Ломоносов и атомно-молекулярное учение.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок посвящен 300тию со дня рождения М.В. Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_i_atomno-molekulyarnoe_uchenie.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ломоносов и атомно-молекулярное учение.
Цели. Образовательные. Обобщить, закрепить и систематизировать полученные ранее знания о веществах, явлениях. Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова, подчеркнуть значение его работ в становлении атомно-молекулярного учения.
Развивающие. Развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал. Совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении лабораторных опытов, развивать умения работать в группах.
Воспитательные. Воспитывать добросовестное отношение к учению, желанию учить химию.
Оборудование. 1. Портреты ученых. Высказывания М.В. Ломоносова и о Ломоносове. (плакаты); фрагменты видеофильмов «Закон сохранения массы веществ».
2. Набор простых и сложных веществ в склянках.
3. Оборудование для демонстрации опытов, иллюстрирующих физические и химические явления: цилиндр с водой, КMnО4; Стеклянная трубка; вода в стакане; дихромат аммония.
Ход урока.
- 19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова – великого сына русского народа. Чувство особого уважения и гордости вызывает имя М.В. Ломоносова.
Ученый – естествоиспытатель, поэт, художник, историк. Зачитываю текст с плакатов со словами А.С. Пушкина: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом», слова С.И. Вавилова «Нет, пожалуй, такой области знания – куда бы ни проник светлый ум Ломоносова». « Достигнутое им одним в области физики, химии, астрологии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы для деятельности целой академии».
- На дом вам было дано задание: найти материал о научных работах, достижениях, увлечениях М.В. Ломоносова. Сообщения учащихся.
1. М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 гю в деревне Денисовке близ г. Холмогоры, недалеко от Архангельска, в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.
Во время путешествий со своим отцом на судне «Чайка» Ломоносов знакомился не только с могучей северной природой, но и с производством, например с соляными варницами Белого моря. Первыми учителями Ломоносова были могучая природа и неустанный человеческий труд.
2.Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года. В 1731 году Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Учиться было очень трудно и голодно. Слова Ломоносова «Учимся на один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет науку не оставил».
3. В 1735 г. в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен для продолжения учебы в Петербургскую академию наук. Через год он едет в Германию изучать горное дело. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силую понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшую страстию сей души, наполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал, и все проник….» (А.С. Пушкин).
- «Михаил Васильевич Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он… сам был первым нашим университетом (А.С. Пушкин). Ломоносов многое сделал для преобразования русского языка. Он писал: «Языка нашего небесна красота..». Впервые вел слова; атмосфера, барометр, горизонт, градусник, диаметр, микроскоп, метеорология, оптика, автограф, периферия, селитра, кислота, опыт, явление, квадрат, чертеж, явление, земная ось, формула.
5. В. Ломоносов больше всех наук любил химию. Он говорил: «Моя химия – физическая». В 1748 г. Ломоносов создает первую в России лабораторию, в которой проводит опыты и делает открытия. В этом же году ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения: « Все перемены в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому…Сей всеобщий закон простирается и в самые правила движения…».
- О достижениях химии говорил: « Широко распространяет руки свои химия в дела человеческие…
« В земное недро ты, химия,
Проникни взора остротой
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой…».
- В 1761г., проводя астрологические наблюдения, Ломоносов установил наличие атмосферы на Венере. Он изобрел « ночезрительную» трубу для видения в темноте (на современном языке это прибор для ночного видения).
Много Ломоносов работал в области стекловарения. Раскрыл секрет изготовления окрашенных стекол, выполнил мозаичную картину «Полтавская баталия», на которую было израсходовано 900 000 штук цветных стекол.
В своей книге «Первые основания металлургии и рудное дело» он научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд.
- Сегодня мы продолжаем изучать закон сохранения массы веществ, сформулированный М.В. Ломоносовым.
1. Каков смысл этого закона? – ответы учащихся и демонстрация фильма «Закон сохранения массы веществ». Где он применяется на практике? Ответы учащихся. С его помощью мы расставляем коэффициенты в уравнениях реакций.
На экране проецируются схемы уравнений реакций для трех вариантов – рядов учащихся.
I ряд II ряд III ряд
P+O2 -> P2O5 Al+O2 -> Al2O3 N2+H2 ->NH3
CO+O2 -> CO2 Na+O2 -> Na2O S+O2 ->SO3
Al+HCl -> AlCl3+H2 Fe+CuCl2 -> Cu+FeCl3 Al(OH)3 ->Al2O3+H2O
KClO3 -> KCl+O2 P2O5+H2O -> H3PO4 KMnO4 -> K2MnO4+MnO2+O2
Какой ряд быстрее справится с заданием; выходить можно только один раз.
2. Ломоносов ввел понятие « формула» в русский язык. Что показывает химическая формула? – ответ учащихся.
Задание для наших рядов – команд. Кто быстрее составит формулы?
I ряд - оксиды II ряд - хлориды III ряд – сульфиды
Na; Mq; AL; C (IV); P (V); Cr (VI); Mn (VII).
3. Ломоносов говорил с большой любовью « моя физическая химия». А какие вы знаете физические и химические явления? Ответы учащихся. Чем они отличаются?
Да, при химических явлениях образуются новые вещества из тех же атомов, которые входили в состав исходных молекул.
4. Значит, вещества состоят из молекул и атомов. Какие вещества вы знаете? – ответы учащихся.
Мини – химический диктант: I столбик – простые вещества;
II столбик – сложные вещества.
Хлорид меди (II); сульфид магния; азот; алюминий; оксид железа (II); цинк; сульфат калия; водород; фосфор; оксид углерода (IV); вода.
Зачитываем и даем определение простым и сложным веществам.
- Из атомов одного вида; из разных атомов.
5. А какие доказательства имеются, которые подтверждают сосуществование молекул и атомов?
Что вы знаете из истории физики? (Броуновское движение, диффузия проводится демонстрация с использованием микроскопа с кристаллом КМnО4).
На фоне чтения стихотворения из книги Бородачевой « Лирическая физика»:
« Изящная мельчайшая
частица вещества – в ионный
микроскоп видна она едва!
Колеблется и вертится,
На месте не стоит….
И коль с подобной встретится –
Как мячик отлетит ».
Все эти явления объясняли ученые до Ломоносова, как объяснить, что образовались новые вещества при химических реакциях?
- Это объяснение дало атомно – молекулярное учение, основные положения которого были сформулированы М.В. Ломоносовым.
- 1. А всеобщее признание это учение получило в середине 19 века, благодаря работам английского ученого Джона Дальтона. Он ввел в науку понятие атомной массы (вес).
2. В чем сущность атомно – молекулярного учения?
- Вы узнаете из материала учебника на стр. 55, параграф 12- 3 мин.
- проговариваем эти положения, затем выполните упражнение № 1 (а) стр. 56. 2Н2О=2Н2+О2
Поясните эту запись с помощью рисунка.
- В чем значение атомно-молекулярного учения?
С высоты современной науки основные положения атомно – молекулярного учения выглядят простыми истинами. Но не стоит забывать, что на решение этих сложных вопросов наука потратила 2000 лет. Создание атомно-молекулярного учения знаменовало собой переход к современному этапу развития химии, способствовало возникновению новых идей, теорий, а также открытию многих научных законов; микрочастиц (нанохимия).
- В заключении как подтверждение атомно - молекулярного учения, а также сохранения закона сохранения массы веществ мы понаблюдаем за реакцией разложения дихромата аммония, а дома Вам предстоит составить уравнение этой реакции и объяснить ее с точки зрения этих законов. Формула исходного вещества (NH4)2Cr2O7, после разложения образуются продукты: твердый оксид хрома(III); газ; азот и вода. М.В. Ломоносов – гордость русского народа. Память о нем чтит весь цивилизованный мир. Именем М.В. Ломоносова названы:
в Москве – университет; проспект; музей Российской академии наук; московская государственная академия тонкой химической технологии;
в Санкт-Петербурге – площадь;
в Архангельске – район, проспект, театр, библиотека, пед. Институт. Город Ломоносов (ранее Ораненбаум); кратер на Луне; хребет в Северном Ледовитом океане; полуостров в Приморье; течение в Атлантическом океане; вулкан на Курилах; гора на Новой Земле и т.д.
Домашнее задание записано на доске: по учебнику параграф.
Учитель химии школы № 1908 Родичева Тамара Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: «Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».
Тема урока: «Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».Цель: систематизировать знания учащихся об атомах и молекулах, изучить основные положения атомно-молекулярного учения (АМУ). ...
"Основные положения атомно-молекулярной теории строения вещества "
Опорные конспекты для подготовке к итоговой аттестации студентов СПО...
Проверочная работа «Атомно-молекулярное учение М.В.Ломоносова»
Данная проверочная работа составлена для учащихся 8 класса, обучающихся по УМК Г.Е. Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана....
Разработка урока по теме "Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ"
УМК Рудзитиса и Фельдмана...
Атомно-молекулярное учение.
Урок химии. 8 класс. 25.10. 2019г.Тип урока: систематизация и обобщение.Технология личностно-ориентированного обученияЦель урока: формирование навыков смыслового чтения.Задача: различными приема...
Презентация по химии на тему "Атомно - молекулярное учение"
Презентация по теме "Атомно - молекулярное учение" 8 класс по учебнику Рудзитиса, Фельдмана...
Презентация к уроку химии в 8 классе " Атомно-молекулярное учение"( учебник О.С.Габриелян,М.Просвещение,2020)
В презентации дана историческая справка о развитии представлений о строении материи. Сформулированы основные положения современной АМТ...