АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья
В работе расматриваются возможности активизации познавательной деятельности школьников , как на уроках, так и во внеурочной деятельности с помощью современных информационных технологий. Практическое значение имеют образовательные ресурсы, представленные в статье. Их применение на практике показало устойчивые положительные результаты, оптимизировало процесс познавательной деятельности, привело к повышению интереса учащихся к предмету.
Ключевые слова: мотивация, познавательная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, образовательные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._kodaneva_k.a.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
К.А.Коданева
учитель английского языка
МАОУ СОШ №16
г.Сыктывкар, Россия
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В работе рссматриваются возможности активизации познавательной деятельности школьников , как на уроках, так и во внеурочной деятельности с помощью современных информационных технологий. Практическое значение имеют образовательные ресурсы, представленные в статье. Их применение на практике показало устойчивые положительные результаты, оптимизировало процесс познавательной деятельности, привело к повышению интереса учащихся к предмету.
Ключевые слова: мотивация, познавательная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, образовательные ресурсы.
K. A. Kodaneva
Teacher of English
School №16
Syktyvkar, Russia
ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN WITH THE HELP OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
Abstract. The paper discusses the possibility of enhancing the cognitive activity of students, both in the classroom and in extracurricular activities with the help of modern information technology. The educational resources presented in the article are of practical importance. Their application in practice showed stable positive results, optimized the process of cognitive activity, led to an increase in students ' interest in the subject.
Key words: motivation, cognitive activity, information and communication technologies, educational resources.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Я думаю, что буду не одинока, если скажу, что все наши учительские силы брошены на борьбу за интерес школьника к учебе. Вялость, низкая мотивация, рассеяность, нежелание учиться – это то, с чем сталкивается каждый учитель. А ведь МОТИВАЦИЯ в современном мире, по большому счету, это путь к успеху. Я, как учитель, ставлю перед собой задачу не столько научить ребенка, дать знания, сколько вызвать желание учиться, узнавать что-то новое в будущем, «самообразовываться» и самореализовываться.
Изучение иностранных языков – это удивительный и интереснейший процесс. Ребенок на уроке, погружаясь в атмосферу иноязычного общения, узнает культуру другой страны, ее традиции, т.е. через язык лучше узнает мир, в котором живет, этот мир для него становится шире.
Безусловно, когда дети только начинают изучать иностранный язык, интерес и познавательная активность очень высока. Но как только ученик сталкивается с первыми трудностями (сложный грамматический материал, необходимость заучивания и т.д.), интерес, а следовательно и мотивация, резко падают. Возникает вопрос: что делать, чтобы как можно дольше поддерживать интерес ребенка к изучению иностранного языка.
Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Именно по такому принципу должен работать современный учитель, особенно сейчас, в эпоху стремительного внедрения информационных технологий, которые значительно расширяют возможности для эффективного изучения английского языка.
Сегодня в процессе обучения (как на уроках, так и во внеурочной деятельности) учителю, кроме всего прочего, необходимо:
- осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся;
- обеспечивать визуализацию учебной информации;
- активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать творческое мышление;
- формировать информационную культуру.
На помощь приходят современные информационно-коммуникационные технологии. Их использование существенно расширяет возможности обучения. В настоящее время существует огромное количество образовательных сайтов, различных учительских сообществ, современных образовательных площадок, компьютерных образовательных программ, видео-каналов и т.д. Главное, найти то, что будет соответствовать задачам, которые ставит перед собой педагог.
В своей работе я пользуюсь очень простым и удобным сервисом LearningApps.org. (https://learningapps.org/). Этот конструктор предназначен для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам, для применения на уроках и во внеурочной деятельности. Формат этих заданий: соотнесение, классификация, заполнение (таблица, кроссворд), выбор (викторина, «Кто хочет стать миллионером?»), онлайн-игры. Есть возможность использовать видео и аудио файлы, что делает задания более наглядными. Основная идея таких заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. Разнообразные задания, красочная анимация, возможность самопроверки, самим придумать и сконструировать задания, выполнять эти задания дома, на компьютере, в комфортной обстановке, все это очень нравится ученикам и они с удовольствием работают в этой программе. Бесспорным плюсом является также возможность организовывать дистанциoнное обучение (во время болезни, карантина и т.д.)
Электронная школа «Знаника» (http://znanika.ru/). Эту площадку я использую для прохождения различных олимпиад, игр, конкурсов. В этом году мы с ребятами 4 и 9 классов приняли участие во Всероссийском мониторинге знаний по английскому языку, получили интересный опыт, а приятным дополнением стали именные сертификаты и индивидуальные листы с анализом работы. Также по результатам мониторинга мы получили методические рекомендации по каждому виду работы для каждого класса.
При подготовке учащихся выпускных классов к экзаменам по английскому языку я пользуюсь различными информационными ресурсами (образовательные сайты, электронные версии пособий и тренажеров для подготовки и др.). Интересным и полезным для ребят оказался образовательный портал «Решу ЕГЭ» (https://ege.sdamgia.ru/). Скучная подготовка к экзаменам превращается в интересный квест, ребята самостоятельно формируют задания к тесту, мгновенно получают результат своей деятельности, имеют возможность увидеть его в динамике, а анализируем полученные результаты мы совместно, разбирая ошибки, продумывая стратегии для получения более высокого результата.
В конце этого учебного года мы с учениками планируем освоить новые интернет-площадки, в частности образовательный онлайн-ресурс «Якласс» (http://www.yaklass.ru/). Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика. Я уверена, ребята заинтересуются новыми возможностями и покажут отличные результаты.
Одним из основных мотивирующих моментов повышения познавательной активности я считаю участие детей в различных конкурсах, онлайн-олимпиадах, дистанционных викторинах. Проанализировав количество учащихся, принимавших в них участие в период с 2015 по 2018 гг. , я пришла к выводу, что интерес к подобного рода мероприятиям значительно вырос, дети с удовольствием играют, соревнуются в интернет пространстве, получают красочные наградные материалы, что, безусловно, также является мотивирующим фактором. В этом учебном году ученики приняли участие в таких онлайн-олимпиадах, как «English Time», «English Club», «Skyeng Super Cup», «Snow magic», дистанционный конкурс «Старт», олимпиады проекта Compedu.ru, международный квест по английскому языку «The United Kingdom» от проекта mega-talant.com, Всероссийский дистанционный конкурс
«Junior Jack» и других. Результаты участия и количество обучающихся, принявших участие в конкурсах представлены в таблице 1.
Таблица 1.Результаты участия учащихся в конкурсах
Учебный период | Общее кол-во учащихся | Кол-во конкурсов | Результативность |
2015-2016 | 25 | 6 | Сертификаты участников |
2016-2017 | 30 | 7 | Призеры, сертификаты участников |
2017-2018 | 44 | 9 | Призеры, сертификаты участников |
Самым простым и удобным ресурсом в арсенале учителя сейчас является «Электронный дневник». Здесь также существуют способы повышения интереса к предмету: размещение в качестве домашнего задания активных интернет-ссылок (для получения информации, прохождения интерактивных тестов и т.д.), аудио и видеофайлов, возможность индивидуального общения с помощью переписки, возможность подачи индивидуальных заданий конкретному ученику или группе учащихся.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий, безусловно, повышает познавательную активность учащихся, способствует развитию информационной компетенции как учеников, так и учителя, позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем (страх, неуверенность и т.д.). Дети зачастую информированы намного больше учителя. Они знают о существовании онлайн-школ, обучении иностранному языку по Skype, возможности виртульных экскурсий. Наша задача – опираться на их интересы, выстраивать образовательный процесс с учетом новых, расширенных возможностей и реалий.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет учителю отойти от традиционных методов, способствует созданию эффективной учебно-познавательной среды, а также способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников в образовательном процессе. Собственный опыт работы в данном направлении подтверждает, что ценность применения информационных технологий состоит в росте уровня мотивации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.
Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления ...
2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...
Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике
Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...
Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»
laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...
Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по химии с применением ИКТ
Проблема развития познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребе...