Урок в 11 классе
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Проблемный личностно -ориентированный урок обобщения и систематизации знаний по химии в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chist.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема: «Нефть – основа цивилизации. Роль химии в решении социально-экономических задач общества»

Цель моего урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов». Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества. Создать условия для развития навыков научно-исследовательской работы учащихся, их творческой и дело вой активности.

Метод, который я использовала при проведении урока: метод проектов.

На уроке была использована групповая и коллективная форма работы.
Оборудование:
 компьютеры, локальная сеть, мультимедийный проектор,

рабочая тетрадь, таблички на столы с обозначением предприятия, план работы над проектом. При подготовке к уроку были сформированы группы учащихся, проведена предварительная работа по сле дующим этапам;

  1. Продумывание темы проекта урока, выбор учебного раздела в соответствии с программой, опре деление вида, типа и метода проведения урока.
  2. Выбор возрастной категории учащихся: учащиеся 11-х классов.
  3. Формулирование вопросов учебной темы.

4.Формулирование дидактических целей проекта.

В ходе проведения урока решались следующие задачи: Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, сис тематизировать, классифицировать, отбирать информацию, представлять ее, используя современные тех нологии. Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мне ние.

Формировать умение работать в группах и индивидуально. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки. Поддерживать познавательный интерес к предметам.

При подготовке к уроку мы с ребятами сформулировали проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).

Сформировали группы для проведения исследования и определения формы представления результатов. Уча щиеся разделились на группы по интересам.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Поиск группового со глашения.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе Защита полученных результатов и выводов. Оценивание результатов проекта школьниками (рефлексия).

На мой взгляд, поставленные цели и задачи урока были достигнуты, хотя конечно были замечания по уроку, но в целом урок получил высокую оценку экспертов.

        ПРОБЛЕМНЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ В 11 КЛАССЕ

Тема: «Нефть - основа цивилизации. Роль химии

в решении социально-экономических задач общества»

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов».
  2. Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества.
  3. Создать условия для развития навыков научно-исследовательской работы учащихся, их творческой и дело вой активности.

Метод:

метод проектов.        

Форма работы:

групповая, коллективная.
Оборудование:                

компьютеры, локальная сеть, мультимедийный проектор,

рабочая тетрадь, таблички на столы с обозначением предприятия, план работы над проектом.

При подготовке к уроку были сформированы группы учащихся, проведена предварительная работа по сле дующим этапам.

Планирование содержания и этапов учебного проекта

  1. Продумывание учителями темы проекта урока, выбор учебного раздела в соответствии с программой, опре деление вида, типа и метода проведения урока.        
  2. Выбор возрастной категории учащихся: учащиеся 11-х классов.
  3. Формулирование вопросов учебной темы.
  1. Как рационально использовать нефть?
  2. Сколько нефти на планете?
  3. Почему увеличивается добыча нефти?
  4. Что такое нефть?           
  5. Как можно решить проблему «ограниченности» нефти?
  6. Что эффективнее: использовать нефть как источник энергии или как ресурс для нефтехимической про мышленности?        

         4.Формулирование дидактических целей проекта.  

  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения работать с большим объемом информации, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.
  2. Формирование критического мышления, навыков работы в команде.

5.Формирование методических задач.

  1. Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, сис тематизировать, классифицировать, отбирать информацию, представлять ее, используя современные тех нологии.
  2. Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мне ние.
  3. Формировать умение работать в группах и индивидуально.
  4. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки.
  5. Поддерживать познавательный интерес к предметам.

  1. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).
  2. Выдвижение гипотез решения проблемы (гипотезы исследуются как возможные варианты решения пробле мы). В ходе исследования они подвергаются проверке.
  3. Определение творческого названия проекта «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями» (Д.И. Мен делеев.)
  4. Формирование групп для проведения исследования и определения формы представления результатов. Уча щиеся делятся на группы по интересам.
  1. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группах.
  2. Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
  1. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Поиск группового со глашения.
  2. Самостоятельная работа групп (учитель консультирует, помогает, направляет, координирует деятельность учащихся).
  3. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе (дизайн предприятия по разработке какого-либо предложения, доказательство через аргументы и факты).
  1. Защита полученных результатов и выводов.
  2. Оценивание результатов проекта школьниками (рефлексия).

Ход урока

         I.Организационная часть

П. Основная часть

Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье - необходимо вдохновенье»

Учитель. Здравствуйте. Сегодня мы проведем мультимедийный проблемно-интегрированный урок. Он потре бует от вас знаний,  как химии, так и экономики. Его тему и цель мы определим несколько позже.

Человек... У человека огромное количество потребностей, в том числе и материальных. «Мы все желаний ни когда своих не умеряем, имея что-нибудь, мы большего желаем». А что же нужно для создания предметов, состав ляющих экономические блага?

Конечно же, природные ресурсы.

Значит, чем быстрее растут наши потребности, тем стремительнее уменьшаются природные запасы. Видите ли вы в этом проблему?

Представим себе, что когда-нибудь, а может быть, совсем скоро закончится такой природный ресурс, как нефть.

Звучит голос за кадром, комментирующий слайды, составленные по данной информации.

Прогноз доктора Колина Кэмпбелла - крупнейшего специалиста в области нефтедобычи. В настоящее время консультант правительства США и крупных нефтяных корпораций: «Суммарные запасы нефти на планете состав ляют 1800 гигабаррелей, из которых человек уже добыл почти половину - 822 гигабарреля. При этом человечество потребляет в год 22 гигабарерреля нефти, а разведывает всего 6. Пик добычи придется на 2007 год, после чего ис тощение мировых запасов нефти будет составлять 2 % в год. 2007 год станет поворотным моментом в истории человечества».

Оценка нефтересурсов доктора Кинга Хубберта - известного специалиста в области разведки и истощения нефтересурсов: «Нефть используют как источник энергии до тех пор, пока добывать ее дешевле, чем получать ее с помощью электроэнергии. После этого добыча нефти прекратится независимо от того, какова будет ее денежно-кредитная цена. К 2025 году человечество потребит 80 % мировых запасов нефти.

Авторитетное мнение профессора Айвенго - консультанта правительства США по оценке нефтяных запасов основных бассейнов: «Уже найдена вся нефть на Земле. Критическая дата - когда глобальный спрос превысит ми ровую добычу - придется на период между 2005-2010 годами. После этого темпы добычи начнут снижаться. Это произойдет в пределах жизни большинства людей, живущих сейчас на планете. Дальше наступит энергетический кризис, который затронет каждого землянина».

■ Неужели прогнозы ученых сбудутся и к окончанию XXI века из недр Земли будут выкачены последние баррели нефти? И что? Это коснется всех?

(Дискуссия детей о последствиях, которые могут возникнуть в результате использования всей имеющейся нефти, о необходимости нефти для производства благ.)

Значит, уже сейчас мы должны думать о том, как снизить потребление нефти, уменьшить свои потребности в питании, одежде, передвижении транспортом, в пользовании электроэнергией. Представьте себе, насколько ухудшат ся условия жизни человека, учитывая, что государства всего мира решают задачи, связанные с улучшением уровня и качества жизни своих граждан. Итак, мы видим проблему, которая может возникнуть из-за несоответствия все возрас тающего потребления нефти и ограниченности данного природного ресурса. Проблему, которая является глобальной для человечества, но в рамках нашего сегодняшнего урока мы попытаемся ее решить с позиций химической и эконо мической наук и определить позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества. 

Исходя из целей урока, попробуйте самостоятельно сформулировать его тему. «Нефть - основа цивилизации. Роль химии в решении социально-экономических задач общества». 

Давайте вспомним, каковы же физические свойства нефти. Проведем небольшое лабораторное исследование, отметим ее агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде. 

Лабораторный опыт  «Физические свойства нефти»

Цель работы: определить цвет, запах, растворимость в воде.

Ученик. Историческая справка.        

С нефтью человек познакомился давно. Сведения о ней пришли к нам с Ближнего Востока. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в долине реки Евфрат нефть и продукты ее окисления (асфальты) люди до бывали 6-8 тыс. лет назад. Древние шумеры использовали битум вместо связующего раствора в кладке, как клей в серпах и аппликациях в великих городах индийской цивилизации. Для бальзамирования мумий использовали асфальт, а в Вавилоне нефтью освещали улицы.

Людям давно были известны «смоляные ямы» - асфальтные озера, которые «подарили» нам сотни хорошо со хранившихся скелетов гигантских ленивцев, саблезубых тигров и других позвоночных животных.

В раннем Средневековье нефть уже добывается из колодцев, затем появляются первые скважины глубиной до 200-300 метров в Италии.

В Китае бурение было известно еще до н.э.

В XVIII веке появляются первые асфальтированные улицы в Париже и в Петербурге. Но главное - нефть нужна была для керосиновых ламп. В 1745 году на реке Ухте на Севере России архангельский промышленник Ф.С. Прядунов построил первый в мире нефтеперегонный завод для получения нефтепродуктов. В день он получал из 27 тонн нефти 16 тонн керосина.

Затем нефть понадобилась для двигателей внутреннего сгорания. После изобретения инженером В.Г. Шуховым метода перегонки нефти она стала универсальным топливом. Первая нефтяная скважина в мире пробурена в 1848 году в Баку. Именно с этой скважины, как принято считать, и начинается промышленная добыча нефти в мире.

Учитель. Вернемся к проблеме. Неужели мы будем спокойно ждать то время, когда цивилизация погрузится в мрак и холод? Что вы можете предложить для сохранения ресурсов нефти? Какие вы можете предложить пути ре шения? Объединим ваши предложения следующей информационной моделью.

Нефть

Избегание потерь нефти

Замена альтернативными источниками энергии

Изменение технологии переработки

Открытие новых источников

Для разработки гипотезы класс разделился на 4 группы

1-я команда «Алыпернативщики»;

2-я команда «Следопыты»;

3-я команда «Активисты»;

4-я команда «Защитники природы».

Дома вы продумали свою позицию, подобрали аргументы в пользу своего решения, и теперь у вас есть 2 мину ты для того, чтобы подготовить свои презентации проектов. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что по окон чании презентаций будет проведен рейтинг предложений по решению проблемы несоответствия между ростом по требления нефти и ее природными запасами. Если при подготовке проекта вы работали над одним предложением, то во время презентации узнаете еще о трех. У вас появляется возможность теперь уже личного предпочтения решения обозначенной проблемы. Поэтому вы можете задавать интересующие вас вопросы после презентации одной из групп, чтобы убедиться, что такое предложение в большей степени решит проблему. Когда все группы представят свои про екты, вы сможете оценить работу каждой из групп.

Но сначала небольшая справка: в настоящее время нефтяную политику определяют два картеля - западный и восточный. Первый включает 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходится 40% нефтедобычи стран. Совокупный объем продаж: этих компаний - 400 млрд долларов. В восточный картель - ОПЕК - входят 13 стран, дающих 60% мирового экспорта нефти. В ОПЕК входят: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

Презентации проектов учащихся

Вы просмотрели презентации, осмыслили каждое предложение команд. Какие аргументы были убедительнее? Какое предложение, на ваш взгляд, решит проблему? Объявляется рейтинг для этого.

Результаты рейтинга.

Заключительная часть, подведение итогов урока, оценка работы учащихся.

Давайте вспомним начало урока. Мы говорили, что у человечества неограниченные потребности и, чтобы чело век был доволен условиями жизни, ему необходимо получить огромное число благ, для производства которых необ ходимы факторы производства: природные ресурсы, труд, капитал, предпринимательство.

Уменьшение таких факторов, как природные ресурсы, можно компенсировать предпринимательством, открыть такие предприятия, которые решат проблему рационального эффективного использования ограниченных природных ресурсов. «Великая наука жить состоит в том, чтобы жить в будущем» (Пифагор).

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ученика (цы)_______________________________________

Тема урока:        

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме: «Нефть - природный источник углеводородов».
  2. Подчеркнуть позитивную роль химии в решении социально-экономических задач общества.
    Конспект урока:
  1. Лабораторная работа «Физические свойства нефти».

Цель работы: Определить

- цвет _________________

- запах ________________

- растворимость в воде ___________________________________

2.   Модель решения проблемы ограниченности нефти и неограниченности потребностей.                      

Нефть

3. Алгоритм защиты проекта:

а) цель исследования;

б) результаты исследования решения проблемы;

в) общие выводы.        

  1. Сформулируйте вопросы по презентации проектов

  1. Рейтинг

Мое предпочтение        

6. Вывод по проблеме, поставленной на уроке:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Рефлексия

Продолжи следующие предложения;

Я узнал(а) на уроке:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я не согласен(на):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

На уроке столкнулся(лась) со следующими трудностями:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МОУ «Зиянчуринская средняя общеобразовательная школа Зиянчуринского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области» Рашникова Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...