Методическая разрабтка урока по химии
методическая разработка по химии по теме

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_himii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева  в свете учения о строении атома.

Цель: дать представление о попытках классификации химических элементов и их состоятельности, которые разрабатывали предшественники Д.И.Менделеева, а также основные сведения об открытии закона Д.И.Менделеевым; научить давать формулировку закона по Менделееву, а также современную на основе учения о строении атома; закрепить знание структуры периодической системы; физический смысл номера периода, номера группы, порядкового номера.

Задачи.

 Образовательные: обобщить, углубить и закрепить знания учащихся об открытии периодического закона. Формирование умений использования компьютерных программ на уроках химии.

Развивающие: развитие терминологического мышления учащихся; обучение применению на уроках компьютерных технологий, получению знаний в новом информационном обществе.

Воспитывающие: развитие интереса к химии, к учебному труду; развитие личности ученика, через адаптацию к условиям жизни в новом информационном пространстве.

Оборудование: Периодическая таблица, компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор.

Тип урока. Комбинированный урок.

План урока.

I. Организационный момент.

ІΙ. Лекция с элементами беседы.

 1. Предпосылки открытия периодического закона:

 А) Накопление фактологического материала.

 Б) Работа предшественников Д.И.Менделеева:

     -классификация Берцелиуса

     -триады Деберейнера

     -спираль Шанкуртуа

     -кривая Мейера

     -октавы Ньюлендса

 В) Участие Д.И.Менделеева в Международном химическом конгрессе в г.Карлсруэ.

Г) Личностные качества великого русского учёного Д.И.Менделеева.

2.Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.

3. Периодический закон и строение атома.

ΙІI. Закрепление изученного материала.

IV. Домашнее задание.                                        

Ход  урока

      Ι. Организационный  момент.

Учитель :

                «….Другого ничего в природе нет

                 Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

                 Всё – от песчинок малых до планет –

                 Из элементов состоит единых.

                 Как формула, как график трудовой,

                 Строй менделеевской системы строгий,

                 Вокруг тебя творится мир живой,

                 Входи в него, вдыхай, руками трогай»

                                      (Степан Щипачёв. « Читая Менделеева.»)

Задача сегодняшнего урока – дополнить ваши знания о Периодическом законе и Периодической  системе химических  элементов Д.И. Менделеева, а также расширить ваш кругозор с помощью дополнительной литературы.

  ІΙ. Изучение нового материала.

   Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева –основа современной химии. Они относятся к таким научным закономерностям, которые отражают явления, реально существующие в природе и поэтому никогда не потеряют своего значения.

Изучая данный вопрос, подумайте над следующим: многие учёные занимались поисками естественной классификации химических элементов, находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки. Почему же ни одному из них, кроме Д.И.Менделеева, не удалось открыть Периодический закон?

   /Учитель объявляет тему урока и первый этап урока:/

    Предпосылки открытия Периодического закона Д.И.Менделеева – слайд 2 

     1) Накопление фактологического  материала  слайд №3

     2) Работы предшественников – слайд №4

           а) Классификация Берцелиуса - слайд№5

           б)Триады Деберейнера - слайд №6

            в) спираль Шанкуртуа - слайд№7

            г) Таблица Мейера  слайд №8

            д) Октавы Ньюлендса - слайд№9

     3) Съезд химиков в г.Карлсруэ - слайд№10

     4) Личностные качества Д.И.Менделеева -  слайд№11

/Учащиеся составляют опорный конспект./

    / Во второй части урока ученик, в роли Д.И.Менделеева, сделал сообщение об открытии Д.И.Менделеевым  Периодического закона.  Приложение №1, №2./

Учитель. Какие события способствовали признанию периодического закона?

Ученик. Прежде всего это открытие тех элементов, существование и свойства которых были предсказаны Д.И.Менделеевым. В 1875 г. Поль Эмиль Лекок де Буабордан (Франция) открыл галлий, предсказанный Менделеевым (экаалюминий –подобный алюминию). В 1879 г. Ларс Фредерик Нильсон (Швеция) открыл скандий, предсказанный Менделеевым (экабор –подобный бору). В 1886 г. Клеменс Александр Винклер (Германия) открыл германий, предсказанный Менделеевым (экасилиций –подобный кремнию).

На основе Периодического закона изображена его графическая структура –Периодическая система химических элементов. Нам необходимо разобрать строение, состав и структуру ПСХЭ.

 В ходе беседы учащиеся вспоминают:

     - структуру  периодической  системы (периоды, группы, подгруппы);

     - физический смысл порядкового номера элемента, номера группы,      

        периода;

     -  изменение свойств в периодах и группах;

     -  понятие изотопы, химический элемент;

     - формулировки периодического закона .

   

 ІΙI. Закрепление. Тест.

Учащиеся самостоятельно 5-7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол.

1. Годом открытия Д.И.Менделеевым периодического закона считают:

А) 1838 г.;                    б) 1849 г;

В) 1859 г.;                     г) 1869 г.

2. Химик, который составил «спираль жизни», расположив известные химические элементы по спирали:

А) Берцелиус;                б) Шанкуртуа;

В) Мейер;                       г) Нъюлендс.

3. В авторской формулировке периодического закона Д.И.Менделеева имеется выражение «простое тело», которое на современном химическом языке означает:

А) простое вещество;                          б) неорганическое вещество;

В) неодушевлённое тело;                    г) химический элемент.

4. Физический смысл порядкового номера химического элемента в том, что он определяет:

А) положение элемента в периодической системе;

Б) число протонов в ядре атома;

В) число энергетических уровней;

Г) число нейтронов в атоме.

5. Периодическая система химических элементов –это:

А) графическое выражение периодического закона;

Б) последовательность химических элементов;

В) вертикальная совокупность химических элементов;

Г) горизонтальная совокупность химических элементов.

(Ответы. 1 –г; 2 – б; 3 –а; 4 –б; 5 –а.)

      ІV Домашнее задание: п.5 (до с. 38 ), выписать три формулировки периодического закона.

      Урок заканчивается следующими словами учителя:

 « Пусть зимний день с метелями

 Не навевает грусть-

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем её я выучил?

Могу сказать – зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество,

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть».

Приложение  №1

     ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ. Ещё  будучи студентом, я заподозрил, что между химическими элементами существует взаимосвязь.      

Пятнадцать лет я пытался с разных сторон изучить этот вопрос. Копил материалы, считал, сопоставлял. Решение зрело долго, мучительно. Я чувствовал, что оно где-то рядом – оставалось протянуть руку. Начался 1869 год.

     Мне тогда исполнилось 35 лет. К тому времени было известно только 63 элемента. Атомные массы трети из них были неточны. Я, естественно, не знал об этом. В ту пору я был возбуждён от предчувствия близости открытия, с месяц не мог спать спокойно из-за нервного состояния.

     17 февраля я должен был сесть в поезд и по просьбе Вольного экономического общества ехать в Тверскую губернию обследовать местные сыроварни, чтобы потом представить свои мысли о постановке этого дела. Но поездка не состоялась. В ночь на 17 февраля (с 1 марта по новому стилю) я не спал. Писал, считал, бегал по кабинету, пил остывший чай. Наконец, схватил стопку визитных карточек и стал раскладывать их в систему – этакий « химический пасьянс». Вроде прошло. Но опять осечка… Измученный, обессилив, я рухнул на диван прямо в кабинете и тут же уснул. Но заведённый мозг продолжал лихорадочно работать. И вдруг  во сне я ясно и чётко увидел свою таблицу.

Приложение  №2

Тихая музыка, полумрак. Мелькая, кружась, появляются учащиеся со знаками химических элементов.

Ведущий.

То кружились, то мелькали, то водили хоровод,

То взрывались, то пылали, то в покое пребывали

Алюминий, натрий, калий, фтор, бериллий, водород.

Перепутались все свойства, недалёко до беды.

Кислород.

      Стройся войско!

Ведущий.

Стали строиться в ряды.

Во втором ряду волненье -

Все боятся окисленья.

Литий.

Поглядите! Фтор – ужасный окислитель!

Я не стану в этот ряд!

Пусть другие здесь горят.

Ведущий.

И бериллий мрачно мыслит.

Бериллий.

Кислород нас всех окислит!

И простите за повтор:

Как несносен этот Фтор!

Ведущий.

Бор кивает головой,

Но не рвётся сразу в бой.

И азот не лезет в спор,

Но зато взорвался Фтор.

Фтор.

Ах! Так мы для вас не пара!

Кислород, поддай им жару,

Окисляй, за мной, вперёд!

Углерод.

Стойте!

Я и уголь, и алмаз,

И за них я, и за вас.

Я сражаться не горю,  

Я вас лучше померю.

Встану я посередине.

Кислород.

Третий ряд, трубите сбор!

Ведущий.

Натрий, магний, алюминий,

Кремний, фосфор, сера, хлор -

 

По порядку, по закону

Элементы встали в ряд,

И выходит, что в колоне

Все похожие стоят.

Углерод.

Кремний встал под углеродом.

Кислород.

Сера схожа с кислородом.

Алюминий встал под бор.

Ведущий.

Замечательный подбор!

Ряд пристраивают к ряду.

(Подходит к таблице, показывает указкой.)

А рядов-то десять кряду:

Металлы под металлами,

Едкие под едкими,

Ковкие под ковкими

Идут своими клетками.

По порядку всё стоит –

Вот природы  алфавит!

Кому-то сон весёлый снится,

Кому-то страшный снится сон,

А Менделееву – Таблица приснилась.

Он открыл Закон, а также правило простое:

Учёный должен отдыхать,

Но и во сне не знать покоя,

Тогда открытие любое

Вовек не сможет он проспать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".

Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания  об однородных и неодноро...

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".

На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019

Структура  урока включает в себя следующие этапы:  Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку,  психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...