статья "ВСТРЕЧА НА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ: ДИАЛОГ В РУССКОМ МУЗЕЕ".
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
В статье представлен опыт работы в музейном пространстве. Занятие с учащимися второго класса по предмету «Изобразительное искусство» проходило на временной выставке «Праздники по-русски» в ГРМ. Подобные занятия показывают форму организации внеурочной деятельности при переходе к новым образовательным стандартам. Представлен опыт обучения языку изобразительного искусства в процессе восприятия и анализа художественных произведений детьми младшего школьного возраста на временной выставке в художественном музее.
Ключевые слова: музейное пространство, временная выставка, общение ребенка с подлинником, восприятие произведения искусства, выразительные средства искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.П. Алексеева,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ лицей № 64 Приморского района Санкт-Петербурга
ВСТРЕЧА НА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ: ДИАЛОГ В РУССКОМ МУЗЕЕ
Одна из основных задач образовательной области «Искусство» – умение выбирать в поле мировой культуры необходимых в каждый момент жизни, собеседников; добиваться сбалансированности своего эмоционального состояния с помощью произведений искусства, получать от общения с произведениями искусства необходимую энергию, познавать окружающий мир.
С одной стороны, увлеченность современных детей мультимедийными технологиями влечет за собой недопонимание ими ценности подлинника. С другой стороны, современные дети интуитивно стремятся к интерактивному и креативному взаимодействию с окружающим их миром. Поэтому возникает необходимость переосмыслить место и роль устоявшихся ценностей, в том числе таких, как музеи, ресурсы которых можно и нужно успешно использовать в современном образовательном процессе.
Одна из важнейших задач художественного образования – противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях. Общение с искусством должно и может быть процессом самопознания и самовоспитания личности.
Опыт показывает, что одна из самых действенных форм работы с детьми в пробуждении их творческой и познавательной активности,– это занятия на временных выставках, которые неразрывно связаны с программой по изобразительному искусству. В процессе знакомства и активного взаимодействия с подлинными произведениями искусства у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, вырабатывается потребность в общении с искусством.
Именно в процессе восприятия подлинных произведений искусства дети учатся понимать содержание, смысл изображенного и видят, какие средства выразительности используют художники. Притягательная сила искусства состоит также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, предлагает образно мыслить, вносить элемент творчества в любую деятельность.
От формы работы зависит многое. Если, работая по программе В.С. Кузина, учитель поставит во главу угла только изобразительную грамотность, то тема «виды изобразительного искусства и основы их образного языка» покажется учащимся начальной школы сложной, непонятной, а отсюда и неинтересной. Устранить это противоречие помогает живая работа в музее.
Когда ребенок начинает понимать изобразительный язык, он переживает радость, понимая содержание произведения он может его оценить эстетически. Это не быстрая работа, но результат стоит дорогого. Вначале оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится: вместе с художественным развитием человека они совершенствуются, приобретают характер высоких суждений об искусстве с точки зрения эстетического идеала.
Встреча с подлинником поможет ребенку понять язык изобразительного искусства, уяснить чувства автора, воспринять их и пережить как собственные. А формирование собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу – это ли не главная задача уроков изобразительного искусства в целом?
Итак, перед нами стоит конкретная задача: научить ребенка понимать язык искусства. Стоит сразу заглянуть в будущее и определить и сверхзадачу: что даст ребенку, а потом и взрослому человеку это умение? Любое произведение искусства – это своеобразный рассказ художника об окружающем его мире, о людях, природе, волнующих его событиях. Каждый вид искусства имеет свой язык. Изобразительное искусство живет по своим определенным правилам, ясным и понятным, появившимся довольно давно и существующим до сих пор. И, познакомившись с этими приемами и правилами, впоследствии в любом музее, перед любой картиной, перед любым произведением изобразительного искусства человек будет чувствовать себя легко и свободно. Ему станет ясен смысл любого произведения искусства. Ему будет приятно осознавать: «Я смог понять, услышать, о чем хотел рассказать художник».
При организации экскурсии обязательно надо учитывать возрастные особенности ребенка. Данные психологии и собственные наблюдения учителя помогают определиться с формами педагогической работы. Дети 7-9 лет любят отвечать на вопросы о картине, любят рассуждать и любят слушать занимательные рассказы о картине и о художниках, сопоставляя свою художественную деятельность с работой художника. Младшие школьники живо интересуются материалами и техникой искусства. Им особенно нравятся картины, в которых можно отличить мазки кисти, следы от работы художника, оттенки цвета. Хотя сюжет остается важным составляющим при рассмотрении картины, дети этого возраста часто задают вопросы о процессе работы над картиной и скульптурой, о технике живописи. Следовательно, 7-9 лет – это именно тот возраст ребенка, когда можно разговаривать с ребенком о технике живописи и графики, о выразительных средствах изобразительного искусства, предлагать рассматривать произведения с точки зрения особенностей образного языка разных видов изобразительного искусства.
В моей педагогической практике использован опыт работы в Государственном Русском музее, рекомендации программы «Здравствуй, музей» центра музейной педагогики при ГРМ и новейшие методические разработки по занятиям с детьми научно-методического отдела ГРМ. Все это позволяет проводить циклы занятий со школьниками на экспозиции музея, расширяя возможности решения учебно-воспитательных задач.
Экскурсии в музей всегда предшествует подготовительное занятие, на котором были заданы важные для последующей работы на выставке вопросы и получены ответы.
- Что такое подлинник? - Эту информацию сообщает учитель. Любое настоящее произведение искусства неповторимо, как неповторим человек. У произведения искусства есть своя биография, характер и настроение. И это единственное «живое», подлинное произведение так и называют – подлинником или оригиналом. Хранятся подлинники в музеях. На выставке могут быть представлены картины из разных музеев, сотрудники (ученые и художники) музея придумали тему и собрали на выставке произведения искусства на тему праздников в России. И дальнейший разговор перешел в живой диалог.
- Что такое выставка в художественном музее?
- Где представлены картины художников разных времен: и старинные и современные.
- Еще там могут быть старинные вещи, посуда, мебель, костюмы.
- Какие вы знаете праздники, какой ваш самый любимый праздник?
Мы говорили о том, что праздники бывают семейные, религиозные, общественные.
- А что такое праздник?
- Когда радостно.
- Когда собираются родные и друзья, люди идут в церковь.
- Когда много угощенья.
- Какое-то событие, когда весело, можно, не стыдно, попеть, если даже не совсем хорошо умеешь, потанцевать, повеселиться!
Посещение выставки вызывает у детей младшего школьного возраста огромный интерес. Для них это радостное событие, которое имеет продолжение. После занятия выполняется обязательное домашнее задание (рисунок на заданную тему), и через неделю (по инициативе детей!) – обсуждение выставки. Кроме того, несколько учащихся отправились на выставку еще раз вместе с родителями.
Особенность работы на выставке «Праздники по-русски» состоит в том, что произведения искусства объединены одной темой, это позволяет идти от сюжета к языку искусства, путем, наиболее понятным детям этого возраста. Тема одна, но произведения искусства – разные, это позволяет решать наглядно многие задачи, такие как увидеть почерк художника, понять дух времени, определить выразительные средства искусства. Задавая общий настрой темы праздника, важно было настроить детей на язык искусства, «оторвать» восприятие от сюжета, так как сюжеты (праздники) уже были рассмотрены, с точки зрения истории традиций, на предварительном занятии.
Получение радости от общения с подлинными произведениями искусства. Вне увлечения искусством вне восторга, наслаждения его творениями не может быть не только сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, но не может вообще происходить подлинного общения с искусством.
Отметим, что задействованы и межпредметные связи: в контексте разговора оказались русский язык и литература, музыка и история.
Из опыта наблюдений в процессе работы в экспозиции
Младшие школьники продемонстрировали открытость и активность в процессе восприятия произведений искусства.
Главным средством был метод диалога и совместного обсуждения, направленный на активизацию восприятия и на формирование способности к рассматриванию, переживанию и осмыслению зрительного образа. Дополнительной задачей в данном случае являлась необходимость пробудить у детей переживания от встречи с подлинником. Учителю необходимо дать ребенку возможность высказать свои первые впечатления. На уроке, работая с репродукцией, дети не испытывают такого восторга. Первый вопрос у подлинника может отличаться от вопроса в работе с репродукцией. Если в классе на уроке, первый вопрос к картине может звучать: «Что ты видишь на картине?», то при встрече с подлинником: «Что ты чувствуешь, рассматривая картину? Какое настроение (ощущение) вызывает у тебя произведение искусства?»
Чередование показа разных произведений, сопоставление разных видов изобразительного искусства активизирует восприятие детей. Создание игровых ситуаций, сказки и художественная деятельность детей также способствуют улучшению восприятия (и запоминания).
Рассказ о произведении искусства, о художнике (особенно о детстве, начале творческого пути) может опираться на наблюдения самих детей, на их впечатления, жизненный опыт, зрительные и эмоциональные ассоциации.
Детям важно знать имя художника и название картины. Практика подсказала, что для детей эта информация необходима. Обращая внимание на выразительные возможности различных художественных материалов, можно апеллировать к изобразительной деятельности детей.
Маленькие зрители внимательно рассматривают дальний план, даже быстрее замечают, что вдалеке, очень любят рассматривать детали разгадывать загадки, которые художник «зашифровал», и искать подсказки. В конце дети очень внимательно слушают рассказ о художниках и вновь рассматривают картину.
При подготовке к занятию на выставке с детьми младшего школьного возраста особенно важен подбор зрительного ряда, нужно выбирать произведения искусства, которые наиболее ярко выражают те или иные выразительные средства, и при этом ярко раскрывают природу праздника.
Вместо заключения
Посещение музея, общение с искусством на выставке «Праздники по-русски» для второклассников имело большой резонанс, так называемую рефлексию: они выполнили рисунки на тему «Воспоминания о выставке», рассказали о своих семейных праздниках, и традициях. Более того, на выставку в музей дети пригласили родителей. Это позволяет надеяться на то, что усилия по организации и проведению экскурсии были не напрасны. Надеюсь также, что этот опыт будет полезен не только педагогам изобразительного искусства, но и широкой общественности - всем тем, кто понимает, что искусство, входя в нашу жизнь, прежде всего через воспитание и обучение в семье и в школе, формирует культуру чувств, а это - богатство и разнообразие переживаний, умение владеть собой и находить выход в любой ситуации, способность понимать другого и сопереживать ему. Общение с искусством, а точнее восприятие изобразительного искусства через подлинники способствует духовно-нравственному становлению личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны, формирует у ребёнка научное мировоззрение и общую картину мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация для родителей. Художественные, литературные, музыкальные и исторические музеи Москвы.
В данной публикации Вы найдёте список интересных художественных, литературных, музыкальных и исторических музеев Москвы, где Вы, возможно, ещё не побывали ......
Урок-диалог о русском языке "О скверном и святом"
Урок посвящен теме «Бранная лексика: хорошо это или плохо». Помогает показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление. Развивает умение дискутировать, аргументировать свою точку зре...
Классный час «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности»
Классный час на основе исследовательской работы наших учениковЦель: познакомить учащихся с организацией всероссийской промышленно-художественной выставки, достижениями науки и промышленности России в ...
Технологии обучения в ходе знакомства с художественными выставками в 5 классе
Технологии обучения в современной школе становятся решающей составляющей при формировании УУД. Стаья раскрывает возможности художественных выставок при обучении пятиклассников. Предлагаются современны...
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...
Встреча на художественной выставке
В статье представлен опыт работы в музейном пространстве. Занятие с учащимися второго класса по предмету «Изобразительное искусство» проходило на временной выставке «Праздники по-рус...
Квест по ""По залам русской живописи" в "Русском музее" по ИКП для 6 класса
Коллеги, представляю вашему вниманию интерактивный квест по главной эспозиции "Русского музея" для 6-х классов: "По залам русской живописи". Квест рассчитан на 40 минут.Внеурочное ...