Урок "Химия в мастерской"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
- Материал может быть использован на уроке химии в профессиональном училище технического профиля в группах «Мастер строительных работ» и «Мастер общестроительных работ» в теме «Химия в строительстве» как на уроке , так и во внеклассной работе для развития познавательного интереса на основе межпредметных связей с материаловедением и спецтехнологией ; для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Разработка может применяться в школе для занятий элективных курсов, факультативов, для проведения «Недели химии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовительный этап: За две недели до урока учащиеся делятся на две группы и знакомятся с домашним заданием.
Домашнее задание.
Подготовьте ответы на вопросы:
1.Каменная кладка древнейшей в России крепости в Старой Ладоге скреплена известковым раствором, к которому была примешана крупнонарубленная солома. Как вы думаете, зачем древние мастера ее использовали?
2.В Москве в конце ХIХ. было построено здание Исторического музея. Окраска внутренних поверхностей была поручена известному в Москве малярному подрядчику. Согласно требованию, для некоторых фресок был необходим зеленый цвет определенного оттенка, для которого использовалась в качестве пигмента лазурь. Однако скоро зеленые фрески «запестрились» грязно-темными пятнами. Объясните причины изменения окраски.
3.По описанию старого способа получения краски определите пигмент: песок селитренного цвета растирали настолько тонко, что он превращался в муку. Затем посыпали его опилками меди, содранными грубым напильником. Все это скатывали до получения теста, из которого лепили катышки. После того, как они высохнут, их складывали в глиняный горшок и ставили в печь. Когда песок и медь от сильного огня взаимно проникали друг в друга, они утрачивали природные свойства и достигали определенного цвета..
4.Определите пигмент по описанию старого способа его получения: в глиняные бочки укладывали виноградные лозы, заливали их уксусом, покрывали кусками свинца, затем плотно закупоривали крышками, чтобы уксус не выдыхался.
5. Пигмент какого цвета можно получить, окрашивая мел корнем марены?
6. Пигмент какого цвета получали следующим образом: сухие фиалки насыпали в сосуд с водой, варили их на огне, откидывали отвар в холстину, отжимали руками, сливали при этом воду, окрашенную фиалками, в ступу, куда, растирая, добавляли мел.
7.По описанию старого способа добычи определите название красителя: жила похожая на железо, но более рыжеватого цвета с красной пылью вокруг нее; во время добывания при ударах инструментом жила выделяет слезинки ртути. Собрав эти камешки, их бросали в печь для просушки. Под действием огня из влажных камней выделялся пар и, оседая на пол печи, превращался в ртуть. Осевшие капли сметали в сосуд с водой, где они соединялись.
8.Почему в древности краски использовались только для уникальных архитектурных сооружений-храмов, дворцов знати, в живописи?
9.Что вы знаете о происхождении слова «лак»?
Подготовьте 3 вопроса по теме команде соперников.
Тема урока: Химия в мастерской
Ход урока:
«…И не может быть в наши дни
специалиста, который мог бы
обойтись без знания
химии»
Н.Семенов.
1.Орг. момент.
2.Вступительное слово учителя.
Ведущий:
Так уж в жизни повелось,
Чтобы счастливо жилось,
Человеку нужен дом
И ремонт хороший в нем.
Мы в училище шестом
Вам легко построим дом!
Комнаты просторные,
Стены очень ровные!
Оштукатурим стены мы,
Сделаем для полы,
Все покрасим и побелим
И обоями оклеим!
Спецтехнологию учили!
Практику мы проходили!
Мы уже специалисты,
И ответьте очень быстро:
Специалистом чтобы быть-
Нужно химию учить?
Вы уже освоили многие виды ремонтных работ, но зная химию, это сделать проще, так как в основе применения большинства строительных материалов лежат чисто химические процессы. Изучив закономерности протекания этих процессов, можно сделать ремонт и быстрее и более качественно.
Конкурс «Разминка»
Незнайка прислал нам вот такое письмо: «Дорогие ребята! Мы хотим построить музей в Цветочном городе. Подскажите нам, пожалуйста, какие строительные материалы мы можем использовать? Каковы их химические формулы?»
Команды по очереди называют основные строительные материалы и их химические формулы. Побеждает та команда, которая назовет больше.
3.Зачет-конкурс.
Конкурс «Кто объяснит?»
Учащиеся выполняют опыт: в известковый состав опускают лакмусовую бумажку. Затем берут два разных пигмента, предварительно замоченных в воде, и вводят их в две колбы с одним и тем же известковым составом. Наблюдают, помешивая оба состава. Первый пигмент окрашивает известковый раствор, а второй сам обесцвечивается.
Группы получают баллы за правильно сделанный вывод: вследствие того, что по своим химическим свойствам известь является щелочью, в известковые растворы можно вводить только щелочеустойчивые пигменты. Не устойчивые к щелочам пигменты в известковом растворе обесцвечиваются.
Конкурс « Домашнее задание»
1.Каменная кладка древнейшей в России крепости в Старой Ладоге скреплена известковым раствором, к которому была примешана крупнонарубленная солома. Как вы думаете, зачем древние мастера ее использовали?
Ответ: Во влажном, холодном климате вода будет не только скапливаться во всех щелях стены, но и постоянно замерзать. Лед имеет больший объем. Поэтому, чтобы уберечь стены от быстрого разрушения, древние умельцы позаботились об образовании естественных полостей, которые создавались соломинками.
2.В Москве в конце ХIХ. было построено здание Исторического музея. Окраска внутренних поверхностей была поручена известному в Москве малярному подрядчику. Согласно требованию, для некоторых фресок был необходим зеленый цвет определенного оттенка, для которого использовалась в качестве пигмента лазурь. Однако скоро зеленые фрески «запестрились» грязно-темными пятнами. Объясните причины изменения окраски.
3.По описанию старого способа получения краски определите пигмент: песок селитренного цвета растирали настолько тонко, что он превращался в муку. Затем посыпали его опилками меди, содранными грубым напильником. Все это скатывали до получения теста, из которого лепили катышки. После того, как они высохнут, их складывали в глиняный горшок и ставили в печь. Когда песок и медь от сильного огня взаимно проникали друг в друга, они утрачивали природные свойства и достигали определенного цвета.
Ответ: лазурь.
4.Определите пигмент по описанию старого способа его получения: в глиняные бочки укладывали виноградные лозы, заливали их уксусом, покрывали кусками свинца, затем плотно закупоривали крышками, чтобы уксус не выдыхался.
Ответ: свинцовые белила.
5. Пигмент какого цвета можно получить, окрашивая мел корнем марены?
Ответ: красного.
6 .Пигмент какого цвета получали следующим образом: сухие фиалки насыпали в сосуд с водой, варили их на огне, откидывали отвар в холстину, отжимали руками, сливали при этом воду. Окрашенную фиалками, в ступу, куда, растирая , добавляли мел.
Ответ: цвета охры.
7.По описанию старого способа добычи определите название красителя: жила похожая на железо, но более рыжеватого цвета с красной пылью вокруг нее; во время добывания при ударах инструментом жила выделяет слезинки ртути. Собрав эти камешки, их бросали в печь для просушки. Под действием огня из влажных камней выделялся пар и, оседая на пол печи, превращался в ртуть. Осевшие капли сметали в сосуд с водой, где они соединялись.
Ответ: киноварь HgS.
8.Почему в древности краски использовались только для уникальных архитектурных сооружений-храмов, дворцов знати, в живописи?
Ответ: Продукты, необходимые для изготовления красок, получали путем переработки природного, растительного, животного сырья. Пурпур добывали из желез, расположенных в голове пурпурной улитки (из 10 000 улиток получали 1г. этой краски );из 10-15кг.жучков кошенили- 1г.карминового красителя).
9.Что вы знаете о происхождении слова «лак»?
Ответ: Слово «лак» индостанского происхождения и буквально означает «сто тысяч».Вероятно, это связано с получением в давние времена одного из лаков- шеллака- путем очистки смолистых выделений насекомых, паразитирующих в большом количестве на некоторых видах тропических деревьев, преимущественно в Индии и в Таиланде. Впоследствии термин «лак» распространили и на растворы других смол.
Зачет-конкурс .
1.Как называют в строительстве: оксид кальция; гидроксид кальция ;реакцию взаимодействия оксида кальция с водой? (Оксид кальция- кипелка, известка , негашеная известь ;гидроксид кальция- гашенная известь, пушонка, известковое тесто; реакция-«гашение»).
2.Что такое известковая вода, известковое молоко, известковое тесто?
3.В каких видах известь встречается в строительстве? (негашеная комовая известь -кипелка, молотая негашеная известь, гашенная известь: известь -пушонка, известь молотая карбонатная, известковое тесто)
4.Какую известь чаще всего применяют в малярных работах?(В малярных работах применяется обычно известь -кипелка.)
5. На каком свойстве извести основано ее применение в строительстве? (Свойство - твердеть на воздухе).
6. Почему нельзя «гасить» известь в пластмассовом ведре? (Реакция - экзотермическая: происходит выделение теплоты).
7.Каковы области применения извести в строительстве? (Она применяется как воздушное вяжущее при штукатурных работах, пластификатор для растворов, связующее в окрасочных водных составах, как белый пигмент.)
8.В каком виде встречается в природе карбонат кальция?( Карбонат кальция встречается в природе в виде мела, известняка, мрамора).
9.Как используют мел в строительстве? (Для изготовления грунтовок, шпаклевок, клеевых составов, замазок, как белый пигмент).
10.Из чего получают цемент и негашеную известь? ( Из известняка.)
11.Как применяли известняк раньше? ( Для строительства домой. Из известняка были построены целые города, такие как Одесса, Евпатория. Египетские пирамиды тоже сложены из известняка.)
12.Почему Москву называли белокаменной? (Многие московские здания были сложены из подмосковных известняков.)
13. Где применяют мрамор? (Для облицовки зданий, метро, для отделки операционных комнат.)
14.Какова химическая формула гипса? (CaSO4◦2H2O)
15.Что такое алебастр? (Алебастр - строительный гипс, для его получения природный гипс обжигают при температуре 150-180◦С. ,при этом он теряет ¾ кристаллизационной воды .)
16.С какой целью применяют гипс в штукатурных растворах? (В качестве вяжущего.)
17.Почему не рекомендуется применять гипс для оштукатуривания поверхностей в сырых помещениях? (В сырых помещениях штукатурка, содержащая гипс, легко впитывает влагу и отваливается.)
18.Как хранят гипс? ( Гипс хранят в помещениях ,защищенных от атмосферных осадков, на деревянном полу, приподнятом над землей.)
19.Как можно восстановить свойства увлажненного гипса?( Свойства увлажненного гипса могут быть восстановлены при повторном обжиге и помоле, что возобновляет способность гипса схватываться.)
20.Как используют гипс в медицине?
21.Что такое карбонизация ? (При твердении извести происходит взаимодействие гидроксида кальция с углекислым газом воздуха :
Ca(OH)2+CO2=CaCO3+H2O
Образуется карбонат кальция («карбонизация»).
22. Почему оштукатуренные поверхности нельзя прогревать электрическими отражательными лампами? (Для процесса «карбонизации» необходим углекислый газ, т.е. штукатурка должна не сохнуть , а «схватываться».Быстро высушенная штукатурка плохо красится, «шелушится» слоями краски в дальнейшем).
23.Какую функцию выполняет песок при добавлении к известковому тесту ? ( Песок в известковом тесте служит как бы арматурой: при высыхании не дает растрескиваться , поддерживает объем, делает раствор более пористым, облегчая испарение воды и доступ углекислого газа).
24.Для каких целей строящиеся здания обогревают зимой? ( Цемент не схватывается при низких температурах).
25. В чем преимущество глиноземистого цемента над силикатным? (Он схватывается при более низких температурах.)
26.Какие химические соединения составляют основу глиноземистого цемента ? (Алюминаты кальция).
27. С какой целью используют химические добавки к штукатурным растворам зимой? Как их называют? ( Добавки называют противоморозными .С штукатурными растворами с этими добавками можно работать при более низких температурах, т.е. зимой, так как растворы не замерзают).
28. Какие противоморозные добавки вы знаете? ( Хлорная вода , поташ ,аммиачная вода ). Хлорная вода — раствор хлора в воде, при растворении происходит и химическая реакция:
Н 2О + Cl2 ↔ HCl + HClO.
Аммиачная вода - водный (18-25%-ный) раствор аммиака NH 3 (NH 3◦H2O или NH4OH ).
Поташ (карбонат кальция , кальций углекислый) K2С O3/
29 . Опытные мастера определяют окончание “схватывания” штукатурки по внешним признакам. Можно ли определить это химическим путем – с помощью индикатора?
Ответ: при полном “схватывании” весь Са (ОН)2 превращается в карбонат и проба с фенолфталеином не даёт окрашивания, если же штукатурка не схватилась полностью, то присутствующий Са (ОН)2 дает с фенолфталеином малиновое окрашивание.
30. Как лучше с точки зрения гигиены отделать потолок и стены кухни: побелить мелом, известью, окрасить масляной краской, водоэмульсионной краской, эмалью, оклеить клеёнкой?
Ответ: в порядке убывания гигиенических свойств материалы можно расположить так известь, мел, водоэмульсионная краска, масляная краска, эмаль, клеенка.
31. Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую сухую погоду или в дождливую, влажную?
Ответ: основным химическим процессом, происходящим при “схватывании” бетона, является гидратация. Поэтому все бетонные работы нежелательно проводить в жаркую, сухую погоду, когда вода быстро испаряется. Для нормального схватывания бетона по технологии строительных работ его надо поливать водой, поэтому для выполнения бетонных работ всегда предпочтительна влажная погода.
32. К каким процессам можно отнести процессы высыхания масляной краски и эмали: к физическим или химическим?
Ответ: высыхание масляной краски - химический процесс, эмали - физический.
4. Подведение итогов (рефлексия)
Ведущий: Чтобы супер-строителем быть,
Надо химию учить!!!
Автор: Бочарова Светлана Вениаминовна
Преподаватель химии « ГБОУ НПО «Профессиональное училище №6»
Г.Волгоград
Цели мероприятия:
- Развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь, презентовать свои работы.
- Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, умение работать в группах, расширять кругозор учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в будущей профессиональной деятельности.
Ход урока:
«…И не может быть в наши дни специалиста, который мог бы обойтись без знания химии» Н.Семенов.
1.Орг.момент.
2.Вступительное слово учителя Незнайка прислал нам вот такое письмо: «Дорогие ребята! Мы хотим построить музей в Цветочном городе. Подскажите нам , пожалуйста, какие строительные материалы мы можем использовать? Каковы их химические формулы?»
Проводится конкурс «Кто больше?»
Команды по очереди называют основные строительные материалы и их химические формулы. Побеждает та команда, которая назовет больше.
Конкурс «Кто быстрее?
Вы уже освоили многие виды ремонтных работ, но зная химию, это сделать проще, так как в основе применения большинства строительных материалов лежат чисто химические процессы. Изучив закономерности протекания этих процессов, можно сделать ремонт и быстрее и более качественно.
Преподаватель читает вопросы, группы обсуждают их и отвечают. Баллы получают за правильность и скорость ответа.
Задание 1. Опытные мастера определяют окончание “схватывания” штукатурки по внешним признакам. Можно ли определить это химическим путем – с помощью индикатора?
Ответ: при полном “схватывании” весь Са (ОН)2 превращается в карбонат и проба с фенолфталеином не даёт окрашивания, если же штукатурка не схватилась полностью, то присутствующий Са (ОН)2 дает с фенолфталеином малиновое окрашивание.
Задание 2. Как лучше с точки зрения гигиены отделать потолок и стены кухни: побелить мелом, известью, окрасить масляной краской, водоэмульсионной краской, эмалью, оклеить клеёнкой?
Ответ: в порядке убывания гигиенических свойств материалы можно расположить так известь, мел, водоэмульсионная краска, масляная краска, эмаль, клеенка.
Задание3. Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую сухую погоду или в дождливую, влажную?
Ответ: основным химическим процессом, происходящим при “схватывании” бетона, является гидратация. Поэтому все бетонные работы нежелательно проводить в жаркую, сухую погоду, когда вода быстро испаряется. Для нормального схватывания бетона по технологии строительных работ его надо поливать водой, поэтому для выполнения бетонных работ всегда предпочтительна влажная погода.
Задание 4. К каким процессам можно отнести процессы высыхания масляной краски и эмали: к физическим или химическим?
Ответ: высыхание масляной краски - химический процесс, эмали - физический.
Конкурс «Кто объяснит?»
Учащиеся выполняют опыт: в известковый состав опускают лакмусовую бумажку. Затем берут два разных пигмента, предварительно замоченных в воде, и вводят их в две колбы с одним и тем же известковым составом. Наблюдают, помешивая оба состава. Первый пигмент окрашивает известковый раствор, а второй сам обесцвечивается.
Группы получают баллы за правильно сделанный вывод: вследствие того, что по своим химическим свойствам известь является щелочью, в известковые растворы можно вводить только щелочеустойчивые пигменты. Неустойчивые к щелочам пигменты в известковом растворе обесцвечиваются.
Конкурс « «
1.Каменная кладка древнейшей в России крепости в Старой Ладоге скреплена известковым раствором, к которому была примешана крупнонарубленная солома. Как вы думаете, зачем древние мастера ее использовали?
Ответ: Во влажном, холодном климате вода будет не только скапливаться во всех щелях стены, но и постоянно замерзать. Лед имеет больший объем. Поэтому, чтобы уберечь стены от быстрого разрушения, древние умельцы позаботились об образовании естественных полостей, которые создавались соломинками.
2.В Москве в конце ХIХ. было построено здание Исторического музея. Окраска внутренних поверхностей была поручена известному в Москве малярному подрядчику. Согласно требованию, для некоторых фресок был необходим зеленый цвет определенного оттенка, для которого использовалась в качестве пигмента лазурь. Однако скоро зеленые фрески «запестрились» грязно-темными пятнами. Объясните причины изменения окраски.
3.По описанию старого способа получения краски определите пигмент: песок селитренного цвета растирали настолько тонко, что он превращался в муку. Затем посыпали его опилками меди, содранными грубым напильником. Все это скатывали до получения теста, из которого лепили катышки. После того, как они высохнут, их складывали в глиняный горшок и ставили в печь. Когда песок и медь от сильного огня взаимно проникали друг в друга, они утрачивали природные свойства и достигали определенного цвета.
Ответ: лазурь.
4.Определите пигмент по описанию старого способа его получения: в глиняные бочки укладывали виноградные лозы, заливали их уксусом, покрывали кусками свинца, затем плотно закупоривали крышками, чтобы уксус не выдыхался.
Ответ: свинцовые белила.
5.Пигмент какого цвета можно получить, окрашивая мел корнем марены?
Ответ: красного.
6.Пигмент какого цвета получали следующим образом: сухие фиалки насыпали в сосуд с водой, варили их на огне, откидывали отвар в холстину, отжимали руками, сливали при этом воду. Окрашенную фиалками, в ступу, куда, растирая , добавляли мел.
Ответ: цвета охры.
7.По описанию старого способа добычи определите название красителя: жила похожая на железо, но более рыжеватого цвета с красной пылью вокруг нее; во время добывания при ударах инструментом жила выделяет слезинки ртути. Собрав эти камешки, их бросали в печь для просушки. Под действием огня из влажных камней выделялся пар и, оседая на пол печи, превращался в ртуть. Осевшие капли сметали в сосуд с водой, где они соединялись.
Ответ: киноварь HgS.
8.Почему в древности краски использовались только для уникальных архитектурных сооружений-храмов, дворцов знати, в живописи?
Ответ: Продукты, необходимые для изготовления красок, получали путем переработки природного, растительного, животного сырья. Пурпур добывали из желез, расположенных в голове пурпурной улитки (из 10 000 улиток получали 1г. этой краски );из 10-15кг.жучков кошенили- 1г.карминового красителя).
9.Что вы знаете о происхождении слова «лак»?
Ответ: Слово «лак» индостанского происхождения и буквально означает «сто тысяч».Вероятно, это связано с получением в давние времена одного из лаков- шеллака- путем очистки смолистых выделений насекомых, паразитирующих в большом количестве на некоторых видах тропических деревьев, преимущественно в Индии и в Таиланде. Впоследствии термин «лак» распространили и на растворы других смол.
Конкурс
1.Как называют в строительстве: оксид кальция; гидроксид кальция ;реакцию взаимодействия оксида кальция с водой? (Оксид кальция- кипелка, известка , негашеная известь ;гидроксид кальция- гашенная известь, пушонка, известковое тесто; реакция-«гашение»).
2.Что такое известковая вода, известковое молоко, известковое тесто?
3.В каких видах известь встречается в строительстве? (негашеная комовая известь -кипелка, молотая негашеная известь, гашенная известь: известь -пушонка, известь молотая карбонатная, известковое тесто)
4.Какую известь чаще всего применяют в малярных работах?(В малярных работах применяется обычно известь -кипелка.)
5. На каком свойстве извести основано ее применение в строительстве? (Свойство - твердеть на воздухе).
6. Почему нельзя «гасить» известь в пластмассовом ведре? (Реакция - экзотермическая: происходит выделение теплоты).
7.Каковы области применения извести в строительстве? (Она применяется как воздушное вяжущее при штукатурных работах, пластификатор для растворов, связующее в окрасочных водных составах, как белый пигмент.)
8.В каком виде встречается в природе карбонат кальция?( Карбонат кальция встречается в природе в виде мела, известняка, мрамора).
9.Как используют мел в строительстве? (Для изготовления грунтовок, шпаклевок, клеевых составов, замазок, как белый пигмент).
10.Из чего получают цемент и негашеную известь? ( Из известняка.)
11.Как применяли известняк раньше? ( Для строительства домой. Из известняка были построены целые города, такие как Одесса, Евпатория. Египетские пирамиды тоже сложены из известняка.)
12.Почему Москву называли белокаменной? (Многие московские здания были сложены из подмосковных известняков.)
13. Где применяют мрамор? (Для облицовки зданий, метро, для отделки операционных комнат.)
14.Какова химическая формула гипса? (CaSO4◦2H2O)
15.Что такое алебастр? (Алебастр - строительный гипс, для его получения природный гипс обжигают при температуре 150-180◦С. ,при этом он теряет ¾ кристаллизационной воды .)
16.С какой целью применяют гипс в штукатурных растворах? (В качестве вяжущего.)
17.Почему не рекомендуется применять гипс для оштукатуривания поверхностей в сырых помещениях? (В сырых помещениях штукатурка, содержащая гипс, легко впитывает влагу и отваливается.)
18.Как хранят гипс? ( Гипс хранят в помещениях ,защищенных от атмосферных осадков, на деревянном полу, приподнятом над землей.)
19.Как можно восстановить свойства увлажненного гипса?( Свойства увлажненного гипса могут быть восстановлены при повторном обжиге и помоле, что возобновляет способность гипса схватываться.)
20.Как используют гипс в медицине?
21.Что такое карбонизация ? (При твердении извести происходит взаимодействие гидроксида кальция с углекислым газом воздуха :
Ca(OH)2+CO2=CaCO3+H2O
Образуется карбонат кальция («карбонизация»).
22. Почему оштукатуренные поверхности нельзя прогревать электрическими отражательными лампами? (Для процесса «карбонизации» необходим углекислый газ, т.е. штукатурка должна не сохнуть , а «схватываться».Быстро высушенная штукатурка плохо красится, «шелушится» слоями краски в дальнейшем).
23.Какую функцию выполняет песок при добавлении к известковому тесту ? ( Песок в известковом тесте служит как бы арматурой: при высыхании не дает растрескиваться , поддерживает объем, делает раствор более пористым, облегчая испарение воды и доступ углекислого газа).
24.Для каких целей строящиеся здания обогревают зимой? ( Цемент не схватывается при низких температурах).
25. В чем преимущество глиноземистого цемента над силикатным? (Он схватывается при более низких температурах.)
26.Какие химические соединения составляют основу глиноземистого цемента ? (Алюминаты кальция).
27. С какой целью используют химические добавки к штукатурным растворам зимой? Как их называют? ( Добавки называют противоморозными .С штукатурными растворами с этими добавками можно работать при более низких температурах, т.е. зимой, так как растворы не замерзают).
28. Какие противоморозные добавки вы знаете? ( Хлорная вода , поташ ,аммиачная вода ). Хлорная вода — раствор хлора в воде, при растворении происходит и химическая реакция:
Н 2О + Cl2 ↔ HCl + HClO.
Аммиачная вода - водный (18-25%-ный) раствор аммиака NH 3 (NH 3◦H2O или NH4OH ).
Поташ (карбонат кальция , кальций углекислый) K2С O3/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)
Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...
Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".
Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет
Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...