Конспект урока физической культуры для 5-11 классов по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.
план-конспект занятия по физкультуре (5 класс) на тему
Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)
Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель: изучение комплекса дыхательной гимнастики.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию дыхательного стереотипа, способствующего повышению сопротивляемости к стрессу; снижению общего психоэмоционального напряжения, сохранению здоровья.
Развивающая: развивать координационные способности, дыхательные навыки.
Воспитательная: формировать ответственность за принятие решения, умение проявлять дисциплинированность и ответственность за свое здоровье.
Оздоровительная: способствовать формированию дыхательных навыков.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы проведения: наглядный, практический, словесный, индуктивный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по физической культуре "Изучение комплекса дыхательной гимнастики" | 135.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока физической культуры для 5 - 11 классов
по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.
Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)
Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель: изучение комплекса дыхательной гимнастики.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию дыхательного стереотипа, способствующего повышению сопротивляемости к стрессу; снижению общего психоэмоционального напряжения, сохранению здоровья.
Развивающая: развивать координационные способности, дыхательные навыки.
Воспитательная: формировать ответственность за принятие решения, умение проявлять дисциплинированность и ответственность за свое здоровье.
Оздоровительная: способствовать формированию дыхательных навыков.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы проведения: наглядный, практический, словесный, индуктивный
Ход урока
- Организационный момент.
- Построение.
- Лекция с демонстрацией.
- Повторение упражнений.
- Закрепление упражнений.
- Итоги урока. Рефлексия.
Сегодня мы с вами изучим комплекс дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н. Он способствует формированию дыхательного стереотипа, повышению сопротивляемости к стрессу; снижению общего психоэмоционального напряжения, сохранению здоровья.
Все упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики выполняются в ритме строевого армейского шага: как маршируют солдаты – видели все. «Ладошки» – разминочное упражнение нашей гимнастики. На первом занятии при выполнении этого упражнения следует делать только по 4 шумных коротких вдоха носом. Затем – отдых, (пауза) 3–5 секунд и снова подряд без остановки 4 шумных вдоха носом. И так нужно сделать 24 раза по 4 вдоха-движения. Всего 96 вдохов-движений (по-нашему «сотня»). Выдох должен уходить через нос или через рот после каждого вдоха носом. Ни в коем случае не задерживайте и, наоборот, не выталкивайте воздух. Вдох – предельно активный, выдох – абсолютно пассивный. Просто шумно, на всю квартиру как бы нюхайте воздух. Думайте только о вдохе. Если будете думать о выдохе, вы сразу же собьетесь! А.Н. Стрельникова часто говорила на уроках: «Сыграйте актерский этюд: гарью пахнет, тревога!» Ведь на пожаре, нюхая запах дыма, никто не думает о выдохе. Все тревожно нюхают воздух, а выдох уходит самостоятельно (без нашей помощи) через нос или через рот после каждого вдоха. В то мгновение, когда вы делаете вдох, губы слегка смыкаются.
Основной комплекс
Рассмотрим основной комплекс. Стоит повторить правила, которые нужно соблюдать выполняя первые три упражнения.
Правила:
- Думать только про вдох носом. Тренировать только вдох. Вдох – резкий, короткий, шумный (хлопок в ладошки).
- Выдох происходит после вдоха самостоятельно (через рот). Выдох не задерживать и не выталкивать. Вдох – очень активный через нос, выдох – через рот, не слышный и пассивный. Шума при выдохе быть не должно!
- Одновременно со вздохом делаются движения, и ни как иначе!
- Движения – вдохи выполняются в ритме стороевого шага.
- Счет выполняется мысленно, и только на 8.
- Упражнения разрешено выполнять в любом положении – стоя, лежа, сидя.
1. Упражнение «ладошки»
И.п. (исходное положение) – стоя:
Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.
В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза.
Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.
2. Упражнение «погончики»
И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.
3. Упражнение «насос» («накачивание шины»)
И.п. – стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу (о.с. – основная стойка). Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!! «Качать шину» в ритме строевого шага.
В норме упражнение выполняется 12 раз.
Ограничения:
Травмы позвоночника и головы, Наклон делается чуть заметно, но коротки и шумный вдох выполняется обязательно. Выдох пассивный после вдоха через рот, при этом рот широко не открывать.
Данное упражнение достаточно результативное, способно остановить сердечный приступ, приступ печени и бронхиальной астмы.
4. Упражнение «кошка» (полуприсед с поворотом)
И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох.
Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии.
В норме упр. выполняется 12 раз.
5. Упражнение «обними плечи»
И.п. – стоя, руки согнуть и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как буд-то бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко встороны разводить не стоит.
В норме упражнение выполняется 12р – 8 вдохов-движ. Можно выполнять в разных исходных положениях.
Ограничения:
Ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт, врожденный порок сердца,– при данных заболеваниях не рекомендовано делать это упражнение. Начать его следует со 2 недели занятий. Если состояние тяжелое, то выполнять нужно вдвое меньше вдохов (по4, а можно даже и по 2).
6. Упражнение «большой маятник»
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Наклониться вперед, руками потянуться к полу – вдохнуть. Сразу, не останавливаясь (немного прогнуться в пояснице) наклониться назад – руками обнять плечи. Тоже – вдохнуть. Выдыхать произвольно между в вдохами.
В норме: 12 раз. Упражнение можно выполнять сидя.
Ограничения:
Остеохондроз, травмы позвоночника, смещения межпозвоночных дисков.
При данных заболеваниях следует ограничивать движения, немного наклоняться вперед и во время наклона назад прогибаться немного.
Только после хорошего освоения первых 6 упражнений, следует приступать к остальным.
7. Упражнение «повороты головы»
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. Тоже самое влево. Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.
Важно помнить! Выдох нужно делать ртом после каждого вдоха.
В норме: 12 раз.
8. Упражнение «ушки»
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Легкий наклон головы вправо, ухо к правому плечу – вдох через нос. Тоже самое влево. Немного покачать головой, взгляд направлен вперед. Упражнение похоже на «китайского болванчика».
Вдохи выполняются вместе с движениями. Выдыхая, не открывать рот широко!
В норме: 12 раз.
9. Упражнение «маятник головой» (вниз и вверх)
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Опустить голову вниз (смотреть в пол) – короткий, резкий вдох. Поднять голову вверх (смотреть в потолок) — вдох. Напоминаю, выдохи должны быть между вдохами и через рот.
В норме: 12 раз.
Ограничения:
Травмы головы, вегетососудистая дистония, эпилепсия,повышенное внутричерепное, внутриглазное, артериальное давление, остеохондроз шейно-грудного отдела.
При данных заболеваниях не стоит делать головой резких движений в таких упражнениях как «Ушки», «Повороты головой», «Маятник головой». Поворот головы выполняйте небольшой, но вдох – шумный и короткий.
Делать упражнения можно сидя.
10. Упражнение «перекаты»
1) И.п. – стоя, левую ногу вперед, правая – назад. Тяжесть тела перенести на левую ногу. Корпус и нога – прямые. Согнуть правую ногу и поставить на носок, для равновесия (но опираться на нее не стоит). Немного присесть на левой ноге, одновременно вдыхая носом (левую ногу после приседания нужно сразу выпрямить). Сразу же перенести центр тяжести на другую ногу (корпус оставить прямым) и также немного присесть со вдохом (на левую ногу не опираемся).
Важно помнить:
1 – приседания делается вместе со вдохом;
2 – центр тяжести переносить на ногу, на которой выполняется приседание;
3 – после приседания ногу сразу следует выпрямить, и потом выполняется перекат с ноги на ногу.
В норме: 12 раз.
2) Упражнение выполняется также как описано выше, только необходимо поменять ноги местами.
Данное упражнение делается только в положении стоя.
11. Упражнение «шаги»
1) «Передний шаг».
И.п. – стоя, ноги уже плеч. Поднять согнутую левую ногу вверх на уровень живота (от колена ногу выпрямить, носок натянуть). На правой ноге при этом немного присесть и шумно, коротко вдохнуть. После приседания ноги необходимо вернуть в исходное положение. Выполнить тоже самое, поднимая другую ногу вперед. Корпус должен быть прямой.
В норме: 8 раз – 8 вдохов.
Это упражнение можно делать в любом исходном положении.
2) «Задний шаг».
И.п. — то же. Левая нога, согнутая в колене, отводится назад, при этом немного приседая на правой ноге и делаем вдох. Вернуть ноги в исходное положение – выдох. Тоже самое выполнить на другую ногу. Данное упражнение делаем только стоя.
В норме: 4 раза – 8 вдохов.
Итог. Рефлексия:
Мы с вами изучили основной комплекс дыхательной гимнастики. Надеюсь, вам понравилось.
Что запомнилось больше всего?
Что было для вас самым трудным?
Что вы чувствовали при выполнении упражнений?
Какие упражнения вызвали улыбку?
Покажете ли вы эти упражнения родителям?
Домашнее задание:
Выполнять комплекс упражнений утром и вечером.
Записывать в «Дневник здоровья» данные и результаты.
Источники:
http://pererojdenie.info/praktiki/kompleks-uprazhnenij-dyxatelnoj-gimnastiki-strelnikovoj.html
http://fictionbook.ru/static/trials/06/66/19/06661999.a4.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физической культуры в 5-м классе "Подвижные игры "
Развитие свойств внимания в процессе игровой деятельности учащихся,разучивание коллективных игр подвижного характера, воспитание у учащихся коллективизма, взаимовыручки, товарищества....
План-конспект урока физической культуры для 4-го класса "Ведение баскетбольного мяча в разных направлениях".
План-конспект урока физической культуры для 4-го класса по разделу «Подвижные игры с элементами спортивных игр» по программе В.И. Ляха составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Цел...
Конспект урока физической культуры для учащихся 2 класса школы VII вида на тему: «Легкая атлетика. Совершенствование навыка «короткого» бега в играх – эстафетах».
Конспект урока физической культуры во 2 классе школы VII вида....
Конспект урока физической культуры для учащихся 6а класса. Тема урока: Волейбол. «Передача волейбольного мяча двумя руками над собой, через сетку». 14.12.2016
Тема урока: Волейбол. «Передача волейбольного мяча двумя руками над собой, через сетку».Цель урока: сформировать у обучающихся знания и навыки игры в волейбол....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса. Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений.Цель урока:1. Обучение двигательным действиям при выполнении техники выполнения...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса. «Эстафеты» УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: «Эстафеты»Цель урока:1. Обучение двигательным действиям при выполнении техники прыжка в длину с места.Задачи урока:1....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса Баскетбол. Обучение технике передачи, ловли и ведение мяча, УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: Баскетбол. Обучение технике передачи, ловли и ведение мяча.Цель урока:1. Обучить технике передачи, ловли и ведение мяча.Задачи урока:1....