урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tipy_rechi.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка на основе системно - деятельностного подхода в 7 классе на тему:
«Типы речи».
Учителя русского языка
МОУ «СОШ №19»
г. Ухты Республики Коми
Коноваловой Г.А.
Цели:
Предметные: создать условия для учащихся, чтобы
- повторить и систематизировать знания учащихся о типах речи;
- ввести новое для них понятие «комбинированный тип речи»;
- они могли оценить красоту и многообразие русского языка.
Метапредметные:
- они могли формулировать цели предстоящей учебной деятельности;
- они могли планировать последовательность своих действий;
- контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;
- аргументировать свое мнение;
- перерабатывать, систематизировать информацию;
- вступать в диалог;
- выполнять логические операции :сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Личностные:
- они могли определять свои ближайшие цели саморазвития;
- проявлять свою собственную точку зрения.
Методы: деятельностный метод, наблюдение над текстом, индивидуальные выступления, создание проблемной ситуации.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная , групповая, парная ( по выбору учащихся).
Место темы данного урока в системе обучения русскому языку: пятый урок в модуле по разделу «Союз».
Межпредметные связи: литература, история, информатика.
Формирование УУД ( универсальных учебных действий) :
Регулятивных: целеполагание (постановка учебной задачи самим учащимся), планирование, контроль сличения способа действия и результата), коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательных: поиск и выделение нужной информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, сравнение по выделенным признакам, построение логической цепи рассуждений.
Личностных : самоопределение, смыслообразование ( связь между учебной деятельностью и ее мотивом).
Коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Технологии: технологии на основе системно -деятельностного подхода: информационные и коммуникативные технологии; технология, основанная на создании учебной ситуации, технология уровневой дифференциации.
Вид урока : комбинированный
Тип урока: урок обобщения знаний и способов действий; открытия новых знаний
Оборудование учебники, компьютер, мультимедийная система, экран, рабочие листы учащихся, индивидуальные папки с таблицами и схемами.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь самостоятельно повторять теоретический материал, определять типы речи в тексте, создавать тексты разных типов речи, уметь работать в группах, анализировать текст, знать и любить города нашей Родины.
План урока:
- Оргмомент.
- Этап мотивации ( работа с эпиграфом).
- Запись темы, целеполагание.
- Работа над темой урока:
а) актуализация знаний
– заполнение таблицы типы речи;
-составление памятки по определению типа речи;
б) тренировочно – обобщающий этап:
–анализ текстов разных типов речи;
-оценивание ответов учащихся ( если позволит время)
в) этап подготовки к домашнему заданию, включение в систему знаний.
-составление модели (кластера) своего текста ( отзыва, сочинения, другого вида работы), написание своего вступления.
- Домашнее задание
- Рефлексия.
Ход урока:
- Оргмомент.-1 мин.
Здравствуйте, ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы.
2. Этап мотивации ( работа с эпиграфом ).- 4 мин.-
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад- «Онегина» глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский…
С.Я. Маршак
Слово учителя
Ребята! Сегодняшний урок я предлагаю вам начать с эпиграфа, в качестве которого я выбрала четверостишие С.Я. Маршака, которое описывает город, из которого недавно мы с Вами вернулись. Посмотрите на слайд и сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. Как название этого города? Проговорите одним предложением, чем для Вас является этот город. А пока Вы делаете запись, мы просмотрим несколько слайдов презентации о нашей поездке.
- Санкт- Петербург- это город моей мечты, лучший город моей Родины.
- Какие чувства Вы испытываете, когда вспоминаете нашу поездку?
- Радость, восхищение, удивление…
- Я хочу, чтобы такие же положительные эмоции оставались у Вас на протяжении всего урока.
- Запись темы урока. Целеполагание (цели урока выводятся обучающимися с помощью учителя).-4мин.-
20 января мы вернулись… и вот какую ситуацию я наблюдала в коридоре нашей школы:(2 ученика инсценируют небольшой диалог)
-Привет! Ну что, типа, ты вернулся из Санкт- Петербурга?
- Привет! Ну, типа, да…
- Ну и как там?
- О! Все здорово, были везде, и все очень красиво!
- О, да ты, типа зазнался…
-Что мы можем сказать об этой ситуации?
- Разговорный стиль, диалог, слово- паразит- типа, которое засоряет нашу речи. А это слово может использоваться в другом значении?
-Какова тема нашего урока? О чем пойдет речь?
- Типы речи. Анализ и создание текстов разных типов речи.
Запишите число, тему урока и подумайте над целями, задачами сегодняшнего занятия.
Цели:
1???.Систематизировать все знания по теме : «Типы речи»; узнать о текстах с комбинированным типом речи.
2. ???Учиться организовывать свои действия по систематизации и обобщению материала, по усвоению новых знаний.
Задачи:
1.Повторить изученный материал по теме.
2.Определять типы речи в любом тексте.
3. Уметь составлять тексты разных типов речи.
.
- Работа над темой урока:-15-20 минут мин.
а) актуализация знаний- 3 слайд
Сформулируйте себе учебные задачи по данной таблице.
-Заполнить свободные графы в таблице «Стили речи».
Тип речи- это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач. | Вопросы | Характерные особенности | В каких стилях чаще используется |
? | Что делает предмет? Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда? | Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре: экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства. Главная мысль выражается через поступки героев, оценку их автором. | Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах), Разговорный Публицистический Официально- деловой |
? | Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит? | Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания. Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия. Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов. | Художественный Разговорный Публицистический |
? | Почему? Что это такое? Как быть? В чем причина? | Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно). Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения. | Публицистический Художественный Разговорный Научный |
? | Свои вопросы к каждой смысловой части | Свои характерные особенности к каждой смысловой части. | Художественный Разговорный Научный Публицистический Официально- деловой |
С какими затруднениями вы встретились? Что мы еще не знаем?
- Комбинированный тип речи. Сравните свою составленную таблицу с правильным вариантом ответа.
Тип речи-это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач. | Вопросы | Характерные особенности | В каких стилях чаще используется |
Повествование | Что делает предмет? Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда? | Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре: экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства. Главная мысль выражается через поступки героев, оценку их автором. | Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах), Разговорный Публицистический Официально- деловой |
Описание | Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит? | Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания. Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия. Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов. | Художественный Разговорный Публицистический |
Рассуждение | Почему? Что это такое? Как быть ?В чем причина? | Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно). Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения. | Публицистический Художественный Разговорный Научный |
Комбинированный | Свои вопросы к каждой смысловой части | Свои характерные особенности к каждой смысловой части. | Художественный Разговорный Научный Публицистический Официально- деловой |
С какими затруднениями вы встретились? Что мы еще не знаем?
- Комбинированный тип речи.
Что мы сделали на этом этапе урока?
Систематизировали и обобщили теоретический материал по теме, узнали о новом виде типа речи. Каков будет наш следующий шаг?
- Нужно учиться на практике определять типы речи. Какой инструмент мы можем использовать, чтобы правильно определить тип речи?
- Можно создать памятку, алгоритм наших действий. Как мы быстро это можем сделать?
-Дополнить ее.
- Хорошо.
Б) работа с памяткой.
Памятка «Как правильно определить тип речи»
- Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:
А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это ………;
Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это ………………;
В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это …………;
Г) если идет объединение характеристик, то это ………………… тип речи.
2. Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования:
А) если содержание текста можно передать одной фотографией, то это …………………….;
Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это …………………;
В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это ………………………;
Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это ……………………….. тип речи.
Как можно проверить правильность нашей работы?
-Сравнить с правильным вариантом.
Памятка «Как правильно определить тип речи»
1.Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:
А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это описание;
Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;
В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это рассуждение;
Г) если идет объединение характеристик, то это комбинированный тип речи.
2. Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования:
А) если содержание текста можно передать одной фотографией, то это описание;
Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это повествование;
В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это рассуждение;
Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это комбинированный тип речи.
В) тренировочно -обобщающий этап - 10 минут.
Сформулируйте учебную задачу:
Как мы будем работать? Со всеми текстами или по отдельности?
-Прочитать текст выразительно; найти общее и отличия: озаглавить тексты; определить тему, идею, объяснить орфограммы и пунктограммы, определить тип речи, стиль, составить кластер о типах речи.
-Как целесообразно построить нашу работу?
-Индивидуально, в парах, в группах….( учащиеся сами выбирают, каким образом они хотят поработать).
Таблица для работы с текстами.
общее | отличия |
тема | тема |
идея | идея |
проблема | проблема |
стиль речи | стиль речи |
тип речи | тип речи |
орфограммы: проверяемая безударная гласная непроверяемая безударная гласная сомнительная согласная непроизносимая согласная не с разными частями речи н и нн в словах разных частей речи безударные окончания прилагательных и причастий безударные личные окончания глаголов | орфограммы: проверяемая безударная гласная непроверяемая безударная гласная сомнительная согласная непроизносимая согласная не с разными частями речи н и нн в словах разных частей речи безударные окончания прилагательных и причастий безударные личные окончания глаголов |
Пунктограммы: Запятая при однородных членах Запятая в ССП Запятия в СПП Запятая в БСП Запятая при причастных и деепричастных оборотах | Пунктограммы: Запятая при однородных членах Запятая в ССП Запятия в СПП Запятая в БСП Запятая при причастных и деепричастных оборотах |
Тропы: эпитеты метафоры олицетворения антонимы синонимы гипербола фразеологизмы градация лексический повтор | Тропы: эпитеты метафоры олицетворения антонимы синонимы гипербола фразеологизмы градация лексический повтор |
Г) Анализ предложенных текстов.
1.Санкт- Петербург со времени своего основания играет важную роль в развитии культуры.
Ведь даже в самом имени города соединились три языка: Санкт (Santa- святой))- слово латинское; Петр (Peter-от Petros-камень, скала)- слово греческое; бург (Burg-замок, крепость)- слово немецкое.
Таким образом, он связывает античное язычество, христианство и Возрождение.
( по страницам Интернета)
- «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит это улица- красавица нашей столицы?»
«…Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, -- все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.»
(Н.В. Гоголь «Невский проспект»)
3. Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено- бледный,
Скука, холод и гранит- все же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.
(А.С. Пушкин. «А. Олениной» )
4. «Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону, где развевался вдали пестрый плащ, то окидывавшийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгновенно покрывавшийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось, и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую черную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов; но ему хотелось только видеть дом, заметить, где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда. Он летел так скоро, что сталкивал беспрестанно с тротуара солидных господ с седыми бакенбардами».
(Н.В. Гоголь «Невский проспект»)
Как мы будем оценивать выступления спикеров групп, по каким критериям?
- Правильно определен тип речи.
- Аргументированность.
- Подача материала.
-
5. Включение нового знания в систему. Выход на дом. задание.-10 минут—6 слайд-
Где мы сможем применить наши знания?
- при создании текстов, при анализе текстов, при решении ЕГЭ.
Вернемся к эпиграфу.
- Что нового о Санкт- Петербурге Вы сегодня узнали?.
- Какой текст мы можем создать по результатам поездки?
- Отзыв о поездке, отзыв о посещении театра, о фильме. Давайте попробуем создать схему своего отзыва. Сконструируйте в любом виде схему вашего будущего текста и объясните, почему в такой последовательности.
0-п-р; р-о-р; П-О-Р. Можете написать вступительную часть своего отзыва( 3-4 предложения).
Учащиеся пишут и зачитывают, поясняя, какой тип речи они используют.
Домашнее задание.
Индивидуально:
написать на выбор сочинение-рассуждение, или отзывы о поездке в Санкт- Петербург, или другие задания, предложенные учащимися.
6.Рефлексия.- 3 минуты- 6 слайд
Рефлексия ( заполнение листка учащегося).или работа с мишенью.
Опросник самодиагностики
.Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях | Очень уверенно | Уверенно | Довольно уверенно | Неуверенно |
1.Я знаю теоретический материал о типах речи | ||||
2.Я умею анализировать тексты с разными типами речи | ||||
3.Я могу создавать тексты с разными типами речи | ||||
4.Я достиг(ла) цели своего урока |
Если работа с мишенью, то разными стикерами учащиеся указывают свою самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....
Урок по физике в рамках системно-деятельностного подхода в 8 классе по теме "Объяснение электрических явлений".
Тип урока: Урок « открытия» нового знания.Образовательная цель: объяснить, зная строения атома, электрические явления.Деятельностная цель: приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора информаци...
Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода
Презентация на тему " Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода"...
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС
Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС...