Открытый урок по предмету "Керамика".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Нина Евгеньевна Сидорова
Теиа : "Сказочная Гжель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_skazochnaya_gzhel.doc74 КБ

Предварительный просмотр:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



План-конспект
открытого урока урок на тему: «Сказочная Гжель».


Преподаватель: Сидорова Нина Евгеньевна
Предмет: Керамика
Тип занятия: комбинированный.

Класс: 2 «К»
Тема: «Сказочная Гжель».
Дата проведения: 17.10 2018г.
2018 - 2019 учебный год

Цель урока:

  1. Дать    учащимся представление о гжельской керамике, разнообразии ее форм, особенности росписи;
  2. Способствовать    развитию    эстетического    восприятия,    формировать    умения декоративного творчества, навыки коллективной работы;
  3. Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к родине, ее истории и культуре.

 Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

  • Познакомить воспитанников с произведениями искусства гжельских мастеров
  • Научить свободно пользоваться способами и приёмами росписи;
  • Научить создавать композицию на основе изученных приёмов;

 Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве;
  • Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие, терпение;
  • Воспитывать чувство красоты и гармонии;
  • Воспитывать чувство гордости за хорошо выполненную работу, за удачно найденное решение.

Обучающие:

  • Развивать наблюдательность, творческое мышление;
  • Развивать интерес к самостоятельным решениям в процессе работы над проектом;
  • Развивать кругозор, расширяя знания по истории керамики гжельской росписи.

Зрительный ряд:

          Презентация «Сказочная Гжель»;

Мультимедийное оборудование: ПК, проектор, экран;

Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, таблицы с элементами гжельской росписи;

Алгоритм последовательности выполнения розы;

Словарь: керамика, майолика, кумган, квасник, фаянс, фарфор;

Материалы и оборудование:

Бумага, кисти, синяя гуашь, синий пигмент, керамическая плитка, вода, палитра.
План урока:

  • Организационный момент – 5 мин.
  • Актуализация опорных знаний- 3 мин.
  • Сообщение темы и цели урока- 3 мин.
  • Мотивация учебной деятельности – 5 мин.
  • Объяснение нового материала:

беседа об истории развития гжельской керамики (работа учащихся с текстом); знакомство с основными мотивами и элементами росписи – 10 мин.;

  • Организация практической деятельности – 1 мин.;
  • Практическая деятельность учащихся -18 мин.;
  • Организация выставки коллективной работы – 1 мин.;
  • Итог урока – 2 мин.

Организация урока: На парты разложены заготовки посуды, изразцов под роспись, текст об истории развития промысла Гжель, алгоритм последовательности выполнения розы для каждого ученика.

Ход урока:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, друзья, готовы ли вы начать урок?                   Все ль на месте, всё ль  в порядке: карандаш,        альбом и краски? Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.

   Актуализация опорных знаний. 

   

 «Ребята, как прекрасна наша Россия - своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата Россия - драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем она владеет, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо - мастеров, прославляющих красоту родной земли!  

 Сообщение темы и цели урока.

«А сегодня на уроке мы отправимся в подмосковный городок и познакомимся еще с одним промыслом».

«Итак, ребята, как называется городок, с которым мы с вами познакомимся? Также называется и народный промысел, изделия которого вы видите на слайде. Посмотрите, ребята, какая необычная посуда, как она отличается от других.

 «Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье - Гжель.

 Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой».

Вопросы детям:

 Чем прославилась Гжель?

 Из чего мастера делали свои изделия?

Чем гордятся жители Гжели?

«Сказочная Гжель»- так называется тема урока. Именно о народном промысле Гжель, разнообразии изделий и особенности их росписи вы узнаете сегодня на уроке, а также превратитесь в мастеров гжельской росписи».

 Мотивация учебной деятельности

«А теперь, ребята, давайте узнаем, как родилась такая красивая посуда.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили- были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Решили они свой край прославить да только не знали как. Нашли они в родной стороне глину чудесную. Начали гжельцы кирпичи лепить да печи выкладывать. А чтобы печи были не только теплыми, но и красивыми, украшали их расписными плитками- изразцами. Такие печи появились в царских палатах. Но на этом они не остановились и решили лепить из глины посуду разную, да такую, какой свет не видывал. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель».

Объяснение нового материала

1. Беседа об истории развития гжельской керамики.

«Ребята, Гжель не всегда была бело-синей, а какой она была, с чего начинался промысел вы сейчас расскажете сами, познакомившись с текстом. По истечении 2 минут ребята первой группы дадут мне ответ на вопрос: что такое гжельская керамика? Ребята второй группы расскажут нам о том, что такое майолика и какие виды посуды встречаются в майолике? Ребята третьей группы познакомят нас с фаянсом. А ребята четвертой группы ответят на вопрос: Что такое фарфор?»

Работа учащихся с текстом. Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает рассказ показом слайдов.  

«Ребята, запомните: майолика, фаянс, фарфор - все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни».

2.   Знакомство с основными мотивами Гжели, особенностью росписи.

«Ребята, вы посмотрели на изделия Гжели и теперь ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: чем роспись Гжели отличается от других росписей? Да, вы правы - своим цветом. Всего одна краска, а какая праздничная получилась роспись.

А почему посуда получилась такая нарядная, чем ее украшают? Орнаментом. Скажите, ребята, какой основной орнамент используется в росписи? Растительный. Простейший элемент растительного орнамента - капелька, которая присутствует в веточках и цветах. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Внимательно посмотрите последовательность ее изображения».

Показать последовательность изображения розы на образце.

 « Сначала изображается середина цветка в форме капельки. Затем симметрично верхние лепестки, которые будут самые крупные, средние лепестки и самые маленькие, нижние лепестки. Дополняем изображение стебельком с листьями, веточками, завитушками».

Внимательно посмотрите, ребята, и скажите, какие орнаменты вы увидели еще? Геометрический - сеточка, которая также украшает посуду.

Обратите внимание на то, как декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом».

1. упражнения на внимательность (фронтально), на повторение ранее изученных знаний (симметрия), на закрепление нового материала.

2. игра «Найди ошибку художника»;

3. задание на выполнение симметричного изображения розы по половине изображения.

  Организация практической деятельности.

«А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в мастеров гжельской росписи.

«На ваших изразцах я хочу увидеть основной мотив гжельской росписи -синюю розу.

В случае затруднения вы можете воспользоваться алгоритмом последовательности выполнения розы, который лежит у вас на столах.

Практическая деятельность учащихся.

Обходы с целью контроля правильности выполнения работы   и оказания необходимой помощи.

Организация выставки коллективной работы.

Индивидуальные работы учащихся на завершающем этапе работы становятся частью, элементом коллективной композиции - плиток.




Протокол посещения открытого урока





Город: Люберцы 

Школа: МУ ДО «ДХШ»
Ф.И.О. преподавателя: Сидорова Нина Евгеньевна 

Дата проведения:  17.10 2018г.

Предмет: Керамика

Класс: 2 «К» 
Тема_урока: «Сказочная Гжель».  
Материалы, исполнение: Бумага, кисти, синяя гуашь, синий пигмент, керамическая плитка, вода, палитра.
Готовность преподавателя к уроку:
- наличие классного журнала
- наличие плана-конспекта урока:
- методическая подготовка (наличие наглядного материала, пособий и т.д.):
Содержательная часть(объяснение, задачи) : Познакомить воспитанников с произведениями искусства гжельских мастеров. Научить свободно пользоваться способами и приёмами росписи. Научить создавать композицию на основе изученных приёмов. Воспитывать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве. Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие, терпение. Воспитывать чувство красоты и гармонии. Воспитывать чувство гордости за хорошо выполненную работу, за удачно найденное решение.



Характеристика работы преподавателя и рекомендации:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Анализ урока и выводы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверяющее лица (Ф.И.О., должность, учреждение, подпись):



ФИО


Город


Учреждение


Должность


Подпись


1







2







3







4







5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...