Материалы к уроку "Аминокислоты". 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №13
Конспект открытого урока по химии на тему «Аминокислоты»
10 класс
Учитель: Шумилова Алина
Фёдоровна
Аминокислоты их строение и свойства
Цель урока:
- дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях;
- рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;
- разобрать основные способы получения аминокислот.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование для проведения урока: презентация урока, составленная в МS
Power Point (Офис ХР), компьютер, мультимедийный проектор, экран.
В структуре этого урока 3 части:
Вступительная часть урока (3-5 минуты)
Учитель знакомит учащихся с темой, её основными вопросами, задачами, порядком и планом работы. Учащиеся записывают тему и план изучения материала в конспект.
Главная часть урока (25-30 минут).
Задача учителя сводится к организации усвоения учениками основополагающих знаний.
Объяснение нового материала базируется на уже имеющихся у учащихся знаниях о гомологии, изомерии, номенклатуре органических веществ, о химических свойствах аминов и кислот.
Заключительная часть урока (7-10 минут)
Отводится для выяснения непонятных вопросов и фронтальной проверки знаний учащихся.
Проверка преследует одну цель: выяснить эффективность работы учителя и учащихся на данном уроке. Отметки учащимся на этом этапе обучения можно не ставить, так как процесс формирования знаний ещё не завершился, но отметить работу учащихся необходимо.
Используемая литература
- О.С. Габриелян, И.Т. Остроумов «Химия -10 класс», М.: «Дрофа» 2004 год.
- О.С. Габриелян, И.Т. Остроумов «Настольная книга учителя химии-10». М.: «Дрофа» 2004 год.
- Программы для ОУ М. «Дрофа» 2000 г.
Ход урока
Вступительная часть урока
Актуализация знаний.
Какую группу органических соединений мы начали изучать на прошлом уроке? (Азотсодержащие органические вещества).
С каким классом соединений мы познакомились? (Амины)
Сегодня мы продолжаем знакомиться с азотсодержащими органическими соединениями. тема нашего урока «Аминокислоты». (слайд 2)
Цели нашего урока:
- дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях;
- рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру;
- разобрать основные способы получения аминокислот. (слайд 3)
Главная часть урока.
Аминокислоты – это органические соединения, которые содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH2 и карбоксильную группу – COOH, связанные с углеводородным радикалом. (слайд 4)
Строение первого представителя данного класса – аминоуксусной кислоты (слайд 5).
Изомерия и номенклатура:
Правила тривиальной и систематической номенклатуры (слайд 7-8)
Исторические названия незаменимых аминокислот (раздаточный материал табл. «Незаменимые аминокислоты»).
-Какие виды изомерии, по-вашему мнению, характерны для этих соединений? (изомерия углеводородного скелета, изомерия положения функциональной группы) (слайды 6, 8 - 9)
Кроме этих видов изомерии для аминокислот характерна оптическая изомерия (слайд 10, 11), т. К. содержат асимметрические атомы углерода. Оптически активные вещества встречаются в виде пар антиподов-изомеров, физические и химические свойства которых одинаковы, за исключением одного – способности вращать плоскость поляризованного луча в противоположные стороны.
Различают D-аминокислоты и L-аминокислоты.
Физические и химические свойства оптических изомеров практически идентичны, эти вещества могут существенно отличаться по своей биологической активности, совместимости с другими природными соединениями, даже по вкусу и запаху.
Классификация аминокислот. (слайд 12)
Аминокислоты делят на:
- Природные
Их около 150, они были обнаружены в живых организмах, около 20 из них входят в состав белков. Половина этих аминокислот – незаменимые (не синтезируются в организме человека), они поступают с пищей.
- Синтетические
Получают кислотным гидролизом белков, либо из карбоновых кислот, воздействуя на них галогенном и, далее, аммиаком.
Физические свойства. (слайд 13)
- Бесцветные.
- Кристаллические.
- Хорошо растворимы в воде, но нерастворимы в эфире.
- В зависимости от R могут быть сладкими, горькими или безвкусными.
- Обладают оптической активностью.
- Плавятся с разложением при температуре выше 200º.
Химические свойства.
Давайте вспомним теорию химического строения органических соединений А. М. Бутлерова: (слайд 14)
- Атомы в молекулах орг. веществ связаны в определённой последовательности согласно их валентности.
- Свойства веществ определяются не только их качественным и количественным составом, но и порядком соединения атомов в молекуле.
- Свойства орг. соединений зависят не только от состава вещества и порядка соединения атомов в молекуле, но и от взаимного влияния атомов в молекуле.
- По строению орг. соединений можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение.
Сейчас мы разделимся на две группы. Одна группа отвечает за химические свойства аминокислот, обусловленные наличием в них карбоксильной группы, а другая – за химические свойства, обусловленные наличием аминогруппы. (работа по группам, представление уравнений реакций на доске). Введение понятия амфотерных орг. соединений.
Для аминокислот также характерны реакции межмолекулярной дегидратации и реакции внутренней взаимной нейтрализации (слайд 15, 16, 17).
Получение аминокислот: (слайд 18)
- Гидролиз белков.
Заключительная часть урока.
Фронтальная проверка учащихся.
Задание № 1
Определить пары изомеров и назвать их.
Задание №2
Написать уравнение реакции получения трипептида состава: ГЛИ – СЕР - ВАЛ
Задание №3
Из каких неорганических веществ можно получить аминоуксусную кислоту? Напишите соответствующие уравнения реакций.
Задача.
Определите формулу аминокислоты, если массовые доли углерода, водорода, кислорода и азота соответственно равны: 48%, 9,34%, 42,67% и 18, 67%. Напишите все возможные структурные формулы и назовите их.
Домашнее задание:
§26, упр. 1, 5
Осуществить поиск информации в сети Интернет по значению аминокислот;
Выполнить творческое задание в программе «MS Power Point» по теме: «Применение и биологическая функция аминокислот». (по желанию)
Тестовое задание для самостоятельной работы
Вариант I
1. Аминоуксусную кислоту можно получить взаимодействием:
А. бромуксусной кислоты с аммиаком
Б. уксусной кислоты с аммиаком
В. метиламина с оксидом углерода (IV)
Г. дихлоруксусной кислоты с аммиаком
2. Аланин реагирует:
А. с этанолом В. с хлоридом натрия
Б. с серной кислотой Г. с формальдегидом
3. Связи между остатками аминокислот в белках называются:
А. Пептидными. В. Сложноэфирными.
Б. Гликозидными. Г. Водородными.
4. Выпишите формулы веществ соответствующих Х1, Х2, Х3.
5. Число изомерных трипептидов, содержащих по одному остатку лейцина, метио-
нина и валина равно:
А. 3 В. 5
Б. 4 Г. 6
Вариант II
1. Сколько из перечисленных веществ могут реагировать с аминоуксусной кислотой: гидроксид натрия, ацетилен, ацетальдегид, хлороводородная кислота, бензол, метанол.
А. 1 В. 3
Б. 2 Г. 4
2. Реакция среды в водном растворе аланина:
А. кислотная В. щелочная
Б. соленая Г. нейтральная
3. При гидролизе белков получают:
А. аминокислоты В. полипептиды
Б. моносахариды Г. нуклеотиды
4. Выпишите формулы веществ соответствующих Х1, Х2, Х3.
5. Массовые доли углерода, водорода, кислорода и азота в аминокислоте составляют соответственно 32,00; 6,66; 42,67 и 18,67 %.
Аминокислота называется:
А. аланин В. валин
Б. лейцин Г. Глицин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по материалам ЕГЭ 11 класс
Контрольная работа 11 класс (октябрь) Вариант 1 Часть 1 При выполнении этой части (А1-А20) отметьте на специальном бланке выбранный вами ответ для каждого задания. А1. Метеостанция ведет наблюде...
Тестовая работа по материалу 10-го класса (годовая)
Публикуется тестовая работа по материалу 10-го класса. Тест можно использовать работая по УМК Касьянова В.А. или Б.Б.Буховцевого, Г.Я. Мякишева, Н.Н.Сотского...
Методические материалы к мастер классу "От урока физической культуры — к здоровому образу жизни. "
Проблемы здоровья подрастающего поколения, здоровье населения России становиться проблемой национальной безопасности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, конечно, несёт и система ...
Программа элективного курса "Художественная обработка материалов" в 8 классе
Современный научно- технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим особо...
Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".
Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....
Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника".
Методические материалы содержат конспект к урокам по геометрии в 7 классе по теме "Медианы, биссектрисы, высоты трекгольника. Свойства равнобедренного треугольника"....
Материалы для 9 класса по подготовке ГИА по русскому языку
«ГИА по русскому языку. 2011 год.Вариант №1 для 9 классаНачало формыЧасть "A"Прочтите текст и выполните задания А1—А3 и B1—B14.(1)Наш аул Куркуреу расположен в предгорьях на широко...