Открытый урок
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Открытый урок изобразительное искусство 5 класс .Тема "Народные промыслы. Хохлома".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_kl.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
5 КЛАСС
Тема урока «Народные промыслы. Золотая Хохлома».
Провела учитель изобразительного искусства:
Гришина Светлана Анатольевна
2022г.
Народные промыслы. Золотая Хохлома.
Цель: самостоятельное выполнение растительного орнамента по мотивам народного промысла хохломской росписи на шаблонах предметов быта гуашью, способствующие художественно - эстетическому восприятию и формированию умений кистевой росписи.
Задачи
- Личностные:
- формирование желания выполнять учебные действия;
- умение использовать фантазию для украшения шаблона по мотивам хохломской росписи;
- Предметные:
- совершенствование умения обучающихся работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
- Метапредметные
- Познавательные:
- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи, осуществление поиска информации;
- Коммуникативные:
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умение адекватно передавать информацию;
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;
- Регулятивные:
- формирование умения ставить перед собой цель и удерживать её на протяжении всего урока;
- умение оценивать результаты своей деятельности и результаты деятельности своих одноклассников;
- умение осуществлять необходимую коррекцию при выполнении работы.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- желание выполнять учебные действия, использование фантазии для украшения шаблона хохломской посуды (тарелки);
- Предметные:
- умение работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
- Метапредметные:
- Познавательные:
- поставленная тема и цель урока;
- Коммуникативные:
- планировка деятельности обучающихся на уроке;
- сформированность умения отвечать на поставленный вопрос; аргументировать свою точку зрения;
- работать в малых группах;
- Регулятивные:
- достижение поставленной цели урока;
- оценка результатов деятельности обучающимися.
Оборудование:
Для учителя: электронная презентация, педагогический образец (посуда в хохломской росписи, образец росписи тарелки растительным орнаментом хохломской росписью).
Для обучающихся: гуашь, кисточки, баночки с водой, шаблон тарелки, палитра, салфетки, печатка-тычинка.
Ход урока
1.Орг. момент
--Ребята, протяните друг другу руки, пожмите по-дружески, потрогайте, посмотрите, какие же они у всех разные: у мальчиков руки большие, сильные; у девочек - нежные, ласковые. Наши руки могут всё: и обнять маму, поздороваться с другом, поднять упавший мусор, чтобы всё вокруг было чисто и красиво, смастерить и…. И сегодня на уроке мы покажем гостям, что же ещё умеют наши руки. Но прежде, мы повторим пройденный материал с помощью кроссворда.
2. Опрос д/з. Кроссворд.
Слайд №1
1. Неизменная спутница крестьянских женщин, служившая для рукоделия.(прялка)
2. Предмет, которому приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла.(игрушка)
3. Древний символ, которым украшались изделия в виде волнистой или зигзагообразной линии. (вода)
4. Вид росписи по керамике.(гжель)
5. В давние времена люди верили, что этот образ народного искусства прогоняет зимнюю стужу и приносит весну красную.(птица)
6. Красивый узор на разных предметах, у которого есть закономерность повторения.(орнамент)
Спасибо за правильные ответы, ребята. Я в вас не сомневалась.
3. Работа над новым материалом.
--Центром нашего кроссворда не просто так оказалось слово орнамент, узор. Потому что основой нашей второй четверти является узор. А вот к какому виду росписи относится наш сегодняшний узор, вы скажите сами, послушав легенду. Расскажет её моя помощница, которая провела исследовательскую работу. Послушайте легенду внимательно.
Давным-давно от царской немилости сбежал в лес за реку Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил из дерева стул, стол, полки, потом дело дошло и до посуды. Опять же из дерева он сделал чашки, ложки, кружки. Полюбили его звери, стали приходить к нему. Кормил мастеровой и птиц пшеном. Однажды к нему пожаловала и сама Жар-птица . Понравилось ей жить в необычной семье. Но долго задерживаться на одном месте она не могла. А когда улетала, то в благодарность за доброту и щедрость взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил,- и стала она золотой. Никто эту Жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему.
--Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Народные промыслы. Золотая Хохлома) На доске
--Озвучив тему урока, скажите, как мы будем показывать мастерство наших рук с тем материалом, который находится на ваших столах. (Рисовать узоры)
Слайд №2
--Итак, цель сегодняшнего урока: умение использовать фантазию и элементы хохломской росписи для украшения шаблонов предметов быта.
--Но прежде, чем начать творческую работу, скажите, что вам хотелось бы узнать об этом народном промысле? (ответы детей)
Хотим знать. Слайд №3
1.Истоки Хохломской росписи
2.Цвет узоров
3.Элементы росписи
1.--Первый вопрос нам поможет решить путешествие в прошлое. Но сначала скажите, что такое ярмарка?(Слайд № 4 по словарю Ожегова. Ярмарка - место, где регулярно устраивались большие торги, с увеселениями, развлечениями.)
--А теперь закройте глаза, откроете услышав музыку.(стол, украшенный посудой с хохломской росписью, заходят два учащихся одетые в народные костюмы)
Слайд №5
Иса: Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: бочаты, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши. Покупайте хохлому нашу!
Лиля: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры кручёные.
Вместе: Нет изделий краше хохломы нашей.
Лиля: Ой, Иса, посмотри – народ дивный, а красивые какие да румяные! Здравствуйте, гости заморские! С чем вы к нам пожаловали и с какого народа будете?
Я: Мы из школы 21 века, где на уроке изобразительного искусства изучаем хохломскую роспись. И мы совершили путешествие во времени, чтобы подробнее узнать об этом удивительном, сказочном народном промысле.
Иса: Да, действительно, эта роспись радует своей праздничностью. И вы попали как раз на родину мастеров дивной росписи под названием Золотая Хохлома.
Лиля: Вслушайтесь только в это слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «ох». Золотая Хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства.
Иса: Этот традиционный художественный промысел возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи нашего торгового села Хохлома. Сначала деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе.
Лиля: А вот красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Да и придумали наши мастера расписывать всю деревянную посуду. Слайд №6 Отличительная особенность то хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины.
Иса: Слайд №7 Но прежде, чем нанести рисунок на посуду, ее покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывают и прокаливают, чтобы серебристое стало золотым и светилось. Слайд №8
Лиля: Неслучайно, хохломскую роспись называют золотой!
--Спасибо вам огромное, люди добрые. Ваш рассказ был очень познавательным и интересным. А нам пора возвращаться обратно, на урок.
Слайд №9
--Ребята, этот промысел продолжает развиваться и сейчас, но такая посуда и изделия украшенные по мотивам хохломской росписи служат в большей мере для декорирования интерьера или просто радуют наш глаз. И со временем Золотая Хохлома не утратила свой первоначальный вид, который придумали мастера, жившие более трёх столетий назад, что говорит об уважении потомков к народным промыслам.
2.--А теперь посмотрите внимательно на эти изделия (передаю предметы быта по рядам) и скажите, какие цвета предпочитают мастера? (золотой, красный, зелёный, чёрный).
--Цветовая гамма росписи не богата, но каждый из этих цветов имеет своё значение. Красный – радость, золотой – счастье, богатство; зелёный – цвет жизни, природы; чёрный – торжественность.
3.--А какие элементы использовали мастера в своих изделиях? (ответы учащихся). Мастера настолько любили свой промысел, что называли ягоды, используемые в росписи ласково, с нежностью: земляничка, ежевичка, смородинка, рябинка, крыжовничек, листочек и т.д.
--Теперь рассмотрим элементы росписи подробней.
--Все элементы рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. (схема на экране)
Слайд №10
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
Слайд №11
У «травного орнамента» ведущий стебель – «криуль» мы узнаём такие элементы, как завитки, кустики. А чередование красного и чёрного цветов придадут изделию праздничности;
Слайд №12
При изображении «листочков» добавляется зелёный цвет. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Слайд №13
«ягодки» бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. Здесь тоже можно добавлять жёлтый цвет.
4.Физминутка.
--Что самое главное, самое важное для любого человека и для маленького, и для большого? Конечно же, это – здоровье.
Здоровье – это самое большое богатство любого человека. Приступим к упражнениям.
В основу положены оздоровительные системы Японии, Кореи, Китая:
1. Хлопки (Стремиться к плотному соприкосновению кистей).
2. Стоя. Похлопывания всех участков тела (Начинаем с плеч до стопы с двух сторон).
3. Готовим руки к массажу.
а) «Умывание рук».
б) Интенсивное растирание.
в) Массаж пальцев (От основания ладошки к ногтю по внешней стороне).
г) Интенсивные встряхивания.
Творческое задание.
--Ну, а теперь ваше время мастерить и колдовать своими руками. У вас на столе шаблоны предметов посуды, которые уже имеют жёлтый цвет(мы жёлтым заменим золотой). Осталось только её разукрасить хохломской росписью. Можно использовать различные элементы росписи и проявите фантазию для создания собственного орнамента. Слайд №14 с одной музыкой Для удобства я оставлю на экране таблицу с элементами росписи, а вы внимательно рассмотрите их и подумайте, как вы украсите свой шаблон, так как для здоровья ваших глаз через некоторое время я отключу экран. Помните, что я ценю в творческих работах аккуратность. Поэтому не поворачивайтесь друг к другу, отжимайте хорошо кисточку от лишней воды, не набирайте много гуаши на кисточку. Приступайте к работе. А чтобы вам веселей работалось, я включу музыку. Включение музыки
6. Итог урока.
--Готовые работы вывешивайте на доску, закрепив магнитом.
--Ребята давайте вспомним цель нашего урока.
--Давайте посмотрим, удалось ли нам достичь цели? Как вы считаете?
--Я в начале урока говорила, что ваши руки могут многое. И вы доказали это на деле, молодцы. Сегодня за работу я всем поставлю пятёрки.
--Продолжите предложения:
На уроке мне больше всего запомнилось…
Урок мне понравился…
Узнал(а) для себя нового…
--Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? -Да, мы чувствуем, как бьются наши сердца. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», или «У тебя большое сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники - ваши добрые, трудолюбивые и как вы ещё раз доказали на уроке «золотые руки».
7. Домашнее задание.
--Провести исследовательскую работу. Подробнее узнать о современных местах, где изготавливаются изделия с хохломской росписью, может не только в России, но и где-то за рубежом есть такие места. Задание можно выполнить по желанию. Но я думаю, что вы все захотите выполнить, потому что очень любознательны.
Самоанализ урока «Народные промыслы. Золотая Хохлома»
в 5 «В» классе
Форма урока
Урок изучения нового материала.
Цели урока
- самостоятельное выполнение растительного орнамента по мотивам народного промысла хохломской росписи на шаблонах предметов быта гуашью, способствующие художественно - эстетическому восприятию и формированию умений кистевой росписи.
- Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: элементы узора и способы нанесения;
- Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию;
- Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.
Задачи урока
Личностные:
формирование желания выполнять учебные действия;
умение использовать фантазию для украшения шаблона по мотивам хохломской росписи;
Предметные:
совершенствование умения обучающихся работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
Метапредметные
Познавательные:
формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи, осуществление поиска информации;
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
умение адекватно передавать информацию;
умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные:
формирование умения ставить перед собой цель и удерживать её на протяжении всего урока;
умение оценивать результаты своей деятельности и результаты деятельности своих одноклассников;
умение осуществлять необходимую коррекцию при выполнении работы.
Научить детей выполнять орнамент хохломской росписи, правильно составлять композицию;
Развивать чувство гармонии, цветовой и линейный ритм.
На уроке прослеживаются межпредметные связи с предметами:
- Природоведение
- Музыка
- Мировая художественная культура
- История России
- Русский язык
Этапы урока
На организационном этапе урока создала доброжелательную атмосферу, настроила обучающихся на работу при помощи тактильного общения – дружеского пожатия рук.
Повторение пройденного провела, используя кроссворд, зная, что такого вида задания очень любят дети.
На этапе «Объяснение нового материала» включила обучающихся в интеллектуальное и эмоционально-волевое вживание в саму конкретную тему, в само конкретное содержание национального творчества. Один из учащихся, проведя исследовательскую работу о сказаниях и легендах декоративно-прикладного искусства, рассказал легенду о народном промысле Золотая Хохлома. Объяснила технологию изготовления хохломских изделий. Показала и рассказала об элементах и поэтапном выполнении травного орнамента.
Перед обучающимися были поставлены вопросы:
1.Истоки Золотой Хохломы.
2.Какие цвета мастера использовали в хохломской росписи?
3.Какими элементами украшали свои изделия?
В ответах на них использовала разные методы и формы работы:
1.Инсценировка ярмарки, где обучающиеся рассказывают об истоках хохломской росписи, об этапах изготовления деревянной посуды и росписи по ней;
2.Мозговой штурм: детям дала возможность додуматься самим и определить цвета, используемые в хохломской росписи и о значении каждого цвета;
3.В результате наблюдений, просмотра презентации по теме «Элементы хохломской росписи» с использованием ИКТ учащиеся решили проблему узоров, которыми мастера украшали свои изделия.
На протяжении всего урока использовала методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод поощрения.
Физминутка помогла детям вспомнить о здоровье и немного отдохнуть.
В ходе самостоятельной творческой работы использовала таблицы на экране. Этот метод активировал мыслительную деятельность, проверил знания нового материала и помог в закреплении изученного. Обучающимся было дано творческое задание, которое закрепило в памяти основные знания по теме «Народные промыслы. Золотая Хохлома» - создание собственной композиции орнамента.
Подведением итога урока стала выставка работ обучающихся, их сравнение, оценка.
На этапе рефлексии попросила ребят закончить предложения, в которых они выразили своё отношение к уроку. Дала понять, что их сердца открыты для совершения добрых, хороших поступков при помощи трудолюбивых помощников – своих рук.
Считаю, что цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...