным рассказчиком, внимательным слушателем, мудрым советчиком, неплохим актером, энергичным, красивым, целеустремленным, неутомимым человеком.

Я не склонна преувеличивать роль школы в воспитании учеников: семья все же первична, но нельзя забывать и о том, что процесс воспитания происходит и в школе, и в первую очередь на личном примере воспитателей. Конечно же, учитель - живой человек, и имеет право на слабости и ошибки, но мы постоянно должны помнить о том, что мы всегда на виду, за нами наблюдают тысячи внимательных детских глаз (они видят все!) и с нас больше спрос.

Люди будущего – это дети. Быть с ними, а не среди них – значит, приоткрыть дверцу в это самое будущее. Поэтому спешу поделиться со своими учениками всем, что знаю и умею, что волнует меня, стремлюсь узнать, что волнует их. А далее можно уже вместе идти дорогой открытий. Сотворчество познания и добрых дел с учениками – вот что радует меня в моей профессии. Поэтому учителю не бывает скучно жить.

Раздел II.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые в работе

2.1 Обоснование выбора педагогической технологии

В последние годы содержание предмета химии привело к следующему:

1. В содержании учебного курса увеличились объём  и глубина теоретических вопросов.

2. При этом сокращается  количество учебных часов при полном сохранении подлежащих изучению объёмов материала.

Всё это привело к усилению теоретического аспекта школьного курса химии. А отсюда возникла проблема – всем ли учащимся доступно содержание предмета химии при существующем темпе его изучения? Где предел усложнения содержания обучения и чем он обусловлен? Считаю, что содержание обучения химии должно быть достаточно  сложным, чтобы вызвать у учащихся интеллектуальное развитие, но в то же время оно должно быть доступным для усвоения, соответствовать реальным возможностям учащихся. Значительная часть учащихся сможет овладеть исходными  предметными знаниями и умениями по химии лишь при условиях специально организованного обучения, предполагающего систематическую тренировку. Поэтому школьники часто относят химию к числу трудных предметов, и очень немногие выбирают данный предмет для сдачи на единых  государственных экзаменах и итоговой аттестации за основную школу. Поэтому считаю проблему поиска путей повышения познавательной активности обучающихся  на уроках химии   актуальной.

Для этого необходимы следующие условия:

  1. Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся.
  2. Наличие кабинета, оснащённого наглядными пособиями, лабораторным оборудованием, набором химических реактивов, видеотекой.
  3. Коллектив единомышленников (учитель-ученик).

Целью моего  опыта работы является:

Выявление условий для успешного развития познавательной активности обучающихся на уроках химии. Определение путей стимулирования личностного роста учащихся.

Основные компоненты опыта:

  1. Отбор средств и методов обучения и воспитания в системе личностно ориентированного подхода.
  2. Разнообразие форм в соответствии с содержанием предмета химии.
  3. Учёт индивидуальных творческих способностей учащихся и индивидуальная работа с ними.
  4. Создание творческих групп для осуществления учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  5. Создание атмосферы творчества.
  6. Обеспечение каждого ученика необходимым уровнем химических знаний.

В своей работе я опираюсь на следующие психолого-педагогические теории:

  1. Личностно-ориентированное обучение И.С.Якиманской.
  2. Модульной  технологии.
  3. Технология гарантированного обучения профессора В.М.Монахова.
  4. Технологии коллективного взаимообучения.
  5. Метод проектов.
  6. ИКТ-технологии.

Сущность опыта:

Изучение  познавательной активности  обучающихся на уроках химии, пути её развития и совершенствования.

Основополагающими принципами моей педагогической работы являются:

  1. гуманизация образования;
  2. учёт возрастных особенностей учащихся;
  3. учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  4. поэтапное формирование умственных действий.

Система работы:

Моя педагогическая  система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств  обучения  для повышения познавательной активности обучающихся.  И она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую, методическую  работу

В ходе работы над этой темой я пришла к выводу: повысить познавательную активность  обучающихся на уроках химии в обычных общеобразовательных классах, где преподавание ведётся по курсу заслуженного учителя РФ Габриеляна Олега Сергеевич (2 часа в неделю), можно наряду с традиционными формами организации учебного процесса внедрять нетрадиционные, осуществляя учёт возрастных особенностей  учащихся.

2.2  Использование ИКТ в процессе обучения химии.

Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.

Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.

Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения различных предметов, в том числе и химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют их деятельность.

Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний.

Программная поддержка курса.

Использование электронных пособий определяю сама, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях - это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях - виртуальная лаборатория, на этапе контроля - это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.

Программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии базового и профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.

В своей работе я использую следующие электронные пособия:  

  1. Уроки химии Кирилла и Мефодия 8 – 9 классы
  2. Уроки химии Кирилла и Мефодия 10 – 11 классы
  3. Мультимедийное учебное пособие нового образца «Химия» 8 класс
  4. Виртуальная химическая лаборатория
  5. Химия общая и неорганическая 10-11 классы

Демонстрационное поурочное планирование:

  1. Общая химия
  2. Химия элементов
  3. Органическая химия
  4. Профильное обучение «Элективные курсы»

Электронные уроки и тесты:

  1. Кислоты и основания
  2. Сложные химические соединения в повседневной жизни
  3. Углерод и его соединения. Углеводороды
  4.  Производные углеводородов
  5. Атом и молекула
  6. Вещества и их превращения

Создание презентаций.

Вместе с тем хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь - для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям например в программе Power Point.

В моей методической копилке разработаны уроки по темам:

8 класс: "Кислород: аллотропия, химические свойства", "Водород: химический элемент и простое вещество», «Вода, ее физические свойства, химические свойства, рациональное использование водных ресурсов», «Галогены», ʺТайна горящей свечиʺ

9 класс: «Валентность и электронное состояние атомов», «Сера: аллотропные модификации», ʺФосфорʺ, ʺАзот: строение молекулы, свойства, применениеʺ, ʺНеметаллыʺ,  ʺСерная кислота", "Производство серной кислоты".

10-11 класс: "Алканы", "Алкины", "Диены", "Бензол", "Спирты", ʺАльдегиды. Их строение, свойства, получение, применениеʺ,  ʺКарбоновые кислоты", «Эфиры», интегрированный урок (биология, химия) ʺХимия кровиʺ

Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе Power Point - и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность.

Метод проектов позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие "учитель - ученик".

Работа над проектами включает следующие этапы:

1. учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.

2. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

3. Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников.

4. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

5. Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.

6. Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Для проведения урока по теме "Рациональное использование водных ресурсов" ребята готовили мини-проекты по темам: "Вода в масштабе планеты", "Многоликая вода", "Значение воды в жизни человека", "Экологические проблемы водных ресурсов", "Очистка воды".

Учащиеся создают проекты к урокам и конференциям по различным темам: "Кислоты вокруг нас" (8 класс), "Витамины: мифы и реальность" (10 класс), "Спирты: биологическая роль в организме" (10 класс), "Карбоновые кислоты" и др., а так же проекты " 21 век без отходов" и "Величайшие открытия в химии 20 века" (11 класс).

Контроль знаний.

Важным в работе является организации контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы - например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ. Однако в классах разного уровня подготовки учащихся тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Power Point, Exsel.

Мной составлены тестовые задания по темам "Первоначальные химические понятия", "Классы веществ", "Периодический закон"; "Номенклатура органических соединений", "Углерод и его соединения", "Строение атома", "Электролиты", «Ионные уравнения», «Окислительно-восстановительные реакции».

2.3            Компетентностный подход в обучении химии

Предназначение школы в том, чтобы передать ученикам знания. Это утверждение на протяжении десятилетий казалось незыблемым и неоспоримым. Мы проводили срезы знаний, оценивали их уровень. В аббревиатуре ЗУН знания стояли впереди, оттеснив умения и навыки. И вдруг в требованиях к школе появляется слово «компетенции». Честно говоря, и со знаниями-то не все было понятно: ученик обладает знанием, если может пересказать параграф у доски или выполнить контрольную работу? Написать реферат или использовать в реальной жизни?

А теперь еще и компетенции, как отправная точка в процессе модернизации образования… Встает вопрос: что же это такое, как изменится учебный процесс, ориентированный на компетентностный подход? Как предполагается проверять компетентность учеников?

Изначально компетенции стали противопоставляться специальным профессиональным знаниям и умениям, т.е. начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности. Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенции попала в образование и заняла в нем ведущее место.

В первую очередь это связано с изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Чтобы быть успешным в профессиональной деятельности необходимо уметь ориентироваться в информационных потоках, быть инициативным, уметь брать на себя ответственность и принимать решения, уметь справляться с проблемами, самостоятельно учиться и уметь работать в группе на общий результат.

В то же время проблематика компетенций не ограничивается лишь рамками профессиональной деятельности. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего общества для решения профессиональных и личных задач?

В стратегии модернизации содержания образования цели образования:

  1. Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации;
  2. Умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  3. Готовность к сотрудничеству
  4. Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Состав ключевой компетенции - умение учиться

1. Формулирование намерений

Определить мотивацию своего обучения (зачем или почему я хочу научиться этому)

Самоутверждение, карьерный рост, повышение личного статуса, интерес

Формулирование долгосрочных и краткосрочных целей обучения

Убедиться, что поставленные цели действительно отражают те образовательные результаты, к которым вы стремитесь

Определить способы достижения результатов обучения

Использовать различные источники информации для определения способов достижения необходимых результатов в выбранной вами сфере (в 0У, личной жизни, карьере)

Определить те критерии, по которым вы сможете оценить степень достижения ваших намерений

Определить систему оценивания степени достижения образовательных результатов

Определить состав и порядок действий по достижению целей. Выделить наиболее приоритетные

Убедиться, что определены все необходимые действия и они действительно направлены на достижение нужных вам образовательных результатов

Спланировать время достижения краткосрочных и долгосрочных целей

Убедиться, что отпущенное время на обучение соответствует вашим условиям и возможностям

Определить, к кому нужно обратиться за помощью

Проверить, что этот человек (люди) действительно может помочь вам в обучении

2. Анализ достижений и процесса обучения

Определять, чему вы научились (например, знание предметов, компетенции, включая ключевые, новые методы работы, ваши личные качества, интересы)

  1. Определять, каким образом вы научились (например, использованные методы, стили обучения, где вы обучались лучше всего, что помогло обучиться лучше всего), что прошло более, а что менее успешно;
  2. определять реализованные намерения и подтверждения ваших достижений;

Получить обратную связь о качестве ваших достижений от учителя, от других значимых для вас людей

Продемонстрировать свои достижения в какой-либо деятельности или при помощи тестов

2.4    Формирование обобщенных умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения

В настоящее время процесс обучения вступил в кибернетический период своего развития, когда акцент делается не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. Частные умения – это способность выполнять конкретную деятельность по аналогии, по образцу. Обобщенные умения обладают широтою переноса в новые условия, применимы к различному предметному содержанию, расширяют возможности творческого применения полученных знаний на практике.

Несмотря на то, что интеллектуальные умения стихийно формируются при изучении различных школьных предметов, анализ знаний и умений учащихся 8 класса показывает, что они в большинстве своём не умеют анализировать, сравнивать, обобщать, не могут объяснить суть логического приёма, указать рациональную последовательность действий. Возникает необходимость на уроках химии обращать особое внимание на формирование и развитие приёмов как эмпирического, так и теоретического мышления, знакомить учащихся с их сутью, вычленять составляющие их действия.

Для развития экспериментальных умений необходимы межпредметные связи с другими естественно-научными дисциплинами, например физикой, так как при проведении химического эксперимента широко используется взвешивание, измерение, работа с физическими приборами и т. д. Поэтому умение ставить эксперимент относят к числу межпредметных умений.

Умение решать химические задачи – также сложное межпредметное умение т.к. решение задачи включает операции с физическими величинами, химическим содержанием, числами.

Умение использовать компьютер – межпредметное умение, формируемое при изучении основ информатики и вычислительной техники, - подразумевает активное и сознательное применение компьютера как средства обучения для формирования трех названных выше групп умений, а также для решения учебно-познавательных и практических задач. Это умение позволяет применять группы умений в новой сфере, осуществляет перевод деятельности и стиля мышления на информационно-компьютерный уровень.

Алгоритмическая деятельность – это не только формальное выполнение действия по соответствующему алгоритму, но и выбор алгоритма решения учебной задачи, составление конечной последовательности шагов из ряда правил, а это значит, что она содержит элементы творчества. Для учащихся они являются и предметом изучения, и основой для овладения способами добывания и применения знаний, и объектом самостоятельной деятельности.

Если алгоритм – предмет усвоения учащимися, то процесс формирования алгоритмической деятельности направлен на приобщение их к этой деятельности через посредство готовых алгоритмов. В качестве примеров можно назвать алгоритмы составления химических формул веществ, названий углеводородов, написания ионных и окислительно-восстановительных уравнений химических реакций.

Алгоритм – основа для овладения способами добывания и применения знаний. Для безошибочного выполнения действий учащиеся должны усвоить систему ориентиров и указаний, представленную в форме алгоритма. Такие алгоритмы способствуют формированию у учащихся основных приемов логического мышления. Работа проводится по плану:

1. формирование знаний о приеме ;

2. формирование умений приемом по аналогии и в сходных условиях;

3. развитие умений пользоваться приемом самостоятельно и в различных связях.

Отработка приемов умственных действий осуществляется на конкретных примерах. Так, задача сравнения возникает каждый раз, когда вводятся новые объекты изучения: химические элементы, вещества, реакции и т.д.

Алгоритм – объект самостоятельной деятельности. К важным факторам рационализации обучения относится структурирование материала, свертывание действий, развитие способности мыслить свернутыми структурами. Их использование способствует интеграции частных умений и их обобщение в целостную систему.

2.5          Химический эксперимент в условиях развивающего обучения

Развивающим принято считать обучение, которое формирует навыки учебной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности. В системе современного обучения особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания.

В условиях развивающего обучения в настоящее время возникла необходимость поиска новых путей совершенствования школьного химического эксперимента. Рационализация современного преподавания химии с широким использованием ученического эксперимента осуществляется посредством продуманной деятельности учащихся по плану, в котором сливаются воедино их умственная и практическая деятельность.

Только включение учащихся в активную экспериментальную познавательную деятельность дает им возможность проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне общих закономерностей, использовать материал в качестве способа дальнейшего познания. Процесс развивающего обучения с использованием эксперимента порождает внутренние стимулы учения, способствует переходу знаний в убеждения, развитию познавательной самостоятельности в деятельности учащихся.

Повышение эффективности школьного химического эксперимента в современных условиях предполагает:

  1. активное включение эксперимента в установление новых фактов, формирование химических понятий, нахождение зависимости и закономерностей химических явлений;
  2. определение трудностей в освоении теоретических знаний, исправление ошибок учащихся, коррекцию экспериментальных умений и навыков, контроль приобретенных знаний;
  3. формирование обобщенных знаний учащихся и общих экспериментальных умений, усвоение правил работы в лаборатории;
  4. развитие исследовательских умений и навыков учащихся, связанных с анализом и синтезом веществ, конструированием приборов и установок, освоением доступной для школы научно-исследовательской работы.

Поскольку развивающее обучение в целом представляет собой динамическую систему, то школьный химический эксперимент несет следующие функции: эвристическую, которая связана, прежде всего, с установлением новых фактов и формированием химических понятий; корректирующую, позволяющую при развивающем обучении преодолевать трудности в освоении теоретических знаний, исправлять ошибки учащихся, вносить поправки в процесс приобретения экспериментальных умений и навыков, осуществлять контроль приобретенных знаний; обобщающую, связанную с выработкой предпосылок для построения различных типов эмпирических обобщений; исследовательскую, которая связана с развитием исследовательских умений и навыков учащихся по анализу и синтезу веществ, конструированию приборов и установок, освоению доступных для школы методов научно-исследовательской работы.

Ученический исследовательский эксперимент в условиях развивающего обучения сочетает преимущественное применение основных приемов научного метода с самостоятельным решением и выполнением учебных исследовательских задач. Исследовательская работа развивает черты творческой деятельности, формирует интерес к познанию химических явлений и их закономерностей.

2.6               Внутришкольное оценивание

Классификация учебных целей Б. Блума – один из наиболее распространенных способов определить уровни компетентности. На нее зачастую опираются при разработке критериев и схем оценивания.

Существуют три варианта описания учебных результатов, соответствующих трем видам учебных целей:

Ориентированных на знания

Уровень компетентности

Описание уровня

1. Знание

Воспроизводит термины, идеи, теоремы

2. Понимание

Интерпретирует, экстраполирует знания, но не видит всех возможностей применения или переноса на другие близкие ситуации

3. Применение

Применяет абстрактные общие принципы или методы к специфическим конкретным ситуациям

4. Анализ

Выделяет в комплексной идее отдельные составляющие и определяет их внутренние взаимосвязи

5. Синтез

Креативно конструирует идеи и понятия, взятые из разнообразных источников, для формирования идей в новые интегрированные схемы, отвечающие условиям

6. Суждение

Способен выносить суждение по поводу идей или методов, на основе заданных или самостоятельно установленных критериев, которые подтверждаются наблюдениями или осмыслением полученной информации

Ориентированных на умения

Уровень компетентности

Описание уровня

1. Восприятие

Использует сенсорную информацию для управления действиями

Уровень компетентности

Описание уровня

2. Установка

Демонстрирует готовность совершить действия, чтобы выполнить задание

3. Управляемый

(направленный) ответ

Знает шаги, необходимые, чтобы выполнить задание

4. Механизм

Выполняет задание в определенной степени уверенной, искусной, отработанной манере

5. Комплексный публичный ответ

Выполняет задание в уверенной, искусной, отработанной манере

6. Адаптация

Выполняет задание, но может также изменять способ действий, учитывая новую проблемную ситуацию

7. Организация

Создает новые задания, включающие в себя уже освоенные

Аффективные (ориентированные на ценности, отношения, интересы)

Уровень компетентности

Описание уровня

1. Получает и воспринимает

Демонстрирует стремление участвовать в деятельности

2. Отвечает

Демонстрирует интерес к предметам, явлениям, формам деятельности, занимаясь инициативно и с удовольствием

3. Ценит

Предметы, явления, деятельность являются субъективно ценными

4. Организует

Сравнивает различные суждения и ценности и разрешает возникающие противоречия, формируя собственную систему оценок

5. Имеет систему ценностей

Приобретает долговременную систему ценностей, которая является «всеобъемлющей, содержательной и прогнозируемой»

Чтобы определить уровень компетентности, необходимый для каждого измеряемого учебного результата, сначала надо решить, к какой из трех категорий принадлежат поставленные учебные цели. Затем определить, какие описания уровней компетентности наиболее точно подходят для измеряемых учебных результатов.

2.7    Контроль на уроках химии как один из методов повышения качества знаний в рамках развивающего обучения

Ведущие методы, используемые мной в процессе преподавания химии, из развивающей модели обучения являются: проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский методы.

Один из принципов, по которым я стремлюсь сделать обучение развивающим - при оценивании работ отметки выставляю не за конечный результат, а за процесс его получения, причем ученика сравниваю с самим собой, но вчерашним, я использую при контроле знаний учащихся по химии. Контроль бывает устный и письменный.

Устный контроль знаний в моей работе — основной способ учета результатов развивающего обучения. При устном контроле знаний я имею возможность проверить весь изучаемый материал по теме. Его преимущество состоит в том, что можно контролировать знания учащихся с углублением и закреплением раннее пройденного. Устный контроль знаний помогает мне лучше изучить своих учеников.

Я проверяю знания основных законов и понятий, умение применять теории для объяснения фактов и использовать их для иллюстрации изученных теорий, проверяю умения распознавать вещества и делать простейшие опыты, решать расчетные и экспериментальные задачи. Контролируя знания, я учитываю умение учащихся излагать материал в системе, делать выводы, мыслить логически.

Для контроля умений применять полученные знания предлагаю учащимся написать формулу, уравнение реакции, решить задачу, задаю дополнительные вопросы, контролирующие знания законов. Стараюсь организовать устный контроль так, чтобы вызвать интерес к вопросам и ответам.

Для привлечения внимания к ответам предлагаю кому-либо из учащихся продолжить рассказ, исправить ошибку или дополнить ответ. Не вызываю для ответа слабых учащихся, так как их ответы понижают интерес других учащихся. Для усиления внимания к ответу вызванного учащегося применяю прием рецензирования, поручаю учащимся следить за ответом отвечающего, записывать свои замечания, отмечая неточности и ошибки, а затем внести исправления.

Устный контроль знаний применяю в зависимости от урока: в начале урока, перед изучением нового материала, с целью контроля и одновременного повторения и закрепления ранее пройденного; при изучении нового материала с целью выяснения связи нового с ранее изученным; в конце урока с целью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного; после изучения темы или раздела на уроках посвященных контролю, с целью закрепления, повторения, систематизации и обобщения.

Однако основная трудность устного контроля состоит в том, что по количеству времени и большом числе учащихся не представляется возможным часто опрашивать каждого учащегося. Поэтому я использую еще письменный контроль знаний. Письменный контроль позволяет мне получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному раздел курса. Результаты работ отражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, что позволяет объективно оценить успеваемость.

В письменный контроль включаю следующие виды: проверочные работы, химические диктанты, контрольные работы, контроль тетрадей и домашних письменных работ.

На контрольных работах использую различные тесты, но не исключаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи, кроссворды и другие). Готовлю несколько вариантов заданий, включающих обязательную и дополнительную часть, включающую более трудные задания.

Также при составлении тестов и других заданий учитываю способности учащихся к обучению и уровень их знаний. Использование уровневой дифференциации дает мне возможности учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, что позволяет учащимся реально оценивать возможности, видеть свои достижения и при этом повышается интерес к предмету, снижается психологическое напряжение на уроках, повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.

2.8          Воспитание учащихся на уроках химии

Очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим ученикам та учебная информация, которую они получили? Какие качества были приобретены учениками на моем уроке? Как способствовал мой урок развитию способностей учеников? И самое главное, как мой урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?

До недавнего времени содержание этого принципа было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.

С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке? Прежде всего - это "другие люди". Это отношение проявляется через гуманность, доброту, деликатность, вежливость, скромность, честность.

Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "я", отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как: гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, добросовестность, ответственность и честность.

Третий объект - общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как: чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества.

Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, усердие.

И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в: добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.

Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы в данном направлении у ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование, на приобретение навыков планирования собственной жизни.

3.2  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КРИСТАЛЛЫ»

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 8-х классов, которые только начинают изучать химию и уже проявляют большой интерес к этому предмету. Этот курс даёт возможность более углублённо изучить некоторые темы курса 8-го класса.

Цель курса: углубить знания учащихся в области химии растворов, кристаллизации из насыщенных растворов, ознакомить с правилами безопасной работы в химической лаборатории.

Целью курса также является получение учащимися навыков работы с посудой и оборудованием, освоение методик приготовления растворов различной концентрации, выращивание кристаллов из насыщенных растворов, разделения смесей веществ, решения задач по теме «Растворы».

Задачи курса:

  1. повысить интерес к химии, областям её применения и экологии;
  2. выработать первоначальные навыки безопасной работы в лаборатории;
  3. изучить процесс и условия роста кристаллов.

Тематическое планирование

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Введение.

Ознакомление учащихся с содержанием курса.

Роль кристаллов в природе и технике

1

Организационное занятие. Техника безопасности в химической лаборатории.

1

1

Химическая посуда и её назначение. Приёмы работы в химической лаборатории

3

1

Растворение. Растворы. Концентрация растворов.

Смеси и способы их разделения

4

4

Выращивание кристаллов.

3

6

Оформление результатов работы. Защита курсовых работ

5

Итого

12

17

          Раздел IV

  1. Показатели качества знаний за последние 3 года
  2. Отчеты по срезам знаний
  3. Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях
  4. Предметные недели
  5. Задания олимпиад, интеллектуальных марафонов
  6. Проектные работы учащихся

Результаты успеваемости и качества знаний обучающихся, их внеурочной деятельности

Раздел V

Предъявление собственного педагогического

опыта

●●●

  1. Тема самообразования
  2. Открытые уроки
  3. Выступления на семинарах, конференциях
  4. Материалы выступлений, тексты докладов на семинарах
  5. Публикации

●●●

ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ

Тема урока

Класс

Дата

ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ, УЧАСТИЕ В СЕМИНАРАХ, СОВЕЩАНИЯХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ

2009 – 2010

2010 – 2011

2011 - 2012

Семинар: Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения

Новые подходы в обучении химии.

Компетентностный подход в обучении химии

Содержание и формы деятельности классного руководителя

Мое основное назначение, как классного руководителя, обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Цель воспитательной деятельности :

Создание психолого-педагогических условий для современного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищённости, безопасности, эмоционального комфорта).

Задачи :

  1. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни, знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
  2. Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном обществе.
  3. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
  4. Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьёй.

Основные направления, виды и формы деятельности:

1. Содействую созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребёнка. Для этого:

  1. изучаю особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике.
  1. изучаю склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомлю с ним его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам и другое);
  2. корректирую межличностные связи в классе; 􀀹 в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекаю детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогаю им понять себя, привлекаю к самовоспитанию, к самоуправлению;
  3. помогаю найти цели жизни, подвожу к осознанному выбору профессии, ненавязчиво ориентирую на положительные образы и идеалы.

2. Осуществляю работу по развитию сплочённого классного коллектива:

  1. помогаю в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью гуманизации межличностных отношений;
  2. участвую с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
  3. развиваю и совершенствую классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо идти на компромисс;
  4. готовлю воспитанников к рыночным отношениям, вовлекаю класс в производственную деятельность, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной смекалки и предпринимательства;
  5. способствую формированию навыков самозащиты, изучаю на классных часах вопросы прав человека, поощряю готовность детей отстаивать справедливость, умение в рамках закона защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме от кого бы то ни было.

3. Осуществляю помощь обучающимся в учебной деятельности:

  1. помогаю в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирую родителей;
  2. поощряю и по возможности организую, взаимопомощь в учёбе, помогаю отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами;
  3. организую и участвую в малых педсоветах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещаю уроки учителя – предметника;
  4. способствую развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков и т. д.;
  5. содействую получению дополнительного образования (развития) через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений.

4. Провожу родительские собрания (семинары). Даю консультации. Привлекаю родителей к помощи школе.

5. Контролирую дежурство, коллективную уборку класса (школы), веду установленную документацию, осуществляю учёт посещаемости занятий и информирую о ней родителей и администрацию школы

6. Принимаю необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе.

7. Участвую в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний, ШМО классных руководителей.

8. Осуществляю повышение своего профессионального уровня.

Выбор и создание новых форм определяю как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

В качестве координирующего направления поддерживающей деятельности мной разработана и апробирована методика наблюдений за учеником и группой в процессе посещения уроков и внеклассных мероприятий, включающая в себя координацию действий педагогов класса и регулирование объема нагрузки учащихся.

Использую различные модели взаимодействия с родителями, разнообразные методики проведения родительских собраний, индивидуальной работы и работы в социуме, провожу их сравнительный анализ.

Осуществляю идею и практику коллективной творческой деятельности, применяю активные формы и анализирую методики подготовки и проведения мероприятий. Учитываю природу как фактор воспитания.

Отслеживаю физическое и психическое здоровье ребенка, оказываю педагогическую поддержку в кризисных состояниях, провожу профилактику табакокурения, наркомании, алкоголизма.

Раздел VI

Официальная оценка работы

педагога

Раздел VII

Уровень образования и квалификация учителя

(копия диплома, сертификатов,  курсы повышения квалификации, аттестационный лист)


Раздел III

❧❧

  1. Разработки уроков
  2. Разработка внеклассных мероприятий

❧❧

Материалы, иллюстрирующие работу по описанным технологиям и методикам

3.1  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ХИМИЯ  И ВОЕННОЕ  ДЕЛО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из принципов определения содержания общего образования в Российской Федерации является его регионализация, опирающаяся на исторически сложившиеся национальные, культурные, социальные и хозяйственные особенности региона с учетом современных экономических и политических условий.

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.

Задачи образовательного и воспитательного процесса в ФГОУ кадетской школе – формирование   личности на основе духовных, культурных и военных традиций донского казачества. Опираясь на эти традиции, учебно-воспитательный процесс в кадетском корпусе направлен на развитие высоких гражданских патриотических качеств кадет, их готовности выполнить свой воинский долг перед Родиной.

В связи с этим важно показать кадетам, какова роль химии в формировании военного потенциала страны и в современном военном деле.

Отличительной чертой контингента воспитанников кадетской школы является повышенный интерес к военному искусству, воинскому делу, поэтому применение нетрадиционных для естественных дисциплин межпредметных связей с военным делом помогает решить проблему более глубокого и прочного усвоения программы, т. к. интерес к изучаемому материалу стимулирует познавательную и мыслительную деятельность кадет, удерживает их внимание, то есть обеспечивает мотивацию к обучению.

Цели курса:

  1. Ознакомление воспитанников с химическими веществами, применяемыми в военном деле, их свойствами, что позволит выделить ту ответственность, которая ложится на человечество, обладающее мощными средствами разрушения;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. воспитание высоких нравственно - гуманистических качеств личности, убежденности в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; ответственности за безопасность личную, общественную и государственную;
  5. показать достижения науки в военной технике, технологиях;

Виды работы:

- включение в урок текстов кадетской тематики, фрагментов фильмов, иллюстраций;

- решение задач, выполнение упражнений, диктантов, заданий кадетской тематики;

- домашние задания, в том числе требующие обращения к Интернету, к справочникам, к дополнительной литературе кадетской тематики;

- включение кадет в проектную деятельность, интегрирующую предметную и кадетскую тематику.

Рабочая программа рассчитана на 34  часа.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД ИЗДАНИЯ

ИЗД - ВО

1

Региональные программы донской средней общеобразовательной школы.

2005

Ростовский областной ИПК и ПРО

2

О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

16.05.1996

Указ президента РФ № 727

3.

Азимов А.

Краткая история химии

2000

М.: Мир

4.

Алексинский В.Н.

Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей.

2003

М.: Просвещение

5.

Барков С.А.

Галогены и подгруппа марганца. Элементы VI группы ПС. Пособие для учащихся.

2004

М.: Просвещение

6

Будников М.А.

Взрывчатые вещества и пороха.

2000

М.: Наука

7.

Буцкус П.Ф.

Книга для чтения по органической химии. Пособие для учащихся.

2003

М.: Просвещение

8.

Енякова Т.М.

Внеклассная работа по химии.

2004

М.: Дрофа

9

Казарян П.Е.

Химики в годы Великой Отечественной войны

1995

Химия в школе, №4

10

Князева Р.Н., Бородихина А.М.

Ознакомление с химическими веществами, применяемыми в военном деле.

1989

Химия в школе, №3

11

Крицман В.А.

Книга для чтения по неорганической химии. 2части

2003

М.: Просвещение

12.

Кузнецов В.И., Печенкин А.А.

Формирование мировоззрения учащихся при изучении химии. Пособие для учителей.

2003

М.: Просвещение

13

Паравян Н.А.

Соль нитрум, или просто селитра

1990

Химия и жизнь, №12

14

Секретова Л.В.

Прикладные аспекты преподавания химии в казачьей гимназии. Химия и военное дело. Методическая разработка для учителей химии.

1998

Ростов-на-Дону

15

Смирнов Ю.И.

Мир химии: Занимательные рассказы о химии.

1995

ИКФ «М и М-Экспресс»

16

Соловьев Ю.М.

История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца 19 в. пособие для учителя.

1983

М.: Просвещение

17

Червонная С.Д.

Элементы в военном деле

1997

Химия. При-ложение к га-зете «1 сен-тября», №39

18

Шаталов М.А.

Межпредметные связи в формировании системы знаний

1997

Химия в школе, №5

19

Химия в бою: Сборник статей.

1970

М.: Воениздат

Тематические и практические  задачи к образовательной программе:

 «Химия и военное дело»

Тема

Задания  

1

ВВЕДЕНИЕ

1.1

Предмет химии. Вещества.

Значение химии в формировании военного потенциала государства.

1.2

ПЗ Д.И.Менделеева. ПСХЭ.

1.3

Явление радиоактивности.

1.4

Открытие изотопов и их использование

2

ХИМИЯ   МЕТАЛЛОВ

2.1

Химия металлических элементов.

1.  Этот редкий металл сыграл немаловажную роль в … защите Лондона от массированных налетов немецкой авиации во время второй мировой войны. Благодаря чрезвычайно высокой отражательной способности этого металла изготовленные из него зеркала позволяли прожекторам противовоздушной обороны в поисках воздушных пиратов легко «пробивать» мощными лучами плотный туман, частенько окутывающий британские острова. Поскольку этот металл принадлежит к легкоплавким металлам, во время работы прожектора зеркало постоянно нуждалось в охлаждении, однако английское ведомство охотно шло на дополнительные расходы, с удовлетворением подсчитать число сбитых вражеских самолетов.

1). О каком металле идет речь? (Индий)

2). Дайте характеристику индия по его положению в ПС.

3). Дайте полную характеристику химическому уравнению:

In2O3 + 3H2 ↔ 2In + 3H2

2. Оружейников древности и даже средневековья прочностные характеристики этого металла вполне устраивали. Во-первых, нагрузка, которую испытывал щит при ударе копьем или секирой, куда меньше пробивной силы винтовочного выстрела. Во-вторых, у древних металлургов не было другого металла, прочного и доступного, как этот. Не случайно античный бог-кузнец Гефест выковал непобедимому Ахиллесу щит …. Из какого металла? (Из меди)

 1). Этот металл встречается в виде соединений очень часто. Особенно в виде сульфидов: Cu2S – медный блеск, CuFeS2 – медный колчедан (халькопирит).

- Определите массовую долю этого металла в каждом из соединений.

Получение идет по схеме:

2Cu2S + 3O2 = 2Cu2O + 2SO2

2Cu2O + Cu2S = SO2 + 6Cu

- Расставьте коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса, укажите СО, окислитель и восстановитель.

- Рассчитайте массу полученной меди, если исходное вещество Cu2S, массой 250 кг, содержало 45% примесей, а выход первой реакции составил 65%, второй – 36%.

2.2

Щелочные металлы.

1. Как получить пероксид натрия? Напишите соответствующие уравнения реакции. Рассчитайте, какой объем кислорода необходим для получения 1,56 кг пероксида натрия. Почему этот объем  не совпадает  с объемом кислорода, выделяющимся при взаимодействии 1,56 кг пероксида натрия с диоксидом углерода:  Na2O2 + CО2 = Na2CO3 + O2

2. Демонстрационный пиротехнический опыт (можно продемонстрировать).

Соли лития окрашивают в яркий красный цвет след трассирующих пуль и снарядов. Эту окраску можно продемонстрировать следующим образом. Сигарету поджечь до образования пепла, после чего опустить ее в соляную кислоту, чтобы соединения лития превратились в летучий хлорид. Снова внести сигарету в пламя, оно окрасится  в характерный для лития ярко красный цвет. Соединения лития переходят в пепел при сгорании табачных листьев, в которых, как и во многих других растениях, в довольно больших количествах содержится.

Пепел, а точнее, содержащиеся в нем соединения лития, служат также катализатором процесса горения. Если на кусочек сахара насыпать немного пепла от сигареты и поднести сахар к пламени, то сахар ярко вспыхнет. Сахар без пепла гореть не будет.

2.3

Главный металл: железо.

1. В основе доменного процесса лежит реакция восстановления оксида железа (II) оксидом углерода (II). Составьте уравнение реакции, подобрав коэффициенты методом электронного баланса. Рассчитайте массу железа, если объем (н.у.) газообразного продукта реакции составил 67,2л.

2. К известному русскому химику В.В.Марковникову обратились из интенданства  с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесенный в лабораторию в качестве наглядного примера, был покрыт серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при легком постукивании рукой. Анализ показал, что и пыль, и наросты состояли из вещества без каких-либо примесей. Какое же вещество ведет себя так при низких температурах?

(Олово. При температуре ниже 13,20С в кристаллической структуре оловянного слитка начинается перестройка. Белое олово превращается в серое, и чем ниже температура, тем больше скорость этого процесса. Максимума она достигает при -39щС. по этой же причине погибла экспедиция Роберта Скотта, т.к. осталась без топлива, которое вытекло через швы, пропаянные оловом.)

2.4

Авиационные металлы. Алюминий.

Титан, молибден, воль-фрам.

1. Титан обладает уникальными свойствами: почти вдвое легче железа, всего лишь в полтора раза тяжелее алюминия. При этом он превосходит в полтора раза сталь по прочности и плавится при более высокой температуре, обладает высокой коррозийной стойкостью. Идеальный металл для реактивных самолетов.

Впервые был получен в 1910г. американцем М. Хантером:

TiCl4 + 4Na = Ti + 4NaCl

Спустя 30 лет химиком Вильгельмом Кролем в качестве восстановителя было предложено использовать вместо натрия магний. С 1948г. в СССР началось промышленное получение титана по технологии, предложенной Кролем.

1). Запишите уравнение химической реакции получения титана по способу Кроля.

2). Рассчитайте, необходимое количество  TiCl4 для получения 45 кг титана, если примеси в сырье составляют  20%, выход готового металла составляет  45%.

2. Демонстрационный пиротехнический опыт «Алюминий», «Катализ».

При производстве взрывчатых веществ горючей добавкой часто служит порошкообразный алюминий. Например, в состав аммонала входят тринитротолуол и порошок алюминия.

Смесь порошкообразного алюминия и кристаллического йода поместить на керамическую плитку и капнуть несколько капель воды (вода служит катализатором процесса). Происходит бурная химическая реакция (тяга обязательна!).                                                          H2O

2Al  +  3I2    ---→    2AlI3  + Q

2.5

Сплавы

1. Нержавеющая (легированная) сталь содержит 8% хрома и 18% никеля. Рассчитайте количество (моль) хрома и никеля, содержащихся в образце нержавеющей стали массой 100 гр.

2. Образец углеродистой стали массой 25гр растворили в хлороводородной кислоте. При  этом выделилось 9,90л газа (н.у.). Рассчитайте массовую долю (%)  углерода (II) в стали.

3

ХИМИЯ   НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

3.1

Кислород.

1. В подводных лодках и на космических кораблях для регенерации воздуха используют пероксид натрия. При этом пероксид натрия поглощает диоксид углерода с выделением кислорода:

2Na2O2 +2CО2 = 2Na2CO3 + O2

1). В результате какого процесса в воздухе подводной лодки накапливается диоксид углерода?

2). Рассчитайте массу и количество кислорода, которые можно получить из 1,56 кг пероксида водорода?

3). Какой объем занимает это количество кислорода, если удельную плотность кислорода при 200С принять равной 1,23г∕л?

4) Какой объем занимает это количество кислорода при н.у.? Почему эти объемы не совпадают?

5). Приведите формулу уже известного вам пероксида водорода. Для чего его применяют?

6). Какие еще способы получения кислорода вы знаете?

2. 17 июня 1808г. житель Бреста Пьер-Мари Тубулик запатентовал прибор для дыхания под водой, названный им «Ихтиозавр». К сожалению, детальное описание этого, по мнению некоторых историков, первого в мире водолазного аппарата замкнутого типа до нас не дошло. Известно только, что газовая смесь для дыхания поступала из «флакона», где якобы из морской воды добывался кислород. Для этого, согласно  некоторым историческим источникам, изобретатель добавлял в воду «двуокись соды», сульфаты никеля и меди, разлагавшие ее на водород (который «откачивался») и необходимый для дыхания кислород. Ныряльщик регулировал подачу смеси с помощью «турникета» - ручки, закрепленной на «флаконе». Очевидно, что дошедшая до нас информация почти двухвековой давности искажена, да и терминология не везде соответствует современной.

Вопрос. Несмотря на все трудности, попытайтесь «отделить зерна от плевел», предположите, каков был принцип действия «Ихтиозавра». Подтверждают ли приведенные сведения гипотезу о том, что «Ихтиозавр» был водолазным аппаратом замкнутого типа (т.е. осуществляющим очистку выдыхаемого водолазом воздуха от углекислого газа и обогащение его кислородом, что позволяет снова использовать этот воздух для дыхания)?

(При первом же знакомстве с условиями задачи обращает на себя внимание термин «двуокись соды». Ключ к разгадке этого термина, явившегося следствием ошибки переводчика, в том, что в англо-и франкоязычных странах натрий до сих пор называют «содиум», поэтому очевидно, что «двуокись соды» - это двуокись натрия – старинное название вещества пероксида натрия. При добавлении пероксида натрия в воду он подвергается гидролизу:

Na2O2 + 2H2O = 2NaOH + H2O2

Сульфаты никеля и меди дадут в таком растворе гидроксиды:

NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2↓ + Na2SO4

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

Эти гидроксиды – катализаторы разложения пероксида водорода:

2 H2O2 = 2H2O + O2

Таким образом, водолаз периодически выпуская из «флакона» образовавшийся там кислород, использовал его для дыхания. Что же касается откачивания получающегося водорода – это, вероятно, результат проявления эффекта «испорченного телефона», ведь информация об изобретении Тубулика передавалась в виде догадок и домыслов в течение почти двух веков. По-видимому, дошедшие до нас сведения не подтверждают предположение о том, что «Ихтиозавр» был аппаратом замкнутого типа, поскольку в таких аппаратах кислород выделяется при реакции пероксида натрия (или другого вещества) с углекислым газом выдыхаемого воздуха:

2Na2O2 +2CО2 = 2Na2CO3 + O2

В рассматриваемом же аппарате выделение кислорода из реакционной смеси происходит постоянно.)

3.2

Водород.

1.  В годы мировой войны американские летчики при авариях над морем использовали таблетки гидрида лития как источники водорода для наполнения спасательных жилетов, надувных лодок и сигнальных шаров-антенн. Ответьте на вопросы:

1). Какие соединения называются гидридами? Приведите формулы гидрида лития и других известных вам гидридов.

2). Почему для получения водорода летчики использовали именно гидрид лития? Рассчитайте массовую долю водорода в гидриде лития и в гидридах других металлов.

3). Составьте уравнение реакции взаимодействия гидрида лития с водой, в результате которой выделяется водород. При каких условиях получают водород из других гидридов, например, из гидрида титана?

4).Рассчитайте, какая масса гидрида лития потребуется для наполнения водородом сигнального шара объемом 1м3?

5). Вычислите подъемную силу 1м3 водорода в воздухе, используя закон Архимеда.

6). Как получить гидрид лития? Составьте уравнение реакции. Как вы считаете, на получение гидрида лития затрачивается столько же водорода, сколько его выделяется при разложении этого же количества гидрида лития водой? Если нет, то почему?

2. 16 июня 1904г. планировалось учебное погружение в Неве первой боевой подводной лодки русского флота «Дельфин».  Подводная лодка приводилась в движение электромоторами, работавшими от аккумуляторных батарей. Водоизмещение позволяло брать на борт до 45 человек, кроме команды.

В этот день, кроме экипажа, в отсеках лодки разместились 24 матроса, осваивавшие азы подводного плавания. Из-за конструкторских недоработок и ошибок в управлении лодка ушла под воду с открытым люком. Поднять на поверхность ее удалось лишь через несколько часов. Трагедия унесла жизни командира и 24 матросов. Однако несчастья на этом не кончились. Во время откачки воды внезапно грянул взрыв, а за ним второй, изувечившие еще 4 моряков.

Тяжелым трудом, а порой и ценой жизни тысяч людей создавался российский подводный флот. Однако в чем причина внезапных взрывов? Следственная комиссия решительно отвергла предположение о возможности диверсии, несчастье не могло произойти из-за неосторожного обращения с боеприпасами, ведь их вообще не было на борту. Что взорвалось на «Дельфине»?

Взрывался гремучий газ (смесь водорода и кислорода), выделявшийся при электролизе воды, затопившей аккумуляторы:

               эл. ток

2О → 2Н2↑ + О2

Трудно сказать, что непосредственно вызвало взрыв. Это могло быть случайное перемещение предметов внутри лодки: при ударах возникли искры, а может быть, причина – местный нагрев от электрического тока.

Взрывы при затоплении подводных лодок, несущих аккумуляторные батареи, были нередки на заре развития подводных флотов различных стран. Поскольку подводные лодки чаще всего тонули не в пресных речках, а соленых морских водах, содержащих в среднем 19,35г хлорид-ионов на кг, то наряду с водородом и кислородом в образующейся газовой смеси оказывался и хлор:

2Cl- → Cl2 + 2e

Это еще более усугубляло положение, поскольку влажные смеси, содержащие хлор и  водород, способны к самопроизвольной детонации, а хлор, кроме того, грозил отравлением оставшимся в живых морякам.)

3.3

Вода. Водные растворы.

1. Практическая работа: Очистка питьевой воды от вредных веществ и ее обеззараживание».

Цель: научиться очищать питьевую воду в походных условиях.

Оборудование: две емкости для воды, ткань или марля, активированный уголь, перманганат калия., вода.

1. Очистить воду от взвешенных частиц фильтрованием ч.

2. Если вода не является бесцветной, то в нее добавить растолченный активированный уголь, взболтать и отфильтровать.

3. Если вода имеет «затхлый» запах или застойный привкус, то в нее следует добавить немного раствора перманганата калия (до бледно- розовой окраски).

4. Прокипятить.

Хранить питьевую  воду в походных условиях лучше всего в сосудах из высушенных декоративных тыкв, которые своим внутренним слоем волокнистой клетчатки очищают воду от мелко дисперсных взвесей и адсорбированных на них вредных примесей. Так хранили воду  в походах казаки, которые называли эти сосуды «калабашками».

3.4

И. А. Каблуков и его роль в развитии теории растворов.

3.5

Галогены.

1. На рассвете 3 октября немцы, употребив удушливые газы, отравили три батальона 256-го полка и заняли первую линию наших окопов…

Валет, клацнув зубами, отпрыгнул, и на то место, где секунду назад стояли его ноги, спиленным деревом упал стоящий под сосной человек. Они перевернули его лицом вверх и тут только догадались, что под сосной нашел себе последний приют этот отравленный газами, бежавший от смерти, которую нес в своих легких, солдат одного из трех батальонов 256-го пехотного полка. Рослый, широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову, с лицом, измазанным при падении клейкой грязью, с изъеденными газом, разжиженными глазами, из стиснутых зубов его черным глянцевитым бруском торчал пухлый, мясистый язык.

- Пойдем. Пойдем ради бога! Пусть он себе лежит,- шепнул товарищ, дергая Валета за руку.

Они пошли и сейчас же наткнулись на второй труп. Мертвые стали попадаться чаще. В нескольких местах отравленные лежали копешками, иные застыли, сидя на корточках, некоторые стояли на четвереньках – будто паслись, а один, у самого хода сообщения, ведущего во вторую линию окопов, лежал, скрючившись калачиком, засунув в рот искусанную от муки руку. (М.Шолохов, «Тихий Дон»)

1). О каком газе идет речь? Дайте его физическую характеристику. (Фосген СОCl2)

2). Получение: оксид углерода (II)  реагирует с хлором на свету в присутствии катализатора – угля.

CO + Cl2 = COCl2

Что является окислителем, а что восстановителем в реакции образования фосгена?

Какое количество (в молях) и какой объем фосгена можно получить из 200л хлора и 120л СО, если выход реакции составляет 70%?

3.6

Сера

1. Кто и когда изобрел огнестрельный порох? (Роджер Бэкон, 1267г)

2. Из смеси каких веществ изготавливают порох? (Порох состоит из смеси селитры, серы и угля). Соотношение: нитрит калия : древесный уголь : сера = 15 : 43 : 2 (Дымный (черный) порох)

 3. 1941год. Начало войны. Немецкие танки рвались к Москве. Катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический момент ученые-энтузиасты за два дня на одном из заводов наладили выпуск бутылок КС (Качурина – Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью

1). Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке резинкой прикрепляли ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло.

2). Принцип действия, химические процессы, сопровождавшие действие смеси в бутылке?

Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

2KClO3 + H2SO4 = 2ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O

2ClO2 = Cl2 + 2O2

C12H22O11 + 12O2 = 12CO2 + 11H2O

3.7

Азот

1. В лабораторных условиях азот получают термическим разложением нитрита аммония NH4NO2. Составьте уравнение реакции и рассчитайте массу соли, необходимой для получения 5л азота.

2. Демонстрационный пиротехнический опыт «Получение дымного пороха».

Смесь растертых нитрата калия, серы и древесного угля поместить на керамическую плитку или железный лист и поджечь лучиной. Смесь сгорает, образует облако дыма:

6KNO3 + 2S + 3C = K2S + K2SO4 + K2CO3 + CO2↑ + CO↑ + 3N2↑ + 4O2

Для доказательства выталкивающей силы продуктов сгорания пороха следует поместить щепотку смеси в пробирку, укрепленную в лапке штатива. Для безопасности пробирку обернуть медной сеткой или жестяной трубочкой по размерам пробирки. Накрыть колпачком из алюминиевой фольги. Пробирку нагреть горелкой. Порох воспламенится, колпачок взлетит вверх.

3.8

Кислородные соединения азота

1. Селитра издавна использовалась для приготовления зажигательных смесей. Позже на основе той же природной селитры научились готовить черный порох. «Военные» наклонности нитросоединений объясняются тем, что они очень богаты кислородом и легко его отдают, вызывая мгновенную реакцию окисления – взрыв.

1). Рассчитайте массовую долю кислорода в: а) серной кислоте; б) азотной кислоте; в) нитрате калия; г) сульфате калия; д) фосфорной кислоте; е) фосфате калия. Сделайте вывод.

2.При нагревании щелочного нитрата  калия в присутствии металлов с большой теплотой горения, может произойти реакция:

3KNO3 + 5 Al = 3KАlO2 + Al2O3 + 3∕2 N2. Эта реакция очень экзотермична и сопровождается взрывом.

1). Расставьте коэффициенты  в реакции ОВР методом электронного баланса.

2).Рассчитайте объем выделившегося газа, если для реакции использовали 10г 25%-ного нитрата калия и 13 г алюминиевого порошка.

3.9

Фосфор и его соединения.

Углерод.

1. Этот ученый пришел к идее создания универсального противогаза, которая была основана на возможной сорбируемости почти всех ОВ, независимо от  их химической природы. В качестве поглотителя он использовал активированный уголь. Инженер завода «Треугольник» Э.Л.Кумант предложил использовать для противогаза сконструированную им резиновую маску. Противогаз спас многие тысячи жизней и был принят на вооружение в русской, а затем и в союзнических армиях во время первой мировой войны.

1). Назовите имя ученого. (Н.Н.Зелинский)

2). В каком году? (1915г.)

2. Работы по использованию фосфористого водорода (PH3) в качестве ОВ проводились многие годы и были прекращены лишь в 1959 г. Фосфин – бесцветный ядовитый газ с неприятным чесночным запахом. Кипит при -87,40С, затвердевает при -1330С; воспламеняется на воздухе при температуре около 1500 и сгорает в фосфорную кислоту:  РН3 + 2О2 = Н3РО4.

Получение фосфина:  Са3Р2 + 6Н2О =2РН3 + 3Са(ОН)2

Рассчитайте массу полученного фосфина, если выход реакции составил 73%, а масса исходного  Са3Р2  составляла 200гр.

3. Демонстрационный пиротехнический опыт «Изучение адсорбционных свойств активированного угля».

В стакан с водой внести немного любой гуашевой краски (раствор должен быть сильно разбавленным), добавить растолченную таблетку активированного угля и перемешать содержимое стакана стеклянной палочкой. Наблюдаемые результаты: окрашенный раствор постепенно обесцветится.

Вывод: активированный уголь – адсорбент. Его используют для поглощения ОВ в противогазах, для очистки питьевой воды от вредных веществ.

3.10

Электролиты.

4

Химические реакции в военном деле

4.1

ОВР – источник энергии.

1. Современное жидкое ракетное топливо – две жидкости, смешивающиеся в камере сгорания. Одна жидкость – окислитель, другая – восстановитель, т.е. топливо или горючее. В 1932г. Ф.А. Цандер (СССР) впервые предложил использовать жидкий фтор для ракетных двигателей, а смеси жидких кислородов и фтора – другой советский ученый, В.П. Глушков в 1933г.

1) Почему фтор как окислитель опасно использовать в чистом виде?

2). Какие еще окислители используются для различных видов топлива?

3). Двигатели немецких ракет «ФАУ – 2» работали на жидком кислороде и этиловом спирте. При полном окислении 1 моль этилового спирта выделяется 1370 кДж тепла. Какое количество тепла выделится при окислении 1т спирта.

С2Н5ОН + 3О2 = 2СО2 + 3Н2О + 1370 кДж

2. Подберите коэффициенты в уравнениях реакций:

1) FeSO4 + O2 + H2O = FeSO4(OH)

2) Ca3(PO4)2 + C + SiO2 = Ca2SiO4 + P4 + CO

3) FeCl3 + KI = FeCl2 + I2 + KCl

5

ОРГАНИЧЕСКАЯ  ХИМИЯ

5.1

Ароматические углеводороды.

1. Что такое тротил, какова его химическая формула, к какому классу соединений он относится, где применяется?

Тротил – торговое название тринитротолуола С6Н2(СН3)(NO2)3. относится к классу нитросоединений. Применяется в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. в мирной технике применяется как примесь к взрывчатым веществам и бездымным охотничьим порохам.

Рассчитайте его относительную атомную массу; количественное соотношение элементов; массовые доли элементов в веществе.

5.2

Природные источники углеводородов.

1. Демонстрационный пиротехнический опыт «Получение бездымного пороха».

Приготовить нитрующую смесь из концентрированных азотной и серной кислот, поместить в нее комочек гигроскопической ваты. Стакан со смесью нагреть до 700С на водяной бане в течение 5 – 7 минут. Вату извлечь, промыть водой, отжать между слоями фильтровальной бумаги, высушить в фарфоровой чашке на кипящей водяной бане. К высушенной вате поднести зажженную лучинку. Вата моментально сгорает без дыма. (Опыт взрывоопасен. Работать под тягой!)

5.3

Спирты и фенолы.

1.  Химический анализ показал, что органическое вещество, проявляющее свойства спирта, содержит 52,2% углерода и 13,0% водорода (по массе). Составьте формулу этого вещества. Приведите три примера химических реакций с его участием.

2. Пикриновая кислота или 2,4,6 – тринитрофенол – желтое кристаллическое взрывчатое вещество: С6Н2(NO2)3OH. Рассчитайте массовые доли всех элементов в этом соединении.

5.4

Альдегиды и карбоновые кислоты.

5.5

Сложные эфиры.

1. Тринитроглицерин – результат взаимодействия многоатомного спирта глицерина и азотной кислоты – сложный эфир.  Это взрывчатое вещество и одновременно лекарственный препарат: 1%-ный спиртовой раствор применяется в медицине в качестве средства, расширяющего сосуды серLца.

Н2С – ОН                                    H2C – O - NO2

     I                                                   I

HC – OH     + 3HNO3   →          HC – O – NO2    + 3H2O

     I                                                  I

H2C  - OH                                     H2C – O – NO2

Рассчитайте количество вещества (в молях) и массу глицерина, необходимые для получения 7,3гр тринитроглицерина, если выход реакции 87%. Сколько лекарственного препарата можно получить из этого количества.

5.6

Углеводы.


6

Химическое оружие.

Химическое оружие второго поколения -  фосфорные ОВ нервно-паралитического действия

1. Незадолго до приезда Н.Д.Зелинского в Германию Л.Майер открыл тиофен и предложил Николаю Дмитриевичу осуществить синтез тетрагидротиофена. «Идя по пути такого синтеза, - писал Н.Д., - мною приготовлен был промежуточный продукт – дихлордиэтилсульфид, оказавшийся сильным ядом, от которого я жестоко пострадал, получив ожоги рук и тела».

1). Назовите самое сильное отравляющее вещество, которое впервые получил Н.Д.Зелинский. (иприт)

2). Приведите формулу этого ОВ, рассчитайте массовые доли химических элементов, входящих в состав этого вещества. 

2. Инкапаситант LSD - ОВ первого поколения, ориентирован не на уничтожение живой силы противника, а на временный вывод ее из строя.

Рассчитайте молекулярную массу этого соединения; массовую долю азота.

3. Фосфорные ОВ были получены в Германии (табун - 1936 г., зарин - 1939 г., зоман - 1944 г.). В Советском Союзе целенаправленные разработки ФОВ интенсивно проводились, начиная с 1943 года.

зарин

Одно из основных ОВ армий России и США. Уничтожает живую силу заражением приземного слоя воздуха. Отравляет при любом способе проникновения в организм: вдыхании пара, всасывании жидкого или парообразного вещества через неповрежденную или поврежденную кожу и слизистые оболочки глаз, приеме зараженной воды и пищи, контакте с поверхностями. Смертельная концентрация около 0,2 мг/л при минутной экспозиции. В капельно-жидком виде вызывает общее отравление через кожу.

Зоман вызывает общее отравление.

зоман

Рассчитайте молекулярные массы этих соединений; массовую долю фосфора и фтора.

7

Химики в Великой Отечественной войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...