«Креативное мышление как один из аспектов функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях.

Креативное мышление является одним из важных компонентов функциональной грамотности.
Под креативным мышлением понимается способность ребенка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи, воплощая её в конкретный проектный продукт.
Для развития креативного мышления применяют различные упражнения, их существует большое множество.
Задания по формированию креативного мышления, которые отражают содержание программы предмета «Изобразительное искусство», могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие задачи. Это ведет к успеху ребенка, повышает эффективность урока и способствует формированию личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Креативное мышление, как один из аспектов функциональной грамотности на уроках ИЗО Подготовила: учитель Литвина А.А. МКОУ «СОШ №3 г. Алзамай»

Слайд 3

Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС.

Слайд 4

Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества.

Слайд 5

Креативное мышление является одним из важных компонентов функциональной грамотности.

Слайд 6

Креативное мышление – это мышление, направленное на получение конкретного результата и создание авторского видения.

Слайд 7

Креативное мышление характеризуют основные качества: быстрота; гибкость; оригинальность; абстрактность; детальность; точность.

Слайд 8

Упражнения формирующие креативное мышление, используемые на уроках, в своей профессиональной деятельности:

Слайд 9

Метод «агглютинации». 6 класс Тема: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века». Задание: нарисовать портрет, похожий на определенного человека, но выполненный из растений, овощей, морепродуктов или фруктов.

Слайд 11

Метод «агглютинации». Дополнительное образование. 6-10 класс Тема уроков: «Холодный» натюрморт. «Горячий» натюрморт. Задание: выполнить композицию натюрморта, при этом показать причину, от чего он может быть «горячим» или «холодным», и при работе в цвете правильно подобрать цветовую гамму.

Слайд 13

Метод «мозгового штурма». 7 класс Тема: Практическая работа «Проектирование книги /журнала». Задание : разделившись на группы (3-4 человека), выберите литературное произведение. Затем на конкурсной основе определить наилучший эскизный проект-замысел, среди всех участников группы, где каждый выполнял 1-2 элемента книги. В соответствии с жанром книги подберите шрифт и элементы книжного оформления. При работе над макетом используйте шрифты, вырезанные из ненужных изданий или распечатанные разные алфавиты на принтере. Сделанные развороты склейте с друг другом внешними чистыми сторонами и вставьте в обложку.

Слайд 15

Метод «морфологического анализа» или «морфологического ящика». 7 класс Тема: «Вещь как сочетание объемов и образа времени». Задание : создать образно-тематическую инсталляцию. Алгоритм: 1. выбор темы; 2. подбор материалов; 3. составить композицию , расположив предметы в пространстве; 4. изготовление макета инсталляции; 5. представить инсталляцию, объясняя символическое значение отдельных элементов.

Слайд 17

Метод «морфологического анализа» или «морфологического ящика». 6 класс Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Задание : Придумай свой собственный герб или герб своей семьи, используя язык символов. Алгоритм: 1. выберите форму для вашего герба; 2. разделите фигуру на четыре части с символом в каждой или заполните пространство одним символом; 3. выберите символы, которые отражают идентичность, ценности или интересы вашей семьи; 4. выберите цвета, которые идентичность, ценности или интересы вашей семьи; 5. добавьте поверх герба баннер с девизом вашей семьи, если он у вас есть; 6. добавьте баннер внизу с фамилией вашей семьи.

Слайд 19

Метод «Если бы…» Внеурочная деятельность. 5 класс Тема : «Композиция из засушенных листьев, создание фантастического дерева». Задание : создать образ дерева, которое не существует в реальной жизни.

Слайд 21

Метод «придумывания». Дополнительное образование. 6-10 класс Тема : « Стилизация объектов природного и предметного мира: цветок, животное ». Задание : выполните стилизацию цветка и животного по выбору, при построении абриса и нанесении декора обращайте внимание на особенности формы, характера линий, фактурной поверхности, ведь важно, чтобы все используемые приёмы работали на выявление идеи декоративных образов, которые становятся сказочными и фантастическими .

Слайд 23

Упражнение «Нереальное реально». Внеурочная деятельность. 5 класс Тема : «Фантастические животные из засушенных листьев». Задание : создать образ животного, которого не существует в реальной жизни.

Слайд 25

Упражнение «Превращения». 6 класс Тема : Пространственные искусства. Художественные материалы: выполняем пробы различных живописных и графических материалов и инструментов.

Слайд 26

1. Задание : на листе бумаги испробуй самые разные графические материалы. По аналогии восприятия и ощущения звука, не стараясь при этом рисовать что-либо конкретное, вырази, подобрав правильные цвета, лай собаки.

Слайд 27

2. Задание : на листе бумаги испробуй самые разные возможности красок. По аналогии восприятия и ощущения вкуса, не стараясь при этом рисовать что-либо конкретное, вырази, подобрав правильные цвета, какой-либо вкус фрукта.

Слайд 28

Упражнение « Безумный архитектор». 7 класс Тема : « Пути развития современной архитектуры и дизайна». Задание : представьте себя архитектором и вам нужно нарисовать проект здания, который вы получили от заказчика с конкретными условиями что в нем должно быть.

Слайд 30

2. Задание : представьте себя архитектором, которому нужно сделать для заказчика фантазийную зарисовку города будущего, по определённым требованиям (город с переплетением оригинальных транспортных артерий; экологический город; город в космосе или под водой и т.д.)

Слайд 32

Упражнение “Композиция из предметов”. 6 класс Тема : « Рисунок — основа изобразительного творчества». Задание : выполните графическими материалами композицию из предметов, которые находятся в каком-то одном месте и приготовить устно защиту композиции по какому смыслу они собраны вместе.

Слайд 34

Упражнение «Дайте новую жизнь старым вещам» . 7 класс Тема : « Роль и значение материала в конструкции». Задание : переосмысли назначение старой и ненужной вещи и создай эскиз вещи с новыми функциями, новым конструктивным смыслом и образностью. Трансформация может происходить как путём добавления новых элементов, так и путём сокращения вещи. Определите функцию созданного объекта и дайте ему название.

Слайд 36

Упражнение «Двойной взгляд». 5 класс Тема : « Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет. Алебастровая ваза ». Задание : выполни эскиз-импровизацию на тему « Алебастровая ваза ». Придумай и нарисуй интересную симметричную форму при помощи трафаретного образа и укрась её орнаментом, используя ритм и характерные сочетания цветов.

Слайд 37

Дидактический материал

Слайд 38

Алгоритм: (метод «морфологического анализа») 1. придумайте форму для будущей вазы (изготовление шаблона) ; 2. решите, для чего она могла бы служить ; 3. п ридумайте сюжет для ее украшения ; 4. в своей работе используйте два цвета (красный или оранжевый, черный). Дети по дидактическому материалу выполняют шаблон для формы, подбирают орнамент, сюжет и стиль росписи для рисунка своей вазы.

Слайд 40

Упражнение «Разгадывание друдлов». Пример друдла: Ответы: Человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта. Бабочка, взбирающаяся по верёвке вверх. Геометрическая задача. Флюгер на крыше дома (или какой-либо рисунок на крыше). Песочные часы, стоящие на столе. Два громкоговорителя на столбе. Шкаф с ручками. Два клювика птиц. Подарочная коробочка. Ручки двери с двух сторон.

Слайд 41

Задание: Посмотрите на картинку друдла и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано (ответ пишите ниже друдлов). Для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум.

Слайд 42

Упражнение «Творец». Задание: Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги на котором нарисованы крестики.

Слайд 43

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так: Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Слайд 44

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Слайд 45

Так же одним из приемов, направленных на создание условий для развития креативного мышления ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования:

Слайд 46

Рисование воском

Слайд 47

Рисование по фактуре из ткани

Слайд 48

Рисование ватными палочками и т.д.

Слайд 49

Креативное мышление проявляется не просто в случайном выплеске новых идей. Оно может приносить и реальную весомую отдачу. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие задачи. Это ведет к успеху ребенка, повышает эффективность урока и способствует формированию личности.

Слайд 53

Программа «Изобразительная импрессия» Программа «Изобразительная импровизация»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

Доклад_ Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Креативное мышление как механизм формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации  ФГОС...

Доклад "Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"

Одним из направлений внедрения инновационных технологий в школе, является развитие функциональной грамотности у обучающихся ....

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...

«Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства посредством приемов критического мышления».

Данная статья пригодится учителям в освоении приемов критического мышления. В статье показано, как можно использовать данные приемы на уроках изобразительного искусства, но их можно применять на ...

Презентация "Примеры заданий направленных на формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"

В материале представлены задания на формирования функиональной грамотности на уроках изобразительного искусства....

Формирование математической грамотности на уроке Изобразительного искусства.

Пробуем разобраться в том, как предмет "Изобразительное искусство" формирует математическую грамотность....