программа по химии, 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 68 ч/год (2 ч/нед.).
Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи изучения химии.
Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Основные идеи.
Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_khimii_8_klass.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 68 ч/год (2 ч/нед.).
Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Изучение химии в основной школе направлено:
• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи изучения химии.
- Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
- Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
- Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
- Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
- Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.
Основные идеи.
- Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
- Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
- Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
- Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.
Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Программа предназначена для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010 – 2011 учебный год.
Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ.
Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.
Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.
Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание учебной дисциплины
8 класс
68 ч/год (2 ч/неделю)
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными химическими понятиями: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно-молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
Распределение часов по темам:
№ | Тема раздела | Количество часов |
8 класс | ||
1 | Первоначальные химические понятия | 19 |
2 | Кислород. Оксиды. Горение | 10 |
3 | Водород. Кислоты. Соли | 5 |
4 | Растворы. Вода. Основания | 8 |
5 | Основные классы неорганических соединений | 6 |
6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома | 8 |
7 | Строение веществ. Химическая связь | 12 |
Всего: 68 |
Предусмотрено 5 практических работ и 4 контрольных работы.
Учебно-методический комплект:
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: Просвещение, 2008
- Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.
- Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе. М.: Просвещение, 2009.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии.
Тема 1. Первоначальные химические понятия (19 ч)
Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.
Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.
Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.
Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации.
- Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
- Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.
- Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.
- Химические соединения количеством вещества 1 моль.
- Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.
- Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».
- Компакт-диск «Химия. 8 класс».
- Плакат «Количественные величины в химии.
- Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»
Лабораторные опыты.
- Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
- Разделение смеси с помощью магнита.
- Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.
- Разложение основного карбоната меди(II).
- Реакция замещения меди железом.
Практические работы
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи.
- Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
- Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
- Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
- Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или
получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение (8 ч)
Кислород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.
Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.
Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации.
- Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом
вытеснения воды.
- Определение состава воздуха.
- Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
- Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
- Опыты, выясняющие условия горения.
- Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»
Лабораторные опыты.
- Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа.
- Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи.
- Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород. Кислоты. Соли (6 ч)
Водород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.
Меры предосторожности при работе с водородом.
Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.
Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.
Демонстрации.
- Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,
горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
- Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
- Образцы кислот и солей.
- Действие растворов кислот на индикаторы.
- Видеофильм «Водород»
Лабораторные опыты.
- Получение водорода и изучение его свойств.
- Взаимодействие кислот с металлами.
Расчетные задачи. Решение различных типов задач.
Тема 4. Растворы. Вода. Основания (7 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Меры предосторожности при работе со щелочами.
Демонстрации.
- Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
- Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикатором.
- Реакция нейтрализации.
- Видеофильм «Вода»
Лабораторные опыты.
- Ознакомление со свойствами гидроксидов меди, натрия, кальция.
- Взаимодействие оснований с кислотами.
Практическая работа.
- Приготовление растворов солей с определенной массовой долей
растворенного вещества.
Расчетные задачи.
- Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.
- Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
- Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (8 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение оснований и их применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение кислот.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации.
- Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
- Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
- Видеофильм «Основные классы неорганических веществ».
Лабораторные опыты.
- Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа.
- Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства.Периодический закон Д. И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы
Д. И. Менделеева.
Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атома.
Демонстрации.
- Видеофильм «Тайны великого закона»
Лабораторные опыты.
- Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (10 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная.
Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.
Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации.
- Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и
ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
- Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими
свойствами галогенов.
- Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Расчетные задачи.
- Объемные отношения газов при химических реакциях.
- Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Лабораторные опыты.
- Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и
иода.
- Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа.
- Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Тематическое планирование по химии
8 класс (2 часа в неделю)
(Учебник – Химия 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман)
Условные обозначения:
Урок изучения новых знаний - УИНЗ
Комбинированный урок – КУ
Урок закрепления знаний - УЗЗ
Практическая работа – ПР
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
Урок контроля - УК
№ урока | Тип урока, вид урока | Тема | Демонстрации и опыты | Измерители, вид контроля д/з | ||
Тема 1: Первоначальные химические понятия (19 часов) | ||||||
1 | УИНЗ | Предмет химии. Вещества и их свойства. Техника безопасности в кабинете химии. | Таблица 1, 2 Стр. 48 учебника Лаб. опыт 1: рассмотрение веществ с различными физ. свойствами стр.49 - видео «Мир химии» Диск Химия-8 | Фронтальный опрос §1 Упр.3-5, стр.13 | ||
2 | УЗЗ ПР | Пр. №1: «Ознакомление с лабораторным оборудованием Изучение строения пламени». | Диск «Химия 8 кл» Практическая работа №1 с.51 Таблицы: - 3 «Строение и свойства пламени свечи» - 5 «Нагревание» Практическая работа №1 | п/р № 1 стр. 51-52 | ||
3 | УИНЗ КУ | Чистые вещества и смеси. | Демонстрации: - однородные и неоднородные смеси; - способы разделения смесей (опыт 2 стр. 49). Диск 1 Химия 8 класс | Текущий. Работа по карточкам. §2, упр.7,9. стр.13 | ||
4 | УЗЗ ПР | ПР. №2: «Очистка загрязненной поваренной соли». | Практическая работа №2 Опыт 2 Стр. 49 | п/р №2 стр. 52 повторить § 1-5 | ||
5 | УИНЗ КУ | Явления физические и химические. Химические реакции. | Демонстрации: - растирание сахара, нагревание стеклянной трубки (опыт 3 с. 50); - горение сахара, щелочь с фенолфталеином, серная кислота с хлоридом бария (опыт 4 с. 50). Диск 1 Химия 8 класс | Фронтальный и текущий опрос. Работа по карточкам. §3 упр.10, 11 стр.13 | ||
6 | УИНЗ КУ | Простые и сложные вещества. | Демонстрации: взаимодействие железа с серой. Лаб. опыт: ознакомление с образцами простых и сложных веществ (опыт 5 с. 50). | Текущий. §4-5 Упр. 11,12,13 стр.25 подготовить-ся к п/р №1 | ||
7 | УИНЗ КУ | Химические элементы. Относительная атомная масса. | Демонстрации: -ПС; - видео «Язык химии» - - Диск: Химия 8 кл | Фронтальный и текущий опрос. Работа с ДМ. §6-8,выучить 10 знаков, упр18, стр.25 | ||
8 | КУ | Закон постоянства состава вещества. | Текущий опрос. §9 упр.10(1) | |||
9-10 | УИНЗ КУ | Химические формулы. Расчеты по химической формуле. | Текущий опрос. Работа с ДМ. §10 упр.11, 12 стр. 32 | |||
11-12 | УИНЗ КУ | Валентность атомов элементов. Составление формул. | Текущий опрос. Работа с ДМ §11-12 упр.4,5 стр. 37 | |||
13-14 | УИНЗ КУ | Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. | Демонстрации: - Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ. - Таблица «Законы сохранения массы и энергии» Диск Химия 8 класс | Фронтальный опрос §13-14 Упр. 6, задача 2 стр. 37 | ||
15-16 | УИНЗ КУ | Химические уравнения. Расстановка коэффициентов в химических уравнениях | Демонстрации: - таблица «Составление уравнений реакций» | Фронтальный и текущий опрос. §15 упр. 4 стр. 47 | ||
17 | УИНЗ КУ | Типы химических реакций. | Демонстрации: - таблица 14 Классификация химических реакций» Лаб. опыт: - взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II) (опыт 7 с. 51) - разложение основного карбоната меди (опыт 6 с.50) диск Химия 8 класс | Текущий опрос. §16 Упр.6, стр. 47 | ||
18 | УИНЗ | Моль – единица количества вещества. Молярная масса. | Демонстрация некоторых веществ количеством 1 моль | Фронтальный опрос. §17 Стр.41-42 | ||
19 | УИНЗ КУ | Молярная масса. Расчеты по уравнениям химических реакций. | Демонстрации: - плакат «Масса 1 моль вещества» | Текущий опрос. §17 стр. 42-44 Упр. 9 стр.47 | ||
Тема 2: Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 часов). | ||||||
20 | УИНЗ КУ | Классификация химических элементов. Амфотерность. | Лабораторный опыт: - взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. | Фронтальный опрос. §34 с. 115-117, Упр. 3, задача с. 122 | ||
21 | УИНЗ КУ | Естественные семейства химических элементов (щелочные металлы, галогены, инертные газы). Группы сходных элементов. | Демонстрации: - взаимодействие натрия с водой; - показ образцов щелочных металлов и галогенов. - видео «Тайны великого закона» Диск Химия-8 | Фронтальный опрос. §34 с. 117-119 | ||
22 | УИНЗ КУ | Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Порядковый номер химического элемента. | Демонстрации: - ПСХЭ | Фронтальный опрос. §35,37 с.125 Упр.4,5 с.122 (устно) | ||
23-24 | УИНЗ КУ | Состав атомных ядер. Изотопы. | Таблицы: - 18 «Строение атома и периодический закон» | Текущий опрос по учебнику, упр. 4,5 с. 122 §37 с. 125-129 упр. 1-3 с. 138 | ||
25 | УИНЗ КУ | Строение электронных оболочек атомов. | Демонстрации: - таблицы 15 «Формы перекрывания электронных облаков», 16 «Атомные радиусы элементов» Диск Химия 8 класс | Текущий опрос. §49-50 Упр. 2(б), 7(б), 8(в,г), 13, с.213 | ||
26 | УИНЗ КУ | Характеристика химических элементов главной подгруппы на основании положения в ПС и строения атома. | Демонстрации: - ПСХЭ - план характеристики хим. элемента | Письменная работа Повторить §35-37 | ||
27-28 | УИНЗ КУ | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева | Текущий опрос. Подготовить сообщения. | |||
29 | УОСЗ | Обобщение по теме | Повторить главу 6 | |||
Тема 3: Химическая связь и строение вещества (5 часов) | ||||||
30 | УИНЗ КУ | Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. | Демонстрации: - таблицы 12 «Относительная электроотрицательность», 13а «Химические связи» | Текущий опрос. §40-41 с. 141-144 Упр. 1,5 с.145 | ||
31 | УИНЗ КУ | Ионная связь (понятие о степени окисления). | - таблицы 13 «Изменение степени окисления», 13а «Химические связи» - Опыт 19 стр. 152 | Письменная работа. §41, 43 Упр.4 с. 145 Упр.6 с. 152 | ||
32 | УИНЗ КУ | Кристаллические решетки. | Демонстрации: - таблицы 17, 17а «Кристаллические решетки» | Фронтальный опрос. §42 Упр. 3,4, задача 1(а) с. 152 | ||
33 | УИНЗ КУ | Закон Авогадро. | Таблица «Масса и объем 1 моль газа» | Текущий опрос. §44-45 задачи 3,4 | ||
34 | УЗЗ | Решение задач с использованием закона Авогадро | Демонстрации: Таблица «Масса и объем 1 моль газов» | §44-45 Задачи 2,3 с.156 | ||
Тема 4: Кислород.Горение. (8 часов) | ||||||
35 | УИНЗ | Кислород. Физические и химические свойства. | - Опыт 8 стр. 69 - Таблица 8а «кислород в природе. Круговорот кислорода» - видео «Кислород» Диск Химия-8 | Фронтальный опрос. Работа по учебнику упр. 5 стр.60 §18,20 Упр.7, задача 1-а Стр.60 | ||
36 | КУ ПР | Применение кислорода. П.Р. №3 «Получение и свойства кислорода» | Демонстрация: - получение кислорода из перманганата калия (опыт 1 п/р с.70). - таблица 7 «Получение и собирание газов» | Текущий опрос. §19, 21 Упр.8 Задача 2 стр.60 | ||
37 | УИНЗ КУ | Оксиды. Окисление Круговорот кислорода в природе. | - Лабораторный опыт 8 с. 69: ознакомление с образцами оксидов. - Таблица 8а «Кислород в природе. Круговорот кислорода» | Текущий опрос. §20, 21 Упр.12, Задача 3 стр. 60 Повторить §18, 19 | ||
38 | УИНЗ КУ | Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. | Демонстрации: - количественное определение содержания кислорода в воздухе; - опыты, выясняющие условия горения. Диск Химия 8 класс | Текущий опрос. §22 Упр.7 (в,е,ж,з), 8 стр.69 | ||
39-40 | УИНЗ УЗЗ | Вычисления по химическим уравнениям. | Демонстрация: - плакат «Количественные отношения в химии». | Текущий опрос, работа со сборником. §17 стр.45-47 Задача 2 стр.48 | ||
41 | УИНЗ | Тепловой эффект химических реакций. реакции экзо- и эндотермичес-кие. | Демонстрация: - сжигание в кислороде различных веществ (опыт 2 с.70). - таблицы 2,4 «Тепловой эффект хим. Реакции» | Фронтальный опрос. §23, 24 Упр. 9-11 (устно) | ||
42 | УОСЗ | Повторение и обобщение темы «Кислород. Оксиды. Горение» | Демонстрация: - видеофильм «Кислород» | Тематический опрос. Повторить главу 2 | ||
Тема 5: Водород. Кислоты. Соли. (6 часов) | ||||||
43 | УИНЗ КУ | Водород, его физические и химические свойства. | Демонстрации: - ознакомление с физическими свойствами водорода; - горение водорода в кислороде и воздухе; - взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (опыт 9 с. 77). - видео «Водород» Диск Химия-8 | Текущий опрос. §27 Упр. 2,3,9 Стр.76-77 | ||
44 | УИНЗ КУ | Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности. | Демонстрации: -Таблица 10; Лабораторный опыт: получение водорода при взаимодействии раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли (опыт 9 с. 77). | Текущий опрос. §26, 27 Упр. 4 стр.76, таблица | ||
45-46 | УИНЗ КУ | Водород в природе. Состав кислот. Соли. Химические свойства кислот | Демонстрация: образцов кислот и солей. -действие индикатора на растворы кислот (опыт 11 с.113; -взаимодействие кислот с металлами (опыт 12 с. 113); - взаимодействие кислот с оксидами металлов (опыт 13 с.113). | Работа по карточкам. §32-33 Названия кислот и солей по тетради стр.102-103 упр.8 стр.104 (по 3 уравнения с металлами и оксидами металлов) | ||
47 | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний по темам 2 и 3. | Видеофильм «Водород» | Текущий опрос. Повторить главы 2,3 | ||
48 | УК | К.Р. №2: «Кислород, водород». | Контрольная работа | |||
Тема 6: Вода. Растворы. Основания. (8 часов) | ||||||
49 | УИНЗ КУ | Вода – растворитель. Растворы. | Демонстрации: -очистка воды перегонкой; - разделение смесей веществ с помощью делительной воронки - Таблицы 3а,4 «Растворы и смеси», «Приготовление растворов» - видео «Вода» Диск Химия-8 | Фронтальный опрос. §28 (с.78-79 до растворимости) §29 (с.83-84 до хим. св-в) Упр.3,4 с.87 | ||
50 | УИНЗ КУ | Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. | Демонстрации: Таблица «Способы выражения концентрации растворов» | Текущий опрос по учебнику с. 81 упр. 1-6 §28 с.80-81 задачи 1,2 с. 81 | ||
51 | УИНЗ КУ | Состав воды. Физические и химические свойства воды. | Демонстрации: - синтез воды; - взаимодействие воды с металлам; - взаимодействие воды с оксидами; - исследование полученных растворов с помощью индикаторов. - таблица 2а «Свойства воды» | Текущий опрос. §29, упр. 5, с.87, Задача на с.88 Подгот. к п/р с.88 | ||
52 | УЗЗ ПР | ПР № 4: «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества». | - таблица 4 «Приготовление растворов» Практическая работа №4 с. 88 | Практическая работа №4 С.88 Повторить §28-29 | ||
53 | УИНЗ КУ | Состав оснований. Их классификация. Свойства оснований. | Демонстрации: - реакция нейтрализации (опыт 15 с. 113) Лабораторный опыт: - ознакомление со свойствами гидроксида натрия и гидрок-сида меди (II) (опыт 14 с.113) | Текущий опрос. §31 с.93-94 и 96 Упр. 1, задача 1 с.99 | ||
54-55 | УОСЗ | Повторение и обобщение темы «Вода. Растворы. Основания» | Демонстрации: Таблицы «Свойства воды», «Способы выражения концентрации растворов» | Текущий опрос, письменная работа Повторить главу 4 | ||
56 | Урок-экскурсия | Экскурсия на водоочистные сооружения города Шумерля | Способы очистки сточных вод | Отчет об экскурсии | ||
Тема 7: Основные классы неорганических соединений (12 часов) | ||||||
57 | УИНЗ КУ | Состав и строение оксидов. Классификация. Свойства оксидов. Классификация неорганических веществ. | Лабораторные опыты: - взаимодействие основных оксидов с кислотами; - ознакомление с образцами оксидов - таблица 15 а «Кислотно-основные свойства оксидов» | Текущий опрос по учебнику упр. 1, 6 с.93 §30 упр. 1,3,4, (первые три) с.92 | ||
58 | УИНЗ КУ | Состав и строение кислот. Классификация и химические свойства. | Демонстрации: -Опыты , 11, 12, 13 Стр. 113 Таблица «Кислотно-основные свойства оксидов» | Текущий опрос. По учебнику упр. 8 (1столбик) С.105 §32, 49 упр 1, 8 (2 столбик) с. 104, упр.4 с.169 | ||
59 | УЗЗ | Состав и строение оснований. Классификация и химические свойства. | Опыты 14, 15, 16, 17 Стр. 114 | Текущий опрос. По учебнику упр. 9 с. 99 §31 упр.5,7 с.99 | ||
60 | УИНЗ КУ | Состав и строение солей. |
| Текущий опрос. По учебнику упр.4,7,9 с.112 §33 с.105-107 Упр.3,6 с.112 | ||
61-62 | УОСЗ КУ | Генетическая связь между различными классами химических соединений (урок-игра). | Таблица 11 «Генетическая связь между классами неорганических веществ» - видео «Основные классы химических веществ» Диск Химия-8 | Текущий по учебнику упр. 10 (а,г) с.112 §33 с.110 -111 Упр.10 (д,е,к) с.112 подг. к п/р | ||
63 | УЗЗ ПР | ПР №5: «Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических веществ». | Практическая работа №5 с.114 | Повторить главу 5, задача 1 с.105 Подготовиться к к/р | ||
64 | УК | К.Р. №3: «Вода. Классы веществ» | Контрольная работа | |||
65 | УИНЗ КУ | Галогены. | Демонстрации: Образцы галогенов, видеофильм «Фтор» | §46-47 упр.6 с.164 | ||
66 | УИНЗ КУ | Соляная кислота и ее соли. | Демонстрации: Опыты: химические свойства | §48-49 задача 2 с.169 | ||
67 | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний по темам 6-7 | Демонстрации: Опыты 20-21 Стр. 172 | Текущий опрос. §46-50 прочитать, Упр.2,6 с. 164 | ||
68 | УК | К.Р. №4: Итоговая по курсу |
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....