Открытый урок
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Гришина Светлана Анатольевна

Открытый урок  изобразительное искусство 5 класс .Тема "Народные промыслы. Хохлома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_kl.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

5 КЛАСС

Тема урока «Народные промыслы. Золотая Хохлома».

Провела учитель изобразительного искусства:

Гришина Светлана Анатольевна

2022г.

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

Цель: самостоятельное выполнение растительного орнамента по мотивам народного промысла хохломской росписи на шаблонах предметов быта гуашью, способствующие художественно - эстетическому восприятию и формированию умений кистевой росписи.

Задачи

  1. Личностные:
  • формирование желания выполнять учебные действия;
  • умение использовать фантазию для украшения шаблона по мотивам хохломской росписи;
  1. Предметные:
  • совершенствование умения обучающихся работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
  1. Метапредметные
  • Познавательные:
  • формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
  • умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи, осуществление поиска информации;
  • Коммуникативные:
  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно передавать информацию;
  • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;
  1. Регулятивные:
  • формирование умения ставить перед собой цель и удерживать её на протяжении всего урока;
  • умение оценивать результаты своей деятельности и результаты деятельности своих одноклассников;
  • умение осуществлять необходимую коррекцию при выполнении работы.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • желание выполнять учебные действия, использование фантазии для украшения шаблона хохломской посуды (тарелки);
  1. Предметные:
  • умение работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
  1. Метапредметные:
  • Познавательные:
  • поставленная тема и цель урока;
  • Коммуникативные:
  • планировка деятельности обучающихся на уроке;
  • сформированность умения отвечать на поставленный вопрос; аргументировать свою точку зрения;
  • работать в малых группах;
  • Регулятивные:
  • достижение поставленной цели урока;
  • оценка результатов деятельности обучающимися.

Оборудование:

Для учителя: электронная презентация, педагогический образец (посуда в хохломской росписи, образец росписи тарелки растительным орнаментом хохломской росписью).

Для обучающихся: гуашь, кисточки, баночки с водой, шаблон тарелки, палитра, салфетки, печатка-тычинка.

Ход урока

1.Орг. момент

--Ребята, протяните друг другу руки, пожмите по-дружески, потрогайте, посмотрите, какие же они у всех разные: у мальчиков руки большие, сильные; у девочек - нежные, ласковые. Наши руки могут всё: и обнять маму, поздороваться с другом, поднять упавший мусор, чтобы всё вокруг было чисто и красиво, смастерить и…. И сегодня на уроке мы покажем гостям, что же ещё умеют наши руки. Но прежде, мы повторим пройденный материал с помощью кроссворда.

2. Опрос д/з. Кроссворд.

Слайд №1

1. Неизменная спутница крестьянских женщин, служившая для рукоделия.(прялка)  

2. Предмет, которому приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла.(игрушка)

3. Древний символ, которым украшались изделия в виде волнистой или зигзагообразной линии. (вода)

4. Вид росписи по керамике.(гжель)

5. В давние времена люди верили, что этот образ народного искусства прогоняет зимнюю стужу и приносит весну красную.(птица)

6. Красивый узор на разных предметах, у которого есть закономерность повторения.(орнамент)

Спасибо за правильные ответы, ребята. Я в вас не сомневалась.

3. Работа над новым материалом.

--Центром нашего кроссворда не просто так оказалось слово орнамент, узор. Потому что основой нашей второй четверти является узор. А вот к какому виду росписи относится наш сегодняшний узор, вы скажите сами, послушав легенду. Расскажет её моя помощница, которая провела исследовательскую работу. Послушайте легенду внимательно.

Давным-давно от царской немилости сбежал в лес за реку Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева стул, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он сделал чашки, ложки, кружки. Полюбили его звери, стали приходить к нему. Кормил мастеровой и птиц пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица . Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла. А когда улетала, то в благодарность за доброту и щедрость взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил,- и стала она золотой. Никто эту Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему.

--Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Народные промыслы. Золотая Хохлома) На доске

--Озвучив тему урока, скажите, как мы будем показывать мастерство наших рук с тем материалом, который находится на ваших столах. (Рисовать узоры)

Слайд №2

--Итак, цель сегодняшнего урока: умение использовать фантазию и элементы хохломской росписи для украшения шаблонов предметов быта.

--Но прежде, чем начать творческую работу, скажите, что вам хотелось бы узнать об этом народном промысле? (ответы детей)

Хотим знать. Слайд №3

1.Истоки Хохломской росписи

2.Цвет узоров

3.Элементы росписи


1.--Первый вопрос нам поможет решить путешествие в прошлое. Но сначала скажите, что такое ярмарка?(Слайд № 4 по словарю Ожегова. Ярмарка - место, где регулярно устраивались большие торги, с увеселениями, развлечениями.)

--А теперь закройте глаза, откроете услышав музыку.(стол, украшенный посудой с хохломской росписью, заходят два учащихся одетые в народные костюмы)

Слайд №5

Иса: Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары: бочаты, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши. Покупайте хохлому нашу!

Лиля: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры кручёные.

Вместе: Нет изделий краше хохломы нашей.

Лиля: Ой, Иса, посмотри – народ дивный, а красивые какие да румяные! Здравствуйте, гости заморские! С чем вы к нам пожаловали и с какого народа будете?

Я: Мы из школы 21 века, где на уроке изобразительного искусства изучаем хохломскую роспись. И мы совершили путешествие во времени, чтобы подробнее узнать об этом удивительном, сказочном народном промысле.

Иса: Да, действительно, эта роспись радует своей праздничностью. И вы попали как раз на родину мастеров дивной росписи под названием Золотая Хохлома.

Лиля: Вслушайтесь только в это слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «ох». Золотая Хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства.

Иса: Этот традиционный художественный промысел возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи нашего торгового села Хохлома. Сначала деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе.

Лиля: А вот красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Да и придумали наши мастера расписывать всю деревянную посуду. Слайд №6 Отличительная особенность то хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины.

Иса: Слайд №7 Но прежде, чем нанести рисунок на посуду, ее покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывают и прокаливают, чтобы серебристое стало золотым и светилось. Слайд №8

Лиля: Неслучайно, хохломскую роспись называют золотой!

--Спасибо вам огромное, люди добрые. Ваш рассказ был очень познавательным и интересным. А нам пора возвращаться обратно, на урок.

Слайд №9

--Ребята, этот промысел продолжает развиваться и сейчас, но такая посуда и изделия украшенные по мотивам хохломской росписи служат в большей мере для декорирования интерьера или просто радуют наш глаз. И со временем Золотая Хохлома не утратила свой первоначальный вид, который придумали мастера, жившие более трёх столетий назад, что говорит об уважении потомков к народным промыслам.

2.--А теперь посмотрите внимательно на эти изделия (передаю предметы быта по рядам) и скажите, какие цвета предпочитают мастера? (золотой, красный, зелёный, чёрный).

--Цветовая гамма росписи не богата, но каждый из этих цветов имеет своё значение. Красный – радость, золотой – счастье, богатство; зелёный – цвет жизни, природы; чёрный – торжественность.

3.--А какие элементы использовали мастера в своих изделиях? (ответы учащихся). Мастера настолько любили свой промысел, что называли ягоды, используемые в росписи ласково, с нежностью: земляничка, ежевичка, смородинка, рябинка, крыжовничек, листочек и т.д.

--Теперь рассмотрим элементы росписи подробней.

--Все элементы рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. (схема на экране)

Слайд №10

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

Слайд №11

У «травного орнамента» ведущий стебель – «криуль» мы узнаём такие элементы, как завитки, кустики. А чередование красного и чёрного цветов придадут изделию праздничности;

Слайд №12

При изображении «листочков» добавляется зелёный цвет. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

Слайд №13

«ягодки» бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. Здесь тоже можно добавлять жёлтый цвет.


4.Физминутка. 


--Что самое главное, самое важное для любого человека и для маленького, и для большого? Конечно же, это – здоровье.

 Здоровье – это самое большое богатство любого человека. Приступим к упражнениям.

В основу положены оздоровительные системы Японии, Кореи, Китая:

1. Хлопки (Стремиться к плотному соприкосновению кистей).

2. Стоя. Похлопывания всех участков тела (Начинаем с плеч до стопы с двух сторон).

3. Готовим руки к массажу.

а) «Умывание рук».

б) Интенсивное растирание.

в) Массаж пальцев (От основания ладошки к ногтю по внешней стороне).

г) Интенсивные встряхивания.

Творческое задание.

--Ну, а теперь ваше время мастерить и колдовать своими руками. У вас на столе шаблоны предметов посуды, которые уже имеют жёлтый цвет(мы жёлтым заменим золотой). Осталось только её разукрасить хохломской росписью. Можно использовать различные элементы росписи и проявите фантазию для создания собственного орнамента. Слайд №14 с одной музыкой Для удобства я оставлю на экране таблицу с элементами росписи, а вы внимательно рассмотрите их и подумайте, как вы украсите свой шаблон, так как для здоровья ваших глаз через некоторое время я отключу экран. Помните, что я ценю в творческих работах аккуратность. Поэтому не поворачивайтесь друг к другу, отжимайте хорошо кисточку от лишней воды, не набирайте много гуаши на кисточку. Приступайте к работе. А чтобы вам веселей работалось, я включу музыку. Включение музыки

6. Итог урока.

--Готовые работы вывешивайте на доску, закрепив магнитом.

--Ребята давайте вспомним цель нашего урока.

--Давайте посмотрим, удалось ли нам достичь цели? Как вы считаете?

--Я в начале урока говорила, что ваши руки могут многое. И вы доказали это на деле, молодцы. Сегодня за работу я всем поставлю пятёрки.

--Продолжите предложения:

На уроке мне больше всего запомнилось…

Урок мне понравился…

Узнал(а) для себя нового…

--Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? -Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», или «У тебя большое сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники - ваши добрые, трудолюбивые и как вы ещё раз доказали на уроке «золотые руки».

7. Домашнее задание.

--Провести исследовательскую работу. Подробнее узнать о современных местах, где изготавливаются изделия с хохломской росписью, может не только в России, но и где-то за рубежом есть такие места. Задание можно выполнить по желанию. Но я думаю, что вы все захотите выполнить, потому что очень любознательны.

Самоанализ урока «Народные промыслы. Золотая Хохлома»

в 5 «В» классе

Форма урока

Урок изучения нового материала.

Цели урока

  • самостоятельное выполнение растительного орнамента по мотивам народного промысла хохломской росписи на шаблонах предметов быта гуашью, способствующие художественно - эстетическому восприятию и формированию умений кистевой росписи.
  • Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: элементы узора и способы нанесения;
  • Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию;
  • Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.

Задачи урока

Личностные:

формирование желания выполнять учебные действия;

умение использовать фантазию для украшения шаблона по мотивам хохломской росписи;

Предметные:

совершенствование умения обучающихся работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;

Метапредметные

Познавательные:

формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;

умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;

умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи, осуществление поиска информации;

Коммуникативные:

формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

умение адекватно передавать информацию;

умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные:

формирование умения ставить перед собой цель и удерживать её на протяжении всего урока;

умение оценивать результаты своей деятельности и результаты деятельности своих одноклассников;

умение осуществлять необходимую коррекцию при выполнении работы.

Научить детей выполнять орнамент хохломской росписи, правильно составлять композицию;

Развивать чувство гармонии, цветовой и линейный ритм.

На уроке прослеживаются межпредметные связи с предметами:

  • Природоведение
  • Музыка
  • Мировая художественная культура
  • История России
  • Русский язык

Этапы урока

На организационном этапе урока создала доброжелательную атмосферу, настроила обучающихся на работу при помощи тактильного общения – дружеского пожатия рук.

Повторение пройденного провела, используя кроссворд, зная, что такого вида задания очень любят дети.

На этапе «Объяснение нового материала» включила обучающихся в интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную тему, в само конкретное содержание национального творчества. Один из учащихся, проведя исследовательскую работу о сказаниях и легендах декоративно-прикладного искусства, рассказал легенду о народном промысле Золотая Хохлома. Объяснила технологию изготовления хохломских изделий. Показала и рассказала об элементах и поэтапном выполнении травного орнамента.

Перед обучающимися были поставлены вопросы:

1.Истоки Золотой Хохломы.

2.Какие цвета мастера использовали в хохломской росписи?

3.Какими элементами украшали свои изделия?

В ответах на них использовала разные методы и формы работы:

1.Инсценировка ярмарки, где обучающиеся рассказывают об истоках хохломской росписи, об этапах изготовления деревянной посуды и росписи по ней;

2.Мозговой штурм: детям дала возможность додуматься самим и определить цвета, используемые в хохломской росписи и о значении каждого цвета;

3.В результате наблюдений, просмотра презентации по теме «Элементы хохломской росписи» с использованием ИКТ учащиеся решили проблему узоров, которыми мастера украшали свои изделия.

На протяжении всего урока использовала методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод поощрения.

Физминутка помогла детям вспомнить о здоровье и немного отдохнуть.

В ходе самостоятельной творческой работы использовала таблицы на экране. Этот метод активировал мыслительную деятельность, проверил знания нового материала и помог в закреплении изученного. Обучающимся было дано творческое задание, которое закрепило в памяти основные знания по теме «Народные промыслы. Золотая Хохлома» - создание собственной композиции орнамента.

Подведением итога урока стала выставка работ обучающихся, их сравнение, оценка.

На этапе рефлексии попросила ребят закончить предложения, в которых они выразили своё отношение к уроку. Дала понять, что их сердца открыты для совершения добрых, хороших поступков при помощи трудолюбивых помощников – своих рук.

Считаю, что цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...