«Натюрморт в интерьере с масштабным предметом»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Лялина Елена Геннадьевна

     Методические рекомендации разработаны к теме «Натюрморт в интерьере с масштабным предметом» для 4 класса II полугодия раздела № 6 Линейно -конструктивный рисунок» учебного предмета "Рисунок»  и поясняют содержание и последовательность выполнения работы.В процессе обучения рисованию с натуры учащиеся приобретают необходимые практические умения, выполняя постепенно усложняющиеся задания. Одно из таких заданий рисование интерьера.

    В учебном задании по рисованию интерьера преследуется цель дальнейшего совершенствования знаний и навыков рисования, развития объемно -пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению законов перспективы и светотени, расширения композиционных понятий, развития чувства пропорций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_risunok_interera.docx246.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №8 г. Сергиев Посад»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практической работы

по учебной дисциплине «Рисунок»

Тема: «Натюрморт в интерьере с масштабным предметом»

для учащихся по программе учебного предмета

ПО.01.УП.01. РИСУНОК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ЖИВОПИСЬ» В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Срок обучения 5(6) лет

Преподаватель МБУДО ДШИ №8, г. Сергиев Посад

 Лялина Елена Геннадьевна

Сергиев Посад

2022 г.

Методические рекомендации разработаны к теме «Натюрморт в интерьере с масштабным предметом» для 4 класса II полугодия раздела № 6 Линейно -конструктивный рисунок» учебного предмета "Рисунок»  и поясняют содержание и последовательность выполнения работы.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...................................................................... 3

  1. Этапы построения изображения интерьера с натуры..................4
  2. Методические рекомендации к выполнению работы..................7

3. Критерии оценок........................................................................... 10

Список использованных источников ..............................................11

Пояснительная записка

В процессе обучения рисованию с натуры учащиеся приобретают необходимые практические умения, выполняя постепенно усложняющиеся задания. Одно из таких заданий рисование интерьера.

В учебном задании по рисованию интерьера преследуется цель дальнейшего совершенствования знаний и навыков рисования, развития объемно -пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению законов перспективы и светотени, расширения композиционных понятий, развития чувства пропорций.

Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое внутреннее пространство архитектурного сооружения, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер.

Каким бы сложным по конфигурации ни был интерьер, его всегда можно привести к обычным геометрическим объёмам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг, шестиугольник и т.д., поэтому умение рисовать простые геометрические формы в перспективе значительно облегчит рисование интерьеров с натуры. Учащиеся к этому времени должны знать, как строится угловая и фронтальная перспективы. Основные виды перспективы применялись ранее при рисовании различных форм, но при рисовании интерьеров приходится вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения.

Соблюдая последовательность усложнения задач, первые учебные задания по рисунку интерьера следует начинать с угловых с включением в них, подобно натюрморту, не более двух -трёх крупных бытовых предметов. Такие объекты ставятся на полу у стены ( или у стен) в углу, чтобы создать интересную среду. Сюда также могут войти такие элементы интерьера, как окно, дверь, выступы на стене, отопительные системы и т.п. По мере усвоения, последовательно усложняя задачу, учащиеся постепенно переходят к рисункам более сложных интерьеров.

По программе на выполнение данного практического задания отводится двенадцать академических часов. В течение этого времени необходимо выполнить линейно - конструктивное построение и тональную проработку - передачу формы и объёма при помощи светотени.

Формат А2. Материал - графитный карандаш.

В процессе выполнения задания формируются следующие профессиональные компетенции:

  • знание понятий «пропорция», «конструкция», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  • умение использования приёмов линейной и воздушной перспективы;
  • умение моделировать форму сложных предметов тоном;
  • умение последовательно вести длительную постановку;
  • навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
  • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
  1. Этапы построения изображения интерьера с натуры

Прежде чем приступить к основному рисунку интерьера, необходимо предварительно выполнить несколько эскизных вариантов рисунка с различных точек зрения, с применением различных форматов (горизонталь, вертикаль, квадрат) с применением различных масштабов изображения. Предварительные варианты эскизов, выполненные с различных точек зрения, дадут возможность выбора лучших композиционных решений для основного рисунка

Композиция интерьера.

Выбрав наиболее удачный вид интерьера, и приступая непосредственно к практической части зарисовки интерьера, следует правильно выбрать формат листа бумаги (чаще всего прямоугольный).

Далее следует мысленно продумать компоновку рисунка на листе бумаги и, лишь затем, наметить лёгкими линиями общий вид интерьера.

В процессе компоновки интерьера на листе бумаги, можно какую-то часть интерьера не включать, чтобы достичь цельности. С этой позиции следует воспользоваться на первых порах таким приёмом как видоискатель.

Рисунок интерьера необходимо начинать с изображения общих масс всех групп предметов одновременно отмечая местоположение каждого из них.

Затем надо найти характер их формы и пропорций, т.е. наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве и перейти к конструктивному анализу объектов, присущих данному интерьеру.

 Примечание:

Выбранная точка зрения должна не изменяться в течение всего процесса изображения выбранной натуры. Точка зрения диктует, какие части интерьера окажутся в композиционном центре.

· Видоискатель: Выполняется самостоятельно. Нужно взять небольшой лист бумаги и на нем вырезать окошко в пропорциональном соотношении сторон рамки и размером выбранного формата листа для изображения интерьера. Затем близко поднести к глазу и смотреть на объект изображения, передвигая в нужном направлении

· Проводится мини просмотр с выбором фор -эскиза, Таким образом, выбрав наиболее удачный вариант эскиза композиции интерьера, учащиеся приступают к рисованию. При этом формат бумаги должен быть выбран в соответствии с масштабом рамки выполненного эскиза композиции.

· Для начала намечают основные линии стен, пола, потолка, оконных и дверных проёмов.

IMG_259

Рисование интерьера. Первый этап

· Затем, проверив и уточнив перспективное построение и общие пропорции помещения, намечают различные крупные элементы интерьера в обобщённом виде. При этом определяется точка зрения, картинная плоскость и точка схода, что позволяет лучше разобраться в сложном перспективном построении предметных форм и их расположении в пространстве интерьера.

IMG_260

Рисование интерьера. Второй этап

· Производя правильное перспективное построение изображения интерьера, очень важно строго соблюдать пропорциональные отношения частей и целого (стен, пола, потолка с предметами, включёнными в интерьер). Уточняются планы расположения предметов, расстояния между ними и их объёмные величины.

IMG_261

Рисование интерьера. Третий этап

· Проверив и уточнив их, намечают окно, дверной проём, шкаф, конструкции и т.п. Только после этого переходят к рисованию основных крупных предметов, не отвлекаясь на детали.

· Построив в рисунке основные предметы интерьера, проверив их, следует перейти к уточнению деталей и нанесению лёгкой светотени. Переходя к светотеневой проработке форм, одновременно выявляют их пространственную глубину. Для этого необходимо сопоставление степени проработанности переднего и дальних планов, что способствует правильной передаче перспективных сокращений и воздушной перспективы.

IMG_262

Рисование интерьера. Четвёртый этап

· Более чётко прорабатывают детали переднего плана. Детали дальнего плана прорабатывают мягче и несколько обобщают.

· Стадия обобщения.

· Заканчивая работу над рисунком интерьера, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Следует посмотреть на рисунок издали, и проверить, как согласуются между собою архитектурное пространство интерьера и его наполненность по тону, не «лезут» ли вперёд, по тону предметы дальнего плана, не являются ли рефлексы такой же силы тона, как и света, воспринимается ли цельным и законченным весь рисунок.

IMG_263

Рисование интерьера. Пятый этап

· Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что не все предметы, окружающие человека, воспринимаются одинаково. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более чётко и ясно, чем остальные. Следовательно, учитывая закономерности восприятия, мы должны и в рисунке помочь зрителю выделить главное, смягчив второстепенное.

  1. Методические рекомендации к выполнению работы:

Это длительный рисунок — штудия, который выполняется с соблюдением этапов длительного рисунка и с использованием соответствующих инструментов и материалов.

Интерьер – внутреннее пространство архитектурного сооружения или внутренний вид любого помещения. Как нарисовать интерьер? В учебном задании по рисованию интерьера преследуется цель дальнейшего совершенствования знаний и навыков рисования, развития объемно-пространственного мышления, закрепления и углубления знаний по практическому применению законов перспективы и светотени, расширения композиционных понятий, развития чувства пропорции.

IMG_256

Угловой интерьер с одной линией горизонта

IMG_256

Фронтальный интерьер с двумя линиями горизонта

Рисование интерьера основано на законах перспективного изображения простых геометрических объёмов, прежде всего куба или параллелепипеда, ограничивающие замкнутое пространство. Интерьер с округлой формой можно принять за цилиндр или шар. Практическое умение изображать геометрические формы в перспективе во многом поможет правильному изображению интерьеров как с натуры, так и по представлению.

Внутренний строй пространства интерьера имеет свои характерные особенности. Прежде всего, это замкнутое пространство, которое включает различные пространственные планы и источники освещения, создающие особую световую характеристику этого пространства, а также различные по окраске и фактуре предметы, составляющие интерьер. Все это лишний раз подтверждает специфику и особенности рисунка интерьера как объекта архитектуры. Вместе с тем, из-за наличия различных предметов, отвлекающих восприятие, увидеть геометричность замкнутого пространства (контуры пола, потолка, стен) намного труднее.

IMG_258

Определение точки зрения, картинной плоскости и точки схода

В рисовании интерьера особое значение приобретает метод линейно - конструктивного построения изображения и знание закономерностей перспективы. Линейно - конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют чётко проследить за ходом построения изображения предметов в рисунке. Рисование интерьера по своей сути ничем не отличается от рисования предметных форм, здесь также требуется определённая сумма знаний и навыков, необходимых в искусстве рисования.

Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.

Выполнение этого длительного задания необходимо чередовать с рисунками-набросками, рисунками-зарисовками, рисунками по памяти, по представлению и по воображению, копировать работы известных рисовальщиков, используя все многообразие материалов рисунка.

При рисовании интерьера могут быть использованы различные изобразительные материалы, начиная от простых карандашей, тонированной и простой бумаги до угля, соуса, сангины, туши, и многих других материалов.

IMG_264

Набросок интерьера кухни

IMG_265

Набросок интерьера жилой комнаты

IMG_266

Набросок интерьера концертного зала

3. Критерии оценок

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично» предполагает:

  • самостоятельный выбор формата;
  • правильную компоновку изображения в листе;
  • последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
  • умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
  • владение линией, штрихом, тоном;
  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
  • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
  • творческий подход.

Оценка 4 «хорошо» допускает:

  • некоторую неточность в компоновке;
  • небольшие недочеты в конструктивном построении;
  • незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
  • некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:

  • грубые ошибки в компоновке;
  • неумение самостоятельно вести рисунок;
  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
  • однообразное использование графических приёмов для решения разных задач;
  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

Список использованных источников

  1. Александр Барщ ."Рисунок в средней художественной школе" 2-е изд, доп. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963 г.

2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

3. Ли. Академический рисунок. – М., 2005.

4. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М., 1970.

5. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

6. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – М.: 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...

Методическая разрвботка "Рисуем с интересом. Натюрморт в интерьере"

Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.- Пабло ПикассоОБУЧЕНИЕ В ПАНСИОНЕ…Последнее время в изобразительном искусстве широко распространена идея, что «школа» - самый страшный враг...

"Фантастический натюрморт" план-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077601","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"388","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077602","...

Открытый урок по предмету «Рисунок» в 1 классе ДХШ «Натюрморт из двух предметов быта».

Тип занятия: комбинированный.Время: 12 академических часов.На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.На втором за...

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...

Методическая разработка к уроку «Предметы искусства и коллекции в интерьере». Предмет – технология, 7 класс.

Комментарий к методической разработке Уважаемые коллеги. Работаю я учителем технологии 3-й год, для этого пройдя обучение на курсах переподготовки. Общий педагогический стаж – 25 лет. ...