Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
методическая разработка по алгебре (10 класс)
Форма урока: комбинированный урок
Тип урока: Урок повторного контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Цели урока:
1.Обучающая — вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.
2.Развивающая — развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность суворовцев на уроке. Предоставить каждому из суворовцев проверить свой уровень подготовки по данной теме.
3.Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности. Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого суворовца через задания и благоприятную психологическую атмосферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.u.logarifmy_10.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК «РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ»
учитель цикла ЕМД и ФВ Гребнева Т.Л. 06.02.2019
Форма урока: комбинированный урок
Тип урока: Урок повторного контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала.
Цели урока:
1.Обучающая — вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.
2.Развивающая — развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность суворовцев на уроке. Предоставить каждому из суворовцев проверить свой уровень подготовки по данной теме.
3.Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли; сосредоточенность и внимание; настойчивость и ответственность, положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности. Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого суворовца через задания и благоприятную психологическую атмосферу.
Задачи урока:
- выработать у суворовцев умение пользоваться алгоритмом решения логарифмических уравнений.
- осуществить формирование первоначальных знаний в виде отдельных навыков после определенной тренировки решения уравнений.
- использовать авторскую презентацию для зрительного восприятия
Методы и педагогические приемы:
Методы самообучения
Приемы устного опроса.
Приемы письменного контроля.
Коллективная учебная деятельность.
Раздаточный материал: задания для работы в группах
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих)
II. Объявление темы и целей урока:
Для определения ключевого слова, входящего в название темы выполните кроссворд:
Вопросы кроссворда:
На что нельзя делить? (ноль);
Как называется ответ при решении уравнения? (корень);
Часть математики, в которой рассматриваются решения уравнений (алгебра);
Равенство с переменной (уравнение);
Равенство двух отношений (пропорция);
От чего зависит количество корней квадратного уравнения? (дискриминант):
Как называется функция вида у = loga x? (логарифмическая);
Как называется независимая переменная? (аргумент).
Ключевое слово – ЛОГАРИФМ.
III. Актуализация опорных знаний суворовцев:
1) Устный опрос по теории:
1.Что значит решить уравнение?
2.Что такое корень уравнения?
3.Какие уравнения называют логарифмическим?
- Что называется логарифмом? Десятичным логарифмом?
- Какие свойства логарифмов вы знаете?
- Какая функция называется логарифмической? Область определения и область значения.
- Когда логарифмическая функция убывает, когда возрастает на всей области определения?
- Какие методы решения логарифмических уравнений вы уже рассматривали на уроках алгебры ?
2) Математический диктант: (вопросы – задания).
На которые суворовцы отвечает «да» или «нет»
- Логарифмическая функция y=logа x определена при любом х.(-)
- Функция y=logax логарифмическая при a>0, a=0, x>0.(+)
- Область определения логарифмической функции является множество действительных чисел.(-)
- Область значений логарифмической функции является множество действительных чисел.(+)
- Логарифмическая функция – четная.(-)
- Логарифмическая функция – нечетная.(-)
- Функция y=log3 x – возрастающая.(+)
- Функция y=logax при 0
- График логарифмической функции всегда находится в I и IV четвертях.(+)
- График логарифмической функции всегда пересекает Ох в точке (1;0).(+)
- Существует логарифм отрицательного числа.(-)
- Существует логарифм дробного положительного числа.(+)
(+) - вопросы 2, 4,7,9,10,12
3) Вычислить значения логарифмов: (задания по рядам)
log 2 16; log 2 64; log 2 2;
log 2 1 ; log 2 (1/2); log 2 (1/8);
log 3 27; log 3 81; log 3 3;
log 3 1; log 3 (1/9); log 3 (1/3);
log1/2 1/32; log1/2 4; log0,5 0,125;
log0/5 (1/2); log0,5 1; log1/2 2.
IV. Формирование практических умений и навыков: (работа в группах)
А) Логарифмический марафон, последующая взаимопроверка в группах
Методы решения уравнения
№ | Уравнение (неравенство) | Ответ | С помощью определения | Потенцирование (применяя свойства логарифма) | Введение новой переменной |
1 | log3 (x2 – 3x – 5) = log3 (7 – 2x). | -1; 2 | |||
2 | lg 2 x – lg x – 6 = 0.
| 0,01; 1000 | |||
3 | logах=logа10- logа2
| 5 | |||
4 | lg(х-9)+ lg(2х-1)=2
| 13 | |||
5 | lоg2 2 x – lоg2 x– 2 = 0. | ¼ ; 4 | |||
6 | log0,6 (7x – 21) > log0,6 6х
| ( -∞; 21) | |||
7 | + х - 11) < 0 | х<-4; х>3 | |||
8 | 3 |
V. Из истории логарифмов.
Изобретение логарифмов в начале XVII века тесно связано с развитием производства и торговли, астрономии и мореплавания, требовавших усовершенствования методов вычислительной математики. Все чаще требовалось быстро производить громоздкие действия над многозначными числами, все точнее и точнее должны были быть результаты вычислений. Вот тогда-то и нашла воплощение идея логарифмов, ценность которых состоит в сведении сложных действий III ступени ( возведения в степень и извлечения корня) к более простым действиям II ступени (умножению и делению), а последних- к самым простым, к действиям I ступени (сложению и вычитанию).
Изобретение логарифмов, название их и первые таблицы логарифмов принадлежат шотландскому любителю математики Джону Неперу (1550 -1617), хотя раньше его составил первые таблицы логарифмов также любитель математики — часовщик и мастер астрономических приборов швейцарец И. Бюрги. Однако таблицы Бюрги были опубликованы в 1620 г., а таблицы Непера появились в 1614 г. Составлением логарифмических таблиц эти талантливые люди занимались параллельно, но независимо один от другого. При составлении таблиц оба они руководствовались идеей, высказанной еще Архимедом, а затем более подробно исследованной М. Штифелем в работе » Полная арифметика» .
Разработка идеи Архимеда и Штифеля приводит к понятию логарифма. Из различных систем логарифмов замечательны две: логарифмы с иррациональным основание е = 2,7182818284…, которые носят название натуральных, и системы логарифмов с основанием 10, называемые десятичными логарифмами.
VI. Караоке
Группам одновременно предлагается решить уравнения и про полученное в ответе число напеть строчку из песни, где оно встречается.
- log 1/2 x = -1 (х=2, «Дважды два – четыре, дважды два – четыре…»)
- log Ö3/3 x = -2 (х=3, «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой…»)
- lg x = 6 (х=1000000, «Миллион, миллион алых роз…»)
- log 2 x = -1 (х=0,5, «Половинку сердца оставлю с тобою…», «Полчаса без тебя, полчаса…»)
- log 2006 x = 0 (х=1, «Ты единственная моя…»)
VII. Рефлексия.
В качестве рефлексии всем суворовцам предлагается написать синквейн: 3 существительных, которые отвечают внутреннему состоянию учащегося, такие же 3 глагола, 3 прилагательных, 1 слово с «!» на конце и законченное предложение. Подведение итогов.
Преподаватель делает вывод о степени достижимости поставленных в начале урока целей и благодарит суворовцев за работу на уроке.
VIII. Задание на сампо: )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-презентация по теме : "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
Урок в 11 классе , опиралась на подготовку к ЕГЭ . Данный урок провела как открытый для учителей районного методического объединения естественно-математического цикла. Класс в котором вела урок ...
Методическая разработка урока по алгебре 8 класса «Свойства числовых неравенств»
Автор УМК: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений..Тема урока: Свойства числовых неравенств (раздел Числовые...
Методическая разработка урока по алгебре "Решение неравенств методом интервалов".
Конспек урока алгебры в 9 классе по теме "Решение неравенств методом интервалов" соответствует учебнику "Алгебра для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макар...
разработка урока в 10 классе Решение логарифмических уравнений и неравенств.
обобщающий урок по данной теме, подготовка к контрольной работе....
Методическая разработка урока по алгебре в 8 классе "Решение линейных неравенств и их систем"
Представлена технологическая карта урока.Урок насыщен наглядностью, дидактическим, раздаточным материалом. Педагог применяла инновационные методы: презентацию к уроку на мультимедийном проекторе, инте...
10 класс. Алгебра. Самостоятельная работа. Логарифмические уравнения и неравенства
Самостоятельная работа составлена в двух вариантах...
Методическая разработка урока по алгебре на тему "Показательные уравнения"
Методическая разработка урока по алгебре на тему "Показательные уравнения"...