Просто о сложных химических реакциях и процессах
элективный курс по химии по теме
Данный курс включает в себя 17ч (для учащихся 9 класса, в рамках предпрофильной подготовки) и 70 часов (для учащихся 9-10 классов, как факультативный курс). Программа способствует восприятию целостной картины мира через призму окислительно- восстановительных реакции. Подтверждает основные законы диалектики: закон отрицания отрицаний, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Просто о сложных химических реакциях и процессах»
Пояснительная записка
Данный курс включает в себя 17ч (для учащихся 9 класса, в рамках предпрофильной подготовки) и 70 часов (для учащихся 9-10 классов, как факультативный курс). Программа способствует восприятию целостной картины мира через призму окислительно- восстановительных реакции. Подтверждает основные законы диалектики: закон отрицания отрицаний, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей.
Почему окислительно-восстановительные реакции? В школьном курсе рассматриваются не все окислительно-восстановительные реакции, мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания окислительно-восстановительных реакций, а также коррозии, защите металлов от неё, электролизу. Эта тема традиционно важна, и в то же время её изучение вызывает у учащихся определенные трудности. Большинство химических процессов, протекающих в природе и осуществляемых человеком в его практической деятельности, представляют собой окислительно-восстановительные реакции (горение, фотосинтез, получение металлов, химические процессы в организме и т.д). Данная тема имеет огромное практическое значение и пронизывает весь учебный материал, наиболее трудная и интересная в преподавании химии. Эта еще одна возможность вернуться к данному материалу, расширить границы познания в этом направлении, отработать не только теоретический материал, но и практические навыки в прогнозировании свойств, постановки и выполнении лабораторных опытов.
Более подробно разбираются такие понятия как электроотрицательность, степень окисления, зависимость окислительно-восстановительных свойств от положения элемента в периодической таблице, классификация реакций, количественная характеристика реакций. Достаточно подробно разбираются несколько методов уравнивания окислительно-восстановительных реакций, причем все эти методы рассматриваются в сравнении. Рассмотрены сложные окислительно-восстановительные реакции для марганца, хрома, азотной кислоты, а также условия, влияющие на прохождение этих реакций (активность веществ, концентрацию раствора, характер среды), роль окислительно-восстановительных реакций в технике и в жизни.
Эта программа позволяет у ребят развивать:
- умение прогнозировать свойства вещества;
- пособность к анализу;
- способность к синтезу, выделению главного;
- видеть проблему в целом;
- умение классифицировать процессы;
- навыки постановки проведения эксперимента;
- наблюдать и делать выводы;
- общие законы переносить на конкретные примеры.
Предусмотрено проведение практикумов, лабораторных работ, экскурсий. Большой плюс в том, что к данному курсу разработан дифференцированный по сложности дидактический материал, который окажет существенную помощь не только педагогу, но и ученику. Предлагаемый материал довольно интересен, практичен.
Цель курса:
- Закрепить, систематизировать, углубить и расширить знания учащихся о сущности окислительно-восстановительных реакций, их роли в природе и практическое значение, важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания окислительно-восстановительных реакций.
- Сформировать представление у учащихся о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза, расширить представления о коррозии металлов и роли её в технике.
- Активизация знаний учащихся, формирование широты взглядов и ответственности в принятии решений, умение общаться, отстаивать свою точку зрения.
По окончании курса учащиеся должны
знать:
- Основные законы диалектики: закон отрицания отрицаний, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей.
- Направление реакций, понятие Энергии Гиббса.
- Классификацию окислительно-восстановительных реакций, количественные характеристики данных процессов.
- Важнейшие окислители и восстановители, методы составления ОВР.
- Понятия электрохимической коррозии и способов защиты от неё, сущность электролиза, электролиз расплавов и растворов как окислительно-восстановительный процесс.
- Правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.
уметь:
- Определять ЭДС реакций, уметь пользоваться справочной литературой при работе со стандартными электродными потенциалами.
- Выполнять упражнения по составлению окислительно-восстановительных уравнений реакций методом электронного баланса и полуреакций с учетом влияния среды.
- Изготавливать гальванические элементы, составлять гальванические цепи, рассчитывать тепловой эффект реакций.
- Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником и дополнительной литературой, пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы, грамотно оформлять отчеты и творческие задания.
Методические рекомендации:
Основные формы проведения занятий – лекция, практикумы, семинар, тестирование. Вводное занятие предусматривает анкетирование с целью выявления причин выбора данного курса, а также вводную лекцию о сущности окислительно-восстановительных реакций, их роли в природе и практическое значение, важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания окислительно-восстановительных реакций. Рекомендуется составление опорных конспектов и схем в удобной для учащихся форме. Семинарские занятия носят повторительно-обобщающий характер и выступают в виде итогового контроля по отдельным темам курса. Промежуточный контроль проводится в форме тестирования. Использование различных методов обучения: репродуктивный, частично-поисковый, творческий - позволяет оптимизировать учебный процесс и стимулировать дальнейшую исследовательскую деятельность учащихся.
Очень важным является индивидуально-практическая работа учащихся по изготовлению гальванических элементов, составлению гальванических цепей, умению рассчитывать тепловой эффект реакций, пользоваться методами электронного баланса и полурекций для решения ОВР, самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания, пользоваться учебником и дополнительной литературой, пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы, грамотно оформлять отчеты и творческие задания. Наиболее глубоко изучаются темы «Методы составления ОВР» и «Электролиз», которые не достаточно полно раскрываются в школьном курсе.
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- Выполнение практических работ (по алгоритму или с элементами творчества);
- Поиск информации и составление блок-схем;
- Создание компьютерных проектов (в группах или индивидуально), источник информации выбирается самостоятельно: литература из библиотеки, Интернет, другие источники информации, вид отчета - произвольный.
Итоговое семинарское занятие предусматривает защиту индивидуальных творческих проектов.
Минимальные требования к оснащению курса:
- Оптимальное количество детей в группе – 12-15 человек.
- Прибор для демонстрации электролиза воды.
- Химические реактивы и оборудование для проведения практических работ.
- Теле и видео аппаратура.
Учебно-тематический план (17ч, 9 класс)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекций | практич | семинар | ||||
1. | Введение. Киты окислительно-восстановительных реакций. | 1ч | 1ч | Выполнение теста | ||
2. | Важнейшие восстановители и окислители | 1ч | 0,5ч | 0,5ч | Выполнение упражнений | |
3. | Классификация ОВР | 1ч | 0,5ч | 0,5ч | Выполнение упражнений | |
4. | Методы составления ОВР | 4ч | 2ч | 2ч | Выполнение упражнений | |
5. | Гальванический элемент | 5ч | 3ч | 2ч | Решение задач, выполнение практической работы | |
6. | Электролиз как окислительно-восстановительный процесс | 4ч | 2ч | 1ч | 1ч | Составление катодно-анодных процессов |
7. | Итоговое занятие. Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас | 1ч | 1ч | Ролевая игра «Путешествие на гору ОВР» | ||
Итого: | 17 | 9 | 3 | 5 |
Содержание курса
Тема 1. Введение. Киты окислительно-восстановительных реакций. (1 час).
Лекция (1ч): Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Теория ОВР (повторение и обобщение изученного в обязательном курсе химии). Вспомнить понятия электроотрицательности, валентности, степени окисления , их общие черты и различия.
Тема 2. Важнейшие восстановители и окислители (1 час).
Лекция (0,5ч): Изменение окислительно-восстановительных свойств в периодах и главных подгруппах. Сводная таблица важнейших окислителей и восстановителей.
Семинар(0,5ч): Определение степени окисления в соединениях.
Тема 3. Классификация ОВР (1 час)
Лекция (0,5ч): Межмолекулярное окисление-восстановление, внутримолекулярное окисление-восстановление, диспропорционирование (дисмутация) – самоокисление-самовосстановление. Значение окислительно-восстановительных реакций.
Семинар(0,5ч): Выполнение упражнений по определению окислительно-восстановительных реакций.
Тема 4. Методы составления ОВР (4 час)
Лекция (1ч): Метод электронного баланса для реакций: межмолекулярного окисления-восстановления, внутримолекулярного окисления-восстановления, диспропорционирования. ОВР с несколькими окислителями и несколькими восстановителями.
Лекция (1ч): Метод полуреакций. Наиболее часто применяемые восстановители и окислители, а также продукты реакции. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца в различных средах, окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах, окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода.
Семинар(2ч): Выполнение упражнений по составлению окислительно-восстановительных уравнений реакций методом электронного баланса и полуреакций с учетом влияния среды.
Тема 5. Гальванический элемент (5часов).
Лекция (1ч): Гальванический элемент. Стандартные электродные потенциалы металлов. Окислительно-восстановительные потенциалы.
Лекция (1ч): Направление реакций. Энергия Гиббса. Определение ЭДС.
Лекция (1ч): Коррозия металлов. Химическая и электрохимическая коррозия.
Практическая работа (1ч): Изготовление гальванических элементов, составление гальванических цепей. Расчет максимальной работы и теплового эффекта реакции, встречающихся в школьном курсе химии (взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой, металлов с водными растворами галогенов, реакций замещения).
Практическая работа (1ч): Коррозия металлов в воде, в кислой и щелочной среде. Электрохимическая коррозия.
Тема 6. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс (4 часа).
Лекция (1ч): Сущность электролиза. Электролиз водных растворов и расплавов.
Лекция (1ч): Количественные соотношения при электролизе. Электролиз на практике.
Семинар(1ч): Электролиз растворов и расплавов как окислительно-восстановительный процесс, решение упражнений по теме. Расчет выхода при электролизе.
Практическая работа (1ч): Электролиз хлорида меди (II), сульфата меди, едкого натра. Наблюдение движения электронов при электролизе. Электролиз воды.
Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции вокруг нас (2 часа).
Семинар(1ч): Окислительно-восстановительные реакции в быту, в промышленности. Круговорот элементов в природе.
Практическая работа (1ч): Ролевая игра «Путешествие на гору ОВР».
«Удивительный мир окислительно-восстановительных реакций».
( 9-10 классы , 70 часов)
Тема занятий | кол-во часов | приложение |
а) электроотрицательность; б) степень окисления; с) окислитель, восстановитель; д) окисление, восстановление. | 4 | 4 4 4 |
2. Классификация ОВР. | 2 | |
3. Количественные характеристики ОВР | 7 | |
4. Порядок составления уравнений ОВР, сравнение методов: а) метод электронного баланса; б) метод полуреакций или электронно-ионного обмена: кислая среда; щелочная среда, нейтральная среда. | 4 2 2 2 | 1, 6 2, 3,5, 7 7,8 9 9 |
5.Реакции производных марганца: а) реакции в кислой среде; б) реакции в нейтральной среде; в) реакции в щелочной среде. | 2 2 2 | 8 9 9 |
6.Реакции производных хрома: а) реакции в кислой среде; б) реакции в нейтральной среде; в) реакции в щелочной среде. | 2 2 2 | 7 9 9 |
7. Реакции азотной кислоты и нитратов. | 4 | |
8. Особенности концентрированной серной кислоты. | 4 | |
9. Реакции производных брома, хлора, иода. | 4 | |
а) электролиз; б) в промышленности; в) в металлургии; г) коррозия металлов; д) в живой природе; е) круговорот элементов в природе. | 5 2 2 4 4 2 | |
11. ОВР с участием органических веществ | 4 | |
ИТОГО: | 70ч |
Пояснительная записка
Данный курс включает в себя 70 часов и рассчитан на учащихся 9-10 классов (возможно разновозрастные группы).
Программа способствует восприятию целостной картины мира через призму окислительно- восстановительных реакции. Подтверждает основные законы диалектики: закон отрицания отрицаний, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей.
Почему окислительно-восстановительные реакции? Большинство химических процессов, протекающих в природе и осуществляемых человеком в его практической деятельности, представляют собой окислительно-восстановительные реакции (горение, фотосинтез, получение металлов, химические процессы в организме и т.д). Данная тема имеет огромное практическое значение и пронизывает весь учебный материал, наиболее трудная и интересная в преподавании химии. Эта еще одна возможность вернуться к данному материалу, расширить границы познания в этом направлении, отработать не только теоретический материал, но и практические навыки в прогнозировании свойств, постановки и выполнении лабораторных опытов.
Более подробно разбираются такие понятия как электроотрицательность, степень окисления, зависимость окислительно-восстановительных свойств от положения элемента в периодической таблице, классификация реакций, количественная характеристика реакций. Достаточно подробно разбираются несколько методов уравнивания окислительно-восстановительных реакций, причем все эти методы рассматриваются в сравнении. Рассмотрены сложные окислительно-восстановительные реакции для марганца, хрома, азотной кислоты, а также условия, влияющие на прохождение этих реакций (активность веществ, концентрацию раствора, характер среды), роль окислительно-восстановительных реакций в технике и в жизни.
Эта программа позволяет у ребят развивать: 1). Умение прогнозировать свойства вещества; 2). Способность к анализу; 3). Способность к синтезу; 4). Выделению главного; 5). Видеть проблему в целом; 6). Умение классифицировать процессы; 7) Навыки в постановки и проведении эксперимента; 8). Наблюдать и делать выводы. 9). Общие законы переносить на конкретные примеры.
Предусмотрено проведение практикумов, лабораторных работ, экскурсий.
Большой плюс в том, что к данному курсу разработан дифференцированный по сложности дидактический материал, который окажет существенную помощь не только педагогу, но и ученику.
Предлагаемый материал довольно интересен, практичен.
Программа «Удивительный мир окислительно-восстановительных реакций» (9-10 класс, 70 часов).
Тема 1: Киты окислительно-восстановительной реакции.
Понятия и расчеты электроотрицательности, степени окисления. Изменения электроотрицательности и степени окисления в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Типичные окислители и восстановители.
Практические занятия: 1). Определить чем является вещество - окислителем или восстановителем.
Лабораторные опыты:1). Восстановительные свойства металлов (натрий с водой, магний с кислотой, сульфат меди (II) с железом); 2). Окислительные и восстановительные свойства галогенов; 3). Окислительные и восстановительные свойства серы.
Тема 2: Классификация окислительно-восстановительных реакций.
Межмолекулярное окисление – восстановление, внутримолекулярноеокисление – восстановление, диспропорционирование(самоокисление – самовосстановление); сопропорционирование.
Практические занятия: 1). Упражнения по определению типа ОВР.
Лабораторные опыты: 1). Реакция диспропорционирования сульфита натрия; 2). Реакция диспропорционирования брома; 3). Внутримомекулярная реакция разложения нитрата меди, разложения бихромата аммония; 4). Влияние рН среды на смещение равновесия в реакции диспропорционирования.
Тема 3: Количественные характеристики ОВР.
Стандартные окислительно - восстановительные потенциалы. Разность потенциалов. Скачок потенциалов. Причины возникновения скачка потенциалов. Двойной электрический слой Гальванический элемент и его работа. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование. Когда протекает та или иная окислительно- восстановительная раекция.
Практические занятия: 1). Решение задач по установлению направления возможного протекания реакций.
Лабораторные опыты: 1). Составление гальванических элементов; 2). Определение электродных потенциалов металлов; 3). Измерение э.д.с. окислительно-восстановительного гальванического элемента; 4). Направление окислительно-восстановительных процессов; 5). Образование гальванических пар при химических процессах; 6). Изготовление свинцового аккумулятора.
Тема 4: Порядок составления уравнений ОВР.
Метод электронного баланса. Метод полуреакций или электронно-ионного обмена: кислая, щелочная, нейтральные среды. Сравнение данных методов.
Практические занятия: 1). Уравнивание уравнений ОВР методами электронного баланса и полуреакций.
Тема 5: Реакции производных марганца.
Марганцовая кислота. Свойства соединений марганца (соли марганца (II), оксид марганца (IV), перманганаты) в кислой, щелочной, нейтральной среде.
Практические занятия: 1). Отработка умений и навыков в завершении уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Лабораторные опыты: 1) Влияние рН среды на характер восстановления перманганата калия; 2). Окисление гидроокиси марганца (II) бромной водой; 3). Получение сульфата марганца (III); 4). Получение манганата калия; 5). Окислительные свойства перманганата калия.
Тема 6: Реакции производные хрома.
Свойства соединений хрома в кислой, щелочной, нейтральной среде. Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Практические занятия: 1). Отработка умений и навыков в завершении уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Лабораторные опыты: 1). Восстановление хлорида хрома (III) цинком; 2). Окисление соединений хрома(III) бромной водой; 3). Равновесие хромат- и дихромат-ионов в растворе; 4). Переход дихромат-иона в хромат-ион при разбавлении раствора; 5). Окислительные свойства дихромата калия.
Тема 7: Реакции азотной кислоты и нитратов.
Особенности свойств азотной кислоты при взаимодействии ее с металлами. Зависимость продуктов реакции от активности металла, концентрации кислоты, температуры. Разложение нитратов при нагревании.
Практические занятия: 1). Закончить уравнения взаимодействия азотной кислоты различной концентрации на металлы разной активности. 2). Завершить уравнения разложения нитратов.
Лабораторные опыты: 1,2). Взаимодействие очень разбавленной, разбавленной, концентрированной азотной кислот с цинком, медью, железом; 3) Влияние температуры на продукты реакции
Тема 8: Особенности концентрированной серной кислоты.
Растворение концентрированной серной кислоты. Особенности свойств серной кислоты при взаимодействии ее с металлами. Зависимость продуктов реакции от активности металла, концентрации кислоты, температуры. Разложение сульфатов при нагревании.
Практические занятия: 1). Закончить уравнения взаимодействия серной кислоты различной концентрации на металлы разной активности. 2). Завершить уравнения разложения сульфатов.
Лабораторные опыты: 1). Окислительные свойства концентрированной серной кислоты (с металлами разной активности, кусочком древесного угля).
Тема 9: Реакции производных брома, хлора, иода.
Плавиковая кислота. Оксикислоты хлора, брома, иода и их соли. Сравнение окислительных способностей соединений хлора, брома, иода.
Лабораторные опыты: 1). Взаимодействие сероводорода с хлорной водой; 2) Взаимодействие бертолетовой соли с соляной кислотой; 3). Взаимодействие бертолетовой соли с серной кислотой; 4). Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида калия; 5). Окисление иода бромноватой кислотой; 6). Получение хлора взаимодействием соляной кислоты с перманганатом калия.
Тема10: ОВР в технике и в жизни.
Горение – окислительно–восстановительная реакция, сопровождающаяся выделением тепла и света. Взрыв – химическая реакция горения, протекающая с большой скоростью. Электролиз расплавов и растворов кислородсодержащих солей и бескислородных солей. Законы Фарадея. Практическое значение электролиза. Коррозия металлов, виды, защита металлов от коррозии. Получение металлов в промышленности, синтез аммиака, получение серной и азотной кислот в промышленности. ОВР в живой природе (гниение, брожение, фотосинтез, окисление органических веществ в организме). Кругооборот элементов в природе((кислорода, углерода..).
Практические занятия: 1). Электролиз-решение задач.
Лабораторные опыты: 1). Коррозия металлов на воздухе, в условиях различной влажности и в атмосфере разных газов; 2). Защита металлов от коррозии; 3). Электролиз раствора соли хлорида олова (II) с инертными электродами; 4). Электролиз водных растворов с растворимым анодом.
Экскурсии: 1). Газовая котельная. 2). Лаборатория электрических цепей. 3). Хлебокомбинат
Тема 11: ОВР с участием органических веществ.
Окисление алканов, алкенов, алкинов, аренов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, углеводов.
Лабораторные опыты: 1). Окисление спирта марганцевым ангидридом; 2). Окисление эфира марганцевым ангидридом;
3). Окисление сахара бертолетовой солью; 4). Действие концентрированной серной кислоты на древесину и сахар.
Литература
- Блохина О.Г Я иду на урок химии: летопись важнейших открытий химии. XVII-XIX вв.: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 320с.: ил.
- Г. Д. Клинский, Л.Л. Дмитриевский, В.Д. Скопинцев Химия. Пособие для абитуриентов. Москва. Издательство МСХА 2002
- Егоров А. С..Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону «Феникс». 2000. с. 149-158.
- Зуева М.В, Гара Н.Н Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 кл. Методичекое пособие. М.: дрофа, 1998.
- Ким А. М. Органическая химия. Учебное пособие. Сибирское университетское издательство Новосибирск 2001
- Кузьменко Н.Е, Еремин В.В 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы.-М:Дрофа, 1999.
- Кузьменко Н.Е, Еремин В.В, Попков В.А Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. II том. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998.
- Мартыненко Б. М. , Михалева М. В. К характеристике окислительно-восстановительных свойств кислоты. Журнал «Химия в школе» № 5 2002г. с. 67-70. .
- Н. Н. Олейников, Г. П. Муравьева Химия. Основные алгоритмы решения задач (под редакцией академика Ю. Д.Третьякова). УНЦ ДО ФИЗМАТЛИТ Москва 2003
- Савинкина Е. Н., Логинова Г. П. Универсальное учебное пособие. Химия 8-11. Полный школьный курс. Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000, с. 85-92.
- Сидорская Э.А О методе полуреакций // Химия в школе. -1993.- №6-с.10-14.
- Соколова И. Ф. Химия. Для старшеклассников и абитуриентов химических и медицинских вузов. «Московский лицей» 2001. . с.143-244.
- Ушкалова В. Н. , Иоанидис Н. В. Химия: конкурсные задания и ответы. Репетитор. Москва «Просвещение» 2000., с.35-64.
- Химический энциклопедический словарь/ Гл. редактор И.Л.Кнуньянц. М.: Советская энциклопедия, 1983.
- Хомченко Г.П, Севостьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции. –М.:»Просвещение», 1998.
- Хохлова А. И. Методы составления уравнений окислительно- восстановительных реакций. Химия. № 44 2002г.
- Чертков И.Н Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 191с.: ил.
- Шустов С.Б, Шустова Л.В Окислительно-восстановительные процессы в живой природе // Химия в школе. -1995.- №2-с.37-40.
- Энциклопедический словарь юного химика. М.:Педагогика,1982.
Приложение № 1.
Последовательность действий при составлении уравнений. Окислительно-восстановительных реакций
Методом электронного баланса.
1. В заданной схеме реакции проставьте степени окисления над знаком каждого химического элемента в формулах веществ( если можете сразу определить элементы, у которых изменяется степень окисления, то выполняйте сразу действия, указанные в пункте 3 ).
2. Подчеркните атомы элементов, у которых изменяется степень окисления в процессе реакции. Напишите отдельными строчками знаки этих химических элементов с указанием исходной и конечной степени окисления через стрелку.
3. Определите окислитель и восстановитель.
4. Запишите происходящее при реакции перемещения электронов в виде электронных уравнений, т.е. укажите количество электронов, отданных восстановителем и присоединенных окислителем.
5. Вынесите число отданных и принятых электронов за вертикальную черту, проведенную правее электронных уравнений.
6. Определите общее число электронов, отданных и присоединенных восстановителем и окислителем.
7. Найдите наименьшее общее кратное (НОК) чисел электронов, отданных и присоединенных восстановителем и окислителем.
8. Найдите основные коэффициенты, они определяются делением НОК на число отданных восстановителем и принятых окислителем электронов.
9. Расставьте основные коэффициенты в схеме реакции перед восстановителем и окислителем в левой части и соответственно перед окисленной и восстановленной формами в правой части.
10. Расставьте коэффициенты перед атомами элементов, которые не изменили степень окисления, соблюдая следующую последовательность: сначала перед металлами, затем перед кислотными остатками и водородом.
11. Проверьте правильность расстановки коэффициентов, сравнивая число моль атомов кислорода в левой и правой частях уравнения.
Приложение № 2
Метод полуреакций.
- Записываем молекулярное уравнение реакции
- Записываем полное ионное уравнение
- Составляем ионную схему, в которой учитываем только ионы окислителя и восстановителя
- Составляем уравнения полуреакций для ионов окислителя и восстановителя
- Подбираем коэффициенты таким образом, чтобы алгебраическая сумма зарядов с лева и с права была одинакова
- Подставляем коэффициенты в полное ионное и молекулярное уравнения.
Приложение № 3.
Что необходимо помнить при работе методом полуреакций или электронно-ионного баланса.
- Данный метод в основном применим для водных растворов, так как основан на составлении ионных уравнений процессов окисления и восстановления с последующим суммированием их в общее уравнение.
- В веществах, участвующих в реакции, определяют заряд иона, а не степени окисления соответствующих атомов
- Если исходные вещества содержат больше кислорода, чем продукты реакции, то освобождающийся в форме О2- кислород связывается в кислых растворах ионами Н+ в воду, а в нейтральных и щелочных растворах молекулами воды – в гидроксид-ионы:
О2- + 2Н+ = Н2О ( кислая среда ).
О2- + НОН = 2ОН- ( нейтральная и щелочная среда ).
- Если исходные вещества содержат меньше моль атомов кислорода, чем образующиеся, то недостаток их восполняется в кислых и нейтральных растворах за счет молекул воды:
Н2О = О2- + 2Н+
В щелочных - за счет гидроксид-ионов: 2ОН- = О2- + Н2
Приложение № 4.
Закончить схемы; указать количество отданных или принятых электронов;Ox, Red
1. | S 0… | | S-2 | 23. | Cr 0… | | Cr +6 |
2. | S-2… | | S+6 | 24. | Cr +2… | | Cr +4 |
3. | N +5… | | N 0 | 25. | C +2… | | C +4 |
4. | Ca+2… | | Ca 0 | 26. | C 0… | | C +2 |
5. | N -3… | | N 0 | 27. | Cl +7… | | Cl –1 |
6. | Fe+2… | | Fe+3 | 28. | Mg +2… | | Mg 0 |
7. | S-2… | | S +4 | 29. | As –3… | | As +5 |
8. | S+6… | | S -2 | 30. | Cl –1… | | Cl +3 |
9. | N +5… | | N -3 | 31. | Hg 0… | | Hg +2 |
10. | H+1… | | H 0 | 32. | Al +3… | | Al 0 |
11. | O -2… | | О0 | 33. | Br +7… | | Br 0 |
12. | O02… | | 2О-2 | 34. | I2 0… | | 2I +7 |
13. | K+… | | K 0 | 35. | Na +1… | | Na 0 |
14. | N 20… | | 2N-3 | 36. | W +6… | | W 0 |
15. | Mn +7… | | Mn+4 | 37. | Ti 0… | | Ti +4 |
16. | Cr +6… | | Cr +3 | 38. | Pb +4… | | Pb 0 |
17. | H 20… | | 2H -1 | 39. | Pb 0… | | Pb +2 |
18. | Mn +7… | | Mn +2 | 40. | F2 0… | | 2F -1 |
19. | Mn 0… | | Mn +4 | 41. | Zn +2… | | Zn 0 |
20. | S +4… | | S -2 | 42. | P –3… | | P +5 |
21. | S +6… | | S 0 | 43. | P 0… | | P –3 |
22. | V 0… | | V +5 | 44. | P +5… | | P –3 |
Приложение № 5.
Закончить схемы; указать количество отданных или принятых электронов; Ox, Red
Кислая среда. | |||
1. | MnO4 –1 … | | Mn +2 |
2. | PbO … | | Pb 0 |
3. | ClO –1 … | | Cl –1 |
4. | CrO –2 … | | 2Cr +3 |
5. | NO –1 … | | N2 0 |
6. | NO –1 … | | NO 0 |
7. | NO –1 … | | NH4 +1 |
8. | NO –1 … | | NO2 0 |
9. | SO4 –2 … | | SO2 0 |
10. | SO4 –2 … | | S –2 |
11. | 2NO –1 … | | N2O 0 |
12. | 2S –2 … | | 2SO4 –2 |
13. | ClO –1 … | | Cl –1 |
14. | 2ClO4 –1 … | | Cl2 0 |
15. | SO4 –2 … | | S 0 |
Щелочная среда. | |||
1. | CrO2 –1 | | CrO4 –2 |
2. | [Cr(OH)6] –3 | | CrO4 –2 |
3. | Cr(OH)3 0 | | CrO4 –2 |
4. | CrO3 –3 | | CrO4 –2 |
5. | MnO2 0 | | MnO4 –2 |
6. | Si 0 | | SiO3 –2 |
Нейтральная среда. | |||
1. | MnO4 –1 | | MnO2 0 |
2. | HSO3 –1 | | HSO4 –1 |
3. | I2 0 | | 2IO3 –1 |
Окислительно - восстановительные реакции. Приложение № 6.
1. Нg + H2SO4 → HgSO4 +SO2 +H2O
2. H2S + HNO3 → S + NO2 + H2O
3. H2S + SO2 → S + H2O
4. S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O
5. H2S+ KMnO4 + H2SO4→ S+K2SO4+MnSO4+Н2О
6. КВr+MnO2+H2SO4→ Br2+MnSO4+K2SO4+H2O
7. CaH2+H2O→ Ca(OH)2+H2
8. FeCI3+HI→ FeCI2+HCI+I2
9. Bi(OH)3+Na2SnO2→ Bi+Na2SnO3+H2O
10. HNO3+H2O→ H3PO4+NO
11. FeS2+O2→ Fe2O3+SO2
12. KCIO3+HCI→ KCI+CI2+H2O
13. FeSO4+HNO3+H2SO4→ Fe2(SO4)3+NO+H2O
14. H2S+HСОI→ S+HCI+H2О
15. CuS+HNO3→ Cu(NO3)2+NO+S+H2O
16. FeCI2+KCIO3+HCI→ FeCI3+KCI+H2O
17. FeCI3+H2S→ FeCI2+HCI+S
18. HCIO3+H2S→H2SO4+HCI
19. KCI+KMnO4+H2SO4→ CI2+MnSO4+K2SO4+H2O
20. H2SO3+I2+H2O→ H2SO4+HI
21. Pb+AgNO3→ Pb(NO3)2+Ag
22. Cu+HNO3→ Cu(NO3)2+NO2+H2O
23. Mg+HNO3→ N2+Mg(NO3)2+H2O
24. Ca+HNO3→ Ca(NO3)2+NH4NO3+H2O
25. H2S+Na2CrO4+H2SO4→ S+Cr2(SO4)3+Na2SO4+H2O
26. SO2+K2Cr2O7+H2SO4→ Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O
27. CuCI+K2Cr2O7+HCI→ CuCI2+CrCI3+KCI+H2O
28. HNO2+KMnO4+H2SO4→ HNO3+MnSO4+K2SO4+H2O
29. K2Cr2O7+HI→ CrI3+I2+KI+H2O
30. KMnO4+Na2SO3+H2SO4→ MnSO4+Na2SO4+K2SO4+H2O
31. FeSO4+H2O2+H2SO4→ Fe2(SO4)3+H2O
32. KBr+K2Cr2O7+H2SO4→ Br2+Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O
33. KNO2+K2Cr2O7+H2SO4→ KNO3+Cr2(SO4)3+K2SO4+H2O
Приложение № 7.
Окислительно – восстановительные реакции Окислительно-восстановительные реакции
(Хром - кислая среда) (Хром - кислая среда)
- K2Cr2O7 + H2SO4 + NaNO2 = 1. = Cr2(SO4)3 + NaNO3 + K2SO4 + H2O.
- K2Cr2O7 + H2SO4 + FeSO4 = 2. = Cr2(SO4)3 + Fe2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
- K2Cr2O7 + H2SO4 + KI = 3. = Cr2(SO4)3 + I2 + K2SO4 + H2O.
- K2Cr2O7 + HI = 4. = CrI3 + I2 + KI + H2O.
- K2S +Na2CrO4 +H2SO4= 5. = S +Cr2(SO4)3 +Na2SO4 +K2SO4 +H2O.
- H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 = 6. = S + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + H2O.
- CuCI + K2Cr2O7 + HCI = 7. = CuCI2 + CrCI3 + KCI + H2O.
- KBr + K2Cr2O7 + H2SO4 = 8. = Br2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
- Na2S + K2Cr2O7 + H2SO4 = 9. = S + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + H2O + Na2SO4.
10. SO 2+ K2Cr2O7 + H2SO4= 10. = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
11. Na2SO3 + K2Cr2O7 + H2SO4= 11. = K2SO4 + Na2SO4 + Cr2(SO4)3 + H2O.
12. SnSO4 + K2Cr2O7 + H2SO4= 12. = Sn(SO4)2 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
13. K2Cr2O7+ NaI + H2SO4= 13. = Cr2(SO4)3 + H2O + I2 + Na2SO4 +K2SO4.
14. KNО 2+ K2Cr2O7 + H2SO4= 14. = KNO3 + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
15. FeSO4 + K2Cr2O7 + H2SO4= 15. = Cr2(SO4)3 + Fe2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
16. NaI + Cr(SO4)2 + HCI= 16. = I2 + Cr2(SO4)3 + NaCI + H2SO4.
17. KSCN + K2Cr2O7 + H2SO4= 17. = Cr2(SO4)3 + SO2 +CO2 +NO2 +K2SO4 +H2O.
18. NaNO2 + K2Cr2O7 + H2SO4= 18. = Cr2(SO4)3 + NaNO3 + H2O + K2SO4.
19. Cr(NO3)3 + NaBiO3 + HNO3= 19. = Na2Cr2O7 + NaNO3 + Bi(NO3)3 + H2O.
20. H2S + Na2CrO4 + H2SO4= 20. = S + Cr2(SO4)3 + Na2SO4 + H2O.
Приложение № 8. Окислительно– восстановительные реакции (Марганец – кислая среда)
1. KMnO4 + H3PO3 + H2SO4 = 1. = MnSO4 + H3PO4 + K2SO4 + H2O.
2. KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 = 2. = MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O.
3. KMnO4 + FeSO4 + H2SO4 = 3. = MnSO4 + Fe2(SO4)3 + K2SO4 + H2O.
4. KMnO4 + KNO2 + H2SO4 = 4. = MnSO4 + KNO3 + K2SO4 + H2O.
5. HNO2 + KMnO4 + H2SO4 = 5. = HNO3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O.
6. KMnO4 + KI + H2SO4 = 6. = MnSO4 + I2 + K2SO4 + H2O.
7. KMnO4 + НCI = 7. = MnCI2 + KCI + CI2 + H2O.
8. MnO2 + HCI = 8. = MnCI2 + CI2 + H2O.
9. MnO2 + KBr + H2SO4 = 9. = MnSO4 + K2SO4 + Br2 + H2O.
10. KMnO4 + HBr = 10. = MnBr2 + KBr + Br2 + H2O.
11. FeSO4 + H2O2 + H2SO4 = 11. = Fe2(SO4)3 + H2O.
12. H2O2 + KMnO4 + H2SO4 = 12. =MnSO4 + K2SO4 + O2 + H2O.
13. KMnO4 + H2S + H2SO4 = 13. = MnSO4 + S + K2SO4 + H2O.
14. KBr + KMnO4 + H2SO4 = 14. = MnSO4 + Br2 + К2SO4 + H2O.
15. NaMnO4 + HI = 15. = I2 + MnI2 + NaI + H2O.
16. MnO2 + NaI + H2SO4 = 16. = I2 + MnSO4 + NaHSO4 + H2O.
17. NaMnO4 + KNO2 + H2SO4 = 17. = MnSO4 + KNO3 + Na2SO4 + H2O.
18. KMnO4 + SnSO4 + H2SO4 = 18. = MnSO4 + Sn(SO4)2 + K2SO4 + H2O.
19. PbO2 + MnSO4 + H3PO4 = 19. = Pb3(PO4)2 + HMnO4 + PbSO4 + H2O.
Нейтральная, щелочная среда. Приложение № 9.
1. KMnO4 + MnSO4 + H2O = 1. = K2SO4 + MnO2 + H2SO4.
2. KMnO4 + K2SO3 + H2O = 2. = K2SO4 + MnO2 + KOH.
3. Na2MnO4 + H2O = 3. = MnO2 + NaMnO4 + NaOH.
4. H2O2 + CrCI3 + KOH = 4. = K2CrO4 + H2O + KCI.
5. NaHSO3 + CI2 + H2O = 5. = NaHSO4 + HCI.
6. NH3 + KMnO4 + KOH = 6. = K2MnO4 + KNO3 + H2O.
7. KMnO4 + Na2SO3 + NaOH = 7. = K2SO4 + Na2MnO4 + H2O.
8. MnO2 + KNO3 + KOH = 8. = K2MnO4 + KNO2 + H2O.
9. KCIO3 + MnO2 + KOH = 9. = K2MnO4 + KCI + H2O.
10. Mn(OH)2 + CI2 + NaOH = 10. = Na2MnO4 + NaCI + H2O.
11. Br2 + KCrO2 + NaOH = 11. = Na2CrO4 + KBr + NaBr + H2O.
12. I2 + NaCrO2 + NaOH = 12. = Na2CrO4 + NaI + H2O.
13. Na3[Cr(OH)6] + CI2 + NaOH = 13. = NaCI + Na2CrO4 + H2O.
14. Na[Cr(OH)4(H2O)2] + Br2 + NaOH = 14. = Na2CrO4 + NaBr + H2O.
15. Cr(OH)3 + Br2 + NaOH = 15. = Na2CrO4 + NaBr + H2O.
16. Cr(OH)3 + Ag2O + NaOH = 16. = Na2CrO4 + Ag + H2O.
17. PbO2 + Na3CrO3 + NaOH = 17. = Na2CrO4 + Na2PbO2 + H2O.
18. NaNO3 + Cr2O3 + NaOH = 18. = Na2CrO4 + NaNO2 + H2O.
19. CrCI3 + KCIO3 + NaOH = 19. = Na2CrO4 + KCI + NaCI + H2O.
20. NaCIO + CrCI3 + NaOH = 20. = NaCI + Na2CrO4 + H2O.
21. NaCIO + CrCI3 + NaOH = 21. = NaCI + NaCrO4 + H2O.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-58834-1360493029.jpg)
Подготовка к контрольной работе по теме «Классификация химических реакций и веществ. Простые вещества».
Раздаточный материал на урок....
« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».
Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-313537-1390927848.jpg)
Дидактический материал. Обобщение по темам « Классификация сложных неорганических веществ» и «Химические реакции» (8 класс).
Дидактическое описаниеиспользования работы в образовательном процессе. 1. Предмет химия.2. Класс 8.3. Тема: « Классиф...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-173666-1411240392.jpg)
Обобщение и повторение по темам "Классификация сложных неорганических веществ" и "Химические реакции"
Цель: 1)Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений (построение названий соединений), типы химических реакций . 2) Развитие познавательного интереса к хим...
Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении
Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре. Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/17/picture-654923-1439825837.jpg)
Проверочная работа на тему: «Физические и химические явления. Химические элементы. Простые и сложные вещества.»
Проверочная работа на тему:«Физические и химические явления. Химические элементы. Простые и сложные вещества.»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-1271551-1600858455.jpg)
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»
Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...