Методическая разрабтка урока по химии
методическая разработка по химии по теме
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_himii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Цель: дать представление о попытках классификации химических элементов и их состоятельности, которые разрабатывали предшественники Д.И.Менделеева, а также основные сведения об открытии закона Д.И.Менделеевым; научить давать формулировку закона по Менделееву, а также современную на основе учения о строении атома; закрепить знание структуры периодической системы; физический смысл номера периода, номера группы, порядкового номера.
Задачи.
Образовательные: обобщить, углубить и закрепить знания учащихся об открытии периодического закона. Формирование умений использования компьютерных программ на уроках химии.
Развивающие: развитие терминологического мышления учащихся; обучение применению на уроках компьютерных технологий, получению знаний в новом информационном обществе.
Воспитывающие: развитие интереса к химии, к учебному труду; развитие личности ученика, через адаптацию к условиям жизни в новом информационном пространстве.
Оборудование: Периодическая таблица, компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор.
Тип урока. Комбинированный урок.
План урока.
I. Организационный момент.
ІΙ. Лекция с элементами беседы.
1. Предпосылки открытия периодического закона:
А) Накопление фактологического материала.
Б) Работа предшественников Д.И.Менделеева:
-классификация Берцелиуса
-триады Деберейнера
-спираль Шанкуртуа
-кривая Мейера
-октавы Ньюлендса
В) Участие Д.И.Менделеева в Международном химическом конгрессе в г.Карлсруэ.
Г) Личностные качества великого русского учёного Д.И.Менделеева.
2.Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.
3. Периодический закон и строение атома.
ΙІI. Закрепление изученного материала.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Учитель :
«….Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай»
(Степан Щипачёв. « Читая Менделеева.»)
Задача сегодняшнего урока – дополнить ваши знания о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, а также расширить ваш кругозор с помощью дополнительной литературы.
ІΙ. Изучение нового материала.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева –основа современной химии. Они относятся к таким научным закономерностям, которые отражают явления, реально существующие в природе и поэтому никогда не потеряют своего значения.
Изучая данный вопрос, подумайте над следующим: многие учёные занимались поисками естественной классификации химических элементов, находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки. Почему же ни одному из них, кроме Д.И.Менделеева, не удалось открыть Периодический закон?
/Учитель объявляет тему урока и первый этап урока:/
Предпосылки открытия Периодического закона Д.И.Менделеева – слайд 2
1) Накопление фактологического материала слайд №3
2) Работы предшественников – слайд №4
а) Классификация Берцелиуса - слайд№5
б)Триады Деберейнера - слайд №6
в) спираль Шанкуртуа - слайд№7
г) Таблица Мейера слайд №8
д) Октавы Ньюлендса - слайд№9
3) Съезд химиков в г.Карлсруэ - слайд№10
4) Личностные качества Д.И.Менделеева - слайд№11
/Учащиеся составляют опорный конспект./
/ Во второй части урока ученик, в роли Д.И.Менделеева, сделал сообщение об открытии Д.И.Менделеевым Периодического закона. Приложение №1, №2./
Учитель. Какие события способствовали признанию периодического закона?
Ученик. Прежде всего это открытие тех элементов, существование и свойства которых были предсказаны Д.И.Менделеевым. В 1875 г. Поль Эмиль Лекок де Буабордан (Франция) открыл галлий, предсказанный Менделеевым (экаалюминий –подобный алюминию). В 1879 г. Ларс Фредерик Нильсон (Швеция) открыл скандий, предсказанный Менделеевым (экабор –подобный бору). В 1886 г. Клеменс Александр Винклер (Германия) открыл германий, предсказанный Менделеевым (экасилиций –подобный кремнию).
На основе Периодического закона изображена его графическая структура –Периодическая система химических элементов. Нам необходимо разобрать строение, состав и структуру ПСХЭ.
В ходе беседы учащиеся вспоминают:
- структуру периодической системы (периоды, группы, подгруппы);
- физический смысл порядкового номера элемента, номера группы,
периода;
- изменение свойств в периодах и группах;
- понятие изотопы, химический элемент;
- формулировки периодического закона .
ІΙI. Закрепление. Тест.
Учащиеся самостоятельно 5-7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол.
1. Годом открытия Д.И.Менделеевым периодического закона считают:
А) 1838 г.; б) 1849 г;
В) 1859 г.; г) 1869 г.
2. Химик, который составил «спираль жизни», расположив известные химические элементы по спирали:
А) Берцелиус; б) Шанкуртуа;
В) Мейер; г) Нъюлендс.
3. В авторской формулировке периодического закона Д.И.Менделеева имеется выражение «простое тело», которое на современном химическом языке означает:
А) простое вещество; б) неорганическое вещество;
В) неодушевлённое тело; г) химический элемент.
4. Физический смысл порядкового номера химического элемента в том, что он определяет:
А) положение элемента в периодической системе;
Б) число протонов в ядре атома;
В) число энергетических уровней;
Г) число нейтронов в атоме.
5. Периодическая система химических элементов –это:
А) графическое выражение периодического закона;
Б) последовательность химических элементов;
В) вертикальная совокупность химических элементов;
Г) горизонтальная совокупность химических элементов.
(Ответы. 1 –г; 2 – б; 3 –а; 4 –б; 5 –а.)
ІV Домашнее задание: п.5 (до с. 38 ), выписать три формулировки периодического закона.
Урок заканчивается следующими словами учителя:
« Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть-
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать – зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть».
Приложение №1
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ. Ещё будучи студентом, я заподозрил, что между химическими элементами существует взаимосвязь.
Пятнадцать лет я пытался с разных сторон изучить этот вопрос. Копил материалы, считал, сопоставлял. Решение зрело долго, мучительно. Я чувствовал, что оно где-то рядом – оставалось протянуть руку. Начался 1869 год.
Мне тогда исполнилось 35 лет. К тому времени было известно только 63 элемента. Атомные массы трети из них были неточны. Я, естественно, не знал об этом. В ту пору я был возбуждён от предчувствия близости открытия, с месяц не мог спать спокойно из-за нервного состояния.
17 февраля я должен был сесть в поезд и по просьбе Вольного экономического общества ехать в Тверскую губернию обследовать местные сыроварни, чтобы потом представить свои мысли о постановке этого дела. Но поездка не состоялась. В ночь на 17 февраля (с 1 марта по новому стилю) я не спал. Писал, считал, бегал по кабинету, пил остывший чай. Наконец, схватил стопку визитных карточек и стал раскладывать их в систему – этакий « химический пасьянс». Вроде прошло. Но опять осечка… Измученный, обессилив, я рухнул на диван прямо в кабинете и тут же уснул. Но заведённый мозг продолжал лихорадочно работать. И вдруг во сне я ясно и чётко увидел свою таблицу.
Приложение №2
Тихая музыка, полумрак. Мелькая, кружась, появляются учащиеся со знаками химических элементов.
Ведущий.
То кружились, то мелькали, то водили хоровод,
То взрывались, то пылали, то в покое пребывали
Алюминий, натрий, калий, фтор, бериллий, водород.
Перепутались все свойства, недалёко до беды.
Кислород.
Стройся войско!
Ведущий.
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье -
Все боятся окисленья.
Литий.
Поглядите! Фтор – ужасный окислитель!
Я не стану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят.
Ведущий.
И бериллий мрачно мыслит.
Бериллий.
Кислород нас всех окислит!
И простите за повтор:
Как несносен этот Фтор!
Ведущий.
Бор кивает головой,
Но не рвётся сразу в бой.
И азот не лезет в спор,
Но зато взорвался Фтор.
Фтор.
Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород, поддай им жару,
Окисляй, за мной, вперёд!
Углерод.
Стойте!
Я и уголь, и алмаз,
И за них я, и за вас.
Я сражаться не горю,
Я вас лучше померю.
Встану я посередине.
Кислород.
Третий ряд, трубите сбор!
Ведущий.
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор -
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд,
И выходит, что в колоне
Все похожие стоят.
Углерод.
Кремний встал под углеродом.
Кислород.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бор.
Ведущий.
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
(Подходит к таблице, показывает указкой.)
А рядов-то десять кряду:
Металлы под металлами,
Едкие под едкими,
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками.
По порядку всё стоит –
Вот природы алфавит!
Кому-то сон весёлый снится,
Кому-то страшный снится сон,
А Менделееву – Таблица приснилась.
Он открыл Закон, а также правило простое:
Учёный должен отдыхать,
Но и во сне не знать покоя,
Тогда открытие любое
Вовек не сможет он проспать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неодноро...
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".
На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...