Факультатив по химии. 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

Факультатив «За страницами школьного учебника химии»  является дополнением к основному курсу химии и направлен на совершенствование знаний учащихся о веществе на первом этапе изучения предмета. При опоре на базовый курс химии программа расширяет и углубляет его, содержит опережающую информацию по курсу органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, дает представление об экспериментальном методе познания в химии, о тесной взаимосвязи теории и эксперимента.    

Программа рассчитана на 34 часа, из них 11 часов практических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса по химии

«За страницами учебника химии»

                                                                         

                                                                         

                                                              Разработана учителем химии

                                                                          МАОУ СОШ № 3 города Курганинска

 Краснодарского края

                                                              Труженниковой Е.А.

                                             

г. Курганинск 2012 год

Пояснительная записка

Факультатив «За страницами школьного учебника химии»  является дополнением к основному курсу химии и направлен на совершенствование знаний учащихся о веществе на первом этапе изучения предмета. При опоре на базовый курс химии программа расширяет и углубляет его, содержит опережающую информацию по курсу органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний, дает представление об экспериментальном методе познания в химии, о тесной взаимосвязи теории и эксперимента.    

Программа рассчитана на 34 часа, из них 11 часов практических занятий.

Цели курса:

1.Развивать у учащихся интеллектуальные  и практические умения и   навыки в области химического эксперимента, учебно-исследовательской

деятельности по предмету.

2.Создавать условия для организации единого учебно-воспитательного процесса.

Задачи курса:

1.Развитие у учащихся навыков экспериментирования, навыков безопасного и грамотного  обращения с веществами.

2.Привлечение учащихся к выполнению индивидуальных заданий, умению презентовать исследуемый материал.

3.Развитие профессиональных устремлений, склонностей к деятельности в области химии.

4.Формирование умений комплексного использования знаний по разным предметам.

5.Развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся, способности к творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

1.Умение работать в коллективе, ответственность за свой объект работы в эксперименте.

2.Профессиональное ориентирование на химические специальности.        

3.Умение работать со справочной и энциклопедической литературой.        

В основу программы положены химический эксперимент со знакомыми учащимися объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, применение знаний, получаемых на уроках, и вопросов по истории химии. Первые занятия вводят учащихся в мир химии, способствуют приобретению начальных практических умений в обращении с лабораторным оборудованием, твердыми веществами, растворами, газами. На последующих занятиях рассматриваются теоретические вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением научно-популярной литературы, работой  в сети интернет, подготовкой небольших докладов, творческих проектов, экспериментальной работой по заданию учителя. Немалое место в программе отведено занимательным опытам.

Таблица тематического распределения часов

№п/п

Название темы

Количество часов

1

Раздел 1.Знакомство с приемами лабораторной техники

11

2

1.1.Химия вокруг нас

2

3

1.2.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним

2

4

1.3.Исследование свойств веществ

4

5

1.4. Чистые вещества. Разделение смесей.

3

6

Раздел 2. История атомистики

2

7

Раздел 3. Удивительный мир веществ

21

8

3.1. Кислород. Воздух. Горение

3

9

3.2.Водород

2

10

3.3. Вода. Растворы

5

11

3.4. Кристаллы в природе и технике

2

12

3.5. Химия в быту

2

13

3.6.Кислоты, основания и соли

7

14

Итого

34

15

Практических работ

11

Содержание обучения (34 ч)

Раздел 1.Знакомство с приемами лабораторной техники (11ч).

1.1.Химия вокруг нас (2 ч).

 Мир веществ и химических превращений. Значение химии в  хозяйственной деятельности человека, в развитии науки и в познании окружающего мира.

1.2.Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним (2ч).

Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Нагревательные приборы. Весы и взвешивание.

Практическая работа № 1. Резка и сгибание тонких стеклянных трубок, изготовление капилляров и наборов газоотводных трубок для приборов. Обработка пробок. Монтаж приборов по заданному образцу. Испытание приборов для получения газов на герметичность.

1.3.Исследование свойств веществ (4 ч).

Обращение с реактивами. Определение свойств веществ ( агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность жидкостей, температура кипения, цвет пламени) на примере воды, уксуса, этилового спирта, нашатырного спирта, подсолнечного масла, сахара, поваренной соли, пищевой соды, мела. Техника демонстрации опытов на примере  одного-двух занимательных опытов.

Практическая работа № 2. Исследование физических свойств предложенных веществ.

Практическая работа № 3. Распознавание веществ по их физическим характеристикам.

1.4. Чистые вещества. Разделение смесей ( 3ч).

             Понятия чистого вещества и смеси. Способы разделения  однородных и неоднородных смесей (очистки веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, дистилляция, возгонка, перекристаллизация и др. способы.

Практическая работа № 4. Очистка загрязненных веществ фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией.

Раздел 2. История атомистики (2ч).

Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. История открытия закона. Становление учения об атомах и молекулах. Эпоха атомистики. М.В. Ломоносов, Д. Дальтон, А.Авогадро. Профессиональные черты личности ученых.

Практическая работа № 5. Конструирование простейших приборов. Опыты по доказательству закона сохранения массы веществ.

Раздел 3. Удивительный мир веществ (21ч).

3.1. Кислород. Воздух. Горение (3 ч). 

Состав воздуха. Использование воздуха как химического сырья. «Огненный воздух». Обожествление огня.  Огонь – разрушитель,  огонь -  на службе человека. История спички. Горение веществ в кислороде и воздухе. Состав, строение и цвет пламени.  Источники и последствия загрязнения атмосферы. Охрана воздушной среды. 

Демонстрационные опыты. Занимательные опыты с огнем.

Практическая работа № 6. Получение и исследование свойств кислорода. Изучение строения пламени.

3.2.Водород (2 ч).

Элемент Вселенной. Получение и применение водорода в технике. Разложение воды электрическим током.

Демонстрационные опыты. Зарядка прибора и демонстрация правил техники безопасности при работе с аппаратом для получения газов; диффузия, переливание, горение водорода, его восстановительная способность, занимательные опыты с водородом.

Практическая работа № 7. Получение  и исследование свойств водорода .

3.3. Вода. Растворы (5 ч).

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Целебные источники. Вода легкая и тяжелая. «Святая вода». Вода – универсальный растворитель.  Очистка воды. Дистиллированная  вода. Источники загрязнения воды. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды.

Растворы – тонкодисперсные системы. Растворы в природе и технике.

             Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость веществ в воде. Тепловые явления при растворении. Охладительные смеси: их состав, приготовление и использование.

Способы выражения состава раствора.

Практическая работа № 8. Исследование факторов, влияющих на растворимость веществ в воде.

Практическая работа № 9. Приготовление растворов различных веществ, необходимых для химической лаборатории.

3.4. Кристаллы в природе и технике (2 ч).

 Кристаллы в природе и производстве. Очистка веществ перекристаллизацией. Методика выращивания единичных кристаллов и друз.

Практическая работа №10. Получение кристаллических друз на металлических каркасах, изготовление из них коллекций кристаллов и друз, самодельных елочных игрушек.

3.5. Химия в быту (2ч).

Красители, моющие средства, искусственные и синтетические волокна.         Практическая работа №11. Приготовление красящих пигментов, выведение пятен ржавчины, жира, йода.

3.6.Кислоты, основания и соли.(7ч). 

Неорганические и органические кислоты в природе и жизни человека. Общие свойства неорганических и органических кислот.

               Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.

Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные соли. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке, живописи, медицине.

Генетическая связь между классами неорганических соединений. Получение веществ различных классов.

Практическая работа №11. Решение экспериментальных задач на распознавание веществ и осуществление превращений в генетических рядах, родоначальниками которых являются металл и неметалл.

Подведение итогов изучения курса «За страницами учебника химии»    (презентация проектных работ учащихся).

Тематика проектных работ:

1.Воздух как химическое сырье.

2.«Огненный воздух». 

3.Огонь на службе человека.

4.Вода в природе.

5.Дисперсные системы.

6.Способы очистки питьевой воды.

7.Гидрохимический режим водоема (озера, пруда, реки): сезонные измерения температуры воды, водородного показателя, определение содержания ионов кальция, магния, биогенных элементов – азота, фосфора и кислорода.

8.Получение индикаторов из растительных источников экстракцией из растворов.

9.Выдающийся шведский химик Сванте Аррениус.

10.Химические вещества в строительстве.

11.Определение аскорбиновой кислоты  в плодах разных растений, в различных сортах растений одного вида в зависимости от времени хранения.

12.Зависимость минерального состава вод и их лечебного действия.

13.Вода – топливо будущего.

14.Охрана водных ресурсов.

Требования к подготовке учащихся

В результате усвоения курса «За страницами учебника химии» в 8 классе ученик должен

знать:

-значение химической науки в окружающей нас действительности;

-основные фундаментальные законы химии;

-получение, свойства, применение неорганических веществ, в частности, водорода, кислорода, кислот, солей, оснований;

-технику демонстрации опытов.

понимать:

-многообразие веществ органической и минеральной природы можно классифицировать, распределять по определенным признакам;

-необходимость бережного отношения к водным ресурсам, охраны окружающей среды;

-многообразие веществ бытовой химии обусловлены возрастающими требованиями человека к вопросам личной гигиены, гигиены жилища, чистоты мест общего пользования и т.д.

уметь:

-различать понятия: «вещество», «тело», «чистое вещество», «механическая смесь»;

-работать в химической лаборатории со стеклом, металлом, пробками и т.д., с предметами лабораторного оборудования;

-очищать загрязненные вещества фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией;

-конструировать простейшие самодельные приборы;

         -получать неорганические вещества простейшими методами;

-решать экспериментальные задачи на распознавание веществ и осуществление превращений в генетических рядах, родоначальниками которых являются металл и неметалл;

-получать кристаллические друзы на металлических каркасах, изготовление из них коллекций кристаллов и друз, самодельных елочных игрушек;

- осуществлять поиск учебной информации, получая ее из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, эксперимента;

-представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, условное обозначение, описание изучаемого вещества по предложенному плану);

-создавать творческие работы на заданную тему (доклад, реферат, научно-исследовательская работа).

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.Артеменко А. И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 г.

2.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л.: Химия 1985.

3.Злотников Ю. А. и др. Основы аналитической химии. – М.: Высшая школа, 2002 г.

4.Книга для чтения по химии: В 2 ч./Сост. В.А.Крицман. - М.: Просвещение, 1974.- Ч.1.

5.Конарев Б. Любознательным о химии.- М.: Химия, 1978.

6.Манолов К. Великие химики.- М.: Мир, 1985.- Т.1.

7.Ольгин О. Чудеса на выбор.- М.: Детская литература, 1986.

8.Ольги О. Опыты без взрывов.- М.: Химия, 1986.

9. Сомин Л. Увлекательная химия.- М.: Просвещение, 1978.

10.Смолеговский А. М. и др. Школьная энциклопедия (химия). – М.: Дрофа, 2000 г.

11.Методический  журнал « Химия в школе».

12.Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии.- М.: Просвещение, 1976.

13.Энциклопедический словарь юного химика.- М.: Педагогика, 1982.    

14.Энциклопедия для детей. Химия, т. 17. – М.: Аванта +, 2000 г.

CD: 1. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003 г.

             2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Приложение №1

Оценка личных  достижений   ученика

Для итоговой аттестации учащихся используется «Портфель курса» или «Портфолио».

Вопрос первый: «Что подлежит оцениванию в данном курсе?»

•        Знание ключевых понятий темы;

•        Умения применять данные понятия для выполнения химического эксперимента;

•        Умения грамотно, с соблюдением стандартных требований приготовить устное сообщение, написать реферат;

•        Умение наблюдать, объяснять наблюдаемые явления, правильно регистрировать полученную информацию и обрабатывать ее в виде отчета по итогам выполненной работы (практической работы, проекта, исследования);

•        Активное участие в работе.

Вопрос второй: «Когда происходит оценивание?»

Оценку можно ставить как по ходу работы по теме, так и в конце каждой темы как итоговую. Последнее обязательно. На каждом занятии происходит работа, которая подлежит оценке. Для того, чтобы она была зафиксирована учителем, по итогам данного занятия необходимо предъявить претензию на оценку в соответствии с общепринятыми критериями. Это можно сделать по согласованию с учителем после конкретного занятия, а можно в конце каждой темы.

     Вопрос третий: «Кто ставит оценку?»

Оценка, как официально признанный итог учебного достижения является результатом согласования внешнего – учительского оценивания и самооценки каждого учащегося. Содержательные критерии оценивания, оценочные баллы и процедуры согласованы и приняты как специальная норма в начале изучения курса.

     Вопрос четвертый: «Как рассчитываются оценочные баллы?»

     Наиболее целесообразной при проведении данного курса представляется система накапливания баллов с переводом их суммы в итоговую оценку по привычной 5-балльной шкале. При этом разным характеристикам учебной работы и соответствующим достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в баллах. С учащимися осуществляется договор, что повторение достижения по теме, которая уже пройдена, не может оцениваться столь же высоким баллом, как непосредственно во время прохождения темы.

                        Примерная шкала оценок

● Знания ключевых понятий   (2 балла)

● Умения их использовать во время семинарского занятия, проведения     эксперимента (3 балла)

● Умение грамотно, с соблюдением всех правил по технике безопасности,     выполнить и оформить практическую работу   (4 балла)

● Составление кроссворда, рассказа – задачи, химической сказки   (3      балла)

● Устное выступление     (3 балла)

● Устное выступление с демонстрационными опытами   (4 балла)

● Защита мини – проекта или мини – исследования   (3 балла)

● Успешная защита проекта, исследования    (10 баллов)

● Реферат   ( 7 баллов)

● Активность на занятиях (всегда)   (1 балл)

● Активное участие в проведении итоговых занятий  (3 балла)

● Использование фото-материалов, компьютерных технологий для       оформления своих работ   (5 баллов)

Таким образом, при накоплении 25 баллов учащийся получает зачет с оценкой «хорошо», более 25 – зачет с оценкой «отлично».

 

Содержание курса

10 класс (34 часа)

Программа факультатива по химии

«Химия и мы»

Пояснительная записка

Химия – это наука, важная часть естествознания. Повсюду, куда бы ты не обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и т. д.

Химия – это тот предмет, который даёт возможность не только проводить химические опыты, но и формирует научное мышление у ребёнка. Часов, которые выделяются на этот предмет недостаточно, поэтому была создана программа «Химия и мы».

Данная программа предназначена для проведения факультативных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один  раз в неделю.

Основная идея программы заключается в том, чтобы учащиеся познакомились с понятием «Химическое знание», методами исследования в химической практике.

Цель программы:

         Привить интерес к предмету и осознание  необходимости наличия знаний по химии в повседневной жизни. Более глубоко изучить предмет.

Задачи:

Образовательные – формирование системы химических знаний; умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные – способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Развивающие – развивать интерес к изучению химии и проведению химического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Принципы:

Главным принципом в работе является доступность, наглядность, практическая направленность, развитие исследовательских способностей учащихся.

Ведущий принцип в работе – знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений.

                                                     Методы:

Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить огромное количество необходимого материала, раскрыть сущность проблемы.

Элементы игровой технологии – проявляют творческие способности учащихся, идёт лучшее восприятие научного материала, формируется опыт принятия целесообразных решений.

Проектный метод – используется как метод экспериментальной работы и представления результатов исследовательской работы. В программе используются краткосрочные проекты.

Проектные работы открывают возможность сформировать у учащихся специальные знания по предмету, научить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с химическими веществами.

Умение проектировать исследовательскую работу и анализировать результаты исследований, конструкторские навыки помогут в дальнейшей учёбе.

Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развить следующие навыки и умения:

- строить план исследования;

- создавать рабочую модель явления;

- математически обрабатывать результаты исследования;

- представлять результаты работы в удобном для презентации виде;

- сотрудничать в группе.

Успехи учащихся при изучении данного курса могут быть выявлены по критериям, которые включают:

- текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над проектом;

- контроль в форме презентации, где оценивается качество выполненной учащимися работы:

1.Учащиеся разрабатывают свой проект.

2.Представляют выполненный проект классу.

В качестве критериев оценки готовности учащегося развиваться в выбранном направлении,  можно рассматривать:

- положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;

- развитость коммуникативных умений;

-сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;

- умение работать в малой группе;

- наличие культуры проведения презентаций;

- навыки самооценки, умение работать над ошибками.

Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Планируемый результат:

Школьники должны знать:

- о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними;

- о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;

- состав, строение, области применения в быту различных химических препаратов;

Школьники должны уметь:

-моделировать простейшие химические и экологические эксперименты;

- применять химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Структура программы и особенности организации учебного процесса:

Программа включает 4 раздела, всего 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Изучение каждого раздела завершается практическим занятием.

На занятиях школьники получают теоретические знания по предлагаемой тематике и практические умения необходимые для проведения научных исследований.

                 Система оценки достижений учащихся:

-создание поделок;

- написание рассказов, сказок;

-нарисовать плакат по химической тематике;

-подготовить проект, электронную презентацию.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают.

(Вводная лекция о веществах, их значении в нашей жизни и необходимости знания их применения.)

Раздел 1: «Здоровье, красота и химия»

Тема 1. Химия и организм человека.

(Первое занятие раздела посвящено изучению веществ, входящих в состав различных структур организма. Значительное место отводится изучению веществ, влияющих на развитие подросткового организма.)

Тема 2. Химия, медицина и косметология.

(На втором занятии  осуществляется знакомство с медицинскими и косметологическими препаратами, их значением и влиянием на организм.)

Тема 3. Еда и химия.

(Третье занятие знакомит учащихся с составом пищи и  необходимостью правильно питаться.)

Тема 4. Практическое занятие: «О здоровье и красоте»

 Раздел 2. «Химия и стихии»

Тема 1. Удивительное вещество-вода.

(Данное занятие углубляет знания учащихся о воде, её свойствах и превращениях. Знакомит с уникальными возможностями воды.)

Тема 2. Почвоведение.

(Второе занятие расширяет кругозор учащихся о почве, её функциях и процессах почвообразования.)

 Тема 3. Атмосфера.

(Занятие посвящено углубленному изучению состава атмосферы, её функций, факторов воздействия и способов защиты от загрязнения.)

Тема 4. Практическое занятие: «Вода и её свойства»

Раздел 3. «Химическая промышленность»

Тема 1. Силикатная промышленность.

(Первое занятие раздела посвящено более глубокому изучению соединений кремния, их применению в различных отраслях силикатной промышленности.)

Тема 2. Производство препаратов бытовой химии.

(Данное занятие знакомит учащихся с моющими и чистящими средствами, их составом, свойствами и значением.)  

Тема 3. Топливо.

(Третье занятие посвящено изучению видов топлива, его классификации, состава и комплексного использования.)

Тема 4. Практическое занятие: «Весёлая химчистка»

Раздел 4. «Химия и экология»

Тема 1. Воздействие вредных веществ на человека.

(На данном занятии углубляем знания учащихся об отравляющих веществах, их влиянии на организм, окружающую среду.)

Тема 2. Вода и человек.

(Второе занятие продолжает знакомить учащихся с веществом «вода» с точки зрения её охраны от антропогенного воздействия.)

Тема 3. Охрана окружающей среды.

(Занятие о необходимости защиты не только водной, но и других сред обитания человека. Современные методы очистки. Понятие ПДК.)

Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания»

Распределение часов по разделам программы

Раздел

Всего часов

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

Формы контроля

1.

Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают

2

2

2.

Раздел 1: «Здоровье, красота и химия»

8

6

2

Зачёт

(плакаты, электронные презентации)

3.

Раздел 2. «Химия и стихии»

8

6

2

Проекты

(доклады учащихся)

4.

Раздел 3. «Химическая промышленность»

8

6

2

Семинарское занятие

5.

Раздел 4. «Химия и экология»

8

7

1

Проверочная работа по решению задач экологической тематики

Итого:

34

27

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение: химия-наука о веществах, которые нас окружают

2

2

2.

Раздел 1: «Здоровье, красота и химия»

8

6

2

Тема 1. Химия и организм человека

2

2

Тема 2.  Химия, медицина и косметология

2

2

Тема 3. Еда и химия

2

2

Тема 4. Практическое занятие: «О здоровье и красоте»

2

2

3.

Раздел 2. «Химия и стихии»

8

6

2

Тема 1. Удивительное вещество-вода

Тема 2. Почвоведение

Тема 3. Атмосфера

Тема 4. Практическое занятие: «Вода и её свойства»

2

2

2

2

2

2

2

2

4.

Раздел 3. «Химическая промышленность»

8

6

2

Тема 1. Силикатная промышленность

2

2

 Тема 2. Производство препаратов бытовой химии

2

2

Тема 3. Топливо

2

2

Тема 4. Практическое занятие: «Весёлая химчистка»

2

2

5.

Раздел 4. «Химия и экология»

8

7

1

Тема 1. Воздействие вредных веществ на человека

3

3

Тема 2. Вода и человек

2

2

Тема 3. Охрана окружающей среды

2

2

Тема 4. Практическое занятие: «Решение задач экологического содержания»

1

1

Итого:

34

27

7

Литература для учителя

  1. Ю.Н.Кукушкин. Химия  вокруг нас, М.: Высшая школа, 1992, с. 191
  2. Л. Чалмерс.  Химические средства в быту и промышленности. Л.: Химия, 1969, с. 198.
  3. В. И. Лялько. Вечно живая вода. Киев: Наукова дума, 1972, с. 195.
  4. Н. В. Ширшина. Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2006, с. 220.
  5. О. Ольгин. Опыты без взрывов. М.: Химия,  1986, с.190.
  6. А. М. Юдин, В. Н. Сучков, Ю. А. Коростелин. Химия для Вас. М.: Изд-во – Химия, 1984, с. 192.
  7. О. С. Габриелян. Химия. Методическое пособие 8-9 классы, М.: Дрофа, 2001, с. 118.
  8. А. Н. Бармин, Н. Н. Беломоин, П. И. Бухарицын, С. В. Виноградов и др. Природа и история Астраханского края, Астрахань: Издательство АГПИ, 1996, с. 364.

Литература для учащихся

  1. Ю.С. Чуйков, Л.Ю. Чуйкова, Д.Л. Тёплый, Л.К. Шамгунова. Экология человека, Астрахань, 2000, с.234.
  2. Е.С. Белозеров Побочные эффекты лекарственной терапии. Алма-Ата, Наука, 1989, с.192.
  3. О.С. Габриелян Химия. Учебное пособие для 11 классов средней школы, М. Блик плюс, 1999, с. 368.
  4. С.В. Дендебер, Л.В. Зуева, Т.В. Иванникова и др. Конструктор элективных курсов. М.: 5 за знания, 2006, с. 176.
  5. М.Х. Карапетьянц, С.И. Дракин. Общая и неорганическая химия, М.: Изд-во: Химия, 1981, с.631.

Приложение

Презентация №1 «Витамины в жизни человека»

Цель: выяснение роли витаминов в жизни человека

Задачи: Ознакомиться с историей открытия витаминов и различными определениями понятия «Витамин»; узнать о самих витаминах и продуктах в которых они содержатся; выяснить, к чему может привести недостаток витаминов; определить содержание витамина С в некоторых продуктах питания.

Витамины  это незаменимые органические микрокомпоненты пищи.                                                                            А. Ленинджер

 Витамины: низкомолекулярные органические соединения; необходимы для нормальной жизнедеятельности организмов; выполняют функции: каталитическую; регуляторную.

С момента открытия витаминов (1880 г., Н.И. Лунин) до настоящего времени отслежена роль 28 витаминов в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека. Витамины принято классифицировать на жиро- и водорастворимые и делить на группы (А, В, Д и др.) Потребность в витаминах у человека составляет от сотых миллиграмма до одного грамма. Недостаточное поступление витаминов в организм человека с пищей приводит к гипо- и авитаминозам, избыточное их количество – к гипервитаминозу. Признаки этих заболеваний описаны в литературе. Основным источником витаминов  являются продукты питания. Устойчивость и стабильность витаминов снижается при термической обработке пищи и сохраняется при ее замораживании.

Презентация №2 «Химия: польза или вред»

Цель работы: 

  1. Выяснить роль химии в природе.
  2. Выяснить роль химии в жизни человека.
  3. Охарактеризовать двойственный характер  химии.

Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.

                                                                            М.В.Ломоносов

История возникновения химии

  Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Тогда появились определённые приёмы и рецепты, но химия ещё не была наукой. Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля. Он впервые определил центральный объект исследования химии: попытался дать определение химического элемента. Бойль считал, что элемент-это предел разложения вещества на составные части.   Кроме золота, в древности были известны серебро, железо, олово, ртуть, медь, свинец. Согласно учению древних, семь металлов олицетворяло семь планет. Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов.

О вреде химии

До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти и угле. Такое топливо не столь опасно, как ядерное, но его запасы рано или поздно должны истощиться. К тому же, выделяющийся дым растворяется в дождевой влаге. Когда такой дождь выпадает на землю, он наносит ущерб пастбищам и лесам. В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива. Вся местность на много километров была заражена. До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля, употреблять произведённые там продукты питания, пить воду из местных водоёмов.

В результате деятельности человека в атмосферу поступает большое количество различных антропогенных веществ, что ведет к изменению химического состава воздушной среды. Загрязнение воздушной среды прямо или косвенно наносит вред человеку, животным, растениям. Здоровье, в немалой степени зависит от того, чем мы дышим. Человек может сразу не ощущать воздействия  вредных веществ, загрязняющих воздух. Окись углерода или угарный газ не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. К загрязнению воздуха относится и накопление пыли в воздушной среде. Она попадает туда при сжигании твердого горючего, богатого зольными веществами, а так же при переработке минеральных веществ. В результате концентрации атмосферных аэрозолей, особенно над крупными городами, существенно понижается прозрачность атмосферы для солнечного света и ультрафиолетовых лучей.

Химические вещества, сбрасываемые вместе со сточными водами, попадая в реки и озера, часто изменяют водную среду. Некоторые из загрязняющих веществ могут изменить окраску воды, ее прозрачность, температуру. Под действием таких веществ вода может приобрести гнилостный запах и вкус. Стать непригодной для деятельности человека и поддержания жизнедеятельности флоры и фауны.

В настоящее время загрязнение мирового океана – одна из серьезных проблем человечества. Так как мировой океан определяет лицо биосферы: огромная масса его вод влияет на климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает из океана, он является уникальным регулятором углекислоты.

Вывод

  Химическое искусство возникло в глубокой древности, и его трудно было отличить от производства, потому что, подобно сёстрам-близнецам, оно одновременно рождалось у горна металлурга, в мастерской красильщика и стекольщика. Корни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики. Трудно сказать, больше пользы или вреда приносит химия, но обойтись без неё невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.

Рабочая программа по курсу  "Право" в 11 классе....

«Учимся писать сочинение» (факультатив) 10 – 11 класс

Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логич...

Интегрированный факультатив по химии и математике

Данная разработка может быть использована на факультативных занятиях по химии, где требуется владение приемами решения задач с помощью системы уравнений и решения задач методом составления алгебраичес...

Факультатив по химии "Чудеса химии" для 5-7 классов

Программа курса "Чудеса химии" рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественно-научного направления для учащихся 5,6 или 7 классов, не начавших изучать х...

факультатив по химии для 11 класса "Химия в задачах"

На    На занятиях курса «Химия в задачах» учащиеся решают различные по типам и сложности теоретические, расчётные и комплексные расчётные задачи, приобретают навыки       ...

Факультатив : "Занимательная химия" 8 класс

Факультатив : "Занимательная химия" 8 класс...

Факультатив по химии 10 класс. Проектно-исследовательская деятельность по химии

Факультатив по химии 10 класс«Проектно-исследовательская деятельность по химии»/1 час в неделю, 35 часов в год/Рассчитан  на 35 часов и является не только логическим продолжением прог...