Методы и приемы педагогической техники, выводящие на оптимальный способ восприятия и понимания учебного материала.
статья по русскому языку
Выступление на августовском совещании педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskom_soveshchanii.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на августовском совещании
Тема выступления:
Методы и приемы педагогической техники, выводящие на оптимальный способ восприятия и понимания учебного материала.
- Общая характеристика образовательного процесса в условиях современности.
С развитием цивилизации, общество все больше индивидуализируется, повышается роль личности. Чем развитее страна, тем больше в ней ценится отдельный человек. А школа по своей сути массовая. В ней существует классно – урочная система. Но сейчас мы вступили в новые информационные рамки, а школа осталась прежней. Дети порой владеют более современной информацией, нежели учителя. Поэтому современному учителю необходимо перейти к роли проводника и помощника в обширной сфере информации.
Весь образовательный процесс в школе должен строиться как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности.
Идеальная школа – это школа, где ученики и учителя делают конкретное общее дело, нужное, полезное, интересное. Учитель из человека, «находящегося по ту сторону стола», превращается в самого нужного, важного человека – консультанта, чьи знания, опыт, умения ценятся по - настоящему. Поэтому необходимо применять те формы образовательной деятельности, которые бы всерьез и по – настоящему стимулировали познавательную активность учеников.
Это прежде всего альтернативные формы образовательной деятельности, которые, во - первых, создают разнообразные условия для позитивной самореализации ребенка, тем самым способствуя развитию его индивидуальности, во – вторых, стимулируют его творческую активность.
Исходя из этого, в школе необходимо постоянно создавать ситуации игрового, творческого характера, в которых дети могли бы решать конкретные образовательные задачи, связанные не только с освоением определенной суммы знаний, но и с формированием разнообразных умений, стимулирующих развитие учеников. В этих ситуациях отношения «учитель – ученик» трансформируются, роль учителя, владеющего монополией на истину в ситуации стандартного урока, меняется на роль консультанта, партнера по творческому поиску. Итак, альтернативные формы образования не есть противопоставление уроку, это добавление к уроку или добавление в урок. Конечно, урок будет оставаться основной формой обучения, но уже не единственной.
- Сравнительная характеристика стандартного урока и альтернативных форм образовательной деятельности.
Сравним урок и альтернативные формы образовательной деятельности
№ п/п | Параметры сравнения | Урок | АФО |
1. | Содержание образования | Определяется образовательными стандартами и учебными программами, имеет небольшие возможности для дифференциации, задано для ученика «сверху». | Определяется исходя из личностной проблематики учащегося, часто им самим, максимально дифференцированно. |
2. | Организация и способы деятельности ученика и учителя | Деятельность планируется и организуется учителем, учитель сам определяет «познавательный маршрут», ученик в основном действует по намеченному учителем сценарию, учитель – режиссер. Способы деятельности в основном недифференцированные. | Деятельность планируется и организуется учителем и учениками совместно, «познавательный маршрут» проектируется, вырабатывается сообща, способы деятельности дифференцированы, и ученик имеет возможность выбирать для себя оптимальные. Учитель – консультант. |
3. | Результат и способы его оценки | Формирование предметных знаний и умений, которые оцениваются учителем в соответствии со стандартными нормами оценки знаний, умений и навыков. | Формирование как предметных, так и метапредметных (информационных, коммуникативных и иных) знаний и умений, создание конкретного «продукта», экспертиза результатов, преобладание самооценки над оценкой. |
- Содержание. Это разработка конкретной темы, значимой для ученика (проект, учебно – исследовательская работа, погружение, мастерская и т. д.). Содержание должно быть лично значимо для ученика. Содержание АФО принципиально отличается от традиционного урочного:
- оно обязательно формируется при участии детей, с ориентацией на их проблематику, интересы, склонности;
- оно дифференцированно, и именно в этом его отличие от содержания обязательной урочной формы обучения, когда учитель и дети зажаты рамками программы;
- оно культуроориентированное и способствует социализации учеников.
2. Организация и способы деятельности учителя и ученика в рамках АФО характеризуются следующим:
- они более свободны и дифференцированы по сравнению с традиционным уроком, ученик имеет возможность выбирать оптимальные для себя виды деятельности;
- учитель должен отказаться от монополии на истину и освоить роль консультанта, партнера по творческому поиску, он должен научиться не просто руководить познавательным процессом ребенка, но и помочь ему освоить новые для него виды деятельности.
3. Результат и способы его оценки в системе АФО характеризуются следующим:
- результат – это почти всегда целостный конечный продукт, нужный не только тем, кто его создал;
- оценивается не соответствие ребенка нормам, а его личностная динамика, ребенок получает признание в школьном коллективе;
- уходит количественный компонент оценки и возрастает роль качественного;
- акцент смешается от внешней оценки к самооценке.
- Актуальность использования в педагогической деятельности внеурочных технологий как альтернативных форм образования:
- Метод проектно – проблемного обучения
Проектный метод означает форму организации занятий, при которой учащиеся включаются в процесс проектирования (планирования). Фактически проект – это способ мысленного представления желаемого результата и действий по его достижению. Поэтому всякий проект предполагает определение замысла или постановку целей, которые задают видение будущего результата, определение конкретных действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, ресурсов для их реализации, а также сроков достижения промежуточных и конечных результатов (этапы проекта).
Поскольку проект – это по преимуществу коллективное действие, то он предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми его участниками. Поэтому выделяются следующие учебные цели проектной деятельности учащихся:
- предоставление возможности свободного выбора учащимся тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям;
- обучение школьника планированию работы (в соответствии с его возрастом);
- самостоятельный анализ четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами;
- обучение самостоятельному поиску способов достижения целей, реализации их и переносу этого опыта в другие ситуации;
- сбор нужной информации, систематизации ее, критической оценки и использования;
- ведение деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся следующие умения:
- решать проблемы;
- работать в команде;
- осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии;
- критически относиться к проблемам;
- работать с информацией;
- ставить цели и определять задачи.
Постановка проблемы – это не всякое затруднение, а лишь то, для преодоления которого на данный момент отсутствуют необходимые средства.
Позиция учителя при реализации проектного метода обучения иная по сравнению с предметным, информационным подходом. Он становится организатором проектной деятельности учащихся и консультантом. Причем консультантом не в своем предмете, а в способах групповой работы, в культуре ведения дискуссии, научного исследования. При таком подходе он сам не знает конечного результата, но способствует самостоятельной выработке его видения учащимися.
Представим возможное содержание взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в схематичной форме.
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Обсуждают и принимают общее решение по теме |
Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Совместно с учителем отбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
1.2. Определение целей проекта (цель указывает на конкретный результат, достижимый за определенное время и измеримый по определенным критериям) | Предварительно определяет цели и предлагает учащимся для выбора. Предлагает учащимся самим сформулировать цели проекта и принимает участие в обсуждении их целей | Каждый ученик выбирает себе цель или предлагает новую. Активно обсуждают и предлагают варианты целей |
1.3. Определение задач проекта | Учитель организует определение задач проекта и их обсуждение | Учащиеся активно обсуждают и предлагают свои варианты задач и их обосновывают |
1.4. Распределение ответственности за достижение намеченных результатов | Организует обсуждение кандидатур на занятие должности руководителя проекта. Организует распределение обязанностей и ответственности за решение задач | Выбирают руководителя проекта. Каждый ученик выбирает одну из них для себя. Таким образом, он определяет свою роль в реализации проекта. Берет на себя ответственность за достижение определенного результата |
1.5. Формирование рабочих групп | Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные задачи и виды деятельности. Организует выбор руководителей подгрупп | Определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. Выбирают руководителя своей подгруппы |
1.6. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.7. Определение сроков достижения общих целей и отдельных задач | Предлагает формы для определения сроков и организует обсуждение | Предлагают варианты сроков и их обосновывают |
1.8. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Принимает участие в обсуждении | В группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, электронная презентация, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д. |
2. Реализация проекта | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Осуществляют поисковую исследовательскую деятельность |
2.1. Формулирование основных проблем и нахождение способов их решения | Информирует учащихся, что означает определить проблему: трудность – рефлексия ситуации затруднения – определение причины затруднения – определение, каких не хватает средств для ее разрешения | |
Консультирует учащихся, как формулировать проблемы | Фиксирует каждый в своей деятельности возникающие затруднения и анализируют их | |
3. Оформление результатов | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов параллельный класс, др. учителя) | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса своей деятельности, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Проекты по времени: 2-6 часов, 12-15 часов и др.
- Метод мастерских
Особая технология, где знания добываются совместно с детьми прямо на уроке, исходя из возникающей проблемной ситуации. У мастерских есть свои границы применяемости. Нецелесообразно проводить их по учебным темам, перенасыщенным фактологическим материалом, с большим количеством выводов и доказательств, особенно второстепенного порядка.
Условие эффективности обучения – ориентация учителя в содержании учебного материала на особенности конкретного ученика, его восприятие, запас сведений, мотивы, интересы. Видеть каждого, предлагать ему наиболее близкий для него способ деятельности, стремясь при этом поднять уровень знаний ученика, - именно такой подход приносит заметные результаты.
Мастерские – это технология с четко простроенной последовательностью действий, шагов, каждый из которых нацелен на конкретный результат. Технология достаточно жесткая, имеет четко обозначенные этапы, последовательность которых не может быть нарушена. Мастерские предполагают совмещение индивидуальной и групповой работы. Существует 2 типа мастерских:
- Мастерские строения знаний (по сути – изучения нового материала, хотя, скорее, это не изучение, а его открытие);
- Мастерские свободного письма.
В ходе организации мастерских строения знаний ребенку (классу) предлагается решение некой образовательной задачи, для которой у него нет ни опыта, ни знаний. Не дается даже подсказки по поводу того, как ее решать, но учитель создает момент личной заинтересованности в ее решении, мотивирует детей. Происходит работа – самостоятельная и в группах, которую учитель тактично направляет, постепенно, на определенных этапах вбрасывая материал. В итоге работы на обязательном этапе социализации каждый предъявляет свои результаты и говорит о своих впечатлениях от работы.
В мастерских свободного письма создаются ситуации, провоцирующие детей к созданию самостоятельных текстов.
- Информационно – поисковые игры
Специфика информационно – поисковых игр состоит в том, что в процессе деятельности ученики должны решать задачи, связанные с поиском, анализом, обобщением, структурированием и представлением информации. Задача, которая ставится перед детьми, состоит в том, чтобы не только найти информацию, но и отрефлексировать оптимальный путь ее поиска.
Мозговой штурм
Развитие творческих способностей учащихся.
- Учебный мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Ценности УМШ:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
- УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе
легко организовывать деловую игру.
Технология:
Штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.
До штурма:
- в каждой группе назначается ведущий, он следит за выполнением правил, подсказывает направления поиска идей. В группе есть секретарь, чтобы зафиксировать возникающие идеи;
- проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи;
- учитель определяет время на первый этап (20 минут).
Первый этап: Создание банка идей – наработать как можно больше возможных решений.
Второй этап: Анализ идей - в каждой идее найти что- нибудь полезное.
Третий этап: Обработка результатов – группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.
Класс разбивается на группы, все группы могут штурмовать одну задачу, а могут разные. Задачи должны иметь большое количество всевозможных решений.
- несколько педагогических приемов, повышающих интерес к учебному материалу:
Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой - (представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях)
Лови ошибку!: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.
Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
Пресс- конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дополняющие ее вопросы. Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема.
Вопросы:
- вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке;
- вопросы, на которые можно найти ответ в литературе;
Дополнительно:
- провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный), важный, оригинальный вопрос;
- организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам;
- использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.
Вопрос к тексту: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов, целесообразно оговорить их минимальное число.
Особое задание: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно в специальной тетради.
Инструкция по выполнению особого задания:
- Выбор категории сложности выбирается самостоятельно.
- Задание аккуратно оформляется и сдается к строго оговоренному сроку.
- В конце выполненной работы заполните анкету: указываются номера задач, которые решаются легко; номера задач, которые решаются с трудом; номера нерешенных задач.
- Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже «4» не выставляются.
- При заполнении анкеты попробуйте быть справедливыми к себе.
Приемы подачи домашнего задания
необычная обычность: выпишите из художественного произведения предложения на определенное пунктуационное правило.
подготовка к докладу:
Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.
Этапы подготовки доклада:
- Карта сообщения: на первом этапе целесообразно ограничиться короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте.
Главная цель – научить составлять и пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал или план остального текста. Первая и последняя фразы должны быть заучены. Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершать сообщение можно стандартной фразой: на этом доклад закончен, и я готов ответить на вопросы.
- Отработка регламента: цель - научить «чувствовать время».
- Доклад: доклад отличается от сообщения большим объемом. Оптимальное время доклада – 5-7 минут.
Приложения 1,2.
Оценка качества ЗУН учащихся
Качество ума | Их важнейшие признаки |
Самостоятельность | Умение увидеть вопрос, требующий решения, и найти на него ответ. Стремление творчески подходить к познанию, находить новые пути и способы открытия истины, новые факты и закономерности, выдвигать новые объяснения |
Критичность | Умение не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, строго и верно их оценивать, видеть сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и допущенные ошибки. Умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных решений, умение сомневаться |
Последовательность | Умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений; умение придерживаться темы размышлений, не уклоняться в сторону, не «перескакивать» с одной мысли на другую |
Гибкость | Умение изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались ошибочными, найти новые пути решения, подойти «с другой стороны» к предмету размышления; свобода от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи; умение учитывать конкретную обстановку и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового; умение найти выход из безвыходного положения |
Глубина | Умение вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия. Умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений |
Оригинальность | Нестандартность решений, неожиданность суждений, предположений, умозаключений и выводов; своеобразие подходов и оценок |
Умения и навыки, приобретаемые в ходе исследовательской работы
Виды деятельности | Примерный перечень исследовательских умений и навыков |
Изучение литературы по теме исследования; анализ научной информации | Библиографирование литературы по теме исследования. Реферирование литературы по изучаемому вопросу. Умение цитировать. Ссылаться на авторов изученных литературных источников. Использование технических средств для переработки информации. |
Планирование исследования | Постановка цели и задач исследования, разработка критериев их достижения. Разработка и формулирование гипотезы исследования. Разработка и выбор конкретных методов и средств исследования. Прогнозирование положительных и возможных отрицательных результатов. Планирование хода исследования (сроков, этапов, содержания). Выбор оптимального варианта структуры исследования. |
Проведение исследования | Подготовка материального оснащения эксперимента (приборов, инструментов). Проведение эксперимента. Фиксация промежуточных и конечных результатов. Сравнение полученных результатов с результатами подобных исследований. Проверка результатов, исправление ошибок. Оценка практической эффективности исследования. |
Оформление и защита результатов исследования | Обоснование выводов. Составление отчета о проделанной работе. Использование графически, наглядных средств при оформлении отчета. Подготовка доклада, реферата, написание статьи, тезисов. Защита перед аудиторией своих выводов (терпеливое выслушивание возражений, аргументированное их опровержение, убедительное отстаивание своих идей). Анализ выполненной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приемы педагогической техники"
Конспект мастер-класса и презентация "Приемы педагогической техники как способ формирования основных компонентов современного урока"...
Приемы педагогической техники (Закрепление материала)
В данной презентации рассматривается приём педегогической техники как закрепление изученного материала...
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 8 класса в соответствии с возрастными особенностями.
Особенности восприятия и освоения нового материала учащимися 8 класса с точки зрения психологии и педагогики. Эффективные способы развития внимания, памяти....
Методическая разработка «Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 14-15 лет в соответствии с возрастными особенностями»
Методическая разработка «Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 1...
Приемы педагогической техники на уроке и во внеурочной деятельности для учебного успеха ученика
В данной статье рассматриваются некоторые приемы педагогической техники, которые могут повысить познавательную активность ученика....
Эффективные приемы педагогической техники на этапе объяснения нового материала
Методический материал в помощь учителю-предметнику....
Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"
Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"...