Статья "Сетевая модель предпрофильной подготовки по химии"
статья (химия, 9 класс) по теме

Остроумова Елена Евгеньевна

Система работы по химии в предпрофильной школе, которая поможет ребятам правильно и осознанно выбрать профиль в стершей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_setevaya_model_predprofilnoy_podgotovki.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевая модель предпрофильной подготовки

Агуреева С.В., Остроумова Е.Е.

С 2005 года в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения. Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая. В Саратовской области большинство школ используют внутришкольную профилизацию, но больший на наш взгляд эффект даст сочетание внутришкольной профилизации и сетевой.

Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Модель предпрофильной подготовки по химии  образовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Энгельса строится из внутришкольной модели:

5 класс – Естествознание (Т.С. Сухова, В.И. Строганов) - ранняя профилизация, основы естественно – научных знаний.

6 – 7 класс – раннее изучение химии (пропедевтический курс),                           (авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г.)

8 класс – элективные курсы по химии

9 класс – сетевая модель предпрофильной подготовки

В 2007 году нами разработан и апробирован сетевой элективный курс:

«Химия в моей будущей профессии».  Мы старались сделать этот элективный курс доступным, актуальным, практически значимым, побуждающим к практической деятельности. Занятия элективного курса проводятся в учебных и лабораторных аудиториях разных образовательных учреждений. Таких как:

  1. Энгельсский технический институт, филиал  СГТУ (кафедры – экологии, кафедра полимерных материалов и эластомеров, кафедра электрохимических производств).
  2. Энгельсский промышленно – экономический техникум.
  3. Учреждения начального профессионального образования в городе Энгельсе.

Методика занятия сетевого элективного курса.

Еще в детском саду малыши придумывают себе будущую профессию. Девочки мечтают пойти в актрисы или учительницы, а мальчики - в летчики или военные. Но с возрастом меняются взгляды на жизнь, и школьники выбирают себе уже не тот профессиональный путь, который они рисовали себе на детских рисунках. Кто-то ищет, где повыше зарплата, другие идут в соответствии со своим талантом и способностями, и лишь некоторые воплощают детскую мечту в жизнь.

Уже на первом этапе по подготовке учащихся к выбору профессии, мы проводим предварительную профессиональную диагностику учащихся: «Готовность подростков к выбору профессии» по методике В.Б. Успенского. Обращаем внимание учащихся на то, что при выборе профессии важно не только проанализировать свои склонности, способности, но и особенности характера, темперамент, состояние здоровья, предлагаем методику «Ваш тип личности» (левополушарные и правополушарные люди).

Функции левого и правого полушарий различны. Левое полушарие, например, отвечает за использование знаковой информации - чтение, счет, речь. Оно делает вас способным анализировать предметы и явления, расчленять их на отдельные элементы и составлять логические цепочки.

Правое же полушарие, наоборот, оперирует больше образами, чем знаками. И вместо анализа - предрасположено к синтезу, т.е. создает возможность одномоментного "схватывания" взаимосвязи различных свойств предмета и их взаимодействие со свойствами других предметов. Правое полушарие позволяет увидеть объект сразу в нескольких смысловатых плоскостях. Оно обеспечивает целостность восприятия.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаоры. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Оба полушария функционируют в тесной взаимосвязи. Невозможно себе представить, чтобы речевой знак - слово не соотносился с мысленным образом предмета, который он называет. Иначе слова потеряют всякий смысл и мы не поймем друг друга.

Если учесть, что левая половина тела управляется правым полушарием, и, наоборот, правая - левым, то по нескольким простым действиям можно определить характер человека.

Среди учащихся 8 – 9 классов проводим мониторинги:

  1. Знакомы ли учащиеся с профессиями, основанными на химических знаниях?
  2. Имеют ли отношения к химическим профессиям твои родители?
  3. Будет ли ваша будущая специальность в дальнейшем связана с химией?

На занятиях элективного курса помогаем ребятам познакомиться со специальностями, связанными с химией, узнать, какие вопросы решают эти специалисты, какие вузы их готовят, объекты их дальнейшей работы. Среди таких специальностей – криминалисты. Наши ребята познакомились с этой профессией в криминалистической лаборатории, побывали в роли врача – лаборанта, фармацевта, на некоторое мгновение стали инженерами – технологами; на практическом занятии побывали в роли врача – стоматолога; занимались в современной химической лаборатории на предприятии «Хенкель – Юг». А в детской больнице стали для малышей добрыми докторами, медсестрами. На практическом занятии в медицинской лаборатории научились анализировать состав крови.

Следующий блок занятий проходил в ЭПЭТ (Энгельсский промышленно – экономический техникум). Ребята побывали в роли экспертов потребительских товаров. На практическом занятии ребята осуществляли экспертизу молока и творога органолептическим методом, определяли качество кожи.

Следующий блок наших занятий проходил в СГТУ ЭТИ на кафедре «Технология электрохимических производств». Оказывается, на этой кафедре производят электростимуляторы сердца, собирают аккумуляторы для автомобилей. На практическом занятии ребята наносили защитные покрытия на металлические изделия с помощью гальванометода. Особое впечатление ребята получили, увидев, как с помощью новых материалов – структурированного графита – можно удалить нефтяное пятно – это доступный и перспективный метод.

Следующий блок занятий проходил  на кафедре «Экология», ребята изучали экологическое состояние  воды из различных источников, знакомились с профессией эколога.

Занятие на кафедре «Технология пластмасс и эластомеров» заинтересовало ребят тем, что на практической работе они познакомились с профессией инженера – технолога по производству высокомолекулярных соединений. В лаборатории ребята изучали свойства пластмасс, эластомеров и новых композиционных материалов. Убедились в том, что пластмассовая посуда отечественного производства соответствует всем экологическим требованиям.

Занятия нашего элективного курса осуществляется и на площадке учреждения раннего профессионального образования «Лицей № 34». Наши ребята побывали в роли экспертов, кондитеров, барменов, научились красиво сервировать праздничный стол, украшать кондитерские изделия.

На итоговом занятии элективного курса в МОУ «СОШ №33» подводим с ребятами итог. Для этого проводим заключительный мониторинг:

«О каких профессиях, связанных с химией вы узнали в ходе занятий?»

«Появился ли у вас интерес к познанию новых профессий?»

«Будет ли ваша будущая специальность связана с химией?»… Каждый участник элективного курса готовит буклет или презентацию  по профессии. На этом же занятии определяем у ребят по методике Е.А. Климовой тип будущей профессии:    I   человек – природа,

                                    II  человек – техника,

                              III человек – знак,

                                        IV человек – искусство,

                                   V  человек – человек.

Если верить в свою судьбу и свое предназначение, то при выборе своей будущей профессии можно воспользоваться знаками свыше, то есть доверить свой выбор знакам зодиака. И можно узнать, что Овны – это в будущем одаренные писатели и ораторы, Весы – дипломаты и адвокаты, Козероги – хорошие архитекторы и инженеры и т.д.

Итак, в заключении нам хочется сказать, что основная цель сетевой предпрофильной подготовки:

  1. заставить человека задуматься,
  2.  спровоцировать его на размышления о проблемах выбора профессии и карьеры,
  3. и глобальнее о собственной судьбе





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения

Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения...

МОДЕЛЬ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА

Описывается производственно - педагогический кластер как эффективное средство социализации обучающихся...

Элективный курс предпрофильной подготовки «Аналитическая химия. Качественный анализ»

Работа посвящена  разработке одной из актуальных тем современной методик преподавания химии в школе – предпрофильного образования школьников....

Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы

Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наиб...