Интеллектуальная игра Брейн-ринг "Содружество муз"
классный час по мхк (5 класс)

Сарычева Елена Викторовна

Интеллектуальная игра направлена на интерес и познание предметов искусства, предметов художественной направленности: музыку и изобразительное искусство.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду “незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с другой стороны, раскрыть дремлющие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Брейн-ринг "Содружество муз"80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

 «Григорьевская средняя общеобразовательная школа»

Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области

Сценарий

интеллектуальной игры

брейн-ринг

«Содружество муз»

(для участников 6 – 8 классов)

Разработала:

Сарычева

Елена Викторовна,

учитель музыки,

педагог ДО

   

с.Григорьевка,2022

        Пояснительная записка

Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов и тесно связана с учебным процессом. Формирование интереса к обучению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес и потребность в новых знаниях. Интеллектуальная игра брейн-ринг вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Данная игра направлена на интерес и познание предметов искусства, предметов художественной направленности: музыку и изобразительное искусство.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду “незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с другой стороны, раскрыть дремлющие способности.

Цель мероприятия:  привить интерес к изучению искусства, расширить общий кругозор, способствовать проявлению творческих способностей в команде.

Задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия).
  2. Развитие образного и логического мышления.
  3. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
  4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения).
  5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.

Оборудование и технические средства:

- проектор с экраном;

- компьютер с колонками;

- секундомер или песочные часы;

- гонг.

Оформление:

Музыкальный ряд:        - Э.Григ «Утро»;

- П.И.Чайковский, вальс из балета «Золушка»;

- «Наигрыши» (саратовская гармонь);

- И.С. Бах «Шутка»

- фонограмма песенки «Во саду ли, в огороде»;

- фонограмма песни «Все хочу на свете знать».

Зрительный ряд:        Рафаэль «Сикстинская мадонна», набор рисунков             «Народные инструменты» и «Инструменты симфонического оркестра» - 2 экз.,

фото флейты, фото народного промысла «гжель»,

«Девочка на шаре» - портрет П.Пикассо,

В.Васнецов «Богатыри», графический рисунок,

подборка фотографий на тему «Утро»,

черный ящик и 2 деревянные ложки,

ордена умников (около 30 штук).

Условия и особенности реализации:

Оформление зала:       - плакаты «Их было девять», «Содружество муз»;

                                     - эмблемы для символического танца:

«Скрипичный ключ», «Лира», «Палитра»;

- в центре зала – два стола, один покрыт красным  

сукном, другой – синим, на столах стоят электрические лампы;

                                        - у каждого стола - по шесть стульев;

                                        - стулья для зрителей.

Методические советы по проведению:

При подготовке к игре заранее написать два плаката и три эмблемы, которые будут символизировать содружество муз. Также заранее сделать из бумаги ордена умников.

Подготовить слайды с изображением всех девяти муз и другие слайды, необходимые в процессе игры. Приготовить для прослушивания аудио фонограммы.

Предварительная репетиционная работа требуется с ведущими игры и девочками, изображающими трёх муз (хореографический номер). Также понадобится один любой художественный номер для заставки паузы.

В качестве участников и зрителей приглашаются ребята 6-х – 8-х классов. Команды формируются не заранее, а прямо во время мероприятия, из самих зрителей.

В каждом туре, в случае набранных одинаковых баллов в командах, ведущими предлагается дополнительный спорный вопрос. Чья команда отвечает на него правильно первой, та и побеждает.

Ход мероприятия

1 Ведущий:  Здравствуйте, дорогие друзья!

2 Ведущий:  Мы рады видеть в этом зале всех любителей и знатоков искусства

1 Ведущий:  С первых шагов человека по земле искусство с ним неразлучно.

2 Ведущий:  Слово «искусство» употребляется в разных значениях. С давних

                   пор искусниками называют умельцев, мастеров своего дела        . Так

         мы говорим об искусстве водителя машины, об искусном токаре

                   или о талантливом полководце. Все это, конечно, не

                   случайно. Искусством люди называют труд, в котором, кроме

                   знаний и навыков, содержится творчество, выдумка.

1 Ведущий:  Искусство начинается там, где есть творчество.

2 Ведущий:  По греческой мифологии каждый вид искусства олицетворяла  

                  муза. Жили музы на горе Парнас. Их было девять. Управлял музами

Аполлон – бог искусства, бог муз.

Демонстрируются слайды с изображением муз.

1 Ведущий:  Знакомимся: Терпсихора – муза танцев.

                           Эрато – муза любовной поэзии.

                          Эвтерпа – покровительница поэзии.

                         Талия и Мельпомена – музы комедии и трагедии.

                          Каллиопа – муза песнопения и эпической поэзии.

                          Полигимния – муза пантомимы.

                          Урания – муза астрономии.

                          Клио – муза истории.

2 Ведущий:  Как видите, у древних соединились искусства и ремесла, искусства и науки. Они выступали в содружестве.

1 Ведущий:  Кроме того, музы представляют не все виды искусств. Не придумали древние муз архитектуры, скульптуры, живописи.

2 Ведущий:  И у нас сегодня в гостях муза живописи, а вместе с ней еще две музы.

Выходят три девочки в костюмах муз, одна читает:

Всевидящий творец, ты мне вожатым будь!

К добру и к истине яви мне верный путь.

Ты помыслам дурным ставь предо мной предел

И отведи меня от недостойных дел!

Звучит фрагмент вальса  П.И.Чайковского «Золушка». Музы исполняют танец, в конце которого поднимают заранее приготовленные на полу эмблемы «Скрипичный ключ», «Лира», «Палитра» над головой.

1 Ведущий:  Какие музы у нас в гостях? (ребята отвечают)

2 Ведущий:  Музы близки друг к другу. Нельзя отделить одну от другой. Они не могут заменить друг друга. Но они могут друг друга дополнить, они могут помочь нам лучше понять увиденное и услышанное.

                 Музы убегают за кулисы.

1 Ведущий:  Итак, содружество муз - через соперничество команд!

Звучит фонограмма песни «Все хочу на свете знать»(1куплет)

2 Ведущий:  Мы надеемся, что здесь находятся ребята, которые хотят все знать,

                      а, может быть, все знают об искусстве.

1 Ведущий:  Брейн-ринг состоит из трех туров.

2 Ведущий:  В 1 туре участвуют все желающие. За правильный ответ каждый участник получает орден умника и становится участником команды. Необходимо сформировать  4 команды по 6 человек.

1 Ведущий:  Во втором туре соревнуются 4 команды, из которых выбираем две сильнейшие.

2 Ведущий:  Третий тур – для двух сильнейших команд, из которых победителем будет лишь одна.

1 Ведущий:  Итак, начинаем 1 тур!

Звучат фанфары.

Ведущий задает вопросы, музы вручают ордена.

Вопросы первого тура

  1. Назовите три кита, выражаясь фигурально, на которых держится музыка. (песня, танец, марш)
  2. Замените фразу «изображение неживой природы» одним словом. (натюрморт)
  3. Продолжите стихотворение «Там, на неведомых дорожках…» (следы невиданных зверей)
  4. Архитектура по-другому … (зодчество)
  5. Назовите художников-пейзажистов (Шишкин,Левитан,Саврасов)
  6. Назовите автора этих строк: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперед…» (К.Чуковский)
  7. На чем рисовали первобытные художники? (на скалах в пещерах)
  8. Как по-другому называется картина Леонардо да Винчи «Джоконда»? (Мона Лиза)
  9. Назовите инструменты симфонического оркестра. (скрипки, альты, виолончели, контрабасы, флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны, трубы, тромбоны, тубы, барабаны, литавры, тарелки)
  10. Скажите полное название «Сказка о царе Салтане…» (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
  11. Кто автор вышеназванной сказки? (А.С.Пушкин)
  12. Назовите русские народные инструменты. (балалайка, гусли, рожок, гармонь, домра, баян)
  13. Назовите любой медленный танец. (вальс)
  14. Великий русский иконописец, автор знаменитой «Троицы». (А.Рублёв)
  15. Самый низкий мужской голос? (бас)
  16. Какие цвета являются основными? (красный, зеленый, синий)
  17. Назовите композитора, фамилия которого в переводе с немецкого обозначает «ручей».  (И.Бах)
  18. Назовите цвета холодной гаммы. (серый, фиолетовый, голубой, синий, черный, белый)
  19. Как называется музыкальный коллектив, состоящий из трех человек? (трио)
  20. Назовите ближайшего родственника гармони. (баян)
  21. Какой цвет получается при смешении желтого и синего? (зелёный)
  22. Что обозначает слово «динамика»? (сила звука)
  23. Какой цвет является и теплым, и холодным? (зелёный)
  24. Найдите рифму к слову «нос». (мороз)
  25. Назовите двух композиторов-классиков. (П.Чайковский, В.Моцарт и др.)
  26. Что такое анималистика? (изображение животных)
  27. Назовите два лада в музыке. (мажор и минор)
  28. Как называется высокий женский голос? (сопрано)
  29. Какого композитора называют сказочником? (Н.Римский-Корсаков)
  30. Как по другому называется звукоряд? (гамма)

Учитель:  Вопросы 1 тура закончились. Встаньте ребята, которые заработали орден умника! Вы должны сформировать 4 команды по 6 человек.

1 Ведущий:  Пока ребята формируют команды, выбирают капитанов, для вас звучит песня «Здравствуй, мир!» (или любой номер для заставки паузы).

2 Ведущий:  Итак, есть четыре команды! Приглашаем за синий стол первую команду с капитаном _________. За красный стол приглашается вторая команда, капитан ________.

Учитель:  Послушайте условия игры. Я задаю вопрос. После удара гонга вам дается 1 минута на обсуждение. Если ответ готов –  включаете лампу. Капитан команды четко говорит имя игрока, который будет отвечать на вопрос.

1 Ведущий:  Начинаем 2 тур!

Звучат фанфары.

Вопросы второго  тура

I этап

  1. По сказкам А.С.Пушкина снято множество художественных и мультипликационных фильмов. Спойте песенку Белочки из фильма- сказки о царе Салтане.

Внимание! Правильный ответ (звучит запись песенки): Во саду ли, в огороде девица гуляла…)

2. На каждый стол ведущие раздают комплект рисунков с изображением народных инструментов и инструментов симфонического оркестра.

                           Звучит мелодия «Наигрыши».

Внимание, вопрос: Назовите музыкальные инструменты, которые использовались при исполнении этой мелодии.

Внимание! Правильный ответ: балалайка, гармонь – русские народные инструменты. Кроме этого, к народным инструментам относятся баян, гусли, домра.

3. Испанский художник-импрессионист, автор знаменитой «Девочки на шаре» (демонстрируется слайд)

Внимание! Правильный ответ (демонстрируется слайд с портретом художника): испанский художник Пабло Пикассо

4. В чем различие между графикой и живописью?

Правильный ответ: графика подразумевает  черно-белое изображение (демонстрируется графический рисунок), основой живописи является цвет (показ репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»).

5. Спорный вопрос: Изображение  художником самого себя? (автопортрет)

1 Ведущий:   Со счетом______ победила команда ________. Поздравляем!    Приглашаем за синий стол третью команду, капитан ________. Четвертая команда во главе с капитаном ________ займет места за красным столом.

 

2 Ведущий:   Внимание! Переходим ко второму этапу второго тура!

Звучат фанфары

Вопросы второго  тура

II этап

1. Посмотрите на экран. Вы видите репродукцию картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».

На всемирно известной картине итальянского художника Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»  изображена богоматерь с младенцем Иисусом на руках. Художнику позировала простая крестьянская девушка. Ее облик стал символом материнства. Все в этой картине дышит добротой и нежностью. Внимание, вопрос: почему мадонна названа Сикстинской?

Правильный ответ: Внизу слева изображен старец, имя которого Сикст (на правой его руке шесть пальцев, шесть с греческого «сикст»). По имени старца и названа мадонна.

2. Звучит «Шутка» И.С.Баха.

Вопрос таков: назовите  инструмент, исполняющий главную мелодию.

Правильный ответ: флейта (демонстируется слайд  с изображением флейты).

3. Назовите две сказки француза Шарля Перро, по которым русский композитор Петр Ильич Чайковский написал два балета.

Правильный ответ: «Золушка», «Спящая красавица».

4. Народный промысел, роспись на керамической посуде, где используются все оттенки синего цвета называется… (Гжель – демонстрируется слайд)

5.Спорный вопрос: Искусство строить и украшать здания? (архитектура, зодчество)

1 Ведущий: Со счетом______ победила команда ________. Поздравляем!

2 Ведущий:  К участию в третьем туре приглашаются команды –   победительницы второго тура!

1 Ведущий:  За синим столом  - команда ___________, за красным - _________.  

                      Начинаем  3 тур!

Звучат фанфары.

Вопросы  третьего  тура

  1. История очень часто демонстрирует примеры, когда кардинально менялась деятельность отдельных исторических личностей. Например, саксофонист Билл Клинтон известен нам как бывший президент США, врач Антон Павлович Чехов вошел в историю как классик мировой литературы.

Внимание, вопрос! А чем известен художник – любитель Шикльгрубер, кроме своих бездарных картин?

Правильный ответ: художник – любитель Шикльгрубер вошел в историю под псевдонимом Адольф Гитлер.

2. Звучит «Утро» Э.Грига, демонстрируются слайды фотографий на тему «Утро».

Что общего между фотографиями и музыкой? (Утро)

3. Внимание! Черный ящик. Музыкальный инструмент и предмет кухонной утвари. Что находится в ящике?

Ведущий достает из ящика деревянные ложки, показывает всем.

4. Всем известны всемирные музеи: Лувр в Париже, Метрополитен в Нью-Йорке, Палас в Мадриде, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Третьяковка в Москве. В музеях хранятся шедевры живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Что дословно обозначает слово «музей»?

Правильный ответ: «музей» в переводе с греческого - место, где живут музы.

5. Спорный вопрос: Этот термин употребляется и в изобразительном

          искусстве, и математике. В рисунке он обозначает «соотношение  

          размеров частей предмета друг к другу или к целому». Что это за термин? Правильный ответ:  пропорции.

1 Ведущий:   Итак, в ходе интеллектуальной битвы выявлен победитель! Это  команда ___________(перечисляются фамилии победителей).

2 Ведущий:  Пока жюри готовит дипломы, для вас, дорогие гости и болельщики, блиц-опрос:

  1. Сколько муз в греческой мифологии?
  2. Где живут музы?
  3. Кто управляет музами?
  4. Как называется место, где живут музы?

Награждение и поздравление  победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...