создание психологически комфортной среды на уроках химии
материал (химия) по теме
Если на уроках ребенку комфортно работается - ему интересно, он осознает себя не обучаемым, а человеком, значит будет результат -что- то полезное с уроков химии ученик обязательно унесет.(Я имею в виду исключительно не материальное - пробирки, вещества....)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_pishsredyd.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание психологически комфортной среды на уроках химии
Химия, действительно, один из сложнейших школьных предметов. И в силу особенностей программы, и в силу того, что государству грамотный потребитель нынче не нужен, иначе как объяснить сокращение часов на изучение нашего предмета?
Хотя на самых первых уроках мы, учителя химии, все вспоминаем слова М.В.Ломоносова о том, что широко простирает химия руки свои в дела человеческие, обращаем внимание детей на то, что куда не кинешь свой взор – продукты, полученные не без помощи химии. Знать основы этой науки необходимо, чтобы уметь выживать в мире химических веществ. Знание химии – это наш комфорт и безопасность.
«Не о том вам надо думать, каким вас давят прессом, а о том, как вести себя под давлением» (Аркадий и Борис Стругацкие)
Я учитель. И моя цель, конечно, дать базовые химические знания учащимся, но важнее, я считаю, мотивировать ребенка вообще на учение, его стремление познавать, новые знания применять в различных ситуациях.
Научить преодолевать трудности и получать от этого радость. В наше время это очень важно, когда вокруг ребенка столько соблазнов, так легко стать зависимым от алкоголя, наркотиков, игр, в том числе и компьютерных и т.д.
Позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:
- Личная заинтересованность учащегося в учебном предмете;
- Отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным предметам
- Взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем химии, стиль преподавания и общения учителя.
Мне очень важно, чтобы дети хотели ко мне идти на урок, чтобы на моих занятиях им было комфортно. Тогда будет и результат.
Любой урок начинается со «входа», так называемого организационного момента. И хотя он занимает минимальное количество минут, именно этот момент обеспечит хороший эмоциональный настрой на всю работу. Можно в полушуточной манере познакомить с планом урока: «Сначала восхитимся глубокими знаниями…, потренируем мозги – порешаем задачи…, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…» Можно использовать короткий и простой опрос, цель которого - настроить ребенка на работу, а не устроить стресс с головомойкой. Например, «найди лишнего:
А) известняк, мел, мрамор, малахит;
Б) углерод, алмаз, графит, карбид.»
Или такой известный прием, как «лови ошибку : «…в воде обнаруживается практически вся периодическая система Д.И.Менделеева: радиоактивные элементы,… возбудители различных заболеваний (выдержка и газеты.) Интересно, под каким номером в Системе находится дизентерийная амеба, а палочка Коха?
После подобного начала работать можно спокойно дальше, позитивный настрой создан. По ходу урока каждый учитель использует свои приемы дл поддержания психологического комфорта:
- мозговой штурм,
- лабораторный эксперимент,
- загадка с отсроченной отгадкой,
- решение проблемной ситуации, например, почему у мясного бульона появился привкус мыла?
- «черный ящик», например: находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сока французский химик Жозеф Луи Пруст. Это вещество твердое, сладкое на вкус, хорошо растворимое на вкус и т.д.
- Какой же химик не любит решать задачи? Условие можно сформулировать и так: Вася решил сжечь 0,4 моль серы. Сколько литров ядовитого сернистого газа попадет в атмосферу в результате этого эксперимента Васи?
- Неизвестные террористы для одной пакостной проделки получили 100 г серной кислоты. Сколько молей оксида серы (VI) они растворили для этого в воде?
- Федя подмешивал сахар в суп Клавдии Петровны. Сколько граммов сахара получит на обед сегодня Клавдия Петровна, если в 250 мл (плотностью 1,1 г/мл) содержится теперь 30% этого калорийного продукта?
Мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании подростков.
И это увлечение можно использовать для лучшего усвоения химии.
Так появляются химические сказки: «Жила-была Медь. Скромная, красивая, но такая стеснительная, что от каждой похвалы смущалась и краснела, румянец с лица ее никогда не сходил. Дружила с электричеством, всегда быстро и легко передавала от него приветы всем друзьям и знакомым. А в воде на воздухе испытывала некоторый дискомфорт и покрывалась платком – зеленоватым основным карбонатом….»
Или о серной кислоте:
…А в городе тем временем
Шум и суета -
Наделает большой беды
Сбежавшая кислота:
Загубит всю природу
И высушит леса
Погибнет рыба в озере
И закипит вода
Разрушатся металлы.
Исчезнут провода…
Подростки не желают автоматически принимать и запоминать предлагаемую информацию или последовательность действий. Они стремятся активно участвовать в процессе обучения и разбираться в том, что делают. Чтобы сохранился интерес, и процесс познания не казался «страшным», снять в некотором роде сложность с изучаемых вопросов, использую различные аналогии.
- Например, тема «Гидролиз солей». Рассматриваем гидролиз соли хлорида алюминия.
AlCl3 → Al + 3Cl
Представляем ситуацию: два пловца в воде. Какому пловцу через некоторое время понадобится помощь?
Выписываем «слабый» ион, в роли спасателя - вода:
Al + НОН → AlОН + Н
«сильные пловцы» доплыли до соседнего берега, как ни в чем ни бывало вернулись обратно
Al + НОН → AlОН + Н
3Cl 2Cl Cl
Молекулярное уравнение 1-ой стадии гидролиза:
AlCl3 + Н2О → AlОНCl2 + НCl
- «отдача электронов» - окисление
«взятие» - восстановление
- Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый.
- Модель состояния веществ: твердые вещества – армейская дисциплина, жидкости – дружеская вечеринка, газы – футбольный матч
- При изучении изомерии органических веществ использую анаграммы:
Когда ты утром сел за стол
Тебе понадобился он
Когда же опыты проводишь
Ее ты быстренько находишь (Колба – бокал)
Я – газ редчайший на Земле
Мне близки радий и свинец
Но буквы переставить мне
И – я истории творец (Радон – народ)
- В слове «катод», как и в слове «минус» - 5 букв, а в слове «анод», как и в слове «плюс» - 4…
Заканчивается урок только на «положительном»: «Урок завершен. Успеха!»
И так приятно слышать в ответ: «Как? Уже?»
В состоянии комфортного общения две личности – учитель и ученик – начинают образовывать некое общее эмоционально – психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е разворачивается процесс социализации личности ученика. Искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни, каким способом организует работу учащихся, включая их в решение учебно – познавательных задач, как он создает креативную атмосферу на уроке, как использует свое воображение, интуицию.
«У меня получается, получится и у тебя!»
Библиография:
- Ахрямкина Т.А. Эмпатия педагога и стиль педагогического общения./ Наше образование. Ежегодный альманах. Самара.2003
- Гин А.А. Приемы педагогической деятельности: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. – 8е изд. – М.: Вита – Пресс, 2007
- Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг. 2000
- Казанцев Ю.Н., Кривенко В.А. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом./ Химия в школе. № 2, 2009. стр15.
- Байкина Л.В. Чтобы учение было в радость./ Химия в школе. № 3, 2008. стр2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Создание комфортной среды на уроке"
Статья о необходимости достижения школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности....
Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах
Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...
Создание психологически комфортного климата на уроках биологии.
Некоторые приемы создания психологически багоприятного климата на уроках биологии. Краткое описание урока биологии в 10 классе "Парадоксы близнецов"...
"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."
Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...
Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."
Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...
Система работы по созданию условий безопасной и психологически комфортной среды
Аннотация.Рассмотрен перечень проблем, связанных с современной ситуацией развития отечественной системы образования, оказывающих влияние на психологическую безопасность современной образовательной сре...
Создание психологически комфортной среды в школе
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться....