Изостудия
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Орехова Полина Сергеевна

Рабочая программа изостудии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изостудия рабочая программа55.76 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «____» ____________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________ /Иванова О.В.

Приказ  №______

от «_____» _____________2023г.

 Рабочая программа

Изостудии для 8-х классов 

Направление: общекультурное

Составитель:

Орехова Полина Сергеевна,

учитель изо и технологии

первой категории

2023 – 2024 уч. год

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

Рабочая программа кружковой деятельности «Изостудии» для 8-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования на основе следующих

документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)

  • Примерная основная образовательная программа внеурочной деятельности

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-296 от

12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Основная образовательная программа внеурочной деятельности СОГБОУИ «Лицей им. Кирилла и Мефодия»

  • Учебный план СОГБОУИ «Лицей им. Кирилла и Мефодия» на 2023-2024 уч. год.

Назначение программы: общекультурное, является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность и перспективность курса: обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Возрастная группа: возраст участвующих в реализации данной образовательной программы кружковой деятельности 8-х классов 14-15 лет. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Объём часов: 68 ч;

Продолжительность одного занятия: 1 час 20 мин.

Цель программы внеурочной деятельности «Изостудии»:

        

  • Учащиеся узнают о значении искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, о развитии эстетического вкуса, художественного мышления, сформируют интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Задачи программы внеурочной деятельности «Изостудии»:

  • воспитать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
  • сформировать основы художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
  • приобрести опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

        

Формы и методы работы

Формы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная 
  • практические работы
  • творческие работы
  • самоанализ и самооценка
  • экскурсии

Методы:

  • словесные;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • беседа;
  • практическая работа;
  • наглядные;
  • частично – поисковые

Структура курса

Разделы курса

I Просто об искусстве (14ч);

II Графика (22ч);

III Живопись (24ч);

IV Пленэр (8ч).

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год.

№ заня-

тия

Тема занятия

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

I Просто об искусстве

1

От лика к лицу. Древняя Русь

Знакомство учащихся с правилами иконами. Знакомство с  создания икон, мастерами

07.09

2

Свет сквозь тьму. Эпоха Возрождения

Знакомство учащихся с Эпохой Возрождения. История зарождения термина. Известные мастера и их творения

14.09

3

Реализм: правда бытия. Передвижники

Знакомство учащихся с художниками-передвижниками, понятие термина «Передвижники». Авторы и их работы

21.09

4

Импрессионизм. Полутона настроений

Знакомство учащихся с творчеством художниками импрессионистов, техникой выполнения. История зарождения направления, появления термина

28.09

5

Современное искусство среди нас

Знакомство учащихся с художниками нашего времени. Разбор замысла нескольких картин. Композиция в картине

05.10

6

Смоленские скульпторы – человек и вечность. Сергеев, Коненков

Знакомство учащихся со Смоленскими скульпторами – Альбертом Сергеевым и Сергеем Коненковым и их известными работами

12.10

7

Смоленские живописцы – традиции и современность. Преображенская, Самарины, Агеева

Знакомство учащихся с творчеством Смоленских художников – Преображенской, Самариных, Агеевой

19.10

II Графика

21.11

28.11

05.11

8

Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого)

Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого). Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков штриховки и передачи тона через градации серого цвета

26.10

9

Понятие о перспективе - перспектива куба. Рисунок геометрических тел- возможно- каркасная проволочная модель. Упражнение. Рисунок бытового предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции

Переход от плоскостного изображения к объемному, понятие о конструкции предметов, принципы построения перспективы (с 1,2 точками схода), построение каркасных геометрических тел. Знакомство с понятиями «пропорции» и «симметрия», композиционное решение листа, поиск выразительности рисунка и силуэта.

02.11

10

Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью

Передача светотени собственной и падающей тени. Правильное построение куба

09.11

11-12

Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме, простым комбинациям геометрических тел

Закрепление знаний по перспективе и навыков построения простых геометрических тел, передача объема в пространстве

16.11

23.11

13-14

Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне

Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передачи объема и пространства

30.11

07.12

15-16

Натюрморт из 2-3-х предметов со светлой драпировкой

Грамотное построение предметов в пространстве, особое внимание понятиям светотени, рефлекса, блика

14.12

21.12

17-18

Итоговая постановка - предметный натюрморт из 3-х предметов

Выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы цельного светотеневого завершенного рисунка

28.12

11.01

III Живопись

15.05

19

Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки. Упражнение в заливках. Яблоки

Знакомство с предметом и понятием

«живопись». Знакомство с материалами и

принадлежностями для живописи

Сообщение теоретических сведений из

цветоведения. Хроматические и ахроматические

цвета. Спектр(радуга). Понятие о трех

характеристиках цвета. (Цвет, насыщенность,

светлота). Выполняются упражнения на

смешение цветов, заливки и вливание цвета в цвет

18.01

20

Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя) с белым предметом. Влияние цвета. Рефлексы

Понятие рефлекса. Влияние цветных драпировок  на белый предмет. Упражнение на взаимовлияние цветов, способ перенесения цветового мазка с одного пятна на другой

25.01

21-22

Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне (фрукты или овощи 4-5 штук)

Передача рефлексов, светотени собственной и падающей. Компоновка фруктов или овощей в листе

01.02

08.02

23-24

Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе. Закрепление

Закрепление понятия о рефлексе. Компоновка натюрморта на листе. Работа от куска

15.02

22.02

25-26

Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке

Решение задачи теплохолодности, понятие и передача пространства. Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении

01.03

15.03

27-28

Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении

Композиционное решение листа, применение навыков построения предметов и передачи объема и пространства

22.03

29.03

29-30

Итоговый натюрморт из 2-3-х бытовых предметов

Выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы цельного светотеневого завершенного рисунка

05.04

12.04

IV Пленэр

31

Пленэр. Вводное занятие. Наброски растений акварелью и карандашом

Знакомство с учебной практикой пленэр. Выход на природу. Передача индивидуальных признаков растения. Наброски растений разными материалами  6 набросков длительностью по 15 минут

19.04

32

Пленэр. Этюд деревьев

Передача индивидуальных признаков деревьев. Длительный этюд деревьев разными материалами

26.04

33

Пленэр. Зарисовки архитектуры

Передача индивидуальных признаков растения. Наброски растений разными материалами  6 набросков длительностью по 15 минут

17.05

34

Пленэр. Этюд пейзажа

Передача индивидуальных признаков растения. Наброски растений разными материалами  6 набросков длительностью по 15 минут

24.05

Учебно-тематический план

Дата по планированию

Тема

Количество часов в рабочей программе

Теория

Практика

I Просто об искусстве

04.09

От лика к лицу. Древняя Русь

2

2

-

11.09

Свет сквозь тьму. Эпоха Возрождения

2

2

-

18.09

Реализм: правда бытия. Передвижники

2

2

-

25.09

Импрессионизм. Полутона настроений

2

2

-

02.10

Современное искусство среди нас

2

2

-

09.10

Смоленские скульпторы – человек и вечность. Сергеев, Коненков

2

2

-

16.10

Смоленские живописцы – традиции и современность. Преображенская, Самарины, Агеева

2

2

-

II Графика

23.10

Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами и понятиями: линия, штрих, тон. Упражнение в проведении прямых линий и упражнение на нарастание тона (градации серого).

2

1

1

30.10

Понятие о перспективе - перспектива куба. Рисунок геометрических тел- возможно- каркасная проволочная модель. Упражнение. Рисунок бытового предмета (чайник, кувшин)- конструкция, симметрия, пропорции

2

0,5

1,5

06.11

Классический рисунок куба с построением и легкой светотенью

2

0,5

1,5

13.11

20.11

Рисунок 2-х геометрических тел или 2-х предметов, близких по форме, простым комбинациям геометрических тел

4

0,5

3,5

27.11

04.12

Рисунок натюрморта из 2-3-х предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне

4

0,5

3,5

11.12

18.12

Натюрморт из 2-3-х предметов со светлой драпировкой

4

0,5

3,5

25.12

15.01

Итоговая постановка - предметный натюрморт из 3-х предметов

4

0,5

3,5

III Живопись

22.01

Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки. Упражнение в заливках. Яблоки

2

1

1

29.01

Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя) с белым предметом. Влияние цвета. Рефлексы

2

0,5

1,5

05.02

12.02

Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне (фрукты или овощи 4-5 штук)

4

0,5

3,5

19.02

26.02

Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе. Закрепление

4

0,5

3,5

05.03

12.03

Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке

4

0,5

3,5

19.03

26.03

Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении

4

0,5

3,5

05.04

02.04

Итоговый натюрморт из 2-3-х бытовых предметов

4

0,5

3,5

IV Пленэр

09.04

Пленэр. Вводное занятие. Наброски растений акварелью и карандашом

2

0,5

1,5

16.04

Пленэр. Этюд деревьев

2

0,5

1,5

23.04

Пленэр. Зарисовки архитектуры

2

0,5

1,5

30.04

Пленэр. Этюд пейзажа

2

0,5

1,5

Итого:

68

24

44

Предполагаемая результативность курса

Ожидаемые результаты освоения программы.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Участие в конкурсах, за пределами ОУ, в том числе в сети Инетернет.

В конце учебного года организация выставки.

Ведение «портфеля школьника» в течение учебного года.

В конце  обучения:

Ученик будет знать:

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, графики;
  • об основах цветоведения, усвоит азы рисунка, живописи и композиции;
  • о техниках работы с бумагой и нитками
  • правильное оформление работы в паспарту

Ученик будет уметь:

  • передавать на бумаге форму и объем предметов работе;
  • использовать все возможности бумаги и нитки;
  • понимать, что такое композиционный центр;
  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.

     


Учебно – методический комплекс

  1. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
  2. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
  3. С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
  4. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
  5. А.С. Хворостов Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  6. Ресурсы сети Интернет

Графика:

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.
  2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.
  3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1963.
  4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
  5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.
  6. Клебер Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры. М.,2000.
  7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
  8. Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. Рисунок и графика. М., 1987.
  9. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М.,1978.
  10. Рисунок. Под ред. Серова А.М., 1975.
  11. Ростовцев Н.И. Учебный рисунок. М.,1976.
  12. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955.

Живопись:

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.
  2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.
  3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969.
  4. К.Бернд. Акварельная живопись: новые техники и приемы.М., 2010.
  5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.
  6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
  7. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955.
  8. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое сис...

Пластическая импровизация на занятиях изостудии

      Пластическая импровизация – это система упражнений, которая ведет ребенка от познания себя к познанию мира, это средство создания образа возможностями собственного тела. Он...

Творческий отчёт изостудии "Фантазия"

На протяжении нескольких лет под моим руководством в нашей школе проходят занятия изостудии. Данная презентация расскажет Вам, чем мы занимаемся и каких результатов добились..., ну а самое главное узн...

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".

·       Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.·       Задачи:- формировать высокий уровень ...

Программа изостудии

КГБС(К)ОУ  «школа – интернат  VIIIвида  № 11» П.ВаниноПрограмное содержание изостудии "Волшебные краски"...

«Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга»

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (составители: Морозова Л.П. и Тулупова О.В., педагоги дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчеств...

Изостудия `В мире прекрасного`

Основные задачи развития художественного творчества на занятиях в изостудии....