Деловая игра в рамках системно-деятельностного подхода "Богатыри земли русской"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Ушакова Валентина Николаевна

Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода.

Урок художественно-эстетической направленности. 

Ушакова Валентина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ «Турунтаевская СКРОШИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_v_ramkah_sistemno.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода.

Урок художественно-эстетической направленности

Ушакова Валентина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ «Турунтаевская СКРОШИ»

  • Условия игры: представьте, что вы учащиеся 5 класса, вы находитесь на уроке  изобразительного искусства, вам предстоит изучить тему «Образ русского богатыря».

  • Роли:
  • в роли учителя – ведущий игры;
  • в роли учащихся – педагоги

  • Результат: создание своего урока (по конкретной теме) в рамках системно - деятельностного подхода.

 

                                                                               

                                                                                                                             

         

                                                                                               

                                                                                             

Тема урока: Образ русского богатыря

Художественно – педагогическая идея:

«Святая Русь не пуста стоит,

На святой Руси есть сильны,

Могучи богатыри!»

(Девиз Ильи Муромца)

  • Цель урока: создать условия для понимания разного образа богатыря.

  • Задачи урока:
  • исследовать образ русского богатыря  в произведениях изобразительного искусства (В. Васнецов, Н. Рерих, К. Васильев и др.), в литературных произведениях, в жизни;
  • развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие;
  • способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, скромности, великодушия

  • Тип урока: урок художественно-эстетической направленности

Зрительный ряд: презентация к уроку, видеофрагмент мультфильма «Три богатыря и шамаханская царица».

Литературный ряд: фрагмент былины «Вольга и Микула».

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Богатырская наша сила» в исполнении группы Стаса Намина «Цветы».

Ход урока:

Этапы урока

Художественно – педагогическая деятельность учителя

Художественно –эстетическая деятельность учащихся

1. Художественное предъявление.

(2-3 мин)

  1. 1). Здравствуйте люди добрые, добры молодцы, красны девицы. В ногах правды нет. Так присядьте все.

Собрались мы здесь на честной урок, не простой урок – рисования.

Сегодня на нашем уроке нам понадобятся карандаши, ластики и альбомы. Вы готовы? Молодцы!

2. Художественный анализ

(12 мин)

А сейчас мы отправляемся в далекое прошлое, когда земля наша называлась Древняя Русь во времена былинные, стародавние. (слайд 1)

Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства,

Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли. (слайд 2)

 За многовековую историю Российского государства было немало людей, совершивших славные подвиги. А кто эти люди, вы сможете мне ответить, просмотрев видеофрагмент.

Как вы думаете, кто герои нашего урока? (Ответ детей- Богатыри)

Сформулируйте тему нашего урока. (ответ Образ русского Богатыря. Богатыри.) (слайд 4)

Правильно, сегодня на уроке нам нужно изобразить образ русского богатыря. Так кто же такие богатыри? (слайд 5)

Вопрос : Каких богатырей вы знаете?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Вопрос : может быть кто-то из вас вспомнит , кто является автором картины, на которой изображены богатыри? (В.М.Васнецов). (слайд 6)

На полотнах известного русского живописца – сказочника Виктора Михайловича Васнецова оживают герои русских былин, богатыри – русские витязи, которые заступаются за обиженных, борются со злом, чтобы победило добро. (слайд 7)

Над картиной «Богатыри» Васнецов работал с перерывами около 25 лет. В этой картине художник, следуя старинным песням воссоздал величественных, любимых богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича заступников народных, оберегающих границы Родины.

Как вы думаете, Это вымышленные персонажи? ( ответ: Нет. Большинство богатырей- реальные люди, но немного приукрашивали о их богатырской сил, так как боролись они со злом)

- В.М. Васнецов очень долго искал образ богатырей (работал над картиной 25 лет), а особенно Ильи Муромца – центрального образа картины.

- Однажды Васнецов встретил крестьянина Ивана Петрова, человека с простым и открытым добродушным лицом, чистыми и светлыми глазами, крепко сложенный. Это и был образ Ильи Муромца.

Посмотрите на картины. Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага. Все они вооружены и одеты в специальную одежду – доспехи.

Вопрос: Когда и для чего богатыри надевали доспехи? (ответ: во время военных походов, когда бились с врагом)

Вопрос: Из чего делали эти доспехи? (Из прочной стали, вручную из маленьких колечек или из отдельных пластин). Рассмотреть элементы доспехов (слайд 8), которые будем рисовать и оружие. (слайд 9)

- Видеофрагмент

- Богатыри.

- Сильные, храбрые, добрые.

- Словари, книги, учитель.

- Рассматривают слайды с изображением богатырей художниками.

- Рассматривают  работу В.М. Васнецова «Богатыри»

-чтение из словарей

- Отвечают на вопрос,.

- Высказываются, представляя свои образы богатырей.

- Отвечают на вопросы

- Рассматривают оружие и доспехи

3. физминутка

Выполняют движения под музыку «Богатырская наша сила»

4. Художественное творчество

(15-20 мин)

- Сейчас мы вместе попробуем изобразить образ богатыря на ваших листах.

- Поэтапное рисование по примеру учителя.

Выставка работ.

5. Художественная интерпретация

(3 мин)

 

- А как вы думаете, может богатыри, и сейчас живут среди нас, рядом с нами? (слайд 10).

- Все они живут в России, любят свою страну, готовы защищать и охранять русскую землю

- Воины, пожарники и ….

6. Рефлексия

(2-3 мин)

Для учащихся: (слайд 11)

- Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас продолжить фразы:

  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне больше всего удалось (не удалось) …
  • Мне захотелось узнать…
  • Мне пригодятся мои знания с урока…

- Правильно, знания, полученные на уроке, вам пригодятся на уроках литературы при изучении народного творчества, на уроках истории, природоведения, физкультуры и др.

- Желаю успехов!

Для педагогов: (слайд 12)

  • Смогу ли я самостоятельно разработать урок художественно – эстетической направленности и предложить его своим коллегам?

- Высказываются по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода

Презентация, раскрывающая способы формирования и развития УУД в рамках системно-деятельностного подхода...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"

Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода....

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...