урок с использованием ЭОР "Основные сведения об атоме"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Глазырина Нина Пименовна

 

Основные сведения об атоме.

Данные об авторе: Глазырина Нина Пименовна, учитель химии МОУ Болгуринской СОШ, Воткинского района, Удмуртской Республики

Уровень образования: предмет – химия, основное общее образование, класс – 8

Характеристика урока (занятия): тип урока – комбинированный, с применением ИКТ и ЭОР

Краткое описание урока:

Урок по теме «Основные сведения о строении атома» - первый урок в теме «Атом», где идет ознакомление учащихся  с историей возникновения и развития понятия «Атом», составом и строением атома на базовом уровне.

Цель урока: изучение понятий: «атом», «модели атома», «состав ядра атома»

Обучающие задачи урока - учащиеся должны получить знания:

·         об основных моделях строения атома (модель Э. Томпсона – «кекс с изюмом», модель Резерфорда - Бора – «планетарная модель»)

·         о нуклонах – ядерных частицах и электронах (заряд и масса) в электронной оболочке

Учащиеся должны научиться определять число протонов, электронов, нейтронов по порядковому номеру элемента в периодической системе и массовому числу и собирать модели атомов по одному из заданных чисел (числу протонов, числу электронов, массовому числу).

Развивающие задачи урока: развитие абстрактного видения сути материи на основе моделей и моделирование объектов микромира (атомов) на основе научных представлений

Воспитательные задачи урока: обогатить знания учащихся законами мироздания – единство и борьба противоположностей

При проведении урока используются фронтальная, парная и индивидуальная работа

 

 

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Вре-мя       (в мин.)

1.

Оргмомент. Введение в тему урока.

 

Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.

Восприятие проблемы урока при постановке целей учителем.

1

2.

Повторение изученного материала.

 

 

Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала по вопросам: что изучает химия, что такое вещества, из чего они состоят, что представляют собой частицы вещества, при этом восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся. Форма - беседа учителя с учащимися.

Обобщение и систематизация имеющихся знаний, включение в беседу с учителем.

5

Изучение нового материала

3.

 

История возникновения и развития понятия «Атом».

 Модели атома

 1 Атомная гипотеза. Основные сведения о строении атома

Беседа с классом, направленная на восприятие знаний по теме «История открытия строения атома» на примере  демонстрации анимации информационного ресурса 1 и 2.

Восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем. Коллективная учебно-познавательная деятельность.

10

 2 История открытия строения атома

4.

Состав атома

3 Состав атомных ядер (протоны, нейтроны)

 

Введение понятия о составе атома, нуклонах и электронах  на основе демонстрации  интерактивной модели информационного ресурса 3.

Коллективная учебно-познавательная деятельность.

10

5.

Моделирование состава атомов кислорода, водорода, лития, углерода

 

Закрепление введенного понятия, самостоятельная работа с раздаточным материалом «Модели атомов»

Парная учебно-познавательная деятельность с самооценкой деятельности.

 

5

Обобщение изученного на уроке

6.

Повторение теории

4 Основные сведения о строении атома. Модели строения атомов

 

Закрепление изученного на основе демонстрации  интерактивной модели информационного ресурса 4

Коллективная работа над поставленными вопросами.

3

7.

Контроль знаний по теме «Основные сведения об атоме»

5 Тесты по теме "Основные сведения о строении атома"

 

Выявление уровня сформированности знании учащихся, установление недостатков в овладении учебным материалом.

Индивидуальная работа на ПК по вопросам теста

10

8.

Подведение итогов урока, домашнее задание

 

Подача и комментирование домашнего задания

Индивидуальная работа

1

 

.

 

 

 

 

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Атомная гипотеза. Основные сведения о строении атома

Информационный,  интерактивный

Анимация

 

http://fcior.edu.ru/card/6854/atomnaya-gipoteza-osnovnye-svedeniya-o-stroenii-atoma.html

 

2

История открытия строения атома

Информационный,  интерактивный

Анимация

http://fcior.edu.ru/card/8645/istoriya-otkrytiya-stroeniya-atoma.html

 

3

Состав атомных ядер (протоны, нейтроны)

Информационный,  интерактивный

Анимация

http://fcior.edu.ru/card/8715/sostav-atomnyh-yader-protony-neytrony.html

 

4

Основные сведения о строении атома. Модели строения атомов

 

Информационный,  интерактивный

Анимация

 

http://fcior.edu.ru/card/1995/osnovnye-svedeniya-o-stroenii-atoma-modeli-stroeniya-atomov.html

 

5

Тесты по теме "Основные сведения о строении атома"

 

Контрольный, текстовый

Текст вопросов с интерактивной иллюстрацией

 

http://fcior.edu.ru/card/11268/testy-po-teme-osnovnye-svedeniya-o-stroenii-atoma.html

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основные сведения строения атома"

1. Демокрит – ввёл понятие «атом –неделимый»n2. Стони (ирландский физик) – доказал, что электричество переносится электронами(ē). Они входят в состав атома.n3. Томсон и Перрен – доказали, что катодны...

Урок по теме "Основные сведения о строении атома"

Изучение темы "Строение атома" является наиболее трудным, поэтому при объяснении этой темы я использую опорные схемы, таблицы, а также презентацию, в которой есть и викторина, и кроссворд и др....

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".

Разработка содержит материал : конспект, презентации  плана-конспекта урока и презентацию "Свойства железа", которую можно использовать и как проверочный материал....

Открытый урок по теме: «Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды» 7 класс

Тема урока: Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. Цели: Ознакомить учащихся с происхождением шёлковой ткани; со свойствами шелка; научить ...

Урок по теме "Основные сведения о строении атома"

Урок в 11 классе с использованием ИКТ...

Статья "Использование исторических сведений при введении понятия отрицательного числа".

Данный материал будет полезен учителям математики 6 класса. Он пробуждает интерес учащихся к отрицательным числам и к математике в целом. На примере исторических сведений учащиеся видят. что математик...