Химия 11 класс
методическая разработка (химия, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ ХОВУ – АКСЫНСКАЯ СОШ
по теме:
Учитель химии: Хуурак А.Х.
Хову-Аксы – 2012г
Цели:
Образовательные: - повторить и закрепить знания по темам «Основные классы неорганических веществ», «Основные типы химических реакций»;
- проверить степень усвоения материала по данным темам.
Развивающие: - продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся;
- развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
Воспитательные: - воспитывать чувство сопричастности к общему делу;
- содействовать эстетическому развитию учащихся.
Тип урока: игра.
Оборудование и реактивы: карточки с заданиями для ответов у доски (приложение № 1), карточки с тестовыми заданиями для учащихся (приложение № 2), карточки для определения эмоционального настроения учащихся (приложение № 3), рулетка с порядковыми номерами участников игры, пробирки, сухое горючее, фарфоровая чашка, пипетка, держатель для пробирок; таблетка норсульфазола, дихромат аммония, железная скрепка, цинк (гранулы), медная проволока, карбонат кальция, алюминий (пудра), йод кристаллический, гидроксид меди (II), бенгальский огонь, растворы хлорида железа (III), роданида калия, сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, нитрата бария, ацетата свинца (II), йодида калия.
План урока:
1. Сообщение цели и задачи урока.
2. Игра «В стране химических реакций».
3. Итог. Задание на дом.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- проверить присутствие учащихся и готовность к уроку;
- сообщить цель урока.
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас в Стране химических реакций.
Начнём урок с опыта «Фараоновы змеи». Для этого на асбестированную сетку кладётся таблетка сухого горючего, на неё – таблетка норсульфазола, затем сухое горючее поджигается.
На этом уроке мы повторим материал об основных классах неорганических соединений, о типах химических реакций и угадаем фразу, зашифрованную на доске.
II. Игра «В стране химических реакций»
В стране химических реакций действуют следующие правила. Все работают и стремятся набрать как можно больше баллов за урок. В зависимости от количества баллов будут выставляться отметки за урок. Чтобы получить возможность заработать баллы, вы должны угадать букву из фразы, как в телевизионной игре «Поле чудес».
Обратите внимание на листочки, что лежат в папках у вас на столах (приложение 1), там указана стоимость каждого задания: дать ответ на вопрос – 1 балл, назвать вещество – 2 балла, определить тип реакции – 3 балла, написать формулу вещества – 4 балла, расставить коэффициенты в уравнении реакции – 5 баллов, осуществить превращения – 10 баллов.
В этих же папках – ваши порядковые номера как участников игры. Выполнив задание, участник крутит рулетку и определяет следующего игрока. Учащиеся, работающие за партами, тоже могут получить баллы, если выполняет задание быстрее, чем участник у доски.
Чтобы определить, кто же первым будет угадывать букву в зашифрованной фразе, проведём тест. Напишите на листочке свою фамилию, в конце урока вы его сдадите. На листочках – ваше первое задание – тест (приложение 2), на выполнение которого даётся пять минут. Тот, кто первым правильно ответит на все вопросы, становится первым участником игры.
По истечении пяти минут учащиеся меняются своими листочками с соседями по парте и проверяют правильность выполнения заданий (ответы проецируются на экран через графопроектор), при этом за каждый правильно выполненный номер даётся 2 балла, т.е. максимум баллов за тест – 10.
Если несколько учащихся выполнили тест одновременно, то первым участником игры становится тот, кто наберёт 10 баллов. Если и таких несколько, то задаётся вопрос: «К какому типу относится реакция из опыта «Фараоновы змеи?».
После того как определится первый участник, он угадывает букву из фразы. Ему можно предложить подсказку: одна из букв фразы совпадает с первой буквой названия химического элемента 5 –го периода, 7 – го ряда, проявляющего в соединениях степень окисления +6. Ответ: этот элемент – теллур, и его первая буква «т» имеется в зашифрованной фразе.
Поскольку буква угадана, верно, то ученик получает право выбрать себе задание и заработать определённое количество баллов.
После выполнения задания ученик вращает рулетку и определяет следующего участника игры. Другой ученик тоже получает подсказку для угадывания буквы и возможность выполнить задание, заработать при этом баллы. И так до тех пор, пока не будет угадана вся фраза.
Остальные учащиеся в это время выполняют задания на листочках. Если они опережают работающего у доски, то получают карточку с баллами, которые соответствуют выполняемому заданию.
Зашифрованная фраза: «Истинный химик – это и теоретик, и практик».
Подсказки к отгадыванию букв:
«т» - теллур (5 период, 7 ряд, с.о. +6);
«и» - иттрий (5 период, III группа, побочная подгруппа);
«с» - сера (3 период, с.о. -2);
«н» - натрий (3 период, с.о. +1);
«й» - йод (5 период, с.о. -1);
«х» - хлор (3 период, с.о. -1);
«м» - магний (3 период, с.о. +2);
«к» - кислород (2 период, с.о. -2);
«э» - эрбий (элемент с порядковым номером 68);
«о» - олово (5 период, 7 ряд, с.о. +4);
«е» - европий (элемент с порядковым номером 63);
«р» - ртуть (6 период, II группа, побочная подгруппа);
«п» - полоний (6 период, VI группа, главная подгруппа);
«а» - алюминий (3 период, с.о. +3).
Вы угадали все буквы и теперь можете прочитать фразу, которая будет девизом урока. Наш урок подтверждает правильность этого утверждения, т.к. вы не только знаете теорию, но и можете осуществлять химические реакции.
III. Итог. Задание на дом.
Ребята, подсчитайте, сколько баллов вы заработали за урок (учитывая баллы за тесты) и определите свои отметки: 30 баллов и более – отметка «5», 20 – 29 баллов – отметка «4», 10 – 19 баллов – отметка «3».
Домашнее задание: § 1 страница 85; упражнение № 5 страница 92.
Прежде чем мы закончим урок, хотелось бы узнать ваше настроение. Для этого на ваших столах лежат карточки с изображениями лиц – веселого, нейтрального и недовольного (приложение 3). Выберите ту, которая соответствует вашему состоянию, и возьмите её себе, остальные карточки оставьте на парте. На этом наш урок закончен. Спасибо.
Приложение № 1
Задания на 1 балл
(за каждый пункт вопроса)
1. Дайте определения веществ:
а) солей; б) оснований; в) оксидов; г) кислот.
2. Как читается закон сохранения массы веществ?
3. Какие реакции называют:
а) реакциями разложения;
б) реакциями соединения;
в) реакциями замещения;
г) окислительно – восстановительными;
д) реакциями обмена?
Задания на 2 балла
Назовите вещества:
а)SO3, H3PO4, AI(OH)3; б) K2CO3, P2O5, Ba(NO3)2; в) Na2S, HNO2, BaCI2;
г) Ag3PO4, KNO3, FeCI3; д) Na2SO4, MnO2, Cu(NO3)2.
Задания на 3 балла
Определите типы химических реакций:
1) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑ + 368 кДж;
2) 2NO2 = 2NO + O2;
3) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu;
4) 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3;
5) CaCO3 = CaO + CO2 – 178 кДж;
6) 2H2O2 = 2H2O + O2;
7) 3AgNO3 + K3PO4 = 3KNO3 + Ag3PO4;
8) 4CrO3 → 2Cr2O3 + 3O2↑;
9) 2KBr + CI2 = 2KCI + Br2;
O
10) C2H2 + H2O = CH3 – C ;
H
11) H2 + CI2 = 2HCI + 184,6 кДж;
12) Fe2(SO4)3 + 3BaCI2 = 3BaSO4 + 2FeCI3;
Задания на 4 балла
Запишите формулы: гидроксид железа (III); угольной кислоты; ортофосфата калия; сульфата алюминия; оксида калия; азотистой кислоты; гидроксида кальция; оксида алюминия; нитрата магния; сернистой кислоты.
Задания на 5 баллов
Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:
1) Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + H2O;
2) MnO2 + H2 = H2O + Mn;
3) AI + CI2 = AICI3;
4) H2 + N2 = NH3
5) HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + H2O
6) KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
7) KCIO3 = KCI + O2
8) Na2O + H2O = NaOH
9) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
10) Zn + HCI = ZnCI2 + H2↑;
11) Fe2O3 + Mg = MgO + Fe
12) CuO + HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Приложение № 1
Задания на 10 баллов
1.Получите гидроксида меди (II), закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
2. К раствору сульфата меди(II) прилейте немного раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
3. Насыпьте в пробирку немного карбоната кальция (мрамора) и прилейте к нему соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
4. К раствору ацетата свинца(II) прилейте немного раствора йодида калия. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
5. К раствору сульфата меди(II) прилейте раствор нитрата бария. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
6. В раствор соляной кислоты опустите две гранулы цинка. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
7. К раствору серной кислоты прилейте раствор хлорида бария. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
8. К раствору хлорида натрия прилейте немного раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
9. К раствору ортофосфата калия прилейте немного раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите, к какому типу она относится.
Приложение № 2
Тест
вариант I
1. Укажите формулы соляной кислоты:
а) H2SO4; б) HNO3; в) H2S; г) HCI.
2. Укажите ряд веществ, где все соединения – оксиды:
а) H2S, NH3, SO2, KOH;
б) CaO, MgO, Na2O, SO3;
в) KOH, NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2;
г) HNO3, HNO2, H2SO3, H2SO4;
3. После расстановки коэффициентов их сумма в уравнении реакции
KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2
равна:
а) 5; б) 6; в) 7; г) 8.
4. Установите соответствие между формулами и классами веществ:
а) MgSO4 б) Fe2O3 в) Zn(OH)2 г) H2SiO3
1) оксиды; 2) кислоты; 3) соли; 4) основания.
5. Установите соответствие между уравнениями реакций и их типами:
а) Fe2O3 + 2AI = AI2O3 + 2Fe
б) Cu(OH)2 + 2HCI = CuCI2 + 2H2O
в) 2AI(OH)3 = AI2O3 + 3H2O
г) 2H2 + O2 = 2H2O
1) соединение; 2) разложение; 3) обмен; 4) замещение.
вариант II
1. Укажите формулы карбоната кальция:
а) NH3 б) CaCO3 в) CaSO4 г) CaCI2
2. Укажите ряд веществ, где все соединения – кислоты:
а) NH3, HCI, KOH, NaCI;
б) NO2, HNO2, KNO3, N2O5;
в) H2S, H2SO3, H2SO4, HCI;
г) CuO, CaO, AI2O3, SiO2.
3. Сумма коэффициентов в уравнении реакции
4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2
равна:
а) 5; б) 11; в) 7; г) 9.
4. Установите соответствие между формулами и классами веществ:
а) HNO3 б) CO2 в) Ba(OH)2 г) K2S
1) оксиды; 2) кислоты; 3) соли; 4) основания.
5. Установите соответствие между уравнениями реакций и их типами:
а)CuSO4 = SO3 + CuO
б)2AI + 3Br2 = 2AIBr3
в)2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
г)MgO + 2HCI = MgCI2 + H2O
1) соединение; 2) разложение; 3) обмен; 4) замещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная по химии * класс Растворы.
контрольная работа...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1
Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"
Контрольная работа по химии: "Классы неорганических веществ"...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...