Методическая разработка урока "Сложные эфиры" в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
В методической разработке урока "Сложные эфиры", выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, ведущим приемом деятельности по интерактивной технологии является групповая организация работы на ведущем этапе данного типа учебного занятия. помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ur_slozhnye_efiry.doc | 82.5 КБ |
slozhnye_efiry._powerpoint_97-2003.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Новые требования, предлагаемые учителю в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и практика последних лет развития общества в условиях всеобщей информатизации нацеливают работу учителя на использование системно-деятельностного подхода, предполагающего конструктивное взаимодействие ученика и учителя. Исходя из этого, учитель в процессе обучения становится помощником и наставником для учеников. При этом полностью меняется способ добывания знаний и информации ребятами, предполагающий активное участие в этом процессе прежде всего обучаемого. Для успешного и оптимального достижения поставленных перед учеником целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологии обучения в сотрудничестве и проблемный диалог между учителем и учеником. В методической разработке урока «Сложные эфиры», выстроенной в соответствии с ФГОС второго поколения, как один из приемов организации деятельности учеников по интерактивной технологии является групповая работа на ведущем этапе данного типа учебного занятия. Помимо этого, ребята, опираясь на уже имеющиеся у них знания и умение работать самостоятельно с различными источниками информации, самостоятельно изучают тему урока и выполняют при этом творческие задания. Опираясь на собственный опыт и ни чуть не умаляя заслуг выдающихся педагогов, позволю заметить себе, что именно такой способ познания и изучения является наиболее результативным для ученика, а эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
.
Технологическая карта урока «Сложные эфиры»
10 класс
Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Сложные эфиры», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Задачи урока:
1. изучить физические и химические свойства сложных эфиров, изучить понятие «реакция этерификации». Описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции (предметный результат);
2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);
3. формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация к уроку «Сложные эфиры», проектор и компьютер, учебник Рудзитиса и Фельдмана ХИМИЯ 10 класс , рабочие тетради, инструктивные карточки, раздаточные материалы (образцы сложных эфиров: растворы фруктовых эссенций; растворы формалина, глицерина, уксусной кислоты, сульфата меди ( II), гидроксида натрия, нитрата серебра, водный раствор аммиака; штатив с пробирками).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Ресурсы |
Этап 1. Организационный (2 мин.) | |||
Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада видеть вас видеть! Посмотрите за окно. Весна. Прекрасная пора. А вы ощутили ароматы весны, когда шли по дороге в школу? Что вы заметили? | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют. | Личностные (смыслообразование) | |
Этап 2. Проверка Д/з(10 мин.) | |||
Итак, на прошлых уроках мы с вами изучили спирты и карбоновые кислоты. Выполните в тетрадях для проверочных работ следующее задание: запишите возможные реакции взаимодействия предложенных веществ (слайд през. №2) I группа –с этиловым спиртом; II группа – с уксусной кислотой; III группа – определите содержимое пробирок под номерами 1,2,3. | Ребята работают в группах, решая поставленные задачи. Затем проверочные тетради сдают, а к доске выходят по одному ученику из каждой группы и все вместе с помощью презентации осуществляем быструю проверку. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | раздаточные материалы:растворы формалина, глицерина, уксусной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, нитрата серебра, водный раствор аммиака; штатив с пробирками). |
Этап 3. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности ( 5 мин.) | |||
Учитель предлагает вновь посмотреть на слайд презентации №3 и подумать, какую еще реакцию можно записать? Обращает внимание ребят на тему урока, записанную на доске, и просит записать в рабочие тетради. | Ученики фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос, тем более что реакция этерификации им уже знакома. Записывают тему урока в рабочих тетрадях. | Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | Презентация к уроку |
Этап 4. Этап изучения нового материала (10 мин.) | |||
Каждая группа получает свое задание. Необходимо также придумать название группы. Для выполнения используют учебник Рудзитиса, Химия 10 класс: параграф 30, стр.121. I группа: используя материал учебника, составьте презентацию «Сложные эфиры» на листах бумаги формата А4 (не более 5 листов). II группа: напишите реакции образования уксусноизоамилового эфира (CH3COO-C5H10); изовалерьяновоэтилового эфира (C4H9COO-C2H5); маслянопентилового эфира (C3H7COO-C5H11). III группа: в пробирках выданы образцы напитков (дюшес грушевый, апельсиновый, яблочный). С помощью запаха и карточек-подсказок определите название и химические формулы тех эфиров, которые использовались для изготовления данных напитков. | Ученики из I группы работают с учебником и составляют презентацию на листах бумаги с помощью маркеров или фломастеров. Ученики II группы работают в рабочих тетрадях, составляя уравнения реакций образования эфиров. Ученики III группы выполняют практическое задание, результаты которого также записывают в рабочие тетради. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование, коррекция) | Учебник Рудзитиса Г. Е. «Химия 10 класс» |
Этап 5. Этап проверки правильности нового учебного материала (10 мин.) | |||
Учитель предлагает отчитаться группам о проделанной работе. После отчета всех групп учитель показывает презентацию по теме «Сложные эфиры». | Сначала ученик из I группы показывает презентацию и защищает ее. Пока идет отчет первой группы, ученик из II группы готовит ответы на доске по заданию второй группы. Позже защищает свой ответ. Затем ученик из III группы рассказывает о том, какие эфиры были ими обнаружены. В рабочих тетрадях записывают определение «сложные эфиры» реакцию этерификации. | Личностные (самоопределение) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) Регулятивные (прогнозирование, коррекция) | Презентация к уроку |
Этап 6. Первичное закрепление (3 мин.) | |||
Учитель: на стр. 121 учебника есть химические формулы эфиров. Составьте уравнения гидролиза в рабочих тетрадях: I группа – для метилформиата; II группа – для этиацетата; III группа – для изопентилацетата. | Ребята работают индивидуально, записывая уравнение гидролиза в рабочих тетрадях. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) | |
Этап 7. Домашнеее задание (2 мин.) | |||
Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 30, стр. 129 зад.1,2) Творческое задание: найти в интернете информацию о применении сложных эфиров и подготовить доклад. | Записывают домашнее задание в тетрадь. | ||
Этап 8. Подведение итогов.(2 мин.) | |||
Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок). При этом на протяжении всего урока за ответы с места и у доски ученики получают от учителя талончики различных цветов (желтый – отметка «3», зеленый – отметка «4», красный – отметка «5»). При накоплении у ученика трех и более талончиков ему выставляется соответствующая отметка за урок. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) | ||
Этап 9. Рефлексия (1 мин.) | |||
Вопрос классу: ваши личные достижения за урок? Благодарит за урок! | Фронтально отвечают на поставленный вопрос. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) |
Приложение 1
Раздаточные материалы для урока
(для II группы; на 4 этапе)
Составьте реакцию этерификации для:
- уксусноизоамилового эфира (CH3COO-C5H10);
- изовалерьяновоэтилового эфира (C4H9COO-C2H5);
- маслянопентилового эфира (C3H7COO-C5H11).
Раздаточные материалы для урока
(для III группы; на 4 этапе)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету
Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"
В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...