Развитие цветового восприятия у учащихся 5 - 7 классов, на уроках ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Развитие цветового восприятия у учащихся 5 - 7 классов,на уроках Изобразительного искусства. Выступление учителя Изобразительного искусства и Искусства Шиховой Е.В. на заседании РМО (15 сентября 2022 года).
Уроки изобразительного искусства дают ребенку сделать первые шаги в мир искусства. В своем выступлении я хочу поделиться опытом работы, который направлен на развитие цветового восприятия окружающей действительности. На фрагменте урока рассмотрим с вами приемы и методические решения. Они помогают мне выявить, насколько успешно учащиеся овладевают таким специфическим предметом, как изобразительное искусство. Учащиеся 5 - 7 классов активно осваивают работу красками и кистью, графическими материалами, учатся пользоваться линией, пятном, то есть получают и отрабатывают те основы мастерства, которые позволяют им чувствовать себя более уверенно на следующем этапе обучения. Шестой класс - новая ступень познания. Ребята узнают об истории возникновения пейзажа и понимают его как результат потребности человека осмыслив свое отношение к миру природы. Полученные знания учащиеся успешно реализуют в своих практических работах.
Фрагмент урока
I.Раздаю детям листы бумаги, на которых изображен контур (бабочки, человека, кошки и т.д.), затем рассказываю им историю. Ребята, вы заблудились в темном - претемном лесу. И там, в самой чаще, увидели кошку. По ее необычной окраске вы догадались, что это не простая кошка, а волшебная. Но какая она: добрая или злая? Если добрая, то из лесу выйдит и подарки подарит, а от злой нужно поскорее убежать, пока она вас не заметила. Постарайтесь с помощью красок показать, с кем вы повстречались в лесу. Проблемная ситуация создана. Учащиеся приступают к самостоятельной работе. Готовые работы развешиваю на классной доске, а дети угадывают характер "героя". Не всем сразу удается передать "чувства" с помощью цвета, и я вместе с ними стараюсь сообща выяснить причину неудачи. Подобная работа позволяет лучще узнать учащихся: у первых цвет "говорит" лучше всяких слов; вторые пошли "в обход", не выражая характер, а обозначая его (у их кошек нарисованы огромные зубы или веселые улыбки, черные кресты или красные звезды). Наконец, третьи просто не восприняли задачу, остались в плену стереотипов. Они нарисовали открыточных кошек, стараясь, чтобы все было "как в жизни". Такой прием практики работы с детьми позволяет утверждать, что оригинальные задания воспринимаются школьниками с большим энтузиазмом.
II. Учащиеся 5 - 6 классов с удовольствием выполняют работы на темы "Успокоенность", "Я тебя не люблю", "Равнодушие", "Пробуждение". В каждой из них выражается индивидуальность автора. В работе "Успокоенность" присутствуют зеленые цвета. Цветом физического равновесия, символом воскресения и обновления называют зеленый цвет. Этот цвет дает отдых уму и зрению и используется для лечения негативных эмоций и состояний. Очевидно, информация, полученная ребенком на уроке о символике зеленого цвета и его влиянии на психику человека, совпала с его собственными ощущениями. Другая работа - "Я тебя не люблю" - резко отличается от предыдущей не только цветовым решением, но и динамикой цветовых мазков - здесь они резкие и рваные; мазки разбросаны черно - синей краской. В этом ряду заданий, на выражение цветом своих ощущений, действительно когда не хватает слов для описания, и приходит на помощь цвет. Передача в цвете вкуса, аромата, звука, боли, различных психологических состояний заставляет подростков "прислушиваться" к себе, вспомнить и вновь прочувствовать свои ощущения.
III. Задания на ассоциативность цвета провожу при параллельном изучении основ цветоведения. После знакомства учащихся с приемами насыщения цвета закрепляем эти знания при выполнении, например, натюрморта в колорите, который наиболее любим школьниками. Серьезной творческой задачей является передача эмоционально - образного звучания натюрморта или пейзажа. Например, цветом можно передать в натюрморте торжественность, грусть, нежность или тревогу. Обучаю и воспитываю детей так, чтобы творчество для них было естественным состоянием, помогаю не только развивать образное восприятие цвета, но и постигать язык художественной выразительности живописи, ее законов. Большую пользу приносит коллекционирование образцов цвета, в соответствии с цветами спектра, включая ахроматические ряды. Развитие чувства ассоциативного цветовосприятия, игры фантазии и воображения, а главное, ощущение себя в состоянии творчества стимулируют школьников в каждом цветовом пятне видеть образ. Цветовое восприятие помогает развивать наблюдательность учащихся, помогает им создавать художественный образ как выражение своего отношения к реальности.
Список литературы:
- Ашикова, С. Некая дружба с цветами [Текст] / C.Ашикова // Газета "Искусство". - 2005, - № 4.
- Сокольникова, Н.М. Основы живописи [Текст]: 5 - 8 классы. - Обнинск: Титул, 1992.
- Покатило, А. Дети и цвет [Текст] / А. Покатило // Искусство в школе. - 2004. - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и задания для развития цветового восприятия
В материале содержатся задания и упражнения для развития зрительного восприятия, произвольного внимания, мышления. Раскрашивание картинок поможет развить графические навыки.Упражнения можно испо...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».
Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...
«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».
laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...
«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».
laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для учащихся второго класса с нарушением зрения "Урожай-собирай"
Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул для выполнения зрительной задачи; формируют умение пользов...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия в 2В классе
Автоматизация звука «З». Постановка звука «Р»....
Развитие фонематического восприятия у учащихся начальных классов
В данном сборнике предлагаются дидактические игры и упражнения, которые могут быть использованы учителями-логопедами образовательных учреждений на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения ф...