Лессировка в живописи. 5 класс. ДШИ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Кривенок Надежда Владимировна
«Лессировка в акварельной живописи» (Методы и приемы акварельной техники в процессе выполнения этюда натюрморта в течение одного сеанса (лессировка). С обучающимися 5 класса по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись», нормативный срок обучения 8(9) лет. Содержит план-конспект урока, презентацию теоретической части урока и презентацию к творческой части урока.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Нижнеудинская районная детская школа искусств»

План-конспект по живописи по теме.

«Лессировка в акварельной живописи»

(Методы и приемы акварельной техники в процессе выполнения этюда натюрморта в течение одного сеанса (лессировка).  

С обучающимися 5 класса

по дополнительной предпрофессиональной программе

в области изобразительного искусства «Живопись»

нормативный срок обучения 8(9) лет.

Выполнила:

 Кривенок Надежда Владимировна

преподаватель Нижнеудинской РДШИ (Iкат.)

Нижнеудинск

2024

Введение.

(Методы и приемы акварельной техники в процессе выполнения этюда натюрморта в течение одного сеанса (лессировка). По программе учебного предмета «Живопись», разработанной на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Где содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.

В пятом классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

На уроке развиваем представления о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд натюрморта с использованием акварели (многослойная живопись) на бумаге формата А3.

Тема. «Лессировка в акварельной живописи»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: рисование с натуры.

Метод обучения: объяснительно- иллюстративный, наглядно-демонстрационный, личный показ.

Цели: Закрепить знания о свойствах акварели, способах работы с ней.

Задачи:   с основными методами и приемами работы акварельными красками (метод лессировки, а-ля-прима, по-сырому, вливание цвета в цвет).  Познакомить обучающихся с творчеством  художников. Развивать интерес обучающихся к изобразительному искусству, развивать творческие способности детей, воспитывать аккуратность в работе и на рабочем месте, воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

(В итоге: знать этапы работы над натюрмортом, последовательно работать; знать понятие и особенности техники лессировки; уметь выполнять работу в данной технике).

Оборудование:

для учащихся – бумага, карандаш, акварель.

Для учителя – бумага, карандаш, акварель, рисунки и репродукции по теме, последовательная работа (мастер-класс).

Оборудование: презентации к уроку. Мультимедиа, учебный рисунок; иллюстрации. Ноутбук, телевизор, таблицы.

План урока:

1. Организационный момент 2мин.

2. Актуализация знаний 5 мин.

3. Знакомство с репродукциями знаменитых художников. 5мин

  1. Работа с таблицами. 2 мин.(таблицы)
  2. разбор этапов работы 2 мин.
  3. Творческая работа совместно с преподавателем. 20мин
  4. Итог урока. Рефлексия 1-4мин

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Преподаватель демонстрирует творческие работы прошлых лет учеников ДШИ в разных техниках, выполненные аварелью и предлагает ответить на вопросы: На слайдах – выставка работ обучающихся, репродукции преподавателя, художников, выполненные акварелью.

  1. Назовите техники и приемы акварельной живописи, которые вы знаете.
  2. Рассмотрите эти работы, чем написаны они?

2. Назовите какие свойства акварельных красок вы знаете.

3.Рассмотрите эти работы и назовите в какой технике акварельной живописи выполнены эти работы?

Лессировка - наносится прозрачными тонкими слоями на сухую поверхность,

По-сырому - краска наносится на мокрый лист(пропитан водой заранее),

Вливание цвета в цвет - по мокрому листу (лист полностью не пропитывается, только поверхность),

Аля-прима - техника живописи, в которой цвет наносится сразу и ложится на нужное место (после не добавляется цвет), можно работать заливками,

Смешанная - когда используют две или более техник при написании живописной работы...

Есть еще сухая кисть, лессировка одним цветом называется гризайль, и это крассические приемы и техники акварели, и много разных техник нетрадиционных, то есть не при помощи кисти.

Техника акварели - легкая и импровизационная, которая относится к загадочному разряду стариннообразных искусств, вечно скитающихся на распутье живописно-графических исканий. Акварели присущ свой художественный язык, свои выразительные средства, как и свой мир образов.  Акварелью можно нарисовать все, что поддается визуальному воспроизведению.

Сегодня мы будем работать в одной из техник, которая вам уже знакома и называется она - Лессировка.

3.Знакомство с репродукциями знаменитых художников.

Обратите внимание, эти работы выполнены в одной технике - лессировка  выполненных масляными красками (демонтрация репродукции, из истории появления техники лессировка).

         

Наложение тончайших слоев краски различных оттенков позволяет передать живое и достоверное ощущение света и тени, ощущение объемности предметов, погруженных в воздушную среду. Одним из первых этот метод стал применять Леонардо да Винчи, талантливо использовали его Рембрандт, Веласкес и другие художники. Техникой тончайших лессировок создана необыкновенно нежная светотень лица знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи и передано сказочное мерцание хрусталя в натюрмортах старых голландцев

4. Работа с таблицами. (таблицы)

Лессировка в акварели — это не только техника, но и настоящее искусство управления светом и цветом. Она открывает художнику возможность играть с глубиной и насыщенностью цветов, создавая эффекты, которые невозможно достичь другими методами. Наложение тончайших слоев краски различных оттенков позволяет передать живое и достоверное ощущение света и тени, ощущение объемности предметов, погруженных в воздушную среду, при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски. Они пропускают, а затем отражают свет от поверхности бумаги, создавая сияющий эффект.

Сегодня  будем  рисовать   натюрморт из двух предметов. (К постановке натюрморта для работы с натуры следует подходить достаточно серьезно, т.к. от первого впечатления, полученного от восприятия натурной постановки, зависит результат работы в живописи.)

5. разбор этапов работы.

Вспомним - что акварель - краски водорастворимые, и при разведении водой они дают легкие прозрачные смеси, через которые просвечивает белая бумага – это естественный белый цвет в живописи акварелью, по рекомендации художника России Николая Григорьевича Петрова: «При любом акварельном приеме не спешить трогать краской заведомо белые плоскости цвет этих мест определится к концу работы, утраченную белизну не вернешь». Возьмите себе за правило!

  1. Построение натюрморта карандашом, с применением знаний, полученных на предыдущих занятиях. Учитываем деление плоскостей, линию горизонта, симметрию...
  2. Деление на свет и тень при помощи цвета, применяя правило холодного освещения или теплого.
  3. Наносим локальные цвета (цвет предмета)
  4. Связываем предметы с окружением через рефлексы.
  5. Прорабатываем темные места, добавляя на заднем плане большими мазками, на переднем - мелкие, с прорисовкой.
  6. Проработываем передний план.

6.Творческая работа совместно с преподавателем.

Слайды последовательности работы.

7.Итог урока. Рефлексия.

- Какой метод послойной  живописи позволяет наносить тонкие слои краски?

Техника лессировки - в акварели представляет собой способ нанесения краски на бумагу, при котором краска наносится на сухую поверхность, после высыхания предыдущего, чтобы создать мягкие и переходные оттенки.

 Предлагаю провести мини выставку выполненных работ, для просмотра и выявления ошибок или недоработок, с анализом и рекомендациями для каждого обучающегося.

Напоминаю: В живописной работе акварельный этюд выстраивается слоями, от светлых к темным тонам. Соответственно, нам не всегда удастся достичь по-настоящему темного цвета только одним слоем краски. Таким образом, самый темный цвет достигается путем нанесения одного слоя на другой до тех пор, пока не получится желаемая глубина цвета. Этот метод нанесения слоев краски называется лессировка. По технологии каждый красочный слой должен полностью высохнуть до того, как на него будет положен следующий слой. Это «классическая» акварельная техника.

Приложения

Таблицы

1D3FoDIWbjP85H43j4MXvyQFHRuZxFXurja5BbKToKN873YannmurUqjp8U_jLQk_59VoGf8таб. 1 imagesтаб.2

scale_2400таб 3

В помощь преподавателю советы:

Приведём в пример несколько цветов, которые можно использовать для лессировки:

гуммигут (New Gamboge);

индийский жёлтый (Indian Yellow);

винзор красный (Winsor Red);

малиновый ализариновый (Alizarin Crimson);

кармин (Carmine);

розовый прочный (Permanent Rose);

пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta);

винзор фиолетовый (Winsor Violet (Dioxazine));

индатрен синий (Indanthrene Blue);

французский ультрамарин (French Ultramarine);

кобальт синий (Cobalt Blue);

синий антверпен (Antwerp Blue);

берлинская лазурь (Prussian Blue);

виридоновая (Viridian);

винзор зелёный (Winsor Green (Yellow Shade));

зелёный перилен (Perylene Green);

зелёный Хукера (Hooker’s Green);

травяная зелень прочная (Permanent Sap Green) и другие.

Вот некоторые цвета, которые лучше не выбирать для этой техники:

кадмий жёлтый или красный (cadmium yellow or red);

церулиум синий (Cerulean Blue);

марганцовая голубая (Manganese Blue Hue);

кобальт бирюзовый (Cobalt Turquoise);

кобальт зелёный (Cobalt Green);

неаполитанский жёлтый (Naples Yellow);

жёлтая охра (Yellow Ochre);

сепия (Sepia) и индиго (Indigo).

Работы

IMG_20220321_232331IMG_20220922_170530IMG_20220321_232358

Работы Кривенок НВ, выполнены лессировкой(оригиналы)

Фото детских работ - Лессировка

1655323888_39-flomaster-club-p-lessirovka-akvarelyu-poetapno-krasivie-ris-401681447586_pictures-pibig-info-p-natyurmorti-legkie-pinterest-41678173054_papik-pro-p-natyurmort-iz-ploskikh-predmetov-26

Из интернета - разные техники

2024-10-21_00-44-492024-10-21_00-44-252024-10-21_00-45-18

Многослойная+акварельная+живопись+Лессировкаscale_1200мазки

2024-10-21_01-29-21unnamed (1)

Репродукции

4618241виллем клас хеда н-рт с устрицами, чашкой наутилуса, ремером, лимоном и другими предметами2н-рт с ежевичным пирогом, хеда3

менины4

1Рембранд Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына»

2 Виллем Клас Хеда «Н-рт с устрицами, чашкой наутилуса, ремером, лимоном и другими предметами»

3 «Н-рт с ежевичным пирогом», Хеда

4 Диего Веласкес, «Менины», или «Семья Филиппа IV»

Постановка, натюрморт.

лук


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лессировка в акварельной живописи» Этапы работы над натюрмортом в технике лессировка. ДООП «Живопись» 8 (9 лет), 5 класс преподаватель I категории Кривенок Надежда Владимировна Нижнеудинск, 2024 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Нижнеудинская районная детская школа искусств

Слайд 2

«Лессировка в акварельной живописи» Рисование с натуры натюрморта. Лессировка — это техника живописи, основанная на нанесении тонких полупрозрачных красок друг на друга.

Слайд 3

1. Построение натюрморта карандашом, с применением знаний, полученных на предыдущих занятиях. Учитываем деление плоскостей, линию горизонта, симметрию... 2. Деление на свет и тень при помощи цвета, применяя правило холодного освещения или теплого. 3. Наносим локальные цвета (цвет предмета) 4. Связываем предметы с окружением через рефлексы. 5. Прорабатываем темные места, добавляя на заднем плане большими мазками, на переднем - мелкие, с прорисовкой. 6. Проработываем передний план. 7. Выставка готовых работ.

Слайд 4

Компоновка изображения предметов постановки натюрморта. Построение натюрморта карандашом, с применением знаний, полученных на предыдущих занятиях. Учитываем деление плоскостей, линию горизонта, симметрию. Разметка бликов, теней, рисунка на ткани. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

Слайд 5

Компоновка изображения предметов постановки натюрморта. Построение натюрморта карандашом, с применением знаний, полученных на предыдущих занятиях. Учитываем деление плоскостей, линию горизонта, симметрию. Разметка бликов, теней, рисунка на ткани. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

Слайд 6

Первый слой. Деление на свет и тень Анализ, прописка света, тени, полутени на предметах с учетом холодного или теплого освещения. В самых освещенных метах остается белая бумага. Свет имеет холодные оттенки (голубой, розовый), тени теплые (коричневые).

Слайд 7

Первый слой. Прописка всего натюрморта Анализ тональных особенностей, колорита постановки. Наносим локальные цвета (цвет предмета). Пишем цвет драпировки большими плоскостями локальным цветом. (холодное освещение)

Слайд 8

Последующие слои. Лепка объема предметов Прописывается всё, начиная с дальнего плана, работа акварелью ведется быстро, аккуратно. Сравнивается тональность предметов, планов. Связываем предметы с окружением через рефлексы. Передаем материальность и пространство.

Слайд 9

Последующие слои. Передача материальности предметов Прописывая предметы каждый в отдельности, нельзя забывать о взаимовлиянии (рефлексах, контрастах). Драпировки очень близкие по тональности, контрастны по цвету - имеют массу нюансов (оттенков).

Слайд 10

Цельность и выразительность Прорабатываем темные места, добавляя на заднем плане большими мазками, на переднем - мелкие, с прорисовкой. Обобщаются те участки, которые дробятся, либо светлые по тону. Прописываются детали, усиливаются контрасты (свет, тени) на переднем плане.

Слайд 11

Проработываем передний план, и работа готова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лессировка в акварельной живописи» Этапы работы над натюрмортом в технике лессировка. ДООП «Живопись» 8 (9 лет), 5 класс преподаватель I категории Кривенок Надежда Владимировна Нижнеудинск, 2024 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Нижнеудинская районная детская школа искусств

Слайд 2

«Лессировка в акварельной живописи» Рисование с натуры натюрморта. Лессировка — это техника живописи, основанная на нанесении тонких полупрозрачных красок друг на друга.

Слайд 3

1. Построение натюрморта карандашом, с применением знаний, полученных на предыдущих занятиях. Учитываем деление плоскостей, линию горизонта, симметрию... 2. Деление на свет и тень при помощи цвета, применяя правило холодного освещения или теплого. 3. Наносим локальные цвета (цвет предмета) 4. Связываем предметы с окружением через рефлексы. 5. Прорабатываем темные места, добавляя на заднем плане большими мазками, на переднем - мелкие, с прорисовкой. 6. Проработываем передний план. 7. Выставка готовых работ.

Слайд 4

Компоновка изображения предметов постановки натюрморта. Построение натюрморта карандашом, с применением знаний, полученных на предыдущих занятиях. Учитываем деление плоскостей, линию горизонта, симметрию. Разметка бликов, теней, рисунка на ткани. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

Слайд 5

Компоновка изображения предметов постановки натюрморта. Построение натюрморта карандашом, с применением знаний, полученных на предыдущих занятиях. Учитываем деление плоскостей, линию горизонта, симметрию. Разметка бликов, теней, рисунка на ткани. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта.

Слайд 6

Первый слой. Деление на свет и тень Анализ, прописка света, тени, полутени на предметах с учетом холодного или теплого освещения. В самых освещенных метах остается белая бумага. Свет имеет теплые оттенки (желтый), тени холодные (голубой, синий, фиолетовый)

Слайд 7

Первый слой. Прописка всего натюрморта Анализ тональных особенностей, колорита постановки. Наносим локальные цвета (цвет предмета). Пишем цвет драпировки большими плоскостями локальным цветом. (теплое освещение)

Слайд 8

Последующие слои. Лепка объема предметов Прописывается всё, начиная с дальнего плана, работа акварелью ведется быстро, аккуратно. Сравнивается тональность предметов, планов. Связываем предметы с окружением через рефлексы. Передаем материальность и пространство.

Слайд 9

Последующие слои. Передача материальности предметов Прописывая предметы каждый в отдельности, нельзя забывать о взаимовлиянии (рефлексах, контрастах). Драпировки очень близкие по тональности, контрастны по цвету - имеют массу нюансов (оттенков).

Слайд 10

Цельность и выразительность Прорабатываем темные места, добавляя на заднем плане большими мазками, на переднем - мелкие, с прорисовкой. Обобщаются те участки, которые дробятся, либо светлые по тону. Прописываются детали, усиливаются контрасты (свет, тени) на переднем плане.

Слайд 11

Проработываем передний план, и работа готова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нижнеудинская районная детская школа искусств» «Лессировка в акварельной живописи» (Методы и приемы акварельной техники в процессе выполнения этюда натюрморта в течение одного сеанса (лессировка). С обучающимися 5 класса по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» нормативный срок обучения 8(9) лет. Кривенок Надежда Владимировна преподаватель Нижнеудинской РДШИ (Iкат.)

Слайд 2

1. Назовите техники и приемы акварельной живописи, которые вы знаете. 2. Рассмотрите эти работы, чем написаны они? Рисование с натуры натюрморта

Слайд 3

Кривенок НВ, натюрморты, выполнены лессировкой

Слайд 4

Кривенок НВ, натюрморт, выполненный лессировкой

Слайд 5

Фото детских работ (интернет фото) - Лессировка

Слайд 6

Фото детских работ (интернет фото) - Лессировка

Слайд 7

Назовите свойства акварельных красок, которые вы знаете.

Слайд 8

лессировка Аля - прима мазками

Слайд 9

По - сырому, с последующей прорисовкой деталей Аля - прима заливками

Слайд 10

По - сырому По - сырому, лессировка

Слайд 11

Смешанная техника. Тяглова Н. А.

Слайд 12

Одним из первых этот метод стал применять Леонардо да Винчи. Техникой тончайших лессировок создана необыкновенно нежная светотень лица знаменитой Джоконды Иоанн Креститель Мона Лиза Мадонна в скалах

Слайд 13

Рембранд Харменс ван «Возвращение блудного сына» Рейн. Технику тончайших лессировок талантливо использовали Рембрандт, Веласкес и другие художники. Диего Веласкес, «Менины», или «Семья Филиппа IV»

Слайд 14

Виллем Клас Хеда «Натюрморт с устрицами, чашкой наутилуса, ремером, лимоном и другими предметами» «Натюрморт с ежевичным пирогом», Хеда Техникой тончайших лессировок передано сказочное мерцание хрусталя в натюрмортах старых голландцев

Слайд 16

Пример некоторых цветов, которые можно использовать для лессировки: гуммигут ( New Gamboge); индийский жёлтый ( Indian Yellow); винзор красный ( Winsor Red); малиновый ализариновый ( Alizarin Crimson); кармин ( Carmine); розовый прочный ( Permanent Rose); пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta); винзор фиолетовый ( Winsor Violet (Dioxazine)); индатрен синий ( Indanthrene Blue); французский ультрамарин ( French Ultramarine); кобальт синий ( Cobalt Blue); синий антверпен (Antwerp Blue); берлинская лазурь ( Prussian Blue); виридоновая (Viridian); винзор зелёный ( Winsor Green (Yellow Shade)); зелёный перилен (Perylene Green); зелёный Хукера ( Hooker’s Green); травяная зелень прочная ( Permanent Sap Green) и другие.

Слайд 17

Некоторые цвета, которые лучше не выбирать для этой техники: кадмий жёлтый или красный ( cadmium yellow or red); церулиум синий ( Cerulean Blue); марганцовая голубая ( Manganese Blue Hue); кобальт бирюзовый ( Cobalt Turquoise); кобальт зелёный ( Cobalt Green); неаполитанский жёлтый ( Naples Yellow); жёлтая охра ( Yellow Ochre); сепия ( Sepia) и индиго ( Indigo).

Слайд 18

По рекомендации художника России Николая Григорьевича Петрова: «При любом акварельном приеме не спешите трогать краской заведомо белые плоскости цвет этих мест определится к концу работы, утраченную белизну не вернешь». Возьмите себе за правило!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...

лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол.19в.

лекция к уроку мхк в 9 классе  Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19в....

Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"

Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...

Урок "В мире живописи" 11 класс

Урок комплексного применения знаний по теме "Изобразительное искусство". Учащиеся знакомятся с наиболее известными представителями в области изобразительного искусства, их произведениями,  с...

Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».

Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...