АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.
статья по химии на тему

Мухамедзянова Светлана Дмитриевна

 

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления применения компьютерной техники, программных средств и ресурсов Интернет для активизации познавательной деятельности обучающихся в изучении школьного курса химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ito2009.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

Мухамедзянова Светлана Дмитриевна (vin_tatiana@mail.ru)

МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа№2» (МОУ ССОШ№2)

Аннотация

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления применения компьютерной техники, программных средств и ресурсов Интернет для активизации познавательной деятельности обучающихся в изучении школьного курса химии.

THE ACTIVIZATION OF PUPILS’ COGNITIVE ACTIVITY ON THE BASIS OF THE COMPLEX OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN STUDYING CHEMISTRY

Muhamedzyanova S.D. (vin_tatiana@mail.ru)

“Secondary comprehensive school №2 of Sovetsky”, settlement Sovetsky (MCE SSCS №2)

Abstract

The modern information-communication technologies give us the best opportunities to get children’s interests in the process of studying. The article is about the basic directions of application of computer technical equipment, software and resources of the Internet for the activization of pupils’ cognitive activity in studying chemistry at school.

Каждый учитель химии хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю. Можно ли достичь такого уровня преподавания химии, чтобы эти желания сбылись?

Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.

Считаю, что учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности обучающихся. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем. Существует много путей и способов решения этой задачи. Один из них, по моему мнению, использование информационных технологий. Исследования показали, что применение компьютерных информационных технологий в процессе изучения основ наук способствует повышению эффективности учебного процесса в области овладения умением самостоятельного извлечения и представления знаний; самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения. В своей практике, наряду с  иллюстративно-объяснительными методами обучения, использую широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности, ориентированных на активное использование информационных технологий в качестве инструмента познания, исследования, конструирования. Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации (Интернет), позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Инструменты познания базируются на интеллекте обучаемого, а не на «интеллекте компьютера». Это означает, что ответственность за планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения лежит на ученике. Тем не менее, считаю, что  информационные технологии служат «катализатором» приобретения знаний и навыков, так как способствуют обдумыванию, обсуждению и решению проблем. Информационные технологии активно вовлекают учеников в процесс формирования знаний, что способствует их лучшему пониманию и усвоению.

При использовании компьютера в обучении химии необходимо учитывать степень сформированности у обучающихся навыка персональной работы с компьютером, поэтому в процессе изучения химии в курсе 8 – 9 классов основной акцент делается на использование компьютера для групповой работы, а в старшей школе уже возможно использование его для организации индивидуальной работы обучающихся.

Одной из форм, которые использую при изучении новой темы, являются  уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Возможность использования компьютера в процессе обучения химии зависит от наличия программных средств учебного назначения. Они могут обеспечивать изучение определенных предметных областей или поддерживать различные виды учебной деятельности. Это так называемые педагогические программные средства. К ним относятся обучающие программы, программы - тренажеры, контролирующие, информационно-справочные, моделирующие, демонстрационные, учебно- игровые и другие виды программ.

Информационные технологии, по моему мнению, позволяют решить еще одну проблему. Ученики на уроках бойко анализируют условие задачи, решают её, а на контрольной значительная часть класса не может решить ей аналогичную, не говоря уже о задаче творческого характера. И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не могут. Причём, если при традиционном обучении  учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату, после того, как работы учеников собраны и проверены, то при использовании компьютерных технологий учитель имеет возможность проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе с помощью специальных программ-тестировщиков, которые могут работать как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки обучающегося, сообщает правильный ответ, сообщает необходимый теоретический материал по данной теме. При работе в режиме контрольной работы программа фиксирует количество вопросов, количество правильных ответов, время выполнения задания, выставляет оценку, заносит данные в базу.

Кроме этого, учитель, используя компьютерные технологии, может создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения обучающихся.

Считаю, что обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении химии. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса химии на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.

Результаты работы  показывают, что использование компьютерных технологий в обучении химии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явления, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование учебных компьютерных моделей:

-наглядное представление объектов и явлений микромира;

-изучение производств химических продуктов;

-моделирование химического эксперимента и химических реакций;

Дальнейший поиск путей активизации познавательной деятельности обучающихся привел к идее проведения уроков, построенных на инициативе обучающихся. Среди них особое место в моей работе занимает проектная деятельность. Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

Еще одна важная черта этого метода в том, что, осваивая технологию проектирования, обучающиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. Данный метод учитель может активно использовать и  при организации занятий кружка «Юный химик». Одной из форм проектной деятельности с использованием компьютерных технологий обучения может стать создание учениками собственных тематических сайтов на химическую тематику.

Заключительным этапом работы над проектом является его общественная презентация, основная задача создания которой – сформировать свое понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы обучающихся. Наиболее распространенным видом презентации проекта является мультимедийная презентация – логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления.

 Результаты использования метода проектов во внеклассной деятельности вдохновили меня на его внедрение в учебный процесс. В новых образовательных стандартах предусмотрено использование 10% учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения разнообразных форм организации учебного процесса.

Пример применения компьютерных технологий на одном из уроков химии в 10 классе. Тема: «Природный каучук». Урок проводился по методу проекта. В ходе урока обучающиеся должны были создать проект – компьютерную презентацию по данной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирали теоретический и исторический материал. Практики работали по карточкам. Технические редакторы работали на компьютере, выбирали макет, шаблон оформления, набирали текст. В конце урока группы защищали созданные проекты.

В настоящее время мы находимся в ситуации, что учитель, имеющий высокую квалификацию, отличный специалист в области химии, но не владеющий информационными технологиями стоит на ступеньку ниже молодого специалиста, свободно владеющего компьютером. Следует остановиться на возможностях, которые открывает перед учителем Интернет. Интернет приспособлен как для решения задач по химии, так и для практического применения исследовательских работ. Он обладает хорошей базой для самостоятельного углубленного изучения химии и поиска материала для реализации проектов. Опыт работы показывает, что новые информационные технологии (программированное обучение, демонстрации, базы данных, электронные таблицы, текстовые, графические, музыкальные редакторы, мультимедиа, алгоритмизация и программирование, микромиры, телекоммуникации и другие), используемые учителем в учебном процессе как инструменты познания, способствуют развитию творческой познавательной деятельности обучающихся.

Итак, включение в процесс обучения информационно- коммуникационных 

технологий делает его технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть свои трудности. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности.

Регистрационная форма участника конференции  «ИТО – Марий Эл 2009»

20-21 мая 2009 года,  Йошкар-Ола

Фамилия

Мухамедзянова

Имя

Светлана

Отчество

Дмитриевна

Организация (полн. назв.)

МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2»

Должность

Зам. директора по УВР, учитель химии

Звание

Степень

Адрес организации

(с почтовым индексом)

425400  Республика Марий Эл п.Советский

ул. Победы18б

Web-сервер организации

http://

Телефон для связи

(883632)96403

Факс

(883632)96264

Е-mail

sov-shkola2@yandex.ru

Адрес домашний

(с почтовым индексом)*

425400 п. Советский ул.Свободы д.28 кв.2

Направление, в котором Вы хотите представить доклад

(Оргкомитет оставляет за собой право перенаправить доклад)

Информационные технологии в обучении

Участвовали ли Вы в конференциях «ИТО»?

Нет

Планируемая форма доклада

(Оргкомитет оставляет за собой право

*         публикация

изменить форму доклада)

Название доклада

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на основе комплекса информационных технологий в обучении химии.

ФИО соавторов

Файл тезисов доклада

Технические средства, необходимые при выступлении.

Планируете ли Вы участие в выездном заседании конференции в СОЛ «Яльчик»

Нет

Платежное поручение

185069

Дата

«14» апреля 2009 г.

Сумма

300

Нужна ли гостиница?

Нет

Предполагаемая дата         прибытия в гостиницу

                                убытия из гостиницы

«      » мая 2009 года 

«      » мая 2009 года

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

Методическое сообщение по теме "Повышение познавательных интересов обучающихся на основе использования информационных технологий"

Методическое сообщение«Повышение познавательных интересов обучающихся по физике  на основе использования информационных технологий»...

2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»

В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В работе расматриваются  возможности активизации познавательной деятельности школьников , как на уроках, так и во внеурочной деятельности с помощью современных информационных технологий. Практиче...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...