Разработка уроков по химии
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Уроки в 8 - 11 классах химия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soli.doc | 66 КБ |
urok_po_himii_v_10_kl_ostroumova.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЛИ
План-конспект интегрированного
урока химии, географии и биологии в 8 классе
учителя химии средней школы № 33 г.Энгельса
Остроумовой Елены Евгеньевны,
учителя биологии средней школы № 33
Травиной Натальи Викторовны;
учителя географии средней школы № 33
Соленковой Натальи Николаевны
Тема урока: Соли.
Тип урока: Интегрированный урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Урок-семинар с элементами практической работы, межпредметных связей с географией и биологией.
Цели урока:
1. Обобщить и повторить с учащимися пройденный материал о солях. Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков.
- Показать учащимся межпредметную связь и практическую направленность изучаемого материала. Продолжить формирование умения работать с книгой, навыка самоконтроля.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся: умение анализировать, обобщать, классифицировать. Формировать у учащихся правильную речь
Оборудование:
ХОД УРОКА (45 минут).
На доске: План проведения урока.
- Химическая разминка «Что мы знаем о солях?».
- .Соли в окружающем мире.
- Практическая работа.
- Самостоятельная работа.
- Практические советы «Соли в жизни человека».
- Выводы, обобщения, заключение.
Ход урока (45 мин)
- Организационный момент урока (3 мин)
Учитель химии: «Слеп физик без математики, сухорук без химии», - говорил М.В.Ломоносов. Спустя много лет, другой русский ученый В.И.Вернадский продолжил эту мысль словами: «…рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками».
Сегодня на уроке мы найдем одну из общих точек соприкосновения между тремя науками: биология, география, химия. Такие разные на первый взгляд науки имеют много общего. Более того, именно академиком Вернадским создана наука о связи живых организмов с неживой природой, называемая биогеохимия. Эта взаимосвязь и отражена в эмблеме нашего урока.
Темой нашего урока будут соли. Сегодня на уроке мы повторим составление формул солей, их названия, практическое применение некоторых из них, проведем небольшую практическую работу по распознаванию солей. Мы покажем значение солей в живой и неживой природе.
- Химическая разминка (12 мин.)
I. На доске: NaCl, CaCO3, AgNO3, CuSO4, MgSO4, Na2CO3, BeCl2, BaSO4, CaCl2, Ca3(PO4)2, NaI
- Прочитать формулы солей
- Назвать соли
- Найти нерастворимые соли (с использованием таблицы растворимости)
Составить формулы солей и дать им название
ZnCl2 CaCO3 K2S Na2SO4
Работа с учебником (упражнение 3, стр. 77). Выписать из предложенных веществ формулы солей. Назвать их и определить соответствующие им кислоты, основания, оксиды и простые вещества.
K2SO3
Cu3(PO4)2
- Соли в окружающем мире.
Учитель химии: Давайте поговорим о практическом значении некоторых солей, которые представлены на доске. Что вам известно о них?
NaCl
1 ученик. NaCl - единственное минеральное сырье, которое человек использует в пищу в чистом виде. Когда живые организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую хлоридом натрия среду, в которой жили, на бедную этой солью среду – на сушу. Поэтому живому организму необходимо искать NaCl в крови другого животного, как это делают хищники. Или добывать в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.
Учитель биологии: С точки зрения биологии, хлорид натрия активно участвует в минеральном обмене организма животного и человека. Он содержится в крови, пищеварительном соке. В организме человека соли составляют 5,5% массы тела, в том числе хлорида натрия около 300 г. Среднесуточная норма потребления NaCl взрослого человека – 15 г. За год человек съедает 5-7 кг соли.
2 ученик. NaCl стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Недостаток его в организме вызывает головокружение, обмороки, нарушение работы сердца, снижение аппетита, уменьшение воды в крови и органах, сокращение выделения пищеварительного сока.
Учитель географии: На уроках географии мы рассматриваем NaCl как минерал. А что такое минерал?
3 ученик. Минерал – это природное соединение химических элементов, образовавшееся естественным путем без вмешательства человека.
NaCl – минерал галит (от греческого «галс» – соль). Полупрозрачен, со стеклянным блеском, бесцветен, но примеси часто окрашивают его в серый, красный, коричневый цвета. Красивая голубоватая и фиолетовая окраска некоторых галитов связана с воздействием на них радиоактивных лучей в природных залежах
(Показ минералов).
Учитель географии: Соль известна людям давно. Вот несколько известных фактов.
4 ученик. Некоторые народы Центральной Азии в свое время платили за соль цену примерно равную цене золота.
5 ученик. В Китае за 2 тысячи лет до нашей эры впервые начали добывать соль из морской воды. А в средние века в Китае были крестьянские волнения, вызванные непомерными соляными поборами, которые продолжались 9 лет.
6 ученик. В Эфиопии вплоть до XIX века находились в обращении соляные деньги – бруски NaCl. А в Древнем Риме воины Цезаря часть зарплаты получали солью.
Учитель географии: Но поскольку мы с вами изучаем географию нашей Родины, то хотелось бы поговорить о залежах и методах добычи соли у нас. Есть два вида природных хранилищ соли – древние и современные. Древние, или ископаемые соляные месторождения, состоят из залежей, которые образовались много миллионов лет назад. Нередко они занимают площади в десятки и сотни квадратных километров. И при этом обладают мощностью до 1 км и более. В Прикаспии такие соляные купола имеют глубину 9-10 км. Место выхода некоторых куполов прикрыто озерами. Современные месторождения – соляные озера и бассейны, в которых осаждение солей началось сравнительно недавно и еще продолжается. У нас соляной пояс – от низовья Дуная до Забайкалья. К числу современных соляных бассейнов относятся заливы Черного, Азовского и Каспийского молей, озера Эльтон, Баскунчак (Пермская, Оренбургская, Волгоградская области дают основную часть всей добычи соли России). (Показ на карте).
А чем знаменито озеро Эльтон?
7 ученик. Когда-то через Покровскую слободу пролегала Великая соляная дорога – нынче проспект Строителей; а начиналась она на Ю.-В. в трехстах верстах от озера Эльтон (Показ картинок).
Сегодня его берега малолюдны, промыслы перенесены на Баскунчак. А вот два с половиной века тому назад у кромки Эльтонских соляных вод располагался целый городок, население доходило до 3-4 тыс. человек. Ломщики с самого раннего утра уплывали к месту, где замечены были самые хорошие слои. Ломали, откалывали от пластов глыбы и сдавали на склад. За 9 месяцев (с апреля по декабрь) от Покровска на озеро и обратно упрягали верблюдов, волов, лошадей, успевая сделать по 5- рейсов. Длина дорого была 307 км, ширина – 40 м. За 134 года работы было добыто 513 млн пудов соли (3 тыс. железнодорожных составов). (Показ иллюстраций).
Учитель географии: Так что образованию нашей малой родины мы обязаны полковнику Чемодурову и NaCl. А к 250-летию города был утвержден герб, на котором вол везет телегу с солью.
СaCO3
8 ученик. Это белое твердое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Это и школьный мел, мрамор, яичная скорлупа, жемчуг.
Учитель биологии: Карбонат кальция входит в состав наружного скелета морских звезд, кораллов, раковин, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, панцирей морских ежей и скелетов микроорганизмов, которые, отмирая, опускаются на дно и скапливаются там, постепенно превращаясь в залежи известняка и мрамора.
9 ученик. Земледельцы давно заметили, что на почве, посыпанной известняком, растения чувствуют себя лучше. Особенно это важно для молодых растений. Без кальциевых солей их корни делаются вялыми, быстро загнивают. Потому-то молодое растение жадно впитывает в себя эти соли, ему надо окрепнуть. А к старости в стволе и корнях накапливается много кальциевых солей. Они и придают деревьям прочность.
Учитель географии: Карбонат кальция – это сталактиты и сталагмиты. Когда подземные воды растворяют соли (гипс, известняки, доломиты) образуются карстовые котловины, воронки, пещеры. (От названия известнякового плато Карст на северо-востоке от горы Триест на побережье Адриатического моря, где они были изучены впервые). На дне и потолке многих пещер можно найти твердые окаменевшие формы. Вода просачивается через трещины пород, которые она растворяет. Так образуется сосулька, свешивающаяся с потолка – сталактит. А навстречу ей снизу растет другая, более широкая и плоская – сталагмит. Срастаясь, они образую целый ансамбль колонн (показ иллюстраций).
Иногда СаСО3 покрывает стены пещеры в виде муки – «горная мука». Если частички его взвешены в воде, получается «лунное» или «горное молоко».
В пещерах встречаются причудливые скопления СаСО3, похожие на виноградные гроздья – «каменный виноград».
Давайте посмотрим отрывок из фильма «Вода», а озвучит нам его ученик (ФИО) словами М.Твена из «Приключений Тома Сойера». Во время просмотра постарайтесь определить, какие из перечисленных украшений пещер вы успели заметить.
10 ученик. Пещера… была не что иное, как обширный лабиринт извилистых и красивых коридоров, сходившихся и снова расходившихся, но не имевших выхода.
Говорили, что в этой путанице трещин, расселин и пропастей можно было бы бродить дни и ночи, и все же не найти выхода, можно было спускаться все глубже и глубже, и всюду находить одно и то же – лабиринт под лабиринтом, и не было им конца.
Учитель географии: Какие же украшения пещер вы увидели в отрывке?
Са3(РО4)2
11 ученик. Это твердое белое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Нам известно, что это главный конструкционный материал для построения внутреннего скелета позвоночных: костей, зубов.
Учитель биологии: Фостат кальция содержится в мышцах, нервах, особенно необходим для построения скелета ребенка. Нехватка этой соли в организме человека и животного приводит к заболеванию рахитом. Источниками фостата кальция являются такие продукты, как сыр, говядина, печень, рыба, белый хлеб, яйца, молоко, йогурт.
Na2CO3
12 ученик. Белое твердое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, бытовое название – стиральная сода. Используется для смягчения воды.
AgNO3
13 ученик. Белое твердое кристаллическое вещество, медицинское название – ляпис, применяется для выведения бородавок.
CuSO4
14 ученик. Твердое кристаллическое вещество голубого цвета, хорошо растворимое в воде, добавляют в побелку при ремонте, применяют на огороде против болезней и вредителей растений.
Учитель биологии: Соли меди необходимы в организме для синтеза пигментов, окрашивающих кожу, глаза, волосы. Кроме того, они регулируют работу желез внутренней секреции, белковый обмен. Соли меди поступают в организм человека с продуктами: черный хлеб, картофель, шоколад, соя, кокосовый орех, кофе, печень.
MgSO4
14 ученик. Белое твердое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, в большом количестве содержится в морской воде, придавая ей горький вкус.
Учитель биологии: Магний называют антистрессовым металлом. Соли магния предупреждают атеросклероз, сердечно-сосудистые болезни, предохраняют клетки от губительного воздействия стресса, способствуют эластичности мышц и росту тканей. В наш организм соли магния поступают с продуктами: фасоль, горох, орехи, крупы, мед, зелень, хлеб, морепродукты.
NaI
15 ученик. Белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Добавляют в поваренную соль для предупреждения заболеваний щитовидной железы.
Учитель биологии: Йод – элемент, без которого человек не может жить. Недостаток в организме иода приводит к такому тяжелейшему заболеванию, как опухоль щитовидной железы - зоб. Самыми большими любителями иода оказались скромные морские водоросли ламинарии. Ламинария не похожа на растение, она окрашена в самые разные цвета: розовый, красный, фиолетовый. И форму имеет различную. У нее нет деления на корень, стебель и листья. Это и тонкие нити, и огромные толстые листья, и круглые, похожие на кочан капусты, растения. Соли иода в организм человека поступают с морской капустой, иодированой солью, морской рыбой, шампиньонами.
ВаSO4
16 ученик. Белое твердое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Применяют при обследовании желудка.
CaCl2
17 ученик. Белое твердое кристаллическое вещество, растворимое в воде. Эта соль способствует свертыванию крови. Применяется в медицине.
- Практическая работа ( ).
Задание: Вам выданы три пробирки, в которых находится кислота, щелочь и соль. С помощью универсального индикатора определить, в какой пробирке находится соль.
Техника безопасности: Вы работаете с кислотами, щелочами. Следует помнить, что вещества нельзя подносить близко к лицу, пробовать на вкус, проливать на кожу и одежду.
Учитель химии: А знаете ли вы, что кроме химических индикаторов существуют природные? Многие ягоды (вишня, черноплодная рябина, смородина) цветы ириса, анютины глазки, тюльпаны, цветы герани, пиона, фиалки и василька в кислой среде имеют розовую окраску, а в щелочах становятся синими. Это природные индикаторы.
- Самостоятельная работа ( ).
Учитель химии: Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу. Я прочту небольшой текст, а ваша задача выписать формулы названных мной солей и географических названий.
Многие минералы, входящие в состав литосферы, являются солями. Только геологи дали этим минералам свои, геологические названия.
Минерал чилийская селитра представляет собой нитрат натрия. Свое название он получил по названию страны, имеющей большие запасы чилийской селитры.
Кольский полуостров богат фосфорными рудами, в частности, апатитом. Это ни что иное, как фосфат кальция. Вблизи огромного месторождения построен город, который так и называется: Апатиты.
Когда-то территория нашей Саратовской области была дном мирового океана. Известковые панцири морских моллюсков, раковин, рачков представляют собой карбонат кальция. Отмирая, морские обитатели опускались на дно, их скелетные ткани образовывали огромные пласты минерала – известняка. Он широко используется в промышленности и строительстве.
- Практические советы ( ).
Учитель химии: Чтоб знания о солях вы могли использовать в повседневной жизни, мы хотим дать вам несколько полезных советов.
- Чтобы белье лучше отстиралось, а цветное при стирке не полиняло, его необходимо предварительно замочить на несколько часов в соленой воде.
Учитель биологии:
- Чтобы защитить мясо, рыбу, овощи от порчи, необходимо обильно посыпать их солью. Чтобы махровые полотенца и халаты были мягкими, а у вас нет «Линора», вам необходимо стирать их в слегка соленой соде.
Учитель географии:
3. Чтобы водопроводные трубы на кухне и ванной не плесневели, нужно добавить в краску минерал буру (натриевая соль борной кислоты). Если ремонта в ближайшее время не предвидится, протрите трубы раствором медного купороса. Это ненадолго защитит их от появления плесени.
7. Выводы, обобщение, заключение.
- Что повторили на уроке?
- Что нового изучили на уроке?
- Выводы по уроку.
- Оценки за урок по химии, географии, биологии.
- Знакомство с дополнительной литературой по изучаемой теме.
Предварительный просмотр:
Урок по химии в 10-м классе
по теме "Химические свойства спиртов и их применение"
Цель урока Ознакомить обучающихся с химическими свойствами спиртов и их применением. Развивать логическое мышление в результате сравнения свойств спиртов с их строением. Воспитывать у ребят интерес к знаниям об органических веществах
Задачи урока: Рассмотреть химические свойства спиртов. Охарактеризовать физиологическое действие спиртов на организм человека. Обобщить и систематизировать знания по теме «Спирты».
Развивать мышление обучающихся через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их свойствами.
Формирование интереса к знаниям о химических соединениях, участвующих в превращениях в живом организме. Развитие мотивации к познавательной деятельности; согласование педагогического процесса с психологическими и возрастными особенностями учащихся.
Методы и методические приемы – практический (опыты), наглядный, словесный, работа с учебником, видеометод
Тип урока – Комбинированный урок.
Вид урока – урок-лекция с элементами контроля знаний.
Оборудование и реактивы для учителя – глицерин, этанол, гидроксид меди (II), спиртовка, оксид меди (II).
Литература для обучающихся
1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, Учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии.- М.: Высшая школа, 2004
3. Левицкий М.М. Увлекательная химия. Просто о сложном, забавно о серьезном. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 448 с.
Литература для учителя
1. Артеменко А.И. Органическая химия.- М.: Высшая школа, 1999.
2. Ким К. "Органическая химия". Новосибирск, 2000.
3. Левитина Т.П. Справочник по органической химии: Учебное пособие. - СПб: «Паритет», 2002. - 448с.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.
1999. – 560 с.
5. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1998. – 620 с.
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление цели и плана работы на урок, актуализация изучаемого материала, раздача дежурным учеником материалов, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания:
1. Фронтальный опрос - разминка.
- Назвать функциональную группу.
- Общие формулы спиртов.
- Виды изомерии.
- Межклассовые изомеры спиртов.
- Какие атомы связывает водородная связь?
- Каким суффиксом указывают принадлежность к данному классу соединений?
- Назовите класс алкоголятов.
- Перечислите макроэлементы.
- На каком уровне организации начинаются различия между живой и неживой природой?
- Назовите класс вещества, характерных для состава живых организмов.
- Перечислите органические вещества.
- Рациональное название этанола …
- Название пропилового спирта по номенклатуре ИЮПАК …
- Тривиальное название этанола …
- Ядовитый двухатомный спирт.
- Сладкий трехатомный спирт.
2. Демонстрация и озвучивание домашнего творческого мини-проекта: «Изобразить из подручных материалов модели: этана, этена, этина, этанола. Определите цель и задачи по реализации проекта, защитите».
3. Опыт. Даны 3 флакона со следующими веществами: водой, этанолом, глицерином. Определить при помощи органолептической оценки местонахождение каждого вещества, промаркировать пробирки.
4. Творческое задание. «Найти из имеющихся источников и выписать основные химические свойства одноатомных спиртов и продукты реакции».
5. Тестирование: работа № 32. А. Строение, изомерия и номенклатура спиртов (приложение 1). Выполняют все учащиеся.
Физкультминутка.
III. Объяснение новой темы
1. Демонстрация опытов (приложение 2):
а) Качественная реакция на многоатомные спирты с записью уравнений реакции.
б) Горение C2H5OH с акцентированием внимания на свойства «ЛВЖ».
в) Окисление первичных спиртов до карбонильных соединений.
2. Беседа о физиологическом действии спиртов, сущности процесса алкогольного опьянения, алкоголизме, его последствиях и предупреждении (приложение 3).
3. Демонстрация диска «органическая химия» с комментариями (приложение 4).
IV. Закрепление нового материала
1. Выполнение упражнения № 13а по учебнику на странице74. Работа над схемой № 7стр.186 (приложение5).
2. Решение задачи № 14 стр. 74 (приложение 6).
3. Запись домашнего задания с комментариями по алгоритму решения:
а) обязательного: параграф № 9, упр. № 13б, № 14 (дорешать);
б) творческого: изготовление моделей многоатомных спиртов;
в) исследовательского: мини-проект или презентация на тему «Использование спиртов», «ЗОЖ и алкоголь». V. Рефлексия
Заполнение рефлексивных карточек (приложение 7).
приложение №1
Работа 32. А. Строение, изомерия и номенклатура спиртов.
1. Укажите вещество, выпадающее из общего ряда:
а) CH3−CH2−OH б) CH3−OH
в) HO−CH2−CH2−OH г) CH3−CH2−CH2−ОН
2. Соотнесите:
тип спирта формула
1) одноатомный а) CH3−CH2−CH2−ОН
│
ОН
2) двухатомный б) CH3−CH2−CH2−CH2−ОН
3) трёхатомный в) CH2−CH−CH2
│ │ │
ОН ОН ОН
3. Соотнесите:
тип спирта формула
1) предельный а) CH≡C−CH2−ОН
2) непредельный б) C6H5−CH2−CH2−OH
3) ароматический в) CH3−ОН
4. Общая формула гомологического ряда предельных одноатомных спиртов:
а) CnH2n - 1OH б) CnH2n + 1OH
в) CnH2n - 3OH г) CnH2nOH
5. Число изомерных спиртов состава С4Н10О (без оптических изомеров) равно:
а) двум б) трём в) четырём г) пяти
Напишите их формулы и назовите вещества.
приложение №2
Демонстрация опытов
а) Качественная реакция на многоатомные спирты
Реактивы: NaOH; CuSO4; глицерин.
Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимо-
действие со свежеполученным осадком гидроксида меди, который
растворяется с образованием ярко-синего раствора.
2 NaOH + CuSO4 → Na2SO4 + Cu(OH)2
CH2OHCHOHCH2OH + Cu(OH)2 → глицерат меди + 2 H2O
б) Горение C2H5OH с акцентированием внимания на свойства «ЛВЖ».
Реактивы и материалы: Кристаллический KMnO4; конц. H2SO4;
C2H5OH; вата, песок.
Немного кристаллического KMnO4 помещаем в термостойкую
посуду, капаем 2-3 капли конц. H2SO4, затем подносим к окисли-
тельной смеси ватку, смоченную в спирте. Вата вспыхивает.
в) Окисление первичных спиртов до карбонильных соединений.
1. Окисление CuO
Реактивы и материалы: медная проволока, спиртовка, лучина, песок,
спички.
Медную проволоку, свернутую в спираль, прокалить в пламени
спиртовки, остудить, поместить в пробирку с C2H5OH. Черный налет
исчезает и появляется запах уксусного альдегида.
2. Качественная реакция на первичные спирты
Реактивы и материалы: 1 мл. 5% бихромата калия K2Cr2O7;
4 мл. 15% H2SO4; C2H5OH.
Налить в пробирку 1 мл. 5% бихромата калия K2Cr2O7 и
4 мл. 15% H2SO4, добавить 3 капли C2H5OH. Через некоторое время
Цвет из оранжевого превратиться в зеленый.
Приложение №3
Беседа о физиологическом действии спиртов, сущности процесса
алкогольного опьянения, алкоголизме, его последствиях и
предупреждении.
Этиловый спирт известен человечеству с древности. Приготавливать спирты люди умели ещё за 4 тысячи лет до нашей эры. Их действующее начало – этиловый спирт – получалось брожением сахаристых веществ. В виноградном соке содержится глюкоза, придающая ягодам сладкий вкус.
По действием микроорганизмов происходит процесс, называемый брожением:
C6H12O6 → 2 C2H5OH + 2CO2↑
Слово алкоголь впервые применил для названия этилового спирта средневековый врач и естествоиспытатель Парацельс. Синтетическим путем этиловый спирт впервые получил в 1828 г. Майкл Фарадей, используя взаимодействие этилена с водой в присутствии серной кислоты.
При горении этилового спирта выделяется большое количество теплоты. Это вещество рассматривается как альтернативное бензину экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания.
C2H5OH +3O2 → 2CO2↑ +3H2O
Этиловый спирт – основа ликероводочного производства. Для пищевых целей используется спирт, полученный брожением сахаристых веществ. Мы поднимаем бокалы за здоровье, однако многие потребляют гораздо больше спиртного, чем это допустимо с медицинской точки зрения. Согласно последним данным 40 г. чистого алкоголя – это доза, которую не следует превышать даже взрослому мужчине. Женщинам следует ограничиться 20г.
При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Спиртным вызвано более половины случаев воспаления поджелудочной железы (панкреатит). Спирт раздражает слизистую желудка и способен повредить её. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета.
Этиловый спирт является наркотиком. Он дополнительно возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за наше самочувствие и эмоции. Наступает привыкание, и человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Получается замкнутый круг. Полагая, что он контролирует ситуацию, пьющий человек подвергает риску своё здоровье, психику, наследственность и даже социальное положение.
Помимо того, что сам этиловый спирт оказывает вредное действие на внутренние органы, токсичны продукты его химических превращений в организме, в первую очередь – уксусный альдегид.
Этиловый спирт обладает выраженными дезинфицирующими свойствами, поэтому его широко применяют в медицине. Кроме того, для приготовления настоев используется высокая растворяющая способность этанола.
Приложение 4
Демонстрация диска
Диск: образовательная коллекция «Органическая химия»; поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», выбран Министерством образования для поставки в 3 тысячелетие школ России.
Демонстрация раздела «спирты»:
- 4 №2 Общая характеристика реакционных способностей
№3 Четыре типа реакции
- 5 №2 Взаимодействие с металлами
№4 Реакции этерификации
№15 Дегидратация: внутримолекулярная и межмолекулярная
№23 Окисление спиртов до кислот и кетонов
- 7 Ссылка: строение многоатомных спиртов
- Опыт: Получение диэтилового эфира из спирта
Приложение 5
Задание на закрепление материала №13 (стр. 74)
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
А) этилен → этанол → этаналь
Решение:
- Так как тема новая , можно пользоваться справочным материалом (текст параграфа, конспект или схема на стр. 186 «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»).
- Запишем генетическую цепочку в виде химических формул
CH2=CH2 а→ C2H5OH б→ CH3COH
Запишем уравнения реакций.
а) CH2=CH2 + H2O → C2H5OH, катализатором является H3PO4 и проводится при повышенном давлении и температуре. Реакция гидратации.
б) C2H5OH → CH3COH + H2, катализатором этой реакции является медь; реакция проводится при повышенной температуре. Реакция окислительного дегидрирования.
Приложение №6
Алгоритм решения задач на вывод химической формулы
органического кислородосодержащего вещества
Задача №14 стр. 74.
При взаимодействии 3 г. предельного одноатомного спирта с необходимым количеством натрия выделилось 0,56 л (н. у.) водорода. Выведете формулу спирта.
- Составим уравнение химической реакции:
3 г. 0,56 л.
2CnH2n+1OH + 2Na → 2CnH2n+1O Na + H2↑
2×(14n +18) 22,4 л.
× 56 г.
- CnH2n+1OH → CnH2n + H2O
(14n +18) n 14 n
22,4 л = 8,96 × 2(14n +18);
×= 0,8(14n +18)
14n× = 56(14n +18); 14n * 0,8(14n +18) = 56* (14n +18)
11,2n = 56; n = 5;
C5H11OH
Изомеры: 2 - метилбутанол – 1;
3 - метилбутанол – 1;
2 - метилбутанол – 2;
Пентанол – 2;
пентанол – 3;
3 - метилбутанол – 1.
Приложение 7
Рефлексивная карточка
(мониторинг урока).
Дата _______Класс ________Урок__________
Постарайтесь вспомнить, что было пройдено на уроке. Ответьте на поставленные вопросы.
Тема урока:____________________________________________________________
Какая цель стояла перед тобой на уроке____________________________________
С какими предметами и темами была связана тема сегодняшнего урока
Что тебе понравилось на уроке? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неодноро...
Разработка урока по химии "Бинарные соединения. Оксиды"
Класс: 8 Раздел программы: «Соединения химических элементов» Тема урока: «Бинарные соединения. Оксиды» Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, уч...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Разработка урока по химии в 8 классе « Простые и сложные вещества» МБОУ «Богатищевская СОШ» Разработала: Притуло Т.В. – учитель химии высшей категории
Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество», В...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...