Изостудия
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «____» ____________ 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор лицея ___________ /Иванова О.В. Приказ №______ от «_____» _____________2023г. |
Рабочая программа
Изостудии для 8-х классов
Направление: общекультурное
Составитель:
Орехова Полина Сергеевна,
учитель изо и технологии
первой категории
2023 – 2024 уч. год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
Рабочая программа кружковой деятельности «Изостудии» для 8-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования на основе следующих
документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
- Примерная основная образовательная программа внеурочной деятельности
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-296 от
12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Основная образовательная программа внеурочной деятельности СОГБОУИ «Лицей им. Кирилла и Мефодия»
- Учебный план СОГБОУИ «Лицей им. Кирилла и Мефодия» на 2023-2024 уч. год.
Назначение программы: общекультурное, является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность и перспективность курса: обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Возрастная группа: возраст участвующих в реализации данной образовательной программы кружковой деятельности 8-х классов 14-15 лет. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Объём часов: 68 ч;
Продолжительность одного занятия: 1 час 20 мин.
Цель программы внеурочной деятельности «Изостудии»:
- Учащиеся узнают о значении искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, о развитии эстетического вкуса, художественного мышления, сформируют интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Задачи программы внеурочной деятельности «Изостудии»:
- воспитать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
- сформировать основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- приобрести опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
Формы и методы работы
Формы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная
- практические работы
- творческие работы
- самоанализ и самооценка
- экскурсии
Методы:
- словесные;
- наблюдение;
- эксперимент;
- беседа;
- практическая работа;
- наглядные;
- частично – поисковые
Структура курса
Разделы курса
I Просто об искусстве (14ч);
II Графика (22ч);
III Живопись (24ч);
IV Пленэр (8ч).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год.
№ заня- тия | Тема занятия | Описание примерного содержания занятий | Дата проведения | |||
I Просто об искусстве | ||||||
1 | От лика к лицу. Древняя Русь | Знакомство учащихся с правилами иконами. Знакомство с создания икон, мастерами | 07.09 | |||
2 | Свет сквозь тьму. Эпоха Возрождения | Знакомство учащихся с Эпохой Возрождения. История зарождения термина. Известные мастера и их творения | 14.09 | |||
3 | Реализм: правда бытия. Передвижники | Знакомство учащихся с художниками-передвижниками, понятие термина «Передвижники». Авторы и их работы | 21.09 | |||
4 | Импрессионизм. Полутона настроений | Знакомство учащихся с творчеством художниками импрессионистов, техникой выполнения. История зарождения направления, появления термина | 28.09 | |||
5 | Современное искусство среди нас | Знакомство учащихся с художниками нашего времени. Разбор замысла нескольких картин. Композиция в картине | 05.10 | |||
6 | Смоленские скульпторы – человек и вечность. Сергеев, Коненков | Знакомство учащихся со Смоленскими скульпторами – Альбертом Сергеевым и Сергеем Коненковым и их известными работами | 12.10 | |||
7 | Смоленские живописцы – традиции и современность. Преображенская, Самарины, Агеева | Знакомство учащихся с творчеством Смоленских художников – Преображенской, Самариных, Агеевой | 19.10 | |||
II Графика | 21.11 28.11 05.11 | |||||
8 | Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого) | Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого цвета | 26.10 | |||
9 | Понятие о перспективе - перспектива куба. Рисунок геометрических тел- возможно- каркасная проволочная модель. Упражнение. Рисунок бытового предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции | Переход от плоскостного изображения к объемному, понятие о конструкции предметов, принципы построения перспективы (с 1,2 точками схода), построение каркасных геометрических тел. Знакомство с понятиями «пропорции» и «симметрия», композиционное решение листа, поиск выразительности рисунка и силуэта. | 02.11 | |||
10 | Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью | Передача светотени собственной и падающей тени. Правильное построение куба | 09.11 | |||
11-12 | Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме, простым комбинациям геометрических тел | Закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел, передача объема в пространстве | 16.11 23.11 | |||
13-14 | Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне | Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передачи объема и пространства | 30.11 07.12 | |||
15-16 | Натюрморт из 2-3-х предметов со светлой драпировкой | Грамотное построение предметов в пространстве, особое внимание понятиям светотени, рефлекса, блика | 14.12 21.12 | |||
17-18 | Итоговая постановка - предметный натюрморт из 3-х предметов | Выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы цельного светотеневого завершенного рисунка | 28.12 11.01 | |||
III Живопись | 15.05 | |||||
19 | Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки. Упражнение в заливках. Яблоки | Знакомство с предметом и понятием «живопись». Знакомство с материалами и принадлежностями для живописи Сообщение теоретических сведений из цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Спектр(радуга). Понятие о трех характеристиках цвета. (Цвет, насыщенность, светлота). Выполняются упражнения на смешение цветов, заливки и вливание цвета в цвет | 18.01 | |||
20 | Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя) с белым предметом. Влияние цвета. Рефлексы | Понятие рефлекса. Влияние цветных драпировок на белый предмет. Упражнение на взаимовлияние цветов, способ перенесения цветового мазка с одного пятна на другой | 25.01 | |||
21-22 | Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне (фрукты или овощи 4-5 штук) | Передача рефлексов, светотени собственной и падающей. Компоновка фруктов или овощей в листе | 01.02 08.02 | |||
23-24 | Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе. Закрепление | Закрепление понятия о рефлексе. Компоновка натюрморта на листе. Работа от куска | 15.02 22.02 | |||
25-26 | Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке | Решение задачи теплохолодности, понятие и передача пространства. Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении | 01.03 15.03 | |||
27-28 | Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении | Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передачи объема и пространства | 22.03 29.03 | |||
29-30 | Итоговый натюрморт из 2-3-х бытовых предметов | Выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы цельного светотеневого завершенного рисунка | 05.04 12.04 | |||
IV Пленэр | ||||||
31 | Пленэр. Вводное занятие. Наброски растений акварелью и карандашом | Знакомство с учебной практикой пленэр. Выход на природу. Передача индивидуальных признаков растения. Наброски растений разными материалами 6 набросков длительностью по 15 минут | 19.04 | |||
32 | Пленэр. Этюд деревьев | Передача индивидуальных признаков деревьев. Длительный этюд деревьев разными материалами | 26.04 | |||
33 | Пленэр. Зарисовки архитектуры | Передача индивидуальных признаков растения. Наброски растений разными материалами 6 набросков длительностью по 15 минут | 17.05 | |||
34 | Пленэр. Этюд пейзажа | Передача индивидуальных признаков растения. Наброски растений разными материалами 6 набросков длительностью по 15 минут | 24.05 |
Учебно-тематический план
Дата по планированию | Тема | Количество часов в рабочей программе | Теория | Практика | ||
I Просто об искусстве | ||||||
04.09 | От лика к лицу. Древняя Русь | 2 | 2 | - | ||
11.09 | Свет сквозь тьму. Эпоха Возрождения | 2 | 2 | - | ||
18.09 | Реализм: правда бытия. Передвижники | 2 | 2 | - | ||
25.09 | Импрессионизм. Полутона настроений | 2 | 2 | - | ||
02.10 | Современное искусство среди нас | 2 | 2 | - | ||
09.10 | Смоленские скульпторы – человек и вечность. Сергеев, Коненков | 2 | 2 | - | ||
16.10 | Смоленские живописцы – традиции и современность. Преображенская, Самарины, Агеева | 2 | 2 | - | ||
II Графика | ||||||
23.10 | Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). | 2 | 1 | 1 | ||
30.10 | Понятие о перспективе - перспектива куба. Рисунок геометрических тел- возможно- каркасная проволочная модель. Упражнение. Рисунок бытового предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
06.11 | Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
13.11 20.11 | Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме, простым комбинациям геометрических тел | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
27.11 04.12 | Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
11.12 18.12 | Натюрморт из 2-3-х предметов со светлой драпировкой | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
25.12 15.01 | Итоговая постановка - предметный натюрморт из 3-х предметов | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
III Живопись | ||||||
22.01 | Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки. Упражнение в заливках. Яблоки | 2 | 1 | 1 | ||
29.01 | Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя) с белым предметом. Влияние цвета. Рефлексы | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
05.02 12.02 | Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне (фрукты или овощи 4-5 штук) | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
19.02 26.02 | Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе. Закрепление | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
05.03 12.03 | Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
19.03 26.03 | Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
05.04 02.04 | Итоговый натюрморт из 2-3-х бытовых предметов | 4 | 0,5 | 3,5 | ||
IV Пленэр | ||||||
09.04 | Пленэр. Вводное занятие. Наброски растений акварелью и карандашом | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
16.04 | Пленэр. Этюд деревьев | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
23.04 | Пленэр. Зарисовки архитектуры | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
30.04 | Пленэр. Этюд пейзажа | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
Итого: | 68 | 24 | 44 |
Предполагаемая результативность курса
Ожидаемые результаты освоения программы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Участие в конкурсах, за пределами ОУ, в том числе в сети Инетернет.
В конце учебного года организация выставки.
Ведение «портфеля школьника» в течение учебного года.
В конце обучения:
Ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, графики;
- об основах цветоведения, усвоит азы рисунка, живописи и композиции;
- о техниках работы с бумагой и нитками
- правильное оформление работы в паспарту
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов работе;
- использовать все возможности бумаги и нитки;
- понимать, что такое композиционный центр;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.
Учебно – методический комплекс
- Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
- С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
- Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
- А.С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
- Ресурсы сети Интернет
Графика:
- Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.
- Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.
- Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1963.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
- Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.
- Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры. М.,2000.
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
- Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика. М., 1987.
- Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М.,1978.
- Рисунок. Под ред. Серова А.М., 1975.
- Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. М.,1976.
- Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955.
Живопись:
- Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.
- Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
- К.Бернд. Акварельная живопись: новые техники и приемы.М., 2010.
- Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.
- Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
- Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955.
- Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое сис...
Пластическая импровизация на занятиях изостудии
Пластическая импровизация – это система упражнений, которая ведет ребенка от познания себя к познанию мира, это средство создания образа возможностями собственного тела. Он...
Творческий отчёт изостудии "Фантазия"
На протяжении нескольких лет под моим руководством в нашей школе проходят занятия изостудии. Данная презентация расскажет Вам, чем мы занимаемся и каких результатов добились..., ну а самое главное узн...
Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".
· Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.· Задачи:- формировать высокий уровень ...
Программа изостудии
КГБС(К)ОУ «школа – интернат VIIIвида № 11» П.ВаниноПрограмное содержание изостудии "Волшебные краски"...
«Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга»
Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (составители: Морозова Л.П. и Тулупова О.В., педагоги дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчеств...
Изостудия `В мире прекрасного`
Основные задачи развития художественного творчества на занятиях в изостудии....