Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Форма урока: комбинированный урок

Тип урока: Урок повторного  контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала.

       Цели урока:

       1.Обучающая — вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.

         2.Развивающая — развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность    суворовцев  на уроке. Предоставить каждому из суворовцев проверить свой уровень подготовки по данной теме.

         3.Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности. Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого суворовца через задания и благоприятную психологическую атмосферу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.u.logarifmy_10.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК «РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ»

учитель  цикла ЕМД и ФВ  Гребнева  Т.Л.   06.02.2019

Форма урока: комбинированный урок

Тип урока: Урок повторного  контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала.

       Цели урока:

       1.Обучающая — вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.

         2.Развивающая — развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность    суворовцев  на уроке. Предоставить каждому из суворовцев проверить свой уровень подготовки по данной теме.

         3.Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности. Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого суворовца через задания и благоприятную психологическую атмосферу.

Задачи   урока:

  • выработать у суворовцев умение пользоваться алгоритмом решения логарифмических уравнений.
  • осуществить формирование первоначальных знаний в виде отдельных навыков после определенной тренировки решения  уравнений.
  • использовать авторскую презентацию для  зрительного восприятия

Методы и педагогические приемы:

Методы самообучения
Приемы устного опроса.
Приемы письменного контроля.

Коллективная учебная деятельность.

Раздаточный материал: задания для работы в группах

 Ход урока:

 1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих)

II. Объявление темы и целей урока:

Для определения ключевого слова, входящего в название темы    выполните кроссворд:

 

 

Вопросы кроссворда:

На что нельзя делить? (ноль);

Как называется ответ при решении уравнения? (корень);

Часть математики, в которой рассматриваются решения уравнений (алгебра);

Равенство с переменной (уравнение);

Равенство двух отношений (пропорция);

От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (дискриминант):

Как называется функция вида у = loga x? (логарифмическая);

Как называется независимая переменная? (аргумент).

 

Ключевое слово – ЛОГАРИФМ.

 

III. Актуализация опорных знаний  суворовцев:

1)   Устный опрос   по теории:

      1.Что значит решить уравнение?

       2.Что такое корень уравнения?

       3.Какие уравнения называют логарифмическим?

  1. Что называется логарифмом? Десятичным логарифмом?
  2. Какие свойства логарифмов вы знаете?
  3. Какая функция называется логарифмической? Область определения и область значения.
  4. Когда логарифмическая функция убывает, когда возрастает на всей области определения?
  5. Какие методы решения логарифмических уравнений вы уже рассматривали на уроках алгебры ?

 

2) Математический диктант: (вопросы – задания).

На которые суворовцы  отвечает «да» или «нет»

  1. Логарифмическая функция y=logа x определена при любом х.(-)
  2. Функция y=logax логарифмическая при a>0, a=0, x>0.(+)
  3. Область определения логарифмической функции является множество действительных чисел.(-)
  4. Область значений логарифмической функции является множество действительных чисел.(+)
  5. Логарифмическая функция – четная.(-)
  6. Логарифмическая функция – нечетная.(-)
  7. Функция y=log3 x – возрастающая.(+)
  8. Функция y=logax при 0
  9. График логарифмической функции всегда находится в I и IV четвертях.(+)
  10. График логарифмической функции всегда пересекает Ох в точке (1;0).(+)
  11. Существует логарифм отрицательного числа.(-)
  12. Существует логарифм дробного положительного числа.(+)

(+) - вопросы 2, 4,7,9,10,12

3) Вычислить  значения логарифмов: (задания по рядам)

 log 2 16;            log 2 64;                log 2 2;

log 2 1 ;             log 2 (1/2);            log 2 (1/8);

log 3 27;            log 3 81;                log 3 3;

log 3 1;              log 3 (1/9);            log 3 (1/3);

log1/2 1/32;        log1/2 4;                 log0,5 0,125;

log0/5 (1/2);        log0,5 1;                 log1/2 2.

 

IV. Формирование практических умений и навыков: (работа в группах)

 

А) Логарифмический марафон,  последующая взаимопроверка    в группах

Методы   решения  уравнения

Уравнение    (неравенство)

Ответ

С помощью

определения

Потенцирование (применяя свойства логарифма)

Введение новой переменной

1

log(x2 – 3x – 5) = log(7 – 2x).

-1; 2

2

lg 2 x – lg x – 6 = 0.

 

0,01; 1000

3

logах=logа10- logа2

 

5

4

lg(х-9)+ lg(2х-1)=2

 

13

5

lоg2 2 x – lоgx– 2 = 0.

¼ ; 4

6

log0,6  (7x – 21) > log0,6 6х

 

   ( -∞; 21)

7

+ х - 11) < 0

х<-4; х>3

8

3

 V. Из истории логарифмов.

Изобретение логарифмов в начале XVII века тесно связано с развитием производства и торговли, астрономии и мореплавания, требовавших усовершенствования методов вычислительной математики. Все чаще требовалось быстро производить громоздкие действия над многозначными числами, все точнее и точнее должны были быть результаты  вычислений. Вот тогда-то и нашла воплощение идея логарифмов, ценность которых  состоит в сведении сложных действий III ступени ( возведения в степень и извлечения корня) к более простым действиям II ступени (умножению и делению), а последних- к самым простым, к действиям I ступени (сложению и вычитанию).

Изобретение логарифмов, название их и первые таблицы логарифмов принадлежат шотландскому любителю математики Джону Неперу (1550 -1617), хотя раньше его составил первые таблицы логарифмов также любитель математики — часовщик и мастер астрономических приборов швейцарец И. Бюрги. Однако таблицы Бюрги были опубликованы в 1620 г., а таблицы Непера появились в 1614 г. Составлением логарифмических таблиц эти талантливые люди занимались параллельно, но независимо один от другого. При составлении таблиц оба они руководствовались идеей, высказанной еще Архимедом, а затем более подробно исследованной М. Штифелем в работе » Полная арифметика» .

Разработка идеи Архимеда и Штифеля приводит к понятию логарифма. Из различных систем логарифмов замечательны две: логарифмы с иррациональным основание е = 2,7182818284…, которые носят название натуральных, и системы логарифмов с основанием 10, называемые десятичными логарифмами.

 VI. Караоке

Группам одновременно предлагается решить уравнения и про полученное в ответе число напеть строчку из песни, где оно встречается.

  1. log 1/2 x = -1 (х=2, «Дважды два – четыре, дважды два – четыре…»)
  2. log Ö3/3 x = -2 (х=3, «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой…»)
  3. lg x = 6 (х=1000000, «Миллион, миллион алых роз…»)
  4. log 2 x = -1 (х=0,5, «Половинку сердца оставлю с тобою…», «Полчаса без тебя, полчаса…»)
  5. log 2006 x = 0 (х=1, «Ты единственная моя…»)

 

VII. Рефлексия. 

В качестве рефлексии всем суворовцам  предлагается написать синквейн: 3 существительных, которые отвечают внутреннему состоянию учащегося, такие же 3 глагола, 3 прилагательных, 1 слово с «!» на конце и законченное предложение.  Подведение итогов. 

Преподаватель делает вывод о степени достижимости поставленных в начале урока целей и благодарит суворовцев за работу на уроке.

    VIII. Задание на сампо: )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по теме : "Решение логарифмических уравнений и неравенств"

Урок в 11 классе , опиралась на подготовку к ЕГЭ . Данный урок провела как открытый для учителей районного  методического объединения естественно-математического цикла. Класс в котором вела урок ...

Методическая разработка урока по алгебре 8 класса «Свойства числовых неравенств»

Автор  УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений..Тема урока: Свойства числовых неравенств (раздел Числовые...

Методическая разработка урока по алгебре "Решение неравенств методом интервалов".

Конспек урока алгебры в 9 классе  по теме "Решение неравенств методом интервалов" соответствует учебнику "Алгебра для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макар...

разработка урока в 10 классе Решение логарифмических уравнений и неравенств.

обобщающий урок по данной теме, подготовка к контрольной работе....

Методическая разработка урока по алгебре в 8 классе "Решение линейных неравенств и их систем"

Представлена технологическая карта урока.Урок насыщен наглядностью, дидактическим, раздаточным материалом. Педагог применяла инновационные методы: презентацию к уроку на мультимедийном проекторе, инте...

Методическая разработка урока по алгебре на тему "Показательные уравнения"

Методическая разработка урока по алгебре на тему "Показательные уравнения"...