Рабочая адаптированная образовательная программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИУ ИСКУССТВУ для обучающихся с ОВЗ 7 класс (вариант 8.2)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Рабочая адаптированная образовательная программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИУ ИСКУССТВУ для обучающихся с ОВЗ 7 класс (вариант 8.2)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 МО «Барышский район»
Рабочая адаптированная образовательная программа
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОИУ ИСКУССТВУ
для обучающихся с ОВЗ
7 класс
(вариант 8.2)
2023 -2024 учебный год
Учитель изобразительного искусства
Чернышева Е.С.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) по изобразительному искусству в 5-7 классах составлена в соответствии с:
1.Основной адаптированной общеобразовательной программой на 2017-2018 уч. год 2.Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-7 классы под редакцией В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение» 2011 г.
Одной из важнейших и актуальных задач коррекционного класса является улучшение психического состояния учащихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
Цель программы в данном курсе изобразительного искусства сформулирована как
линия развития личности ученика средствами предмета:
– использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
В соответствии с этой целью определены задачи:
коррекционно-развивающая:
-корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
образовательная:
-формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое,
высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-
прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
воспитательная:
-воспитывать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и
самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, воли, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Обучение изобразительному искусству в коррекционных классах VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение
к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.
При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специального (коррекционного) класса VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с технологией, математикой, литературой.
Ценностные ориентиры содержания программы
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей (ценность добра, общения, природы, семьи, гражданственности, красоты, творчества).
Ценность данной программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья – интеллектуальная отсталость и задержка психического развития,- а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. В условиях правильного обучения эти учащиеся постепенно усваивают знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Коррекционная работа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по изобразительному искусству, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Основные сведения познаются учащимися в результате практической деятельности. Так как новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно, для их закрепления предусмотрены многократные указания и повторения. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.Для решения задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры: содержанием уроков является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Во время работы должны быть 2-3 однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся.Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ (детский строительный конструктор). Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование: содержанием уроков является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т.п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Во время занятий школьники получают сведения оприменении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию имеют определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно-отсталых школьников.
Рисование на темы: содержанием уроков является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать реальные объекты (когда это возможно), а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащегося с моделями и макетами.
Беседы об изобразительном искусстве: для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание необходимо уделять выработке умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные средства художественной выразительности.
Программа составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках:
-письмо и развитие речи (развитие мелкой моторики);
-чтение и развитие речи (восприятия произведений изобразительного искусства, обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства);
-математика (правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше))
- истории (история искусства);
-биологии (строение растений, животных, особенности деревьев и т.д.);
-технологии (элементы художественного труда);
-информатики (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);
-развития речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
-физики (физические основы цвета);
-химии (состав изобразительных материалов).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по изобразительному искусству для учащихся специальных коррекционных классов рассчитана на 3 года обучения: 5-7 классы. Программа реализуется на занятиях продолжительностью 40 минут и рассчитана на 34 учебных часа в учебном году (1 учебный час в неделю). Программа будет реализована в 2016-2017 уч.гг.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать/понимать:
-отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика,
декоративно-прикладное искусство)
-жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);
-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм,композиция);
-выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. Да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;
-наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана,Прадо, Дрезденская галерея);
-значение изобразительного искусства в художественной культуре;
Уметь:
-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);
-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-восприятия и оценки произведений искусства;
-самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Опыт творческой деятельности:
-Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.
-Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
-Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
-Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
-Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды.
-Проектирование и изготовление открыток.
-Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, соленого теста, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
-Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-
прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.
-Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
-Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).
-Создание композиций на плоскости и в пространстве.
-Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение
национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.
-Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Личностные результаты освоения АООП общего образования:
-осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание программы
7 класс
1.Рисование с натуры. (10 ч)
Развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной форм. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
2.Декоративное рисование. (7 ч)
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.
3.Рисование на темы. (11 ч)
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
4.Беседы об изобразительном искусстве.(6 ч)
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства. умений каждым учеником, развитие его умений действовать
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
минимальный уровень:
-основы цветоведения (основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета);
-форму, конструкцию предмета, величину его составных частей, цвет и положение в пространстве;
-последовательность выполнения рисунка;
-приёмы выполнения простейшего шрифта по клеткам
-виды узоров (орнаментов): геометрический, растительный
-приёмы работы акварельными и гуашевыми красками;
-значение прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни;
-понятие о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план;
-виды и жанры изобразительного искусства: натюрморт, живопись, скульптура, архитектура, графика;
-широко известные скульптурные произведения, архитектурные произведения.
достаточный уровень:
-основные средства выразительности живописи и их отличительные особенности;
-виды народного декоративно-прикладного искусства и их отличительные особенности;
- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
-отличительные признаки видов изобразительно искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
- основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
- особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
- отличительные особенности произведений декоративно – прикладного искусства;
- названия крупнейших музеев страны.
Учащиеся должны уметь:
минимальный уровень:
-строить изображение в определённой последовательности (от общего к частному);
-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
-передавать в рисунке объёмную форму предметов доступными учащимся средствами;
-подбирать цвет в соответствии с натурой;
-пользоваться художественными материалами в процессе рисования;
-передавать в рисунке связанное содержание;
-использовать приём загораживания одних предметов другими в зависимости от их положении относительно друг друга;
-размещать предметы в открытом пространстве;
-изображать удалённые предметы с учётом их зрительного уменьшения;
-изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску.
достаточный уровень:
-планировать свою работу;
-проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построения узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
-подбирать гармонические сочетания цветов;
-высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался;
-передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
-стилизовать природные формы и использовать их в оформительской работе;
-проявлять интерес к произведениям изобразительно искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Реализация коррекционной работы по разделам предмета изобразительного искусства в 5-7 классах
№ | Вид занятия | Коррекционная работа |
1 | Рисование с натуры | Развитие самостоятельности, аналитико-синтетической деятельности при определенииформы, цвета, сравнении величины составных частей предмета. Развитие пространственной ориентировки на плоскости. |
2 | Декоративное рисование | Развитие глазомера, чувства эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме. Развитие воображения и творческого мышления. |
3 | Рисование на темы | Развитие творческого воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы. |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | Развитие целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты. |
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов | |
7 класс | |||
1 | Рисование с натуры | 10 | |
2 | Декоративное рисование | 7 | |
3 | Рисование на темы | 11 | |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6 | |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ урока | Тема урока | Дата планир. | Дата фактич. | Требования к результату | Домашнее задание | ||||||||
знать/понимать | уметь | ||||||||||||
I четверть – 9ч. | |||||||||||||
1 | Рисование объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (высокая коробка) | Этапы (последовательность) построения изображения. | Выполнять изображение с натуры. Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве предмета и передавать в изображении. | Повторить последовательность построения изображения | |||||||||
2 | Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (радиоприемник, телевизор). | Этапы (последовательность) построения изображения. Зависимость формата листа от формы и пропорций предмета. | Изображать с натуры объемный предмет прямоугольной формы с передачей пропорций, объема. | Повторить последовательность построения изображения | |||||||||
3 | Рисование объемного предмета прямоугольной формы в простом для восприятия положении (стопа из 5-6 книг). | Способы передачи пропорций предмета на плоскости. Приемы передачи объема на плоскости. | Соблюдать последовательность выполнения рисунка. Компоновать предмет на листе. Передавать в линейном рисунке объемную форму предмета. | Повторить материалы и инструменты художника | |||||||||
4 | Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись»(И. Грабарь «Березовая аллея», И.Машков «Снедь московская. Мясо, дичь», В.Серов «Мика Морозов», И.Репин «Иван Грозный и его сын Иван», В. Маковский «Свидание»). | 25.09 | Материалы и инструменты художника-живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический и бытовой. Художников разных жанров и их работы. | Определять жанр картины.Узнавать работы известных художников. Определять сюжет исторических и бытовых картин. | Повторить жанры ИЗО | ||||||||
5 | Рисование двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка) | Последовательность выполнения изображения. Зависимость изображения от положения предмета в пространстве. | Определять положение предмета в пространстве по изображению. Изображать предмет, расположенный ниже уровня зрения. Соблюдать последовательность в работе. Выполнять контроль и коррекцию в работе. | Выполнить наброски посуды | |||||||||
6 | Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части (сыр, торт) | Способы передачи объема на плоскости. | Выполнять работу последовательно. Следовать инструкции учителя. Компоновать изображение на листе. | ||||||||||
7 | Рисование предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка, цветочный горшок, ваза) | Законы формообразования. | Определять основную форму предмета. Выполнять изменение основной формы предмета в соответствии с натурой. Пользоваться вспомогательными линиями. Компоновать изображение на плоскости листа. | ||||||||||
8 | Рисование предмета комбинированной формы (торшер, подсвечник со свечой) | Приемы формообразования. Последовательность выполнения работы от простого к сложному, от общего к частному. | Передавать в рисунке объемных предметов комбинированную (сложную) форму, соблюдать пропорциональность, последовательность выполнения рисунка. | Выполнить работу в цвете с элементами украшений | |||||||||
9 | Беседа об изобразительном искусстве. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция». (И. Шишкин «Полдень», А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Сумерки. Стога», М. Врубель «В ночном», В. Поленов «Московский дворик») | Основные средства выразительности живописи (цвет, колорит, материал). «Теплые» и «холодные» цвета. Свойства цвета в зависимости от освещения. Художников-пейзажистов и их работы. | Определять цветовую гамму, колорит в пейзаже. Отличать жанр пейзажа от других. Различать и называть русских художников-пейзажистов и их работы. | Составить отзыв по картине | |||||||||
II четверть – 7ч. | |||||||||||||
10 | Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором. | Понятие «декор». | Изготавливать из бумаги пилотку. Выполнять декоративную переработку природных форм и использование их в оформлении работы. Использовать различные художественные и прикладные материалы в работе. | Подготовить зарисовки деревьев, кустов ит. Д. | |||||||||
11 | Рисование на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. | Геометрические тела, отличие геометрических фигур и тел. | Передавать в рисунке связное содержание, использовать прием загораживания одних предметов другими. Изображать ближний и дальний планы в рисунке. Передавать характер деревьев в линейном рисунке. | ||||||||||
12 | Рисование объемных предметов – посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза) | Основы формообразования, последовательность выполнения рисунка. | Изображать объемный предмет с натуры с передачей пропорций, формы и дополнительных элементов. Компоновать изображение на листе. | Выполнить подобные наброски | |||||||||
13 | Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. томский «Портрет И.Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.) | Виды изобразительного искусства. Понятие «скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. Художников-скульпторов. | Отличать произведения скульптуры от других видов изобразительного искусства. | Повторить виды ИЗО | |||||||||
14 | Рисование предмета комбинированной формы (настольная лампа) | Приемы формообразования. | Передавать форму предмета, выполнять рисунок последовательно. | ||||||||||
15 | Беседа об изобразительном искусстве на тему: «Народная скульптура» (игрушка) | Народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка). Образы в народной игрушке. Материалы разных промыслов. | Отличать народную игрушку от современной. Различать дымковскую и богородскую игрушки. | Выполнить работу из глины. пластилина | |||||||||
16 | Изготовление макета пригласительного билета на праздник | Приемов работы гуашевыми красками. | Работать гуашью. Передавать в изображении настроение праздника. | ||||||||||
17 | Рисование на основе наблюдений зарисовок зимнего леса | Виды линий. Значение линии в изобразительном искусстве. Особенности передачи характера деревьев в линейном рисунке. | Размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Передавать характер деревьев линейно. Использовать разные линии в изображении. | Подготовить зарисовки зимнего леса | |||||||||
18 | Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. «Карикатура» | Виды изобразительного искусства. Графика как вид изобразительного искусства. Понятия «книжная иллюстрация», «плакат», «карикатура». | Различать плакат, иллюстрацию, карикатуру. | Подготовить коллекцию различных видов шрифтов | |||||||||
19 | Выполнение эскизов элементов оформления книги -рисование заставок, буквиц, концовок | Понятия «заставка», «буквица», «концовка». | Использовать декоративное значение цвета при составлении орнаментальных композиций. | Выполнить дополнительные эскизы по теме | |||||||||
20-21 | Рисование натюрморта из объемных предметов округлой формы (овощи) Рисование натюрморта из объемных предметов округлой формы (фрукты) | Правила составления композиции из 3-х предметов. | Составлять композицию из 3-х предметов на плоскости. Передавать в изображении форму предмета, его цвет. Использовать оттенки цвета. | Оформить работу | |||||||||
22 | Рисование постройки из элементов строительного материала (башня) | Последовательность выполнения изображения на плоскости. | Определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение предмета в пространстве, изображать на плоскости. | ||||||||||
23 | Рисование предметов комбинированной формы (ваза) | Основные приемы формообразования, получения сложных форм предмета. | Делить сложную форму предмета на простые, определять пропорции, соотношение составных частей формы. Компоновать изображение на листе в соответствии с пропорциями предмета. Выполнять декоративное оформление предмета (цветом, орнаментом) | Подготовить изображения различных узоров для ваз | |||||||||
24 | Составление узора для вазы | Декоративное значение цвета | Составлять декоративный узор, подбирать гармоничное сочетание цветов для узора. | ||||||||||
25 | Рисование предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты) | Приемы компоновки изображения на листе. Последовательность выполнения работы. | Изображать предметы с натуры с передачей характерной формы, деталей, положения в пространстве. Выполнять работу последовательно. | Подготовить сообщение о народных промыслах | |||||||||
26 | Беседа об изобразительном искусстве. Демонстрация учебного кинофильма «Народное декоративно-прикладное искусство России». Показ изделий народного творчества (Хохлома, Гжель, Жостово, Палех) | Требования к композиции на листе бумаги. Как передать форму предмета в соответствии с натурой. Последовательность выполнения изображения (этапы). | Различать изделия народного ДПИ. Различать промыслы (Хохлома, Гжель, Жостово, Палех) | ||||||||||
IVчетверть - 8 ч. | |||||||||||||
27-28 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник, самовар). Завершение работы над натюрмортом | Основы светотени: «свет», «тень», «полутень». Приемы передачи светотени в изображении. | Изображать предметы сложной формы последовательно. Передавать пропорции и объем в изображении. | Упражнения в изображении соответсвующих предметов | |||||||||
29 | Беседа об изобразительном искусстве на тему: «Виды изобразительного искусства. Декоративно – прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно). | Значение народного ДПИ. Промысел «Городецкая роспись». Материал и изделия Городца. Отличительные признаки городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. | Отличать изделия Городца от других народных промыслов. | Повторить особенности городецкой росписи | |||||||||
30 | Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки) | Приемы выполнения изображения на плоскости. | Выполнять изображение предмета на плоскости последовательно, соблюдать пропорции, передавать форму предмета. | Подготовить иллюстрации . открытки ко Дню Победы | |||||||||
31 | Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам) | Роль декоративного рисования в повседневной жизни | Выполнять эскиз тематического плаката. Использовать символику цвета в изображении. Использовать надпись в изображении. Выполнять надпись по сетке. | ||||||||||
32 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной Войне (П. Логинов и В. Панфилов «Знамя Победы», П.Кривоногов «Брестская крепость», Ф. Усыпенко «Ответ гвардейцев-минометчиков»). | Жанры изобразительного искусства, батальный жанр. | Определять жанр изобразительного искусства, отличать батальный жанр от других жанров. Определять сюжет картины. Составлять рассказ по картине. | Составить отзыв по картине | |||||||||
33 | Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям | Спортивную символику. Роль декоративного рисования в повседневной жизни. Значение цвета в декоративном изображении | Символически изображать разные виды спорта. | Прочитать на выбор литературное произведение | |||||||||
34 | Самостоятельная работа: иллюстрирование отрывка из литературного произведения | Определять сюжет. Составлять тематическую композицию. Определять главного героя. | Самостоятельно составлять и изображать сюжетную композицию по отрывку из литературного произведения в соответствии с замыслом. |
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
Основная литература для учителя:
1. Программы для коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Воронковой Просвещение 2010. (автор Грошенков И.А.).
2. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
3.Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VIIклассах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.
Дополнительная литература для учителя:
1.Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
2.Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
3.Методическое пособие для учителя к учебнику для 5 класс «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005 г.
4.Методическое пособие для учителя к учебнику для 6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека», под редакцией О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.
5.Методическое пособие для учителя к учебнику для 7-8 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека», под редакцией а. С. Питерских, Г. Е. Гуров. Издательство «Просвещение» (Москва),2008 г.
6.Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя / Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, Учебная литература, 1995 г.
7. «Великий художник» - справочник школьника. М: Просвещение 2004. 13. Знакомство с пейзажной живописью. С-Петербург-2001
8. Энциклопедический словарь юного художника. М:1993
Интернет – ресурсы:
1.http://muzeinie-golovolomki.ru/ -Музейные головоломки
2.http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php - Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников
3.http://www.museum-online.ru/ - Виртуальный музей искусств
4.http://www.artdic.ru/index.htm - Словарь терминов искусства
5.wwwSCHOOL. Ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
6.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
7.http://art-rus.narod.ru/main.html- Искусство в школе: научно-методический журнал
8.http://festival.1september.ru/-Авторские программы и разработки уроков
9.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/rubr-Азбука ИЗО. Музеи мира
10.http://festival.1september.ru/-Викторины
11.http://www.uchportal.ru/load/149-Учительский портал
12.http://www.openclass.ru/node/203070-Шедевры зарубежных художников
13.http://art.festival.1september.ru/- Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
14.http://.draw.demiart.ru-Уроки рисования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству
Пояснительная записка. Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...
Рабочая адаптированная образовательная программа по МУЗЫКЕ для обучающихся с ОВЗ (VII вид) 5-8 классов (ФГОС)
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ «Музыка» 5-8 классы разработана на основе программы «Музыка» 5-8 классы, авт...
Рабочая адаптированная образовательная программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для обучающихся с ОВЗ 5-8 классов (ФГОС)
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...
Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»
Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...
Рабочая адаптированная образовательная программа по английскому языку для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития
Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с ЗПР владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, п...
Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021
Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...