«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»
презентация к уроку по теме

Ширишорина Ирина Иннокентьевна


Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы педагога, которая проявляется в стопроцентной успеваемости учащихся и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей» пгт. Нижний Одес

Педагогический проект

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

Разработала

педагог дополнительного образования

Ширишорина Ирина Иннокентьевна

Нижний Одес

2012 год

Педагогический проект

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»



Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА


Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы педагога, которая проявляется в стопроцентной успеваемости учащихся и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:


  1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

  2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.


Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.

Вовлеченность ребенка в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение на практике полученных знаний на занятиях. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы - формирование исследовательской культуры каждого ребенка.

Исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

1. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься  все обучающиеся объединения (ребёнок  выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

2. Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: учебном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками,  также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.

Как правило, педагог может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ребенку понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация научно – исследовательской деятельности детей и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни,
знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней –
стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

В настоящее время современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. В связи с этим была выдвинута цель проекта.

Цель:

Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа «
Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на синтезаторе» предназначена для обучающихся объединения, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью. Она направлена:

  • на осознание целей учебно-исследовательской деятельности; умения поставить цель и организовать ее достижение;
  • на развитие творческих качеств, гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью;
  • на использование исторических задач, задач краеведческого характера; способов их решения
  • умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию;
  • выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.


Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в школе, вузах, колледжах.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи

Задачи:

  • приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  • овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • выявление образовательного запроса учащихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
  • разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства ЦДОД; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
  • создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  • подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;


Гипотеза:

Развитие творческих способностей и повышение качества обученности учащихся в результате исследовательской деятельности возможно при соблюдении следующих условий:


  • исследовательская деятельность учащихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

  • учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

  • исследовательская деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;

  • занятость исследовательской деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени ребенка


Предмет исследования:

Исследовательская деятельность, творческие способности, учебная мотивация на занятиях обучения игре на синтезаторе в результате занятий исследовательской деятельностью.

Объект исследования:

Исследовательская деятельность учащихся в процессеобучения; во внеурочное время

Принципы:

  • интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях  и содействуют повышению обученности
  • непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
  • межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.


Формы организации проектно-исследовательской деятельности:

  • Коллективные формы деятельности
  • Творческие группы        
  • Конференции        
  • Экскурсии        
  • Индивидуальная исследовательская деятельность


Срок действия программы: 2008-2012гг

Этапы реализации проекта

1 этап: 2008-2009 учебный год – подготовительный .

Цель: создание предпосылок исследовательской деятельности и их апробация на уровне ОУ.

Задачи: 


  1. Стартовая диагностика учащихся и родителей

  2. Обучение учащихся элементам исследовательской деятельности

  3. Формирование научно-практической базы

  4. Создание материально – технических условий организации исследовательской деятельности учащихся


2 этап: 2009-2010учебный год – творческий

Цель: Формирование исследовательской среды вЦДОД; межпредметная интеграция исследовательской деятельности.

Задачи:


  1. Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах проектно – исследовательской деятельности учащихся

  2. Вовлечение в работу педагогов художественно-эстетической направленности

  3. Расширение форм, уровней и методов представления детских исследовательских проектов посредством межпрежметной интеграции


 3 этап: 2010-2012учебный год – развивающий

Цель: Переход системы исследовательской деятельности учащихся в режим функционирования

Задачи:

  1. Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уровне ЦДОД
  2. Отработка системы мониторинга уровня готовности учащихся к проектно– исследовательской деятельности.
  3. Мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения и развитие творческих способностей учащихся


^Деятельность по реализации программы


Этап


Мероприятие

2008-2009учебный год

  1. Изучение нормативно– правовой базы;

  1. Подготовка условий для формирования системы навыков исследовательской деятельности школьников;
  2. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности
  3. Формирование познавательного интереса
  4. Анализ материально – технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской деятельности;
  5. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности
  6. Определения формы и места представления детских работ
  1. Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся (анкетирование детей и родителей; индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих повышенный интерес к музыке
  2. Составление списков учащихся, способных к исследовательской деятельности;
  3. Определение групп и пар учащихся по интересам; детей, изъявивших желание работать индивидуально;
  4. Определение тем исследования;
  5. Составление графика работы в текущем учебном году;

  1. Представление работ в объединении


  1. – 2010 учебный год

  1. Анализ работы за прошедший учебный год;
  2. Выявление и развитие у вновь прибывших детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности;
  3. Совершенствование навыков исследовательской деятельности
  4. Творческое развитие учащихся
  5. Индивидуальная и дифференцированная работа со способными детьми.
  6. Педагогический отбор методик, технологий, отвечающих требования изученных интересов детей
  7. Обеспечить наличие комплекта информационно – методических материалов
  1. Диагностика склонностей учащихся исследовательской деятельности;
  2. Отработка тем программного материала

  1. Определение творческих групп;
  2. Планирование индивидуальной работы с учащимися среднего звена
  3. Составление графика работы в текущем учебном году;
  4. Составление тематики исследований на новый учебный год;
  5. Участие в НПК учрежденческого и муниципального уровня ;
  6. Составление презентаций по результатам исследований; формирование навыков оформления исследовательских работ
  7. Представление работ на учрежденческой НПК
  8. Представление работы на муниципальной научно-практической конференции.

2010 – 2011учебный год


1. Анализ работы за прошедший учебный год;

  1. Выявление и развитие у вновь прибывших детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности.
  2. Совершенствование навыков исследовательской деятельности
  3. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся
  4. Формирование исследовательских навыков
  5. Развитие информационной культуры учащихся
  6. Мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество обучения

  1. Составление и корректировка ИОП для учащихся среднего звена
  2. Определение тем для исследований с учащимися
  3. Участие в НПК учрежденческого и муниципального уровня




Возможные риски при выполнении программы

При выполнении исследовательских работ, поиске информации в Интернете, оформлении работ в виде презентаций и рефератов достаточно много приходится работать за компьютером. Поэтому возникает риск ослабления зрения и нарушения осанки. В связи с этим для учащихся выработан на основе постановления от 28.11.2002г №44 «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.2.1178-02)» ряд рекомендаций, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  • Активизация интереса к знаниям;
  • Развитие представлений о межпредметных связях;
  • Установка на престижность знаний;
  • Развитие коммуникативной направленности;
  • Развитие научного мышления;
  • Развитие творческого подхода к собственной деятельности;
  • Освоение новых информационных технологий


Промежуточные результаты, полученные в ходе реализации программы


Ребята принимают активное участие в различных научно-практических конференциях на различных уровнях, по результатам имеют дипломы. За достаточно короткий срок достигнуты неплохие результаты; отработана система работы с детьми, а исследовательские работы учащихся соответствуют всем предъявляемым требованиям. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на занятиях, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.

Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика.

Возникла новая для образования, а значит и для меня как педагога, проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в дополнительном образовании.

Формула «Усвоение = Понимание + Запоминание»даёт обучение.

Если же поставить своей целью
развитие ребёнка, то конечный результат деятельности педагога – психические новообразования в личности учащегося. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной (творческой).

Формула «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике» даёт обучение и развитие. 

Уместно в этой связи привести слова французского учёного М.Монтеня:

«
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Учебно-исследовательская деятельность – это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество педагога и учащегося


Список литературы:

  • Л. Ф. Батан. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. Изд-во НИПКиПРО, 2002.
  • А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.
  • А.С.Границкая. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.
  • Н.И.Зильберберг. Приобщение к математическому творчеству. Уфа. Башкирское книжное издательство, 1988 г.
  • Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся. – М.: Математика в школе №5, 1999
  • А.М.Матюшкин. Загадки одаренности. М. Школа-пресс, 1993 г.
  • Д.Пойа. Математическое открытие. М. Наука, 1976 г.
  • В.Д.Степанов. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М. Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...

Активизация мыслительной,познавательной деятельности,как средство развития творческих способностей обучающихся

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования в разделе декоративно- прикладного направления....

Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулиро...

Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.

В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся

Представление педагогического опыта учителя технологии...