Материалы к уроку "Аминокислоты". 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Шумилова Алина Федоровна

Ресурс содержит презентацию и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aminokisloty.rar999.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №13

Конспект открытого урока по химии на тему «Аминокислоты»

10 класс

Учитель: Шумилова Алина

Фёдоровна

Аминокислоты их строение и свойства

Цель урока:

  1. дать понятие об аминокислотах  как  органических амфотерных соединениях;
  2. рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;
  3. разобрать основные способы получения аминокислот.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

                                Оборудование для проведения урока: презентация урока, составленная в МS

Power Point (Офис ХР), компьютер, мультимедийный проектор, экран.

В структуре этого урока 3 части:

Вступительная часть урока (3-5 минуты)  

Учитель знакомит учащихся с темой, её основными  вопросами, задачами, порядком и планом работы. Учащиеся записывают тему и план изучения материала в конспект.

Главная часть урока (25-30 минут).

Задача учителя сводится к организации усвоения  учениками основополагающих знаний.

      Объяснение нового материала базируется на уже имеющихся у учащихся знаниях о гомологии, изомерии, номенклатуре органических веществ, о химических свойствах  аминов и кислот.              

Заключительная часть урока (7-10 минут)

Отводится для выяснения непонятных вопросов и фронтальной проверки знаний учащихся.

Проверка преследует одну цель: выяснить эффективность работы учителя и учащихся на данном уроке. Отметки учащимся на этом этапе обучения можно не ставить, так как процесс формирования знаний ещё не завершился, но отметить работу учащихся необходимо.

Используемая  литература

  1. О.С. Габриелян, И.Т. Остроумов «Химия -10 класс», М.: «Дрофа» 2004 год.

 

  1. О.С. Габриелян, И.Т. Остроумов «Настольная книга учителя химии-10». М.: «Дрофа» 2004 год.
  2. Программы для ОУ М. «Дрофа» 2000 г.

Ход урока

Вступительная часть урока

Актуализация знаний.

Какую группу органических соединений мы начали изучать на прошлом уроке? (Азотсодержащие органические вещества).

С каким классом соединений мы познакомились? (Амины)

Сегодня мы продолжаем знакомиться с азотсодержащими органическими соединениями. тема нашего урока «Аминокислоты». (слайд 2)

Цели нашего урока:

  1. дать понятие об аминокислотах  как  органических амфотерных соединениях;
  2. рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;
  3. разобрать основные способы получения аминокислот. (слайд 3)

Главная часть урока.

Аминокислоты – это органические соединения, которые содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH2 и карбоксильную группу – COOH, связанные с углеводородным радикалом. (слайд 4)

Строение первого представителя данного класса – аминоуксусной кислоты (слайд 5).

Изомерия и номенклатура:

Правила тривиальной и систематической номенклатуры (слайд 7-8)

Исторические названия незаменимых аминокислот (раздаточный материал табл. «Незаменимые аминокислоты»).

-Какие виды изомерии, по-вашему мнению, характерны для этих соединений? (изомерия углеводородного скелета, изомерия положения функциональной группы) (слайды 6, 8 - 9)

Кроме этих видов изомерии для аминокислот характерна оптическая изомерия (слайд 10, 11), т. К. содержат асимметрические атомы углерода. Оптически активные вещества встречаются в виде пар антиподов-изомеров, физические и химические свойства которых одинаковы, за исключением одного – способности вращать плоскость поляризованного луча в противоположные стороны.

Различают D-аминокислоты и L-аминокислоты.

Физические и химические свойства оптических изомеров практически идентичны, эти вещества могут существенно отличаться по своей биологической активности, совместимости с другими природными соединениями, даже по вкусу и запаху.

 Классификация аминокислот. (слайд 12)

Аминокислоты делят на:

  1. Природные

    Их около 150,  они были обнаружены в живых организмах, около 20 из них входят в состав белков. Половина этих аминокислот – незаменимые   (не синтезируются в организме человека), они поступают с пищей.

  1. Синтетические

   Получают кислотным гидролизом белков, либо из карбоновых кислот, воздействуя на них галогенном и, далее, аммиаком.

 Физические свойства. (слайд 13)

  1. Бесцветные.
  2. Кристаллические.
  3. Хорошо растворимы в воде, но нерастворимы в эфире.
  4. В зависимости от R могут быть сладкими, горькими или безвкусными.
  5. Обладают оптической активностью.
  6. Плавятся с разложением при температуре выше 200º.

Химические свойства.

Давайте вспомним теорию химического строения органических соединений А. М. Бутлерова: (слайд 14)

  1. Атомы в молекулах орг. веществ связаны в определённой последовательности согласно их валентности.
  2. Свойства веществ определяются не только их качественным и количественным составом, но и порядком соединения атомов в молекуле.
  3. Свойства орг. соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов в молекуле.
  4. По строению орг. соединений можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение.

Сейчас мы разделимся на две группы. Одна группа отвечает за химические свойства аминокислот, обусловленные наличием в них карбоксильной группы, а другая – за химические свойства, обусловленные наличием аминогруппы. (работа по группам, представление уравнений реакций на доске). Введение понятия амфотерных орг. соединений.

Для аминокислот также характерны реакции межмолекулярной дегидратации и реакции внутренней взаимной нейтрализации (слайд 15, 16, 17).

Получение аминокислот: (слайд 18)

  1. Гидролиз белков.

Заключительная часть урока.

Фронтальная проверка учащихся.

Задание № 1

Определить пары изомеров и назвать их.

Задание №2

Написать уравнение реакции получения трипептида состава: ГЛИ – СЕР - ВАЛ

Задание №3

Из каких неорганических веществ можно получить аминоуксусную кислоту? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Задача.

    Определите формулу аминокислоты, если массовые доли углерода, водорода, кислорода и азота соответственно равны: 48%, 9,34%, 42,67% и 18, 67%. Напишите все возможные структурные формулы и назовите их.

Домашнее задание:
§26, упр. 1, 5

Осуществить поиск информации в сети Интернет по значению аминокислот;
Выполнить творческое задание в программе «MS Power Point» по теме: «Применение и биологическая функция аминокислот». (по желанию)

Тестовое задание для самостоятельной работы

Вариант I

1. Аминоуксусную кислоту можно получить взаимодействием:

        А. бромуксусной кислоты с аммиаком

        Б. уксусной кислоты с аммиаком

        В. метиламина с оксидом углерода (IV)

        Г. дихлоруксусной кислоты с аммиаком

 2. Аланин реагирует:

        А.   с этанолом                          В.   с хлоридом натрия

        Б.   с серной кислотой              Г.   с формальдегидом

3. Связи между остатками аминокислот в белках называются:

А. Пептидными.        В. Сложноэфирными.

Б. Гликозидными.      Г. Водородными.

 

4.        Выпишите формулы веществ соответствующих  Х1, Х2, Х3.

5.  Число изомерных трипептидов, содержащих по одному остатку лейцина, метио-

      нина и  валина равно:

        А. 3                                           В. 5

        Б. 4                                            Г. 6

Вариант II

1. Сколько из перечисленных веществ могут реагировать с аминоуксусной кислотой: гидроксид натрия, ацетилен, ацетальдегид, хлороводородная кислота, бензол, метанол.

А.  1                      В.  3

Б.  2                       Г.  4

2. Реакция среды в водном растворе аланина:

       А. кислотная                            В. щелочная

       Б. соленая                                 Г. нейтральная

3. При гидролизе белков получают:

А.  аминокислоты      В. полипептиды

Б.  моносахариды       Г. нуклеотиды

4.        Выпишите формулы веществ соответствующих  Х1, Х2, Х3.

5.  Массовые доли углерода, водорода, кислорода и азота в аминокислоте составляют соответственно 32,00; 6,66; 42,67 и 18,67 %.

     Аминокислота называется:

А. аланин                   В. валин

 Б. лейцин                   Г. Глицин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по материалам ЕГЭ 11 класс

Контрольная работа 11 класс (октябрь) Вариант 1 Часть 1 При выполнении этой части (А1-А20) отметьте на специальном бланке выбранный вами ответ для каждого задания. А1. Метеостанция ведет наблюде...

Тестовая работа по материалу 10-го класса (годовая)

Публикуется тестовая работа по материалу 10-го класса. Тест можно использовать работая по УМК Касьянова В.А.  или Б.Б.Буховцевого, Г.Я. Мякишева, Н.Н.Сотского...

Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "

Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...

Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе

Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни.  В связи с этим особо...

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".

 Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника".

Методические материалы содержат конспект к урокам по геометрии в 7 классе по теме "Медианы, биссектрисы, высоты трекгольника. Свойства равнобедренного треугольника"....

Материалы для 9 класса по подготовке ГИА по русскому языку

«ГИА по русскому языку.   2011 год.Вариант   №1 для 9 классаНачало формыЧасть "A"Прочтите текст и выполните задания А1—А3 и B1—B14.(1)Наш аул Куркуреу расположен в предгорьях на широко...