Урок в 11 классе по теме "Гидролиз" (с мультимедийным приложением)
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме "Гидролиз" в 11 классе. К уроку прилагается подборка заданий по теме "Гидролиз" для подготовки к ЕГЭ (часть А и В). Если вы работаете по 2-х часовой программе, на втором уроке можно поработать с заданиями из части С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1_po_teme_gidroliz.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Гидролиз»
в 11 классе
с использованием информационно-коммуникационных технологий
(презентация прилагается)
Учитель: Марченко Елена Павловна
МОУ «Машинская СОШ»
Тосненский район Ленинградской области
Урок был и остаётся основной формой взаимодействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе проблемного и дифференцированного. Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «Я». Это процесс сотрудничества учителя и ученика. Это возможно, используя ИКТ-технологии. Возможности компьютера огромны, его можно включать в образовательный процесс на любой стадии урока, для индивидуальной, групповой, фронтальной работы, для увеличения наглядности, понимания сущности процессов. Задача современного учителя как можно эффективнее использовать компьютерные технологии.
Предлагаю вашему вниманию урок по теме «Гидролиз» в 11 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Тема: «Химические реакции» 11 класс
Тема урока: Гидролиз
Цели урока:
- Образовательная
- Cформировать представление о гидролизе органических и неорганических веществ;
- Показать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов
- Формировать умение определять тип соли, тип гидролиза, реакцию среды растворов
- Развивающая
- Развивать познавательный интерес в процессе приобретения химических знаний, научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления
- Воспитательная
- Воспитывать убеждённость в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью
Тип урока. Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Методы:
обучения – эвристический, преподавания – сообщающий,
учения – частично-поисковый, исполнительский.
Оборудование и реактивы. Таблицы «Окраска индикаторов», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»; подсветка для пробирок; 9 демонстрационных пробирок; на столах учащихся: растворы солей хлорида натрия NaCl, сульфата алюминия Al2(SO4)3 и карбоната натрия Nа2СО3, индикаторы, планшетки.
Планируемые результаты обучения.
- На изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и определять, по какому иону протекает гидролиз;
- Знать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов;
- Уметь экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.
Термин «Гидролиз» впервые вводится в курсе органической химии в 10 классе и рассматривается эпизодически в темах: жиры, белки, углеводы, углеводороды на примере единичных свойств отдельных соединений. Поэтому знания не систематизированы. Как самостоятельная тема гидролиз рассматривается в 11 классе в разделе «Химические реакции». По программе отводится 2 часа. Важность знаний этой темы обусловлена прежде всего тем, что все части ЕГЭ по химии содержат вопросы по гидролизу. Поэтому необходимо, чтобы ученики за короткое время усвоили знания по теме и легко ориентировались в ней. Кроме того, знания гидролиза важны для целостного представления природы человеческого организма и формирования осознанной здоровьесберегающей позиции учеников. Исходя из того, что ученики имеют представления о процессе гидролиза, на предшествующем уроке целесообразно дать задание подготовить материал по гидролизу биологически значимых органических веществ: жиров, белков, углеводов.
На уроке можно систематизировать эти знания в ходе беседы (слайд 4):
Вопрос | Предполагаемый ответ |
Где происходит гидролиз углеводов | В ротовой полости |
Какую роль выполняет слюна | Это фермент – биокатализатор, ускоряет процесс гидролиза |
Какая среда образуется в ротовой полости | Слабощелочная |
Эксперимент: проверяем универсальной индикаторной бумагой (цветная шкала) | |
Какие вещества образуются | Глюкоза, которая попадает в кровоток и переносится в клетки, поддерживает необходимый уровень глюкозы в организме человека. Избыток откладывается в печени в виде полимера гликогена |
Где происходит гидролиз белков | В желудке |
Какое вещество способствует этому процессу | Желудочный сок – раствор соляной кислоты |
Какие вещества образуются | α-аминокислоты (всасываются в кровь и разносятся по организму, образуя в клетках собственные белки) |
Где происходит гидролиз жиров | В кишечнике |
Под воздействием каких веществ | Желчь, которая вырабатывается печёночными клетками. Если человек употребляет длительное время обезжиренные продукты, возникает застой желчи, что приводит к серьёзным заболеваниям желчного пузыря и образованию камней |
Какие вещества образуются | Первоначально глицерин и жирные карбоновые кислоты, которые впоследствии расщепляются до более простых веществ. Всасываются в кровь и таким образом попадают в клетки разных органов, где образуются собственные жиры организма |
Необходимо обратить внимание уч-ся на то, что гидролиз является основой обмена веществ: белкового, жирового и углеводного. Поэтому имеет важнейшее значение в жизни живых организмов.
Схемы процессов гидролиза уч-ся записывают сами:
Обмен веществ:
Белки + вода ↔ аминокислоты
Жиры + вода ↔ глицерин + жирные кислоты
Крахмал + вода ↔ глюкоза
Обмен энергии:
АТФ + вода ↔ АДФ + фосфорная кислота + энергия
Вывод: Гидролиз – это обменное взаимодействие веществ с водой, приводящее к их разложению. (слайды 5, 6)
В зависимости от подготовленности класса можно предложить уч-ся короткие сообщения по соответствующим темам.
Уравнения реакций можно не записывать, основной акцент следует сделать на гидролиз солей – совершенно новый материал для учеников. Чтобы вызвать интерес к данному материалу, можно прибегнуть к приёму «удивить».
Учитель: чтобы успешно прошёл гидролиз углеводов, необходимо создать щелочную среду. Для гидролиза белков необходима кислая среда. А какая среда образуется при растворении минеральных – неорганических солей? С помощью каких веществ определяем реакцию среды?
Повторяем понятие «индикаторы» (вещества, которые меняют окраску в зависимости от среды) и повторяем по таблице, как окрашиваются индикаторы в разных средах.
Демонстрационный опыт: к раствору соды Na2CO3 приливаем поочерёдно индикаторы (лакмус, метилоранж и фенолфталеин)
Вывод: щелочная среда
Повторяем и закрепляем понятия (слайды 7, 8):
Что такое СОЛИ? (электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков)
КАТИОНЫ – положительно заряженные ионы
АНИОНЫ – отрицательно заряженные ионы
ЭЛЕКТРОЛИТЫ – вещества, растворы которых проводят электрический ток
СИЛЬНЫЕ электролиты практически полностью диссоциируют на ионы, к ним относятся:
- Основания, образованные щелочными (Li, Na, K, Rb, Cs, Fr) и щелочноземельными металлами (Ca, Sr, Ba)
- Кислоты: HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4, HClO4
СОЛИ Men+(kt)m- | |
ОСНОВАНИЯ Men+(OH-)n | КИСЛОТЫ H+ktm- |
Сильные: Li+ , Na+ , K+ , Rb+ , Cs+ , Fr+ Ca2+ , Sr2+ , Ba2+ | Сильные: Cl–, Br–, I–, NO3–, SO42–, ClO4– |
Слабые: Все остальные металлы (ионы) и NH4+ | Слабые: F–, S2–, CO32–, SO32–, PO43–, SiO32–, CN- |
Типы солей
Анионы (–) | Катионы (+) | |
Сильное основание: Li+ , Na+ , K+ , Rb+ , Cs+ , Fr+ Ca2+ , Sr2+ , Ba2+ | Слабое основание: Все остальные металлы NH4+ | |
Сильная кислота: Cl–, Br–, I–, NO3–, SO42–, ClO42– | Не гидролизуются | Среда: кислая (pH<7) Гидролиз по катиону |
Слабая кислота: F–, S2–, CO32–, SO32–, PO43–, SiO32–, CN- | Среда: щелочная (pH>7) Гидролиз по аниону | Гидролизуются с образованием слабых кислот и оснований |
Учитель предлагает провести исследование солей: NaCl, Na2CO3, Al2(SO4)3 и на основании наблюдений сделать вывод о среде. (слайды 9. 10)
Наблюдения ученики вносят в заранее подготовленные таблицы
Вещество | катионы | анионы | лакмус | Метил-оранж | Фенол-фталеин | Вывод |
Кислота | Н+ | красный | розовый | бесцветный | Кислая | |
Основание | ОН- | синий | жёлтый | малиновый | Щелочная | |
Вода | фиолет | оранжев | бесцветный | нейтральная | ||
NaCl | Na+ | Cl- | фиолет | оранжев | бесцветный | нейтральная |
Na2CO3 | К+ | CO32- | синий | жёлтый | малиновый | Щелочная |
Al2(SO4)3 | Mg2+ | Cl- | красный | розовый | бесцветный | Кислая |
Далее учитель обозначает проблему (слайд 11) и переходит к пошаговому составлению уравнений гидролиза (слайды 12, 13, 14):
Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой
- Na2CO3 + H2O ↔
- 2Na+ + CO32- + H+OH- ↔ HCO3- + 2Na+ + OH- (щелочная среда)
Находим слабый ион (по нему и идёт гидролиз) → гидролиз идёт по аниону;
Этот ион CO32- притягивает противоион H+ из воды →освобождается ион OH- → образуется щелочная среда
- Na2CO3 + H2O ↔ NaHCO3 + NaOH
Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой
- MgCl2 + H2O ↔
- Mg2+ + Cl- + H+OH- ↔ MgOH+ + Cl- + H+ (кислая)
Находим слабый ион → гидролиз идёт по катиону;
Этот ион Mg2+ притягивает противоион OH- из воды →освобождается ион H+→ образуется кислая среда
- MgCl2 + H2O ↔ MgOHCl + HCl
Ученики делают вывод:
- Гидролиз идёт по слабому иону
- Реакция среды определяется по сильному иону
Составляем алгоритм установления соответствия между составом соли, реакцией среды водного раствора соли и отношением к гидролизу. (слайд 15)
Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой гидролизуются необратимо
Al2S3 + H2O ↔ Al(OH)3↓ + H2S↑
Закрепление (слайды 16, 17, 18)
Работа по плану:
- Основание
- Кислота
- Ион (анион или катион)
- Среда (кислая, щелочная, нейтральная)
Пример: карбонат натрия Na2CO3 – соль образована сильным основанием и слабой кислотой, гидролизуется по аниону с образованием щелочной среды
Подведение итогов.
Задание домой через Дневник.ру: выполнить оставшиеся задания
Задания А-26 (ЕГЭ)
- Кислую среду имеет водный раствор:
- Na3PO4
- KCl
- Na2CO3
- ZnSO4
- Кислую среду имеет раствор:
- Нитрата меди (II)
- Нитрата бария
- Ацетата калия
- Карбоната натрия
- Кислую реакцию среды имеет каждый из двух растворов:
- CuSO4 и BaCl2
- Fe(NO3)3 и FeCl2
- K3PO4 и NaCl
- Al(NO3)3 и CaCl2
- Кислую реакцию среды имеет каждый из двух растворов:
- BaCl2 и ZnCl2
- AlCl3 и FeCl2
- FeCl3 и NaCl
- KCl и CaCl2
- Щелочную среду имеет водный раствор:
- FeCl3
- K2SO4
- Na2CO3
- BaCl2
- Фенолфталеин приобретает малиновую окраску в растворе каждой из двух солей:
- Сульфата меди (II) и сульфида натрия
- Хлорида калия и хлорида аммония
- Карбоната натрия и силиката калия
- Нитрата бария и хлорида железа (II)
- Одинаковую реакцию среды имеют растворы карбоната натрия и
- нитрата бария
- силиката калия
- сульфата натрия
- хлорида алюминия
- Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой,
- Гидролизуется по катиону
- Гидролизуется по аниону
- Не подвергается гидролизу
- Полностью разлагается водой
Задания В-4 (ЕГЭ)
1. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
Состав соли | Реакция среды | ||||||||
А) NaNO2 Б) Al2(SO4)3 В) NaNO3 Г) KCN |
| ||||||||
Ответ:
|
2. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
ФОРМУЛА СОЛИ | СРЕДА РАСТВОРА | ||||||||
А) K2SO4 Б) CrCl3 В) Li2CO3 Г) NH4Br |
| ||||||||
Ответ:
|
3. Установите соответствие между названием соли и средой её водного раствора.
Название соли | Среда раствора | ||||||||
А) нитрат свинца (Pb(NO3)2) Б) карбонат калия (K2CO3) В) нитрат натрия (NaNO3) Г) сульфид лития (Li2S) |
| ||||||||
Ответ:
|
4. Установите соответствие между солью и реакцией среды в её водном растворе.
Название соли | Среда раствора | ||||||||
А) хлорид аммония Б) фосфат калия В) карбонат натрия Г) хлорид кальция |
| ||||||||
Ответ:
|
5. Установите соответствие между веществом и продуктами его гидролиза.
Формула вещества | Продукты гидролиза | ||||||||
А) Al2S3 Б) KF В) ZnCl2 Г) CaC2 |
| ||||||||
Ответ:
|
6. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ | ||||||||
А) хлорид цинка Б) сульфид калия В) нитрат натрия Г) нитрат меди (II) |
| ||||||||
Ответ:
|
7. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ | ||||||||
А) сульфид цезия Б) сульфид алюминия В) карбонат натрия Г) пропионат аммония |
| ||||||||
Ответ:
|
8. Установите соответствие между названием соли и отношением её к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ | ||||||||
А) сульфид цезия Б) сульфид алюминия В) карбонат натрия Г) пропионат аммония |
| ||||||||
Ответ:
|
9. Установите соответствие между названием соли и её способностью к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ | ||||||||
А) нитрат меди (II) Б) сульфат натрия В) сульфид натрия Г) нитрат кальция |
| ||||||||
Ответ:
|
10. Установите соответствие между названием соли и её способностью к гидролизу.
НАЗВАНИЕ СОЛИ | СПОСОБНОСТЬ СОЛИ К ГИДРОЛИЗУ | |||||||||
А) фосфат калия Б) хлорид бария В) карбонат аммония Г) хлорид алюминия |
| |||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока развития речи в 8 классе с мультимедийным приложением.Сочинение публицистического характера с описанием местности,памятника.
Подготовка к сочинению - описанию местности,архитектурного памятника предусматривает большую подготовительную работу и групповую работу на уроке....
Разработка уроков литературы в 10 классе с мультимедийным приложением."Страницы жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Роман "Что делать?""
Краткий обзор жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Разбор романа "Что делать?"...
Разработка урока литературы в 11 классе с мультимедийным приложением "Тема любви в творчестве А.И. Куприна".
Анализ повестей "Олеся" и "Гранатовый браслет"....
Разработка урока литературы в 9 классе по теме "Романтизм"(с мультимедийным приложением).
Особенности литературного направления...
Мультимедийное приложение к урокам литературы в 9 классе по творчеству А.А.Блока.
Мультимедийное приложение к урокам литературы в 9 классе по творчеству А.А.Блока....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...