Деловая игра в рамках системно-деятельностного подхода "Богатыри земли русской"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода.
Урок художественно-эстетической направленности.
Ушакова Валентина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ «Турунтаевская СКРОШИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_v_ramkah_sistemno.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода.
Урок художественно-эстетической направленности
Ушакова Валентина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ «Турунтаевская СКРОШИ»
- Условия игры: представьте, что вы учащиеся 5 класса, вы находитесь на уроке изобразительного искусства, вам предстоит изучить тему «Образ русского богатыря».
- Роли:
- в роли учителя – ведущий игры;
- в роли учащихся – педагоги
- Результат: создание своего урока (по конкретной теме) в рамках системно - деятельностного подхода.
Тема урока: Образ русского богатыря
Художественно – педагогическая идея:
«Святая Русь не пуста стоит,
На святой Руси есть сильны,
Могучи богатыри!»
(Девиз Ильи Муромца)
- Цель урока: создать условия для понимания разного образа богатыря.
- Задачи урока:
- исследовать образ русского богатыря в произведениях изобразительного искусства (В. Васнецов, Н. Рерих, К. Васильев и др.), в литературных произведениях, в жизни;
- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие;
- способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, скромности, великодушия
- Тип урока: урок художественно-эстетической направленности
Зрительный ряд: презентация к уроку, видеофрагмент мультфильма «Три богатыря и шамаханская царица».
Литературный ряд: фрагмент былины «Вольга и Микула».
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Богатырская наша сила» в исполнении группы Стаса Намина «Цветы».
Ход урока:
Этапы урока | Художественно – педагогическая деятельность учителя | Художественно –эстетическая деятельность учащихся |
1. Художественное предъявление. (2-3 мин) |
Собрались мы здесь на честной урок, не простой урок – рисования. Сегодня на нашем уроке нам понадобятся карандаши, ластики и альбомы. Вы готовы? Молодцы! | |
2. Художественный анализ (12 мин) | А сейчас мы отправляемся в далекое прошлое, когда земля наша называлась Древняя Русь во времена былинные, стародавние. (слайд 1) Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли. (слайд 2) За многовековую историю Российского государства было немало людей, совершивших славные подвиги. А кто эти люди, вы сможете мне ответить, просмотрев видеофрагмент. Как вы думаете, кто герои нашего урока? (Ответ детей- Богатыри) Сформулируйте тему нашего урока. (ответ Образ русского Богатыря. Богатыри.) (слайд 4) Правильно, сегодня на уроке нам нужно изобразить образ русского богатыря. Так кто же такие богатыри? (слайд 5) Вопрос : Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) Вопрос : может быть кто-то из вас вспомнит , кто является автором картины, на которой изображены богатыри? (В.М.Васнецов). (слайд 6) На полотнах известного русского живописца – сказочника Виктора Михайловича Васнецова оживают герои русских былин, богатыри – русские витязи, которые заступаются за обиженных, борются со злом, чтобы победило добро. (слайд 7) Над картиной «Богатыри» Васнецов работал с перерывами около 25 лет. В этой картине художник, следуя старинным песням воссоздал величественных, любимых богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича заступников народных, оберегающих границы Родины. Как вы думаете, Это вымышленные персонажи? ( ответ: Нет. Большинство богатырей- реальные люди, но немного приукрашивали о их богатырской сил, так как боролись они со злом) - В.М. Васнецов очень долго искал образ богатырей (работал над картиной 25 лет), а особенно Ильи Муромца – центрального образа картины. - Однажды Васнецов встретил крестьянина Ивана Петрова, человека с простым и открытым добродушным лицом, чистыми и светлыми глазами, крепко сложенный. Это и был образ Ильи Муромца. Посмотрите на картины. Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага. Все они вооружены и одеты в специальную одежду – доспехи. Вопрос: Когда и для чего богатыри надевали доспехи? (ответ: во время военных походов, когда бились с врагом) Вопрос: Из чего делали эти доспехи? (Из прочной стали, вручную из маленьких колечек или из отдельных пластин). Рассмотреть элементы доспехов (слайд 8), которые будем рисовать и оружие. (слайд 9) | - Видеофрагмент - Богатыри. - Сильные, храбрые, добрые. - Словари, книги, учитель. - Рассматривают слайды с изображением богатырей художниками. - Рассматривают работу В.М. Васнецова «Богатыри» -чтение из словарей - Отвечают на вопрос,. - Высказываются, представляя свои образы богатырей. - Отвечают на вопросы - Рассматривают оружие и доспехи |
3. физминутка | Выполняют движения под музыку «Богатырская наша сила» | |
4. Художественное творчество (15-20 мин) | - Сейчас мы вместе попробуем изобразить образ богатыря на ваших листах. | - Поэтапное рисование по примеру учителя. Выставка работ. |
5. Художественная интерпретация (3 мин)
| - А как вы думаете, может богатыри, и сейчас живут среди нас, рядом с нами? (слайд 10). - Все они живут в России, любят свою страну, готовы защищать и охранять русскую землю | - Воины, пожарники и …. |
6. Рефлексия (2-3 мин) | Для учащихся: (слайд 11) - Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас продолжить фразы:
- Правильно, знания, полученные на уроке, вам пригодятся на уроках литературы при изучении народного творчества, на уроках истории, природоведения, физкультуры и др. - Желаю успехов! Для педагогов: (слайд 12)
| - Высказываются по желанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.
Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...
Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода
Презентация, раскрывающая способы формирования и развития УУД в рамках системно-деятельностного подхода...
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"
Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода....
Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...