Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б. Неменского Изображение пространства, Перспектива
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Ханцев Михаил Васильевич

План-конспект урока ИЗО по программе Б.М. Неменского на тему "Перспектива. Изображение пространства". Презентация к уроку "Перспектива" Виды перспективы. Рисуем пейзаж с использованием правил и законов перспективы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Туапсинский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 10

им. Героя Советского Союза Т.П.Северова

Конкурс «Учитель года Кубани – 2014»

Разработка урока

по изобразительному искусству

для 6 класса по теме:

«Изображение пространства в пейзаже»

        Учитель изобразительного искусства

        МБОУ «СОШ № 10» г. Туапсе

        Ханцев Михаил Васильевич

        mvhancevts@mail.ru

Туапсе 2014


Тема урока:

Изображение пространства в пейзаже

Тип урока:

Урок получения и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия:

Точка зрения. Перспектива линейная. Перспектива воздушная.

Прямая перспектива. Обратная перспектива. Линия горизонта. Точка схода.

Цель урока:

Изображение пейзажа с использованием законов перспективы.

 Обучающая:

Закрепить знания о жанрах изобразительного искусства.

Расширять знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве, об особенностях изображения пространства в разные исторические эпохи.

Формировать знания об основных законах линейной и воздушной перспективы.

Учить изображать пейзаж, используя  знания законов перспективы.

Развивающая:

Развивать пространственное мышление, фантазию.

Закрепить умение работать графическими материалами над пейзажем.

Воспитательная:

Творчески включаться в индивидуальную работу.

Участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные:

Общеучебные

Логические

Структурирование информации.

Формирование понятия.

Выдвижение гипотез.

Доказательство гипотез. Сравнение.

Личностные:

Этическое оценивание

Смыслообразование

Адекватное оценивание других.

Познавательная мотивация.

Регулятивные:

Целеполагание

Самоорганизация учебного труда

Понимание учебной задачи.

Контроль и оценка своей деятельности. Самостоятельность.

Коммуникативные:

Взаимодействие с одноклассниками.

Выполнение групповой работы.

Взаимодействие с учителем.

Участие в диалоге. Принятие мнения других. Интегрирование в группу.

Умение помогать другим.

Стремление к эффективной работе.

Обращение к учителю за помощью и

принятие её.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Орг.момент

Проверка готовности к уроку: дневник, лист А4, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Проверяют готовность к уроку

Фронтальная работа

Личностные: Желание узнавать новое.

Изучение нового материала

Сегодня мы с вами будем говорить об изображении пространства в изобразительном искусстве.

Перспектива как наука сформировалась в эпоху Ренессанса, а до этого она прошла длительный путь развития.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Рассматривают репродукции картин. Задают уточняющие вопросы одноклассникам и учителю.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Слайд 2

Люди с древнейших времен стремились изображать окружающее их пространство. Первые изображения носили ритуальный характер. Это изображения животных и сцены охоты.

Слайд 3-4

В эпоху Древнего Египта люди научились изображать мир Вертикально. Предметы изображались равновеликими, но располагались в соответствующем ярусе изображения. На первом месте был статус того, кого рисовал художник. Так изображения богов и фараонов были крупнее, а простых людей и рабов маленькими.

Это ФРИЗОВОЕ построение рисунка.

Слайд 5

Основной принцип изображения пространства в эпоху Возрождения – соразмерность фигуре человека. Все линии построения направлены в одну точку схода, где расположены главные фигуры – Платон и Аристотель.

Слайд 6

Особый вид изображения пространства использовали древнерусские живописцы в иконописи. Они рисовали параллельные линии, уходящие вдаль расходящимися, а не сходящимися – обратная перспектива.

Слайд 7,8

Рассмотрите изображения. Какие закономерности можно выделить в построении пейзажа художником?

Линия горизонта.

Уменьшение объектов при удалении.

Дальние предметы выглядят нечеткими (размытыми).

Целеполагание

Слайд 9

Что это за явление – ПЕРСПЕКТИВА?

В переводе с латинского – «ясно вижу»

Как вы думаете, как можно сформулировать цель нашего сегодняшнего урока?

Назовите свойства предмета, которые меняются при зрительном удалении от наблюдателя.

Наука или система правил изображения пространства на плоскости

Предлагают варианты формулировок. Вместе с учителем выбирают формулировку, близкую к «Изображение пейзажа с использованием законов перспективы.

Форма, Величина, Цвет.

Опираясь на освоенный материал, формулируют определение Перспективы, ее законы.

Слайд 10

Наш глаз устроен так, что предметы, находящиеся близко, кажутся нам большими, а далеко – маленькими.

Параллельные линии, например края дороги или рельсы, в определенном месте зрительно сходятся в одну точку, которая располагается на линии…?

Это правило назвали…?

На линии горизонта.

Линейная перспектива

Слайд 11

Определите, соответствует ли данное изображение правилам Линейной перспективы?

Да соответствует. Четко видна точка схода, Определяется линия горизонта.

Слайд 12, 13

Еще одно интересное явление можно рассмотреть в следующем изображении. Все, что нас окружает, заполнено воздухом, который добавляет цветам предметов голубоватый оттенок. И чем дальше от наблюдателя находится объект, тем больше зрительно размываются его настоящие форма и цвет. Такое явление называется…

Воздушная перспектива.

Творческая Практическая работа

Слайд 14

Изобразите пейзаж в графической технике.

Передайте пространство: улицу, лес, дорогу, речку и т.д.

Выполняют эскиз пейзажа в графической технике. Используют простой и цветные карандаши

Индивидуальная творческая работа.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Итог урока

Рефлексия

Выставка детских работ

Удалось ли передать пространство?

Учащиеся рассматривают работы, анализируют, дают аргументированную оценку.

Фронтальная работа

Регулятивные

Личностные

Источники:

  1. Неменская Л.А. и др. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки 6 класс. М., Просвещение, 2012
  2. Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. М., Просвещение, 2014
  3. Изобразительное искусство 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. Сост. И.Н Клочкова. Волгоград, Учитель, 2013
  4. http://www.zavuch.info/methodlib/401/101057/
  5. Библиотека цифровых фотографий портала www/yandex.ru
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/konspekt-uroka-izo-vozdushnaya-perspektiva
  7. http://www.pandia.ru/text/77/152/9976.php

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок ИЗО в 6 классе по программе Б.М. Неменского Учитель ИЗО МБОУ СОШ 10 г.Туапсе Изображение пространства

Слайд 2

Наскальная живопись Древнейшие изображения окружающего мира

Слайд 3

Живопись Древнего Египта Фриз

Слайд 5

Рафаэль "Афинская школа"

Слайд 6

А.Рублёв «Троица»

Слайд 7

Левитан И.И. Рылов А.А « Июньский день » «Цветистый луг»

Слайд 8

Щербаков Б.В. «Разнотравье донское»

Слайд 9

Перспектива Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) Кажущиеся изменения свойств предмета при зрительном удалении от глаз наблюдателя. (Форма, величина, цвет)

Слайд 10

Линейная перспектива

Слайд 13

Воздушная перспектива

Слайд 14

Задание Изобразите пейзаж в графической технике. Передайте пространство: улицу, дорогу, лес вдалеке, ручеёк, речку и т.д. Формат А4 или А5. Простой карандаш или чёрная гелевая ручка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...