Урок "О чем рассказывают гербы" 5 класс ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект урока направлен на изучение символики и композиции герба. В уроке использованы материалы о символике Брянской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o_chyom_rasskazyvayut_gerby.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Исполнитель: Васильева Г.Н.
Должность : учитель изо
Образовательное учреждение : МБОУ Хмелевская ОО
Технологическая карта урока.
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Тема урока : «О чём рассказывают гербы?»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок усвоения новых знаний
Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное искусство» 5 кл. под руководством Б.М. Неменского
Цель урока: развитие познавательного интереса и художественно-творческой активности учащихся при знакомстве с искусством геральдики
- Образовательные: сформировать представления о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей.
- Развивающие: развивать творческий интерес, познавательную активность, навыки работы в создании эскиза герба;
- Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
Задачи:
- личностные:
- формировать уважительное отношение к своей семье, своему Отечеству;
- развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- формировать интерес к истории и искусству родного края
- метапредметные:
- обучить начальным умениям проектной деятельности;
- развивать способности создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства;
- формировать логические операции сравнения, анализа, аналогии;
- развивать воображение и эстетический вкус.
- предметные:
- научить располагать геральдические элементы в определенном композиционном пространстве;
- систематизировать знания о геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах композиции герба;
- закрепить навыки работы с различными материалами (гуашь, акварель).
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование интереса и положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
- освоение норм общения в процессе коммуникативного взаимодействия;
- формирование интереса к истории своего края, своей семье
Метапредметные:
- умение планировать цель и задачи предстоящей работы, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (регулятивные УУД);
- и выделять необходимую информацию; понимать и выделять ее существенные признаки;
- принятие позиции другого человека; умение строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять учебное сотрудничество; оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания (коммуникативные УУД).
Предметные:
- понимание роли изобразительного искусства как части общечеловеческой истории и культуры;
- освоение опыта творческой деятельности;
- овладение навыками работы с различными материалами (гуашь, акварель).
Оборудование:
- мультимедийный комплекс (персональный компьютер);
- компьютерная презентация;
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организа-ционный моменn (1 мин.) Цель этапа – настрой учащихся на работу во время урока | Учитель приветствует учащимися. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. | Учащиеся готовятся к вхождению в учебную деятельность. | Л: самоорганизация Р: способность регулировать свои действия |
2 | Этап мотивации и актуализации знаний, постановка проблемы (4 мин.) Цель этап – активизация личного опыта учащихся на уровне собственных знаний | Организует мотивирование учебной деятельности и ставит проблему. - В этой четверти мы узнали, что предметы быта, костюм, украшения, их символика – это знак, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию или группе людей в обществе. Есть такие отличительные условные знаки и у государств. Назовите символы государства? -Верно! Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, а олицетворяют родную страну её символы: гимн, флаг и герб. Символ - это условный знак. Игра- кластер Поиграем в игру и узнаем, что вы уже знаете о гербах. Называем слова, которые имеют отношение к этим знакам. Учитель записывает слова и выявляет связи Постановка проблемы. - Учитель демонстрирует гербы: РФ, Брянска, Брянской области, Выгоничей, родовой герб Тютчевых, ремесленный герб, детский рисунок личного герба. Мы видим, что у каждого герба своя композиция, цветовое поле, фигуры. Они имеют символическое значение и выражают определённые понятия, особенности присущее данному государству, городу, области, роду или семье, человеку, людям определённой профессии, организации. Как понять о чём рассказывают нам гербы? Кто-то сможет прочесть любой из гербов, представленных здесь. Прочитать герб – это значит рассказать о значении символов, которые используются в гербах. У нас возникла проблема в толковании символов. Которую необходимо нам решить. | Учащиеся осознанно подчиняют себя требованиям учебной деятельности и вырабатывают внутреннюю готовность к их реализации. Учащиеся называют отличительные символы государств: герб, гимн, флаг. Учащиеся называют слова: перечисляют гербы, называют их цветовое оформление, негеральдические фигуры, форму гербов Учащиеся объясняют знакомые им понятия. | Л: формирование патриотических чувств; мотивации к изучению нового учебного материала, активизация личного опыта учащихся на уровне собственных знаний Р: контролируют правильность ответов учащихся; П: умение структурировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание, принятие цели и постановка задач урока. К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. |
3 | Постановка цели и задач урока (3 мин.) Цель: мо -вация к учебному действию в индивидуаль-ной деятель-ности. | -Теперь, я думаю, что вы сможете сформулировать тему и цель урока. - А что именно надо узнать? Т.е. давайте сформулируем задачи урока. | -Узнать, о чём рассказывают гербы. Узнать: - когда появились первые гербы, где и зачем?; - из каких элементов состоит герб; -построение герба (композиция); - символическое значение формы, фигур и цвета; - на какие группы подразделяются гербы; - разработать герб класса.
| К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения П: умение структуировать знания, находить информацию в разных источниках, умение осознанно строить речевое высказывание; принятие цели и постановка задач урока. Р: планирование учебных действий. |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (7мин.) Цель: формирование познавательного интереса, | - Слово “герб” пришло в русский язык в XVI-XVII веках. Герб - это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину— рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. -Из учебника на стр. 134 мы узнаем, когда и где появились первые гербы -В начале изображения на рыцарских доспехах были случайными, но потом они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельцев, ими стали дорожить и передавать по наследству Тогда и появились специальные люди – герольды (в переводе с немецкого - глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, они стали описывать и составлять гербы. Так возникла геральдика – наука о гербах. - А теперь давайте познакомимся с геральдической азбукой. - Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы. Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом? Известно пять основных форм западноевропейских щитов: овальную форму имел итальянский щит, треугольную – варяжский, прямоугольную – исландский, прямоугольную с заострением внизу – французский, неправильную резную – немецкий
- Рассмотрим также геральдические фигуры ( это цвет щита). Щит бывает разделенным по вертикали - рассеченный, по горизонтали - пересеченный, по диагонали - скошенный. В геральдике используется семь цветов. Подумайте, что могут означать цвета: золотой (желтый), серебряный (белый), красный, синий (голубой), зеленый, черный, пурпурный? -В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов: золотой – богатство, справедливость, сила; серебряный – невинность, чистота, благородство; красный – любовь, храбрость, мужество, великодушие; синий – верность, честь, красота , величие, ясность; зелёный – изобилие, свобода, надежда; чёрный – мудрость, смелость, печаль пурпурный – могущество - Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и другие). Каждое условное изображение имеет своё значение. У вас на столах лежат памятки. Обратите внимание, какое изображение что обозначает. Лев - сила, мужество, великодушие Леопард - храбрость, отвага Орел - власть, господство, великодушие и прозорливость Конь - храбрость льва, зоркость орла, сила, быстрота Собака - верность, преданность, повиновение Кошка - независимость Овца - кроткость Кабан (вепрь) - мужество, неустрашимость Ворон - долголетие Медведь - символ мудрости , силы Голубь - символ мира и чистоты Пчела- символ трудолюбия Змея - вечность Феникс - бессмертие Крылатый змей – зло, смута Дракон – могущество Единорог - чистота, непорочность Рука – храбрость Дуб - крепость, сила Лавр – слава Солнце - свет, богатство, изобилие Звезда - ночь, вечность Посох - духовная власть Раскрытая книга, факел – знание Давайте рассмотрим элементы старинных гербов. Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. Герб в нижней части украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности. - А где сейчас изображаются государственные гербы? - Герб изображается на флагах, монетах, печатях государственных и официальных документах, помещаются в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметов вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах. -Гербы подразделяются на следующие группы: -1) государственные (областей, городов, районов и т.д.) 2)организаций (ремесленных цехов) 3) родовые, фамильные, семейные. Государственные и семейные гербы отражают: - историю, - географическое положение, - традиции, - занятия его жителей. Рассказ о гербе города и родовом гербе. Гербы ремесленных цехов, организаций отражают вид деятельности. Рассказ о ремесленных гербах и эмблемах современных организаций. | Учащиеся отвечают на вопросы, знакомятся с информацией из учебника и презентации В Средневековье, в Западной Европе в 14-15 веках В начале гербы изображались на щитах рыцарей Красный - цвет крови, храбрость; черный – траур; зеленый – спокойствие; золотой - богатство. Учащиеся называют | П: построение логической цепи рассуждения; анализ, сравнение, обобщение; находят решение поставленных задач. Л: познавательный интерес К: планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения; осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками Р: контролируют правильность ответов обучающихся и своих. |
5 6. | Первичная проверка понимания (2 мин.) Цель этапа - целостное восприятие информации, формулировка собственного понимания информации, выявление связей. Обобщение и систематизация знаний. (7мин.) Учащиеся воспринима ют новую информацию осмыслива-ют, перестраива-ют прошлый опыт в соответ-ствии с новой информа-цией. | Задаёт учащимся вопросы (листает в виде блокнота) - Когда возникли? - Где возникли? - Кто имел и сейчас имеют? - Где размещались раньше, а где сейчас ? - Форма? - Цвет геральдических фигур? - Что изображено? - Элементы герба? - группы гербов А теперь вы станете маленькими герольдами и попробуйте прочитать предложенные мной гербы. Надо обратить внимание на то, что многие гербы являются гласными или говорящими, т.е.геральдические фигуры в прямом смысле отражают географическое положение или занятие жителей. (Каждой паре учащихся предлагается гербы: Трубчевска, ремесленных цехов) | Учащиеся совещаются и представляют своё прочтение герба. | Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. П: создание алгоритмов деятельности. |
7 | Практичес-кая творческая работа на усвоение новых знаний и понятий (17 мин) Цель: выстраива-ние смысловых связей; формирование и развитие изобразительных умений | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. На листе изображено дерево, которое имеет столько веток, сколько человек в вашем классе. Дерево символизирует силу, сплочение класса и ваше развитие, а зелёный цвет – это надежда, что вы вырастите достойными людьми. Вам необходимо дополнить его своими маленькими эмблемами и получим герб класса. -Ваша задача: - вам предлагается форма щита; - на столе лежит цветная бумага для аппликации; - вам нужно определиться с цветовым полем щита в зависимости от того какие черты характера вы особо цените у себя ; - нарисовать в цвете красками негеральдическую фигуру, которая бы отражала ваши увлечения, вырезать её и приклеить на щит. В практической работе необходимо учитывать цветовой и тоновой контрасты: -тёмное на светлом и светлое на тёмном; - контраст дополнительных цветов (красный-зелёный, фиолетовый – жёлтый, оранжевый –синий); - правильное размещение фигуры на щите; - изображение должно быть очень обобщённым Контроль правильности и последовательности выполнения. | . Нацеленное прослушивание задания. Выполняют творческое задание. | Л:самоопределение Р: осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности, использование знаково- символических средств. |
8. | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД (5 мин) Цель: Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. | Анализ рисунков: -Аккуратность - Композиция (размер рисунка и его размещение в листе) - Цветовое решение - Соответствует ли замыслу выбор фигур и цвета - Какую оценку поставите и почему? (оценочная деятельность) - (к автору) – Согласен ли ты с оценкой ? (если нет) - Как бы сам оценил свою работу? | Анализируют работы одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывают своё мнение. Взаимооценка. Самооценка. | П: анализ работы товарища и самоанализ К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Р: контроль. Л: нравственно- эстетическая оценка. |
9 | Рефлексия деятельнос-ти (3 мин) Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Предлагает вернуться к цели и задачам урока. -Справились ли мы с поставленными целями и задачами? Закончи фразу: -Я узнал … -Я понял… -У меня получилось… -Мне было трудно… -Для меня было открытием… -Мне понравилось… Заключительное слово учителя | Вспоминают цель и задачи. Ответы детей. Осуществляют самооценку | Р: удержание целей и задач урока Л:смыло-образование П: рефлексия К: умение выражать свои мысли. Л: нравственно-эстетическое оценивание, самоопределение |
10 | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьни-ков (2 мин.) | Даёт инструкцию по выполнению домашнего задания. Нарисовать герб своей семьи. | Записывают и задают вопросы, если есть. | Р.самоконтроль |
Приложение
Герб РФ
Принятие рисунка герба России связано с именем Ивана III Васильевича, великого князя московского. После смерти первой жены Иван женился на иноземке – наследнице византийского престола Зое Палеолог (в России – Софья). Иван решил сделать к свадьбе сюрприз. Так как на гербе Византии был нарисован орёл, Иван III приказал придумать изображение нового российского герба, в содержание которого входил бы рисунок орла. Русский двуглавый орёл превратился в могучую грозную птицу, зорко смотрящую на Запад и на Восток. Но Иван не расстался и со старым гербом Великого княжества Московского – изображением исконно русского Святого Георгия Победоносца.
Герб Брянской области представляет собой французский щит синего цвета, символизирующий принадлежность области к славянскому единству. В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча, каждая из которых является символом единства славянских государств: России, Белоруссии и Украины. В верхней части щита расположено стилизованное изображение золотой ели с трёхъярусной кроной как хорошо узнаваемый символ Брянского леса. На фоне центральной части изображён герб города Брянска, как областной центр. Герб окаймлён дубовым венком, определяющим статус области как субъекта Российской Федерации, наделённого правами государственной власти. Венок переплетён орденскими лентами: правая[1] сторона переплетена лентой ордена Ленина, которым Брянщина награждена в 1967 году, левая сторона — лентой медали «Партизан Великой Отечественной войны»[2]. В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображён серп и молот, символизирующий не только нерушимый союз рабочих и крестьян, но и то, что Брянская область является новым территориальным образованием, созданным при Советской власти.
Герб Брянска
Верхняя часть щита - красное поле (символ храбрости, мужества, неустрашимости). Нижняя часть щита - зеленое поле (символ надежды, радости, изобилия), на котором располагается золотая мортира (символ богатства, справедливости, великодушия) с положенными по обеим ее сторонам пирамидами бомб (левая пирамида из шести больших бомб, правая - из десяти малых бомб; левая пирамида бомб изображается чуть выше мортиры, правая - на уровне лафета), покрытых чернью (символ печали, благоразумия, смирения). Изображение мортиры рассказывает о том, что в 1783 году в Брянске по приказу царицы Екатерины II был основан Арсенал –оружейный завод, выпускающий орудия и снаряды. На Бородино каждое третье орудие было с Брянского Арсенала. Ниже мортиры и пирамид бомб на зеленом поле золотом изображены 5 элементов, символизирующих юные побеги растений (символ возрождения).
На эмблеме Выгоничи изображена голова коровы на зелёном фоне (символ надежды, радости и изобилия) , как символ производства молочно-товарной продукции, а химическая колба на синем фоне ( символ красоты и величия) – символ завода «Пластик», некогда процветающий и выпускающий нужную в быту продукцию из пластика. В верхней части изображён герб города Брянска, как областного центра.
Тургеневы вели свой род от татарского воина Льва Тургена, который вышел из Золотой Орды, крестился и с 1440 года стал служить русским. Под рыцарским лазуревого цвета с золотым подбоем наметом, увенчанным шлемом с обыкновенно золотою дворянской короной, осеняемой тремя страусовыми перьями, поставлен щит, разделенный на четыре части, из коих в нижней половине в левой части в голубом поле золотая звезда, из Золотой орды происхождение рода Тургеневых показующая, над коею серебряная рогатая луна, означающая прежний магометанский закон; а над сею частью, в верхней половине на левой части, в серебряном поле, парящий с распростертыми крыльями и как бы отлетающий от луны орел, смотрящий вверх, – означает удаление от магометанства и воспарение к свету христианской веры. В той же верхней герба рабочий - выдувальщик стекла, символизирующий основную продукцию города половине в правой части в красном поле обнаженный с золотой рукояткой меч – в воспоминание кровавого заклания страдальца Петра Никитича Тургенева от Гришки Отрепьева самозванца за безбоязненное обличение его; в нижней половине на правой части в золотом поле готовый, оседланный, бегущий по зеленому лугу конь, показующий всегдашнюю рода Тургеневых готовность к службе государю и отечеству».
Герб Трубчевска.
Приехавшие в монастырь на жительство, монахи Киево-Печерской Лавры, привезли с собой груши киевского сорта. Из этих саженцев были выведены морозостойкие сорта груш, которые стали знамениты как «трубчевские дули». Их охотно покупали московские и киевские купцы, в засахаренном виде эти груши попадали на царский стол. Огромные вековые деревья давали до полутоны чудесных плодов. В XIX в. трубчевские груши были отмечены высокой наградой на Парижской выставке, своим качеством они превосходили лучшие крымские сорта. Выдающийся ученый-генетик Н. И. Вавилов, совершивший научную экспедицию по Северной Америке в 1920-21 гг., писал, что что сады Канады почти сплошь заняты русскими сортами яблок и груш, а сортовой материал этих садов вывезен в основном из Трубчевского уезда..
Герб Дятьково советского времени: "Герб имеет форму щита. Герб разделен по горизонтали на 3 части, по вертикали нижняя часть разделена на 2 симметричные части. В верхней части название города на желтом фоне, символизирующем песок - основу производства стекла. В средней части герба фрагмент герба города Брянска, указывающий на областное подчинение города. В правой (от зрителя) нижней части - хрусталь, который славится не только в нашей стране, но и за рубежом. Левая (от зрителя) нижняя часть герба по периметру окаймлена орденской лентой медали "Партизану Великой Отечественной войны", символизирующей героические подвиги дятьковских партизан. Зеленый фон нижней части герба с сосной говорит о богатых лесных массивах, окружающих город".
Герб Брасовского района.
Первоначально районным центром было село Брасово, известное с конца XV века, по нему район и получил своё название. В 1936 году центр был переведён в посёлок Локоть. В гербе в виде геральдической фигуры — опрокинутого стропила аллегорически показан локоть руки, что указывает на название районного центра, делая герб «полугласным». Конь символизирует основанный в 1842 году конезавод, который неоднократно признавался лучшим в России. Локотские рысистые скакуны, выступая на российских и зарубежных ипподромах, завоевали множество призов и наград. В геральдике конь — символ движения вперёд, жизненных сил, скорости, красоты. Природа района очень разнообразна, здесь много лесов, а самым крупным предприятием в районе является мебельная фабрика, которая создавалась в начале XX столетия как лесопильный завод. В гербе ель — символ лесных богатств района. Серебро — символ простоты, совершенства, мудрости, мира и взаимного сотрудничества. Золото в геральдике символизирует постоянство, достоинство, богатство, урожай. Зелёный цвет — символ роста, надежды, плодородия, природы. Красный цвет в геральдике символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, красоту.
Герб Орла
Изображение в гербе коронованного орла, сидящего на крепости, говорит о названии города, построенного в 1566 года по указу царя Ивана Грозного для охраны южных границ Московского государства.
На протяжении более 300 лет крепость Орёл становилась на пути врагов. Герб выполнен в форме французского геральдического щита лазоревого цвета с острым выступом в нижней закругленной части. Лазоревый (синий) цвет является символом пламенной, незатухающей веры, постоянства помыслов и доблести. Цвет зеленый означает плодородие орловской земли, на которой произрастает обильный урожай, выращенный земледельцами. Это цвет надежды, созидания, постоянного обновления жизни. Белый — символ чистоты, благородства, мудрости и стремления к миру. Чисты как мысли, так и дела орловцев, они верны устоям, традициям, заветам предков. Черный цвет орла говорит о том, что при составлении «первых» гербов еще старались сохранять естественную окраску птиц. Это гласный герб, при котором название предмета и города бывают одинаковы. Черный орел — символ величественной гордой птицы, как фигура геральдическая означает вершины духа и, согласно легенде, дал имя городу. Одна голова указывает на то, что птица изображена живая, она отлична от двуглавой, фантастической. Орел на крепости — символ бдительности, он зорко всматривается вдаль.
Герб Малоярославца
Восстающий черный медведь, держащий секиру - основа герба и флага города Ярославля. Составителями герба для Малоярославца это было учтено, но с добавлением зубчатой каймы, геральдически говорящей о «малости» города Ярославля, т.е. Малоярославца.
Серебро (белый) в геральдике - чистоты, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Черный цвет в геральдике символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность и вечность бытия. Красный цвет символ мужества, самоотверженности, геройства, справедливой борьбы и жизни. Золото (желтый) - символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"О прошлом рассказывают гербы" Конспект урока по истории 5 класс
"О прошлом рассказывают гербы" Конспект урока по истории 5 класс по учебнику Андреевской...
конспект урока музыки для 6 класса на тему " О чем рассказывает музыка М.Равель болеро
Закрепить с помощью примеров понятие "ритм", познакомить с танцем болеро...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Конспект урока "Искусство рассказывает о красоте Земли" 8 класс
Конспект урока "Искусство рассказывает о красоте Земли" 8 класс...
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"...
Открытый урок в 5-м классе по теме "О чём рассказывают гербы и эмблемы?"
Конспект урока по изо искусству...