Проектно-исследовательская деятельность учащихся
статья по химии по теме
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимали научную картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Для развития творческой, активной личности большие возможности имеет проектно- исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya__deyatelnost_uchashchihsya.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество, познавательная активность. Более 50% учащихся обладает низкой степенью выраженности творческой направленности личности. Это учащиеся, которые к учебной деятельности относятся как к вынужденной необходимости и без энтузиазма, не получая удовольствия от самого процесса деятельности. Такие учащиеся нуждаются в развитии творческих потребностей. Выделяют следующие принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
- Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса,
-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
-демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Роль преподавателя сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
- Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к практическому.
- Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями.
- Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления должен носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Главная его цель – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Химия – это предмет, который даёт огромные возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". Поэтому при изучении химии для активизации познавательной деятельности я использую уроки-исследования, где предметом ученического исследования является „переоткрытие" уже
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.
Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя. Например, как можно классифицировать химические реакции, опираясь на знания о простых и сложных веществах и признаках химических реакций. Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторных работ. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником. Это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не “обязаловкой”, а методом исследования.
В качестве примера привожу урок химии в 8 классе, основанный на методе проблемного обучения (Приложение 1).
Тема урока: «Типы химических реакций».
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Метод обучения: проблемный.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать научную картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Для развития творческой, активной личности большие возможности имеет проектно- исследовательская деятельность.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении.
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,
2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, 3) шкала баллов оценивания проекта.
Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
- Связь проекта с учебными темами (на уроке).
- Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).
Проекты бывают разные по времени, но лучше если он будет длиться от 1 месяца до 3, так как может утратиться интерес к проекту.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщения или изучения нового материала.
Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.
В нашей практике учащимися рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например:
- Волшебный мир кристаллов.
- Индикаторы вокруг нас.
- Кристаллогидраты в быту
- Краски в палитре художника
- Сложные вещества в нашем доме.
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
- Время в химии. Скорость химической реакции - от чего она зависит?
- Адсорбция - всеобщее и повсеместное явление
- Кальций источник жизни, здоровья и красоты
- Химики и лирики о железе
- Вклад ученых – химиков в победу над фашизмом в Великой отечественной войне
- Гидролиз солей
- Химический состав космических тел.
- Буферные растворы в живых организмах
- Редкие элементы.
- Ферменты – что это?
- Окислительно-восстановительные реакции в природе и в быту.
Выделены работы, выполняемые учащимися в настоящее время.
В качестве примера привожу фрагмент исследовательской работы, выполненной учащейся 9-го класса в 2010-2011 учебном году Александрой Кудрявцевой (приложение 2).
Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес, мотивация к знаниям.
Результаты диагностики сформированности исследовательских умений и навыков приведены в таблице (приложение 3).
В свете сказанного выше хочется отметить, что исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- значительно расширяется кругозор в предметных областях;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
- наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Проектное обучение иногда рассматривают в качестве альтернативы классно-урочной системы обучения. Однако я считаю, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Как следствие растет качество знаний по химии, многие ученики участвуют в предметных олимпиадах по химии, выбирают данный предмет для сдачи итоговой аттестации. Ежегодно растет количество учеников 8-9 классов принимающих участие в школьных олимпиадах с 15 % в 2010 году до 25% в 2011 году. Количество детей, проявляющих интерес к предмету во внеурочное время, стабильно высокое до 35%.
Разнообразие форм работы с учениками с использованием исследовательского метода помогает ребятам в выборе будущей профессии. Ежегодно ученики поступают в ССУЗы, где приоритетной является наука химия (приложение 4).
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Проектно- исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может (кто знает) и большие открытия.
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
Список использованной литературы.
- В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.- Пб.: Знание, 2006.
- Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. М.: 5 за знания, 2007.
- Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений авторов И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская – М.: Русское слово, 2008.
- Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. Химия в школе. 2001. №2.
- О. С. Габриелян, В. Г. Краснова, С. А. Сладков Личностно ориентированные технологии обучения химии. Журнал Химия. 2007. № 23.
- Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007.
Кулий Лариса Александровна
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии
Приложение 1.
Урок – исследование ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
8 класс
Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний об условиях, признаках протекания химических реакций обеспечить усвоение учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.
Задачи:
- Закрепить понятия «классификация химических реакций», «условия протекания химических реакций», «признаки химических реакций»;
- Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при определении типа химической реакции;
- развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.
- Воспитать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.
Форма:
Работа в разноуровневых группах постоянного состава с учетом личностных качеств обучающихся.
- Вводная беседа
Вопрос – проблема:
Химических реакций, как и химических веществ очень, много. А как их можно классифицировать?
СЛАЙД (фото химических реакций (явлений))
Задача: познакомиться на уроке с классификацией химических реакций, происходящих в природе и в жизни человека.
- Классификация по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
Работа в группах
Лабораторный опыт: «Типы химических реакций»
Оборудование и материалы:
Спиртовка, тигельные щипцы; пробирки, держатель;
Медная пластинка (проволока), гидроксид меди (II); р-р сульфата меди (II), зачищенный железный гвоздь; р-ры хлорида железа (III), гидроксида натрия.
Опыт 1:
- Накалите медную пластинку в пламени спиртовки. Внимание! Медную пластинку следует брать тигельными щипцами.
- Через некоторое время выньте пластинку из пламени, рассмотрите получившийся налёт.
- Напишите уравнение реакции и назовите образовавшееся вещество.
Опыт 2:
1. Пробирку с твёрдым гидроксидом меди (II) нагрейте в пламени спиртовки. Внимание! Повторите меры предосторожности с. 186, п..3.
2. Как изменился цвет гидроксида меди (II)?
3. Напишите уравнение реакции и назовите образовавшееся вещество.
Опыт 3:
1. В пробирку налейте 3 см3 р-р сульфата меди (II),отметьте его цвет.
2. Осторожно опустите зачищенный железный гвоздь.
3. Через несколько минут осмотрите поверхность гвоздя, отметьте цвет раствора.
4. Напишите уравнение реакции, назовите образовавшиеся вещества.
Опыт 4:
1. В пробирку налейте 2 см3 р-ра хлорида железа (III).
2. По каплям добавьте раствор гидроксида натрия до выпадения осадка.
3. Отметьте цвет осадка.
4. Напишите уравнение реакции и назовите образовавшиеся вещества.
Выводы по работе:
- Во всех опытах происходили химические реакции.
- В 1-ом опыте из двух веществ образовалось одно сложное вещество, во 2-ом опыте – наоборот- из одного сложного вещества образовались два новых, в 3 –ем – прореагировало простое вещество со сложным и образовалось новые простое и сложное вещества, в 4 –ом опыте вступили в реакцию два сложных вещества и образовались два новых сложных вещества.
3. Реакции можно классифицировать по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
СЛАЙД (типы х.р.)
СЛАЙД (заполнение 3 столбика таблицы)
№ опыта | Уравнение химической реакции | Тип химической реакции |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
- Классификация по признаку выделения или поглощения теплоты.
СЛАЙД. В процессе химических реакций происходит перегруппировка атомов за счёт разрыва связей в молекулах исходных веществ и образования новых химических связей в молекулах продуктов реакции. На разрыв химических связей между атомами нужно затратить энергию. При соединении же атомов в молекулу энергия, наоборот, выделяется. В зависимости от соотношения энергии разрыва и энергии образования связей любая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии.
СЛАЙД.
РЕАКЦИИ
ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИЕ ЭНДОТЕРМИЧЕСКИЕ
протекают с выделением теплоты протекают с поглощением теплоты
Q > 0 (+Q) Q<0 (-Q)
пример: реакции горения пример: многие реакции разложения, они,
как правило, протекают при нагревании,
на что указывает символ t над знаком
равенства в уравнении.
СЛАЙД. Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом. Его обозначают буквой Q («ку») и выражают в кДж.
Химическое уравнение, в котором указан тепловой эффект химической реакции, называют термохимическим.
Работа в группах (на 7 мин)
Задания:
I группа: Опишите реакцию горения угля, ответив на вопросы:
- Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
- Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
- Вспомните, что является признаком этой реакции?
- Напишите уравнение реакции горения угля, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
II группа: Опишите реакцию горения магния («бенгальский огонь»), ответив на вопросы:
1. Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
2. Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
3. Вспомните, что является признаком этой реакции?
4. Напишите уравнение реакции горения угля, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
III группа: Опишите реакцию горения серы, ответив на вопросы:
- Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
- Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
- Вспомните, что является признаком этой реакции?
- Напишите уравнение реакции горения серы, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
IV группа: Опишите реакцию горения алюминия, ответив на вопросы:
- Какие вещества вступают во взаимодействие друг с другом?
- Сколько веществ выделяется в результате данной реакции?
- Вспомните, что является признаком этой реакции?
- Напишите уравнение реакции горения алюминия, классифицируйте её по двум известным вам видам классификации.
Вывод: 1. Реакции горения относятся к реакциям соединения.
2. В результате любой реакции горения выделяется теплота. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.
- Домашнее задание
31 №1-3
Приложение 2.
Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV) с целью предотвращения попадания его в атмосферу через тягу в кабинете химии во время демонстрации соответствующих опытов
Глава 2. Обезвреживание оксида азота (II) и оксида азота(IV)
2.1 Расчёт необходимого количества поглотителя.
Используем для поглощения оксида азота (IV) известковую воду. Уравнение протекающей реакции:
Са(ОН)2 +4NО2 = Са(NО3)2 + Са(NО2)2 +2Н2О (1)
Уравнение реакции получения NO2 в лаборатории:
Cu + 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O (2)
Пусть для опыта взят 1 г меди. Тогда:
ν (Cu)= 1\64=0,0156 моль
ν (HNO3)=4∙0,0156=0,0625 моль
m (HNO3)= 0,0625∙63=4 г
В лаборатории используется концентрированная азотная кислота ω=65%, плотностью ρ=1,4 г\см3
m раствора(HNO3)= 4\0,65=6 г, V раствора(HNO3)=6\1,4=1,5 см3
Количество вещества выделившегося оксида азота (IV):
ν(NO2)= 2∙0,0156=0,0312 моль
По уравнению реакции (1) для поглощения NO2 необходимо 0,0312\4=0,0078 моль
Са(ОН)2
m(Са(ОН)2)=0,078∙74=0,5772 г
Известковая вода содержит ~ 1г Са(ОН)2 в 1л воды. Если принять её плотность равной 1, то для полного поглощения сравнительно небольшого количества выделяющегося газа потребуется 577,2 мл раствора.
Используем для поглощения имеющийся 8% раствор гидроксида натрия (ρ=1,26 г\см3):
Уравнение протекающей реакции:
2NO2 + 2NаOH = NаNO3 + NаNO2 + H2O
ν (NаOH)=0,0312 моль
m(NаOH)=0,0312 ∙40=1,248г
mраствора(NаOH)=1,248\0,08=15,6 г
Vраствора(NаOH)=15,6\1,26=12,4 мл
2.2 Лабораторный опыт «Поглощение оксидов азота раствором гидроксида натрия»
Установка для получения оксидов азота состоит из штативов, пробирки, пробки с газоотводной трубкой, пробирки-приёмника и спиртовки (Приложение 1). В пробирку помещаем 1 г медных стружек и добавляем концентрированную азотную кислоту. Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой и укрепляем в штативе. Конец газоотводной трубки опускаем в пробирку-приёмник с раствором гидроксида натрия. В раствор гидроксида натрия добавляем индикатор – фенолфталеин. При нагревании начинает выделяться бурый газ – оксид азота(IV), который поглощается в пробирке – приёмнике. Раствор обесцвечивается (приложение 2).
Заключение.
Подведя итоги работы, можно сделать вывод, что для поглощения оксидов азота в школьной лаборатории можно использовать сорбционные методы: абсорбцию оксидов азота водными растворами щелочей, тем самым внести, пусть небольшой, вклад в решение общей проблемы загрязнения окружающей среды.
Приложение 3.
Диагностика сформированности исследовательских умений и навыков
№ п\п | Последовательность выполнения | 16.09.2010 | 14.04.2011 | ||
да | нет | да | нет | ||
Приступаю к выполнению задания после того, как понял и "принял" поставленную передо мной задачу | 8 | 4 | 12 | 0 | |
Хорошо представляю, как и в какой последовательности необходимо выполнять задания | 5 | 7 | 8 | 4 | |
Последовательно и аккуратно выполняю все операции | 6 | 6 | 8 | 4 | |
Контролирую свою работу по результату (проверяю правильность выполнения задания) | 5 | 7 | 8 | 4 | |
В ходе работы контролирую свои действия (замечаю ошибки) | 7 | 5 | 8 | 4 | |
Могу объективно оценить результаты выполненной мною работы | 8 | 4 | 10 | 2 | |
Реально оцениваю свои возможности при выполнении трудных заданий | 9 | 3 | 11 | 1 |
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...