Разработка уроков по химии
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Остроумова Елена Евгеньевна

Уроки в 8 - 11 классах химия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metally.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по химии

в 9 классе по теме «Металлы».

Сюжетно – ролевая дидактическая игра

«Путешествие в мир металлов и их соединений»

  1. Тема урока: Путешествие в мир металлов и их соединений.
  2. Тип урока: обобщающий.
  3. Задачи урока:

образовательная: обобщить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов;

развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;

развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;

развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

   4.Оборудование и реактивы: карточки с формулами природных соединений металлов, раковина моллюска; HCl , HNO3, CaO, Na2CO3.

   5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; демонстрационный химический эксперимент;  самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование,  беседа, решение задач.

 6. Форма обучения: игра – путешествие.

                                   

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя: (слайд 1)

 Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное путешествие в «Мир металлов и их соединений». Давайте представим, что мы сели на пароход под названием «Титаник». Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: «Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль». Наше море – это море знаний – самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш «Титаник» не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. На этом слайде (слайд № 2) показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в «Путевые дневники». Но чтобы наш «Титаник» отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.

  1. задание  - ТЕСТИРОВАНИЕ.  (6 минут)
  1. С водой сообразованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К;   б)Zn;   в) Pb;  г)Ag.

2. какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe;   б)Hg;    в) Ag;     г)Cu.

3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность;   б)ковкость;   в) пластичность;   г)электропроводность.

4. с соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Сu;   б)Fe;     в) Al;    г)Zn.

5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:

а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;

б) соединение металла с кислородом;

в) разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;

г) соединение металла с оксидами серы (6) и (4).

6. при горении натрия на воздухе образуется:

а)Na2O;    б) Na2O2;    в)NaO2;      г)Na3PO4.

7.Алюминий впервые получил:

а) Ф. Велер;    б) Х. Дэви;     в)К. Шееле;    г )Д. Пристли.

8. Оксид алюминия:

а)основной оксид;   б) амфотерный;  3.кислотный.

9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:

а) атомов;    б) ионов;    в) молекул;  г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.  

10. Атомы,  какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg;   б)Zn;   в)Al;   г)Li.

Учитель: Тест на прочность вы прошли все, результаты скажу немного позднее.

  А теперь в путь! Ребята, не успели мы с вами немного отплыть – а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть  и чем быстрее, тем лучше. (Слайд 3)

   Пассажирам разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.

  Кто желает быть главным проводником на РИФАХ ФОРМУЛ ? Начнем преодолевать РИФЫ ФОМУЛ.

2.Задание.

1. сильвинит  - NaCl

2. карналлит –KCl х  MgCl2   х 6H2 O

3. Известняк, мел, мрамор – CaCO3

4. Гипс – CaSO4    х 2 H2 O

5. Фосфорит, апатит – Ca 3 (PO 4) 2

6.Доломит –CaCO 3    х  MgCO 3

7. Корунд – Al 2 O 3

8. Боксит - Al 2 O 3      х  nH2 O

Ученику вручается медаль – на ней слова:

Ты молодчина! И в это поверь.

Успешно открыл ты химии дверь.

Два года уроков еще у тебя

великим ты химиком станешь тогда.

Учитель. А что же такое рифы?

Ученик: Рифы – это природные образования состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.

Учитель. Давайте, исследуем их.

Опыт №1 . Действие на раковину соляной кислотой, тем самым убеждаются в том, что раковина состоит из известняка.

Учитель. Давайте напишем уравнение реакции.

Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в «Путевых дневниках» - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ. (слайд 4)

  1. Демонстрация опыта.
  1. Взаимодействие оксида кальция с водой.
  2. Добавление к Са(ОН) 2   метилоранжа.
  3. Добавление НNO3.
  4. Приливание раствора Na2 CO3
  5. Образование осадка СаСО3

Учитель читает стих «На речке превращений»

Оксид кальция взяла

И  воды я прилила.

Метилоранжа капну тут

и раствор стал желтым вдруг.

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?

Кислоты потом азотной осторожно прилила

Что ж такое приключилось?

Даже я не поняла,

Должен был оранж явиться

цвет малины получился.

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль нет?

Карбоната натрия

 К соли прилила

И осадок белый

Получила я.

В чём же дело, в чем секрет?

Есть у вас ответ, иль  ещё нет?

В тетрадях своих превращения эти

Вы отразите милые дети.

В чем тут дело, в чем секрет

Наверно есть уже ответ?

На речке превращений

Смотрели вы явления

Потоком Уравнений

 Пусть станут превращения.

В чем тут дело, в чем секрет

Раскроет полный  ваш ответ.

Учитель.  Кто составил цепочку превращений, увиденных  на РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ,  и напишет уравнения реакций?  

   Почему метиловый оранжевый изменил свою окраску?

СаО   Са(ОН)2  Са(NO)3  СаСО3

Учитель. «Титаник» движется к  «ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ». (слайд 5)

Пассажирам написать «ПОТОК УРАВНЕНИЙ» в путевых дневниках.

Задание 4. Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 – написать ионные уравнения реакций.

1.Al Al(OH)3 _ Al2 O3  AlCl3  Al(OH)3

2.Mg  MgO  MgSO4  Mg(OH)2

Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути «Титаника», он движется вперед с большой скоростью к «МОРЮ ЗАДАЧ». (слайд 6)

В «Путевых дневниках запишите «МОРЕ ЗАДАЧ» и условие задачи.

Задание 5. Задача.  Какую массу марганца можно получить при восстановлении 90 г. оксида марганца (4), содержащего 5% примесей.

Учитель. Наш пароход прибыл в «Бухту Познавательную» (Слайд 7)

Сообщения учащихся.

  1. Почему «святая» вода не портится?
  2. Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?

Учитель. Конечный пункт нашего путешествия «Порт вопросов и ответов». (слайд 8)

Коль хотите домой возвратиться

То придется вам всем потрудиться

Если сделана будет работа,

Я открою из царства ворота.

Не робей, не вешай носа-

На мои ответь вопросы!

Не ленись, не зевай – на вопросы отвечай.

  1. Назовите основные свойства металлов.
  2. Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?
  3. Какой металл самый тугоплавкий?
  4. Какой металл самый легкий?
  5. Самый тяжелый металл?
  6. Какой металл придает нашей крови красный цвет?
  7. Какой металл придает крови головоногих моллюсков голубой цвет?
  8. Какие металлы называются легкими и тяжелыми?
  9. Самый твердый металл?
  10. Какой металл самый используемый?
  11. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).
  12. Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)
  13. Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий)
  14. «Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка,  возьми. (Литий).
  15. Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)
  16. Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе.

Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий)

  1. Ослепительным пламенем ярким  как звёздочка вспыхнув, горит.

Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит.  (Магний)

  1. В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл,

И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий).

     19. Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.

           В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.

           Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой.

           Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной.  (Железо).

  1. Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем,

Манил к себе людей веками

Алхимик жил мечтой о нем.    (Золото).

     20.Давно известна человеку: она тягуча и красна,

          Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь)

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".

Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания  об однородных и неодноро...

Разработка урока по химии "Бинарные соединения. Оксиды"

Класс: 8 Раздел программы: «Соединения химических элементов» Тема урока: «Бинарные соединения. Оксиды» Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, уч...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Разработка урока по химии в 8 классе « Простые и сложные вещества» МБОУ «Богатищевская СОШ» Разработала: Притуло Т.В. – учитель химии высшей категории

Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество», В...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...