Подготовка учащихся к ЕГЭ
методическая разработка (химия, 11 класс) по теме

 

                                                                                                                           Готовим учащихся к ЕГЭ

                                                          Тлий Ф.А.

                                                                             Из опыта обучения решению задач.

 

   Для целенаправленной подготовки учащихся к ЕГЭ и химическим олимпиадам в первую очередь необходимо систематически работать над развитием их познавательного интереса, расширения химического кругозора.

   Олимпиады по химии позволяют выявить учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета и связанных с ним наук, углубить знания и развить этот интерес.

   ЕГЭ – это итоговая аттестация качества химической подготовки учеников, и средство их отбора для поступления в вузы.

   Поэтому в работе с учащимися проводится четкая градация от простых через усложненные к сложным. Такой подход позволяет не только выявлять фактические химические знания и умения решать задачи разной сложности, но умение выполнять нестандартные, творческие задания требующие логического мышления и химической эрудиции, обеспечивающий желаемый результат.

   В результате систематических работ с учащимися удалось добиться некоторых успехов. Ежегодно мои ученики показывают неплохие результаты на олимпиадах, успешно сдали в прошлом году по химии.

   При подготовке использую различные задачи повышенной трудности из пособий для поступающих в вузы Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко, Региональные олимпиады школьников (Авт. Габриелян О.С., Прошлецов А.Н.), 500 задач по химии (Г.Л.Маршанова.), методическое пособие для абитуриентов и школьников. Типы химических задач и их решения (Новошинская Н.С., Новошинский И.И.), Готовимся к ЕГЭ (О.С. Габриелян). Подготовка к ЕГЭ – 2012г. (В.Н. Доронькина).

Ниже приведены 2 задачи из пособия «Подготовка к ЕГЭ – 2012г. (В.Н. Доронькина)».

 

Задача 1                                     51,2 г карбида кальция внесли в стакан, содержащий 209 мл. раствора соляной кислоты с массовой долей 10% (плотностью1,05 г/мл). Сколько миллилитров 20% азотной кислоты (плотностью 1,10 г/мл). Следует добавить к полученной смеси для ее полной нейтрализации.

 

                                                                         Решение:

1) Составляем ур-я реакций

   СаС2 + 2НСl= СаСl2+ С2Н2 ↑ (1)

   СаС2 + 2Н2О = Са (он)2 + С2Н2 (2) 

   Са (он)2 + 2НNО3 = Са (NO3)2 + 2Н2О (3)

 

2)Рассчитываем количества вещества реагентов и делаем вывод об избытке карбида кальция:

n(NCl) = 209 ∙ 1,05 ∙ 0,1/36,5 = 0,6 моль

n(СаС2) = 51,2/ 64 = 0,8 моль.

СаС2 – в избытке в кол-ве (0,8 – 0,6/2) =0,5 моль

 

3)Рассчитываем кол-ва вещества Са(он)2 и HNО3, вступающих в реакцию друг с другом по уравнению (2) и (3):

n(СаС2)изб = (Са(он)2 = 2nHNO3

n(НСl) = 0,5 ∙ 2 = 1 моль

m(HNO3) = mв-ва/ М в-ва; М (HNO3) = 63 г/моль

         m(HNO3) = 1∙63 = 63 г

 

         4) Вычисляем объем р-ра HNO3:

             mр-ра = m(HNO3) / w= 63/0,2 = 315 г

             V= m/p= 315/1,10 = 286,4мл.

 

Задача2.                                    Газ, полученный при сжигании 6,4г серы, без остатка прореагировал с 138мл 8% р-ра NаОН (плотность1,087 г/мл). Рассчитайте массовые доли вещества в полученном растворе.

                                 

                                                   Решение:

       1)Уравнения реакций:

         S+О2=SO2  (1)

         2 NaOH(изб)+ SO2 =Na2 SO3 + Н2О(2)

         Если SO2 – в избытке, то

         SO2 + Н2O+Na2 SO3 = 2NaH SO3   (3)

 

       2)Количества вещества Sи   NаOН

         n= mв-ва /М в-ва; w= mв-ва /mр-ра; р = m/V; n= V/Vm

         а) n(S) = 6,4/32=0,2 моль

         б)mр-ра (NaOH)=138 ∙ 1,087 = 150г

            mр-ра (NaOH)= 0,08 ∙ 150 = 12г

            n(NaOH)=12 : 40 = 0,3 моль

       3) По ур-ям  реакций:

           а) по ур-ю (1)

             n(S) = n(SO2) = 0.2 мольSO2

             m(SO2) = 0.2 ∙ (32+16∙2)=12.8г

           б) по ур-ю (2)

              NaOH : n(SO2) : n(Na2SO3) = 2 : 1 : 1, →

              прореагирует 0,15 моль  SO2 ,

              останется в избытке (0,2 – 0,15)= 0,05 моль SO2                                                             

              образуется 0,15 моль Na2SO3;

            в) по ур-ю (3)

         n(SO2) : n(Na2SO3) : n(NaHSO3) = 1 : 1 : 2, след., прореагирует 0,05 моль  NaHSO3, останется (в избытке)(0,15- 0,05)= 0,1 моль Na2SO3 ,  образуется 0,1 моль NaHSO3,

4)  Массы веществ, находящиеся в р – ре:

    а) М (Na2SO3) = 126 г/моль, m(Na2SO3) = 0,1 ∙ 126 = 12,6 г.

    б) М (NaHSO3) = 104 г/ моль, m(NaHSO3) = 0,1 ∙ 104 = 10,4г.

5)Массовые доли вещества в р-ре:

      а) mр-ра = mр-ра (NaOН + m(SO2) = 150 + 12,8 =162,8 г.

      б) w(Na2SO3) = 12,6 / 162,8 = 0,0774 или 7,74 %

      в) w(NaHSO3) = 10,4/ 162,8 = 0,0639 или 6,39%

      г) w(Н2О) = 100 – (7,74 + 6,39) = 85,87%

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.

Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....