Подготовка учащихся к ЕГЭ
методическая разработка (химия, 11 класс) по теме
Готовим учащихся к ЕГЭ
Тлий Ф.А.
Из опыта обучения решению задач.
Для целенаправленной подготовки учащихся к ЕГЭ и химическим олимпиадам в первую очередь необходимо систематически работать над развитием их познавательного интереса, расширения химического кругозора.
Олимпиады по химии позволяют выявить учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета и связанных с ним наук, углубить знания и развить этот интерес.
ЕГЭ – это итоговая аттестация качества химической подготовки учеников, и средство их отбора для поступления в вузы.
Поэтому в работе с учащимися проводится четкая градация от простых через усложненные к сложным. Такой подход позволяет не только выявлять фактические химические знания и умения решать задачи разной сложности, но умение выполнять нестандартные, творческие задания требующие логического мышления и химической эрудиции, обеспечивающий желаемый результат.
В результате систематических работ с учащимися удалось добиться некоторых успехов. Ежегодно мои ученики показывают неплохие результаты на олимпиадах, успешно сдали в прошлом году по химии.
При подготовке использую различные задачи повышенной трудности из пособий для поступающих в вузы Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко, Региональные олимпиады школьников (Авт. Габриелян О.С., Прошлецов А.Н.), 500 задач по химии (Г.Л.Маршанова.), методическое пособие для абитуриентов и школьников. Типы химических задач и их решения (Новошинская Н.С., Новошинский И.И.), Готовимся к ЕГЭ (О.С. Габриелян). Подготовка к ЕГЭ – 2012г. (В.Н. Доронькина).
Ниже приведены 2 задачи из пособия «Подготовка к ЕГЭ – 2012г. (В.Н. Доронькина)».
Задача 1 51,2 г карбида кальция внесли в стакан, содержащий 209 мл. раствора соляной кислоты с массовой долей 10% (плотностью1,05 г/мл). Сколько миллилитров 20% азотной кислоты (плотностью 1,10 г/мл). Следует добавить к полученной смеси для ее полной нейтрализации.
Решение:
1) Составляем ур-я реакций
СаС2 + 2НСl= СаСl2+ С2Н2 ↑ (1)
СаС2 + 2Н2О = Са (он)2 + С2Н2 (2)
Са (он)2 + 2НNО3 = Са (NO3)2 + 2Н2О (3)
2)Рассчитываем количества вещества реагентов и делаем вывод об избытке карбида кальция:
n(NCl) = 209 ∙ 1,05 ∙ 0,1/36,5 = 0,6 моль
n(СаС2) = 51,2/ 64 = 0,8 моль.
СаС2 – в избытке в кол-ве (0,8 – 0,6/2) =0,5 моль
3)Рассчитываем кол-ва вещества Са(он)2 и HNО3, вступающих в реакцию друг с другом по уравнению (2) и (3):
n(СаС2)изб = (Са(он)2 = 2nHNO3
n(НСl) = 0,5 ∙ 2 = 1 моль
m(HNO3) = mв-ва/ М в-ва; М (HNO3) = 63 г/моль
m(HNO3) = 1∙63 = 63 г
4) Вычисляем объем р-ра HNO3:
mр-ра = m(HNO3) / w= 63/0,2 = 315 г
V= m/p= 315/1,10 = 286,4мл.
Задача2. Газ, полученный при сжигании 6,4г серы, без остатка прореагировал с 138мл 8% р-ра NаОН (плотность1,087 г/мл). Рассчитайте массовые доли вещества в полученном растворе.
Решение:
1)Уравнения реакций:
S+О2=SO2 (1)
2 NaOH(изб)+ SO2 =Na2 SO3 + Н2О(2)
Если SO2 – в избытке, то
SO2 + Н2O+Na2 SO3 = 2NaH SO3 (3)
2)Количества вещества Sи NаOН
n= mв-ва /М в-ва; w= mв-ва /mр-ра; р = m/V; n= V/Vm
а) n(S) = 6,4/32=0,2 моль
б)mр-ра (NaOH)=138 ∙ 1,087 = 150г
mр-ра (NaOH)= 0,08 ∙ 150 = 12г
n(NaOH)=12 : 40 = 0,3 моль
3) По ур-ям реакций:
а) по ур-ю (1)
n(S) = n(SO2) = 0.2 мольSO2
m(SO2) = 0.2 ∙ (32+16∙2)=12.8г
б) по ур-ю (2)
NaOH : n(SO2) : n(Na2SO3) = 2 : 1 : 1, →
прореагирует 0,15 моль SO2 ,
останется в избытке (0,2 – 0,15)= 0,05 моль SO2
образуется 0,15 моль Na2SO3;
в) по ур-ю (3)
n(SO2) : n(Na2SO3) : n(NaHSO3) = 1 : 1 : 2, след., прореагирует 0,05 моль NaHSO3, останется (в избытке)(0,15- 0,05)= 0,1 моль Na2SO3 , образуется 0,1 моль NaHSO3,
4) Массы веществ, находящиеся в р – ре:
а) М (Na2SO3) = 126 г/моль, m(Na2SO3) = 0,1 ∙ 126 = 12,6 г.
б) М (NaHSO3) = 104 г/ моль, m(NaHSO3) = 0,1 ∙ 104 = 10,4г.
5)Массовые доли вещества в р-ре:
а) mр-ра = mр-ра (NaOН + m(SO2) = 150 + 12,8 =162,8 г.
б) w(Na2SO3) = 12,6 / 162,8 = 0,0774 или 7,74 %
в) w(NaHSO3) = 10,4/ 162,8 = 0,0639 или 6,39%
г) w(Н2О) = 100 – (7,74 + 6,39) = 85,87%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»
Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....
Алгоритмизация мыслительной деятельности школьников при подготовке к решению задач ЕГЭ и ГИА. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ...
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.
Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....