«Учимся писать сочинение» (факультатив) 10 – 11 класс
элективный курс (литература, 10 класс) по теме
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_uchimsya_pisat_sochinenie.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №8, г.Томск, 2005г.
ПРОГРАММА
«Учимся писать сочинение» (факультатив) 10 – 11 класс
Учитель: Бурцева Е.В.
Пояснительная записка
Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.
Основные задачи – вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
- самостоятельно анализировать эпизод;
- самостоятельно анализировать литературное произведение;
- подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
- составить конспекты критической или литературоведческой работы;
- самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
10 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | План |
1 | Что такое сочинение и каким оно должно быть. | 1 час |
2 | Основные требования к сочинению. | 1 час |
3 | Схемы — анализы: а) прозаического произведения; б) лирического произведения. | 1 час |
4 | Тема и основная мысль сочинения: а) заглавие, тема и основная мысль сочинения; б) способы раскрытия основной мысли; в) эпиграф; г) тема и жанр сочинения. | 2 часа |
5 | Собирание и систематизация материала для сочинения: а) простой и сложный план; б) тезисы и конспекты; в) цитаты, ссылки, их оформление; г) собирание материала по литературным источникам; д) аннотация. | 1 час |
6 | Виды сочинений: а) отзыв; б) рецензия. | 4 час |
7 | Технология написания сочинения: а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); б) заключение, виды; в) типы сочинений по видам анализа художественного произведения:
| 19 часов |
8 | Классификация ошибок. Критерии оценок. | 1 час |
9 | Совершенствование написанного (работа над ошибками). | 1 час |
11 класс
Календарно-тематическое планирование
I четверть
№ | Вид урока | Тема | План |
1 | Теория | Характеристика тем сочинений по материалу и объекту анализа, по количеству предметов и способу рассуждений | 1 час |
2 | Теория | Жанр идеологического романа Сочинение - анализ образа | 1 час |
3 | Практика | Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 час |
4 | Теория | Жанр романа – эпопеи | 1 час |
5 | Практика | Сочинение - сравнительная характеристика образов. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 час |
6 | Практика | Подготовка к сочинению - анализ эпизода по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 час |
7 | Теория | Жанр лирической комедии | 1 час |
8 | Практика | Подготовка к сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» | 1 час |
9 | Практика | Подготовка к сочинению анализ эпизода драматического произведения (по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад») | 1 час |
II четверть
№ | Вид урока | Тема | План |
1 | Теория | Сочинение, связанное с творчеством писателя XIX-XX веков | 1 час |
2 | Практика | Подготовка к сочинению по творчеству М.Горького (обзор раннего творчества) | 1 час |
3 | Теория | Виды и формы анализа поэтического текста | 1 час |
4 | Практика | Подготовка к сочинению по поэме А.Блока «Двенадцать» | 1 час |
5 | Практика | Подготовка к сочинению по ранней лирике В.Маяковского | 1 час |
6 | Практика | Сравнительный анализ стихотворений О.Мандельштама и А.Ахматовой | 1 час |
7 | Практика | Анализ стихотворения М.Цветаевой (по выбору учащегося) | 1 час |
III четверть
№ | Вид урока | Тема | План |
1 | Теория | Своеобразие композиции романа XX века | 1 час |
2 | Практика | Подготовка к сочинению – анализ эпизода по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 час |
3 | Практика | Подготовка к сочинению по рассказам И.Бунина | 1 час |
4 | Практика | «Обвинительная речь и речь в защиту героя» (подготовка к сочинению - размышлению по роману А.Фадеева «Разгром») | 1 час |
5 | Теория | Жанр лирического романа | 1 час |
6 | Практика | Подготовка к сочинению по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» | 1 час |
7 | Практика | Сочинение – рецензия на книгу (по произведениям В.Набокова) | 1 час |
8 | Практика | Подготовка к сочинению по повести А.Платонова «Котлован» | 1 час |
9 | Практика | Подготовка к сочинению – анализ эпизода по роману М.Шолохова «Тихий Дон» | 1 час |
10 | Практика | Подготовка к итоговому сочинению по роману М.Шолохова «Тихий Дон | 1 час |
IV четверть
№ | Вид урока | Тема | План |
1 | Теория | Анализ экзаменационных тем сочинений за 2004-2005 учебный год | 1 час |
2 | Теория | Сочинения, сформулированные в виде проблемного вопроса | 1 час |
3 | Практика | Сочинение по военной прозе | 2 часа |
4 | Теория | Сочинения на сквозные темы, сформулированные в виде цитаты (5 тема блока) | 1 час |
5 | Практика | Сочинение на нравственно-эстетические темы | 2 часа |
6 | Практика | Подготовка к сочинению - рецензии по рассказу В.Шукшина (по выбору учащегося) | 1 час |
Список литературы
- Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
- Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
- Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
- Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
- Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
- Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
- Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
- Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
- Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
- Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные требования к сочинению
Школьное сочинение имеет вполне конкретные цели:
- проверить знание литературы.
- умение анализировать художественное произведение.
- грамотно, хорошим литературным языком излагать результаты такого анализа.
Сочинение должно соответствовать:
- Раскрытие темы.
- Анализ художественной формы, эстетическая значимость произведения (почему классика, зачем изучаем).
- Использование минимальной терминологии литературоведения.
- Правильное логическое построение (V частей, их связь).
- Стилевое оформление (сочинение должно быть прежде всего доказательным рассуждением на заданную тему: выдвигается идея, мысль – следует доказательство: примеры из текста, анализ фрагментов текста, анализ образов; - собственные выводы.
- Умелое использование знаний художественных текстов, литературно - критических работ, фактов литературной жизни (эпохи, направления, течения, кружки и т.д.), общей эрудиции.
- Не забудьте высказать и отстоять свою точку зрения, свое отношение к рассматриваемому материалу.
- Стилистическая и языковая грамотность.
Схема анализа прозаического произведения
- «Выходные данные»
- Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т.д.
- Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т.д.
- Идейно - тематическая основа произведения
- Структура содержания.
- Тема, главная проблема и мысль.
- Идея как авторское отношение к изображаемому.
- Основные герои, их портреты и характеры.
- Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).
- Особенности моделирования реального мира
- Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).
- Характер изображения истории и современности.
- Авторская позиция в произведении.
- Жанрово – родовая принадлежность, художественный метод и стиль.
- Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).
- Мое восприятие произведения.
Схема анализа лирического произведения
- «Выходные данные»:
- Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д.
- Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр произведения.
- Структура образов и развитие конфликтов:
- Тема и идея произведения.
- Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть). Композиция (возможное деление на части, их связь).
- Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами.
- Основные особенности поэтического языка:
- Тропы и фигуры:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т.д.
- Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика – ассонанс,
аллитерация, звукопись.
б) поэтическая лексика – синонимы, антонимы
архаизмы, неологизмы
фразеологизмы
высокие слова
старославянские, церковнославянские диалектизмы.
в) использование явлений морфологии и синтаксиса:
период, повтор,
преобладание одних час гей речи
обращение, восклицание, вопрос.
- Ритм. Стихотворный размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль. Рифма: мужская, женская, дактилическая и парная, перекрестная, кольцевая.
- Жанровое своеобразие (ода, гимн, сонет, романс, элегия, послание).
- Черты лирического героя (настроение, состояние души).
- Мое восприятие произведения.
Лингвистический анализ текста.
- Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма.
- Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.
- Определить жанр и его основные черты.
- Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:
- наличие/отсутствие абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая особенность;
- количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика
- поэтического произведения;
- соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении;
5. Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:
- фонетическая организация и ее особенности («звукопись», т.е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);
- морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названого существительными или глаголами предмета речи и его действия, состояния);
- синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность/разнотипность частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);
- образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные просторечные, разговорные и др.);
- особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные ключевые слова).
6. Использовать метод стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант слова, словосочетания, оборота, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).
План – схема рецензии
- Представление книги, библиографические данные:
- Когда и где вышла книга, ее адресат, автор.
- История создания произведения.
- Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения.
- Название произведения, его смысл.
- Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3 л., события, поступки героев.
- Тема произведения, главная мысль – идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие изменения происходят).
- Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание?
- Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям.
- Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы.
- В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает выразительности?
- Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности).
- Ваша субъективная оценка произведения:
- Что написано хорошо.
- Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто.
Рецензия | ||||
библиография, презентация книги | пересказ, содержание, сюжет, композиция, поступки и характер героев | анализ текста; проблемы, идея, эпизоды | анализ формы, средства художественной выразительности | традиции, новаторство |
Высказывание собственного мнения, рассуждение, собственный анализ |
Цитирование
- Цитата – дословная передача чужой речи.
- При цитировании необходимо дословно передавать текст, замена слов не допускается.
- Цитатами лучше не злоупотреблять. Цитата необходима не просто для того, чтобы подготовить вашу мысль, а она призвана ее дополнить.
- Прозаический текст лучше передавать своими словами, т.е. косвенная речь = СПП.
- Знаки препинания при цитировании:
а) цитата = прямая речь
* А : «С»
б) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием на месте пропуска
* А.М.Горький писал, что «Поэты до Пушкина совершенно не знали народ, <...>, редко писали о нем».
в) если цитата оформляется как ССП с союзом что, то первая буква цитаты строчная
* А.М.Горький писал, что «следуя правде жизни, по эт не мог наделить своего героя всем, что нашел в своей душе, а если бы он сделал это - Печорин был бы не правдив».
г) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит ... или !, то после них ставятся кавычки и точка
* А.М.Горький в одной из своих статей писал, что «Руд и и - это и Бакунин, и Герцен, и отчасти и сам Тургенев ...».
д) цитирование стихов может быть и в столбик, и в строчку:
1. если в строчку, то перед цитатой ставится: «» и каждая стихотворная строка начинается с большой буквы, сохраняются авторские знаки препинания
* Пушкин в своем стихотворении обращается к любимой женщине: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, То ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.».
2. если столбиком, то ставится : и пишется с большой буквы
* Лермонтов говорит о душевном состоянии своего героя:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой…
Как правильно выбрать тему сочинении
Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:
- знаю ли я материал;
- интересна ли мне эта тема;
- понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);
- есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;
- успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).
!!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма.
Состав сочинения: | введение (В) основная часть (ОЧ) заключение (З) | 1 – 1,5 стр. 4 – 5 стр. 1 – 1,5 стр. |
В + З = 1/3 Vсочинения | 6 – 8 стр. (3 – 4 листа) |
Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению:
1. Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон.
Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
2. Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.
Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
(размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).
3. Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.
Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах). «Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ).
4. Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.
Например: «Тема Родины в лирике ...»
«Тема назначения поэта в поэзии...»
«Нравственные искания героев романа...»
«Тема «маленького человека»…»
«Тема «лишнего человека»...»
5. Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.
Например:
«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,
«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
6. «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.
«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»
Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.
7. Перекличка с современностью. «В наше время, когда ... особенно большую роль играет»
Например: | темы | о нравственности об экологии о патриотизме о гуманизме | современная литература |
Основные правила написания заключения
- Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.
- Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.
- Выводы связываются с развитием современной литературы.
- Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.
Типы сочинений по темам
№ пп | Тип сочинения | Пример темы | Что требуется | О чем писать |
1. | Анализ целого литературного произведения. | 1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. 2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь. | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе. | Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения. |
2 | Анализ литературного героя. | 1. В чем трагедия Печорина? 2. Трагизм образа Базарова. | Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно логи и споры с другими героями и т.д.) | Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика. |
3. | Анализ художественной формы. | 1. Мастерство Н.В.Гоголя - сатирика в «Ревизоре». 2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума». | Провести литературный анализ художественных средств. | Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык. |
4. | Анализ образа автора. | 1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин. 2. Образ автора в поэме «Мертвые души». 3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети». | Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку. | Использовать понятие: образ автора. |
5. | Анализ лирического героя (в поэзии). | 1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». 2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова. 3. «Я лиру посвятил народу своему». | На основании образа лирическогогероя дать целостное представление о творчестве поэта. | Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта). |
По количеству предметов и способу рассуждения | ||||
6. | Простая. | 1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин». 2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов». | Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен). | Посмотреть на предмет с разных точек зрения. |
7. | Проблемная. | 1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин). | Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой). | Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке. |
8. | Сопоставитель-ная | 1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин». 2. Чацкий и Молчалин. 3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 4. Обломов и Штольц. 5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина. | Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия. | Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы. |
9. | Обобщающая | 1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в. 2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». 3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души». | Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое). | Вести сопоставление, сделать вывод. |
10. | Проблемно – обобщающая | 1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. 2. Природа и человек в современной литературе. 3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина. 4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе). | Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения». |
Классификации ошибок
I. Ошибки в содержании:
1. Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).
[ ] – лишняя часть слово, выражение.
V – пропуск мысли, слова, выражения.
Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).
Л И – нарушена логическая последовательность.
2. Речевые ошибки
Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:
а) употребление слова в несвойственном ему значении
* П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/
б) нарушение лексической сочетаемости
* Образ Печорина противоречив. /характер/
в) употребление лишнего слова (плеоназм)
* Бесчисленное множество.
г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/
д) повторы
*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...
е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)
* Попечитель богоугодных заведений подлизывается
/ведет себя заискивающе/
ж) смешение лексики разных исторических эпох
* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
II. Ошибки на письме:
- Орфографические – │ – в написании слов
- Пунктуационные – V – знаки препинания.
- Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;
б) несогласование в числе сущ. + глагол;
в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.
Основные критерии оценки
Оценка | Содержание | Грамотность |
«5» |
| Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 (V) или 1 (Г) |
«4» |
|
всего │ + V + Г – 4 |
«3» |
|
всего │ + V + Г – 6 |
«2» |
| 5 (│) и 5 (V) всего │ + V + Г – 7 |
1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:
1). При переносе слов
2). Авторская пунктуация.
3). Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).
2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.
З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
- При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
- Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
План - схема анализа эпизода
художественного текста (литературоведческий)
- Определить автора и название произведения, место отрывка в произведении.
- Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно – образным содержанием.
- Отразить авторскую позицию, образ автора.
- Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально – авторского стиля.
- Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно – выразительные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Учимся писать сочинение»
Этап площадки в 10-х классах «Подготовка к ЕГЭ»Мастер-класс «Учимся писать сочинение»Учитель ведёт мероприятие. Присутствует 6 команд, которые сидят за отдельными столами. Жюри оценивает активность ко...
Курс по выбору "Учимся писать сочинения разных жанров" 9 класс
Главная задача курса для 9 класса – научиться писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Хорошо известно, что огра...
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
ПРОГРАММА элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс
Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи....
Мастер- класс в 11 классе на тему "Учимся писать сочинение"
Данный мастер- класс направлен на то, чтобы помочь учащимся 11 класса писать сочинения....