Жизнь и творчество художника Владимира Егоровича Маковского.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дёмина Наталья Анатольевна

Владимир Егорович Маковский (1846–1920) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены. Он писал: "Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество художника Владимира Егоровича Маковского . «Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…»

Слайд 2

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр ). С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин …

Слайд 3

В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина . В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861). С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина.

Слайд 4

Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

Слайд 5

В 1861 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался в классе художников Сергея Зарянко и Евграфа Сорокина, учеников Алексея Венецианова. В следующем году на студенческой выставке показали картину Маковского «Квасник». На ней художник изобразил мальчика, который продавал квас. Это полотно он создал под руководством отца и Василия Тропинина .

Слайд 6

Несколько лет Владимир Маковский работал над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей». Полотно он создал под впечатлением от рассказа Ивана Тургенева « Бежин луг». За полотно «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил золотую медаль имени французской портретистки Виже-Лебрен от Академии художеств. За эту же работу Маковскому дали звание классного художника I степени. Оно позволяло получить личное дворянство и денежное пособие, а также съездить на учебу в Европу за счет Академии художеств.

Слайд 7

В 1869 году Владимир Маковский женился на Анне Герасимовой. В том же году у него родился сын Александр. После этого Маковский вновь стал рисовать детей. Эта тема стала главной в творчестве художника в 1870-х. Картина «Игра в бабки» с изображением крестьянских ребятишек стала первой, которую купил для своей галереи Павел Третьяков.

Слайд 8

Владимир Маковский писал юмористические жанровые сценки. На таких картинах художник сатирически изображал купцов, мещан и чиновников. В 1870 году он написал сценку «В приемной у доктора». За картину «Любители соловьиного пения», которую Маковский написал в 1873 году, он получил звание академика живописи. Общество поощрения художеств наградило живописца денежной премией. В том же году картины Маковского впервые показали за границей. Полотна «Любители соловьиного пения» и «В приемной у доктора» отвезли в Вену на Всемирную универсальную выставку.

Слайд 9

Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».

Слайд 10

Глубинные изменения в обществе и общая демократизация искусства во второй половине XIX века в России была закономерным фактором исторического развития. В области изобразительного искусства выражением новых настроений явилось создание Товарищества передвижных художественных выставок, устав которого был подписан 2 ноября 1870 года В 1872 году Владимир Маковский стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Будучи с самого начала одним из наиболее деятельных членов Товарищества, Маковский , участвовал почти во всех его выставках, а с 1874 года его избрали членом правления. На каждой новой выставке появлялись новые полотна художника (по условиям, принятым Товариществом, на передвижные выставки принимались только новые произведения, нигде ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся). Глубинные изменения в обществе и общая демократизация искусства во второй половине XIX века в России была закономерным фактором исторического развития. В 1872 году Владимир Маковский стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Будучи с самого начала одним из наиболее деятельных членов Товарищества, Маковский , участвовал почти во всех его выставках, а с 1874 года его избрали членом правления. На каждой новой выставке появлялись новые полотна художника (по условиям, принятым Товариществом, на передвижные выставки принимались только новые произведения, нигде ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся).

Слайд 11

Образы жанровых картин художника всегда были очень различны, но в то же время характерны и типичны. Сюжеты картин он строил на малозначительных эпизодах повседневной жизни. Это свойство произведений Маковского стало особенно заметно при сравнении с «хоровыми» картинами передвижников, которые поднимали серьезные социальные и нравственные проблемы. Маковский в отличие от них не осуждал явления современной жизни, а скорее интересовался поведением людей в разных ситуациях, то мягко подсмеиваясь, то снисходительно иронизируя, то сопереживая своим героям, одержимым той или иной страстью.

Слайд 12

Постепенно юмористический настрой картин Маковского начинает меняться. В картинах художника всё отчётливее начинают проявляться тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых. В картинах «Посещение бедных», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

Слайд 13

В 1880 годы мастер достиг наивысшего мастерства в создании подобных картин-новелл. Одной из подобных вершин и по живописному мастерству, и по содержанию является полотно «На бульваре». Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Представляется, что они родом из деревни, где готовились прожить, подобно своим родителям, в обычных трудах и радостях крестьянского уклада. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. Теперь они чужие. Он успел пропитаться городским духом – тщательно следит за внешностью, в руках небольшая гармошка – видно, что ему больше всего нравится в городской жизни.

Слайд 14

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.

Слайд 15

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

Слайд 16

Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - "Объяснение" (1889-91), с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения. Комната, залитая солнечным светом, белый китель студента, белый кафель печки, его отблеск на крышке рояля - все пронизано свежестью и чистотой первого чувства.

Слайд 17

Однако в 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в АХ проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу. В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы - грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

Слайд 18

События первой революции в России 1905 года нашли отражение в творчестве Маковского картинами «Допрос революционерки»(1904 год) и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове»(1905).

Слайд 19

Творческое наследие Владимира Егоровича Маковского трудно переоценить. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое и правдивое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории. Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в его умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности никогда не навязывалась зрителю , а воспринималась им как собственное суждение о происходящем. Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен был в Петрограде на Смоленском православном кладбище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Конкурс знатоков творчества П.П. Бажова Викторина "Жизнь и творчество уральского писателя».

Конкурс знатоков творчества  П.П. БажоваВикторина "Жизнь и творчество уральского писателя»....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта

В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...