Открытый урок по предмету "Керамика".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
План-конспект
открытого урока урок на тему: «Сказочная Гжель».
Преподаватель: Сидорова Нина Евгеньевна
Предмет: Керамика
Тип занятия: комбинированный.
Класс: 2 «К»
Тема: «Сказочная Гжель».
Дата проведения: 17.10 2018г.
2018 - 2019 учебный год
Цель урока:
- Дать учащимся представление о гжельской керамике, разнообразии ее форм, особенности росписи;
- Способствовать развитию эстетического восприятия, формировать умения декоративного творчества, навыки коллективной работы;
- Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к родине, ее истории и культуре.
Задачи урока для преподавателя:
Образовательные:
- Познакомить воспитанников с произведениями искусства гжельских мастеров
- Научить свободно пользоваться способами и приёмами росписи;
- Научить создавать композицию на основе изученных приёмов;
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве;
- Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие, терпение;
- Воспитывать чувство красоты и гармонии;
- Воспитывать чувство гордости за хорошо выполненную работу, за удачно найденное решение.
Обучающие:
- Развивать наблюдательность, творческое мышление;
- Развивать интерес к самостоятельным решениям в процессе работы над проектом;
- Развивать кругозор, расширяя знания по истории керамики гжельской росписи.
Зрительный ряд:
Презентация «Сказочная Гжель»;
Мультимедийное оборудование: ПК, проектор, экран;
Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, таблицы с элементами гжельской росписи;
Алгоритм последовательности выполнения розы;
Словарь: керамика, майолика, кумган, квасник, фаянс, фарфор;
Материалы и оборудование:
Бумага, кисти, синяя гуашь, синий пигмент, керамическая плитка, вода, палитра.
План урока:
- Организационный момент – 5 мин.
- Актуализация опорных знаний- 3 мин.
- Сообщение темы и цели урока- 3 мин.
- Мотивация учебной деятельности – 5 мин.
- Объяснение нового материала:
беседа об истории развития гжельской керамики (работа учащихся с текстом); знакомство с основными мотивами и элементами росписи – 10 мин.;
- Организация практической деятельности – 1 мин.;
- Практическая деятельность учащихся -18 мин.;
- Организация выставки коллективной работы – 1 мин.;
- Итог урока – 2 мин.
Организация урока: На парты разложены заготовки посуды, изразцов под роспись, текст об истории развития промысла Гжель, алгоритм последовательности выполнения розы для каждого ученика.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Проверьте, друзья, готовы ли вы начать урок? Все ль на месте, всё ль в порядке: карандаш, альбом и краски? Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.
Актуализация опорных знаний.
«Ребята, как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем она владеет, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту родной земли!
Сообщение темы и цели урока.
«А сегодня на уроке мы отправимся в подмосковный городок и познакомимся еще с одним промыслом».
«Итак, ребята, как называется городок, с которым мы с вами познакомимся? Также называется и народный промысел, изделия которого вы видите на слайде. Посмотрите, ребята, какая необычная посуда, как она отличается от других.
«Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой».
Вопросы детям:
Чем прославилась Гжель?
Из чего мастера делали свои изделия?
Чем гордятся жители Гжели?
«Сказочная Гжель»- так называется тема урока. Именно о народном промысле Гжель, разнообразии изделий и особенности их росписи вы узнаете сегодня на уроке, а также превратитесь в мастеров гжельской росписи».
Мотивация учебной деятельности
«А теперь, ребята, давайте узнаем, как родилась такая красивая посуда.
В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили- были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Решили они свой край прославить да только не знали как. Нашли они в родной стороне глину чудесную. Начали гжельцы кирпичи лепить да печи выкладывать. А чтобы печи были не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками- изразцами. Такие печи появились в царских палатах. Но на этом они не остановились и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель».
Объяснение нового материала
1. Беседа об истории развития гжельской керамики.
«Ребята, Гжель не всегда была бело-синей, а какой она была, с чего начинался промысел вы сейчас расскажете сами, познакомившись с текстом. По истечении 2 минут ребята первой группы дадут мне ответ на вопрос: что такое гжельская керамика? Ребята второй группы расскажут нам о том, что такое майолика и какие виды посуды встречаются в майолике? Ребята третьей группы познакомят нас с фаянсом. А ребята четвертой группы ответят на вопрос: Что такое фарфор?»
Работа учащихся с текстом. Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает рассказ показом слайдов.
«Ребята, запомните: майолика, фаянс, фарфор - все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.
Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни».
2. Знакомство с основными мотивами Гжели, особенностью росписи.
«Ребята, вы посмотрели на изделия Гжели и теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: чем роспись Гжели отличается от других росписей? Да, вы правы - своим цветом. Всего одна краска, а какая праздничная получилась роспись.
А почему посуда получилась такая нарядная, чем ее украшают? Орнаментом. Скажите, ребята, какой основной орнамент используется в росписи? Растительный. Простейший элемент растительного орнамента - капелька, которая присутствует в веточках и цветах. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Внимательно посмотрите последовательность ее изображения».
Показать последовательность изображения розы на образце.
« Сначала изображается середина цветка в форме капельки. Затем симметрично верхние лепестки, которые будут самые крупные, средние лепестки и самые маленькие, нижние лепестки. Дополняем изображение стебельком с листьями, веточками, завитушками».
Внимательно посмотрите, ребята, и скажите, какие орнаменты вы увидели еще? Геометрический - сеточка, которая также украшает посуду.
Обратите внимание на то, как декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом».
1. упражнения на внимательность (фронтально), на повторение ранее изученных знаний (симметрия), на закрепление нового материала.
2. игра «Найди ошибку художника»;
3. задание на выполнение симметричного изображения розы по половине изображения.
Организация практической деятельности.
«А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в мастеров гжельской росписи.
«На ваших изразцах я хочу увидеть основной мотив гжельской росписи -синюю розу.
В случае затруднения вы можете воспользоваться алгоритмом последовательности выполнения розы, который лежит у вас на столах.
Практическая деятельность учащихся.
Обходы с целью контроля правильности выполнения работы и оказания необходимой помощи.
Организация выставки коллективной работы.
Индивидуальные работы учащихся на завершающем этапе работы становятся частью, элементом коллективной композиции - плиток.
Протокол посещения открытого урока
Город: Люберцы
Школа: МУ ДО «ДХШ»
Ф.И.О. преподавателя: Сидорова Нина Евгеньевна
Дата проведения: 17.10 2018г.
Предмет: Керамика
Класс: 2 «К»
Тема_урока: «Сказочная Гжель».
Материалы, исполнение: Бумага, кисти, синяя гуашь, синий пигмент, керамическая плитка, вода, палитра.
Готовность преподавателя к уроку:
- наличие классного журнала
- наличие плана-конспекта урока:
- методическая подготовка (наличие наглядного материала, пособий и т.д.):
Содержательная часть(объяснение, задачи) : Познакомить воспитанников с произведениями искусства гжельских мастеров. Научить свободно пользоваться способами и приёмами росписи. Научить создавать композицию на основе изученных приёмов. Воспитывать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве. Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие, терпение. Воспитывать чувство красоты и гармонии. Воспитывать чувство гордости за хорошо выполненную работу, за удачно найденное решение.
Характеристика работы преподавателя и рекомендации:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Анализ урока и выводы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверяющее лица (Ф.И.О., должность, учреждение, подпись):
|
|
|
|
|
|
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...