урок с использованием ЭОР "Основные сведения об атоме"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Основные сведения об атоме.
Данные об авторе: Глазырина Нина Пименовна, учитель химии МОУ Болгуринской СОШ, Воткинского района, Удмуртской Республики
Уровень образования: предмет – химия, основное общее образование, класс – 8
Характеристика урока (занятия): тип урока – комбинированный, с применением ИКТ и ЭОР
Краткое описание урока:
Урок по теме «Основные сведения о строении атома» - первый урок в теме «Атом», где идет ознакомление учащихся с историей возникновения и развития понятия «Атом», составом и строением атома на базовом уровне.
Цель урока: изучение понятий: «атом», «модели атома», «состав ядра атома»
Обучающие задачи урока - учащиеся должны получить знания:
· об основных моделях строения атома (модель Э. Томпсона – «кекс с изюмом», модель Резерфорда - Бора – «планетарная модель»)
· о нуклонах – ядерных частицах и электронах (заряд и масса) в электронной оболочке
Учащиеся должны научиться определять число протонов, электронов, нейтронов по порядковому номеру элемента в периодической системе и массовому числу и собирать модели атомов по одному из заданных чисел (числу протонов, числу электронов, массовому числу).
Развивающие задачи урока: развитие абстрактного видения сути материи на основе моделей и моделирование объектов микромира (атомов) на основе научных представлений
Воспитательные задачи урока: обогатить знания учащихся законами мироздания – единство и борьба противоположностей
При проведении урока используются фронтальная, парная и индивидуальная работа
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Вре-мя (в мин.) |
1. | Оргмомент. Введение в тему урока. |
| Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. | Восприятие проблемы урока при постановке целей учителем. | 1 |
2. | Повторение изученного материала. |
| Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала по вопросам: что изучает химия, что такое вещества, из чего они состоят, что представляют собой частицы вещества, при этом восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся. Форма - беседа учителя с учащимися. | Обобщение и систематизация имеющихся знаний, включение в беседу с учителем. | 5 |
Изучение нового материала | |||||
3.
| История возникновения и развития понятия «Атом». Модели атома | 1 Атомная гипотеза. Основные сведения о строении атома | Беседа с классом, направленная на восприятие знаний по теме «История открытия строения атома» на примере демонстрации анимации информационного ресурса 1 и 2. | Восприятие информации, знаний, включение в беседу с учителем. Коллективная учебно-познавательная деятельность. | 10 |
2 История открытия строения атома | |||||
4. | Состав атома | 3 Состав атомных ядер (протоны, нейтроны)
| Введение понятия о составе атома, нуклонах и электронах на основе демонстрации интерактивной модели информационного ресурса 3. | Коллективная учебно-познавательная деятельность. | 10 |
5. | Моделирование состава атомов кислорода, водорода, лития, углерода |
| Закрепление введенного понятия, самостоятельная работа с раздаточным материалом «Модели атомов» | Парная учебно-познавательная деятельность с самооценкой деятельности.
| 5 |
Обобщение изученного на уроке | |||||
6. | Повторение теории | 4 Основные сведения о строении атома. Модели строения атомов
| Закрепление изученного на основе демонстрации интерактивной модели информационного ресурса 4 | Коллективная работа над поставленными вопросами. | 3 |
7. | Контроль знаний по теме «Основные сведения об атоме» | 5 Тесты по теме "Основные сведения о строении атома"
| Выявление уровня сформированности знании учащихся, установление недостатков в овладении учебным материалом. | Индивидуальная работа на ПК по вопросам теста | 10 |
8. | Подведение итогов урока, домашнее задание |
| Подача и комментирование домашнего задания | Индивидуальная работа | 1 |
.
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Атомная гипотеза. Основные сведения о строении атома | Информационный, интерактивный | Анимация |
http://fcior.edu.ru/card/6854/atomnaya-gipoteza-osnovnye-svedeniya-o-stroenii-atoma.html
|
2 | История открытия строения атома | Информационный, интерактивный | Анимация | http://fcior.edu.ru/card/8645/istoriya-otkrytiya-stroeniya-atoma.html
|
3 | Состав атомных ядер (протоны, нейтроны) | Информационный, интерактивный | Анимация | http://fcior.edu.ru/card/8715/sostav-atomnyh-yader-protony-neytrony.html
|
4 | Основные сведения о строении атома. Модели строения атомов
| Информационный, интерактивный | Анимация |
http://fcior.edu.ru/card/1995/osnovnye-svedeniya-o-stroenii-atoma-modeli-stroeniya-atomov.html
|
5 | Тесты по теме "Основные сведения о строении атома"
| Контрольный, текстовый | Текст вопросов с интерактивной иллюстрацией |
http://fcior.edu.ru/card/11268/testy-po-teme-osnovnye-svedeniya-o-stroenii-atoma.html
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Основные сведения строения атома"
1. Демокрит – ввёл понятие «атом –неделимый»n2. Стони (ирландский физик) – доказал, что электричество переносится электронами(ē). Они входят в состав атома.n3. Томсон и Перрен – доказали, что катодны...
Урок по теме "Основные сведения о строении атома"
Изучение темы "Строение атома" является наиболее трудным, поэтому при объяснении этой темы я использую опорные схемы, таблицы, а также презентацию, в которой есть и викторина, и кроссворд и др....
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".
Разработка содержит материал : конспект, презентации плана-конспекта урока и презентацию "Свойства железа", которую можно использовать и как проверочный материал....
Открытый урок по теме: «Краткие сведения о шёлковой ткани.Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды» 7 класс
Тема урока: Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. Цели: Ознакомить учащихся с происхождением шёлковой ткани; со свойствами шелка; научить ...
Урок по теме "Основные сведения о строении атома"
Урок в 11 классе с использованием ИКТ...
Уроки физики 8 класса Перышкин (объединены) №25-26. Тема урока «Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Объяснение электрических явлений»
краткий план урока (основа)...
Статья "Использование исторических сведений при введении понятия отрицательного числа".
Данный материал будет полезен учителям математики 6 класса. Он пробуждает интерес учащихся к отрицательным числам и к математике в целом. На примере исторических сведений учащиеся видят. что математик...