Жостово. Роспись по металлу.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Енькова Наталья Викторовна

Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovo._rospis_po_metallu_izo_5_kl.docx271.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского

           http://articles.agronationale.ru/upload/stories/promysly/shost3.jpg        C:\Users\Наталья\Desktop\ОТКРЫТЫЙ урок учитель года\Жостово.jpg          http://i034.radikal.ru/0806/8e/c50b8bdd0e63.jpg

«Жостово.

Роспись по металлу»

http://slavyane.org/images/stories/Proshloe/zhostovo/podnos3.jpg http://www.souvenirdvor.ru/published/publicdata/SOUVENIRSOUV/attachments/SC/products_pictures/DSC_0770%2017_enl.jpg http://www.souvenirdvor.ru/published/publicdata/SOUVENIRSOUV/attachments/SC/products_pictures/NIK_8333_enl.JPG

Урок разработан учителем

                                                                                                              ИЗО первой категории

                                                                                                  Круглинского филиала                                                      

МБОУ Кочетовской СОШ

Еньковой Н.В

2022

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Жостово. Роспись по металлу»

Дидактическая цель урока: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.


Задачи:
Личностные:

-активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные:

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

-совершенствовать  умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

-формировать  коммуникативные компетенции.

Предметные:

- углубить эстетические познания о народных художественных промыслах России;
- освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы;
- формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

-сформировать  понятие о жостовском подносе как предмете быта с характерными особенностями декора, о традициях росписи подносов;    - формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

         -развивать умение использовать полученные знания в украшении подноса; воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.

Характеристика видов деятельности учащихся

В ходе урока учащиеся получат возможность:

  • рассуждать о разновидности и особенностях  росписи жостовских подносов;
  • выбирать орнаментальную композицию подноса;
  • овладевать навыками изображения росписи, включая в неё традиционные образы и мотивы растительных элементов;
  • фантазировать, анализировать, творчески мыслить, развивать  художественный вкус.

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Жостовские подносы»,  фильм «Создание жостовских подносов», иллюстрации с изображением жостовских подносов, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, учебники, альбом, краски, шаблоны подносов.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный этап. Эмоциональный фон.

-Всем добрый день!

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Проверка готовности учащихся к уроку.

(Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)

  1. Закрепление пройденного материала.

Этап мотивации и актуализации знаний.

- Мы продолжаем экскурс в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на экране? (художественные промыслы). Прежде чем узнать тему нашего урока, нам предстоит побывать на ярмарке народных промыслов.

Вспомним, с какими художественными промыслами  мы уже знакомы. (На слайде изображена ярмарка с предметами Гжели, Городца, Хохломы, Дымковская, Филимоновская  игрушка и Жостово).

  • Посмотрите, внимательно у вас на партах лежат образцы разных народных промыслов?
  • Посмотрите и выйдете к доске те, у кого есть образцы Дымковской игрушки.
  • Почему вы так решили?
  • Есть ли на ярмарке игрушки, расписанные в другом стиле народного промысла? Назовите, как называются эти игрушки (Филимоновские)
  • Посмотрите, у кого на партах есть образцы таких игрушек, выходите к доске.
  • По какому признаку вы определили, что это филимоновские игрушки?
  • А как называется промысел, который завораживает сочетанием белых и синих цветов?  (Гжель)  
  • Если у вас на парте есть картинки, где изображены изделия, расписанные Гжелью, покажите всем.
  • А у кого есть  предметы, украшенные  яркой росписью по дереву?
  • Как называется этот промысел? (Городецкая роспись).
  • Из каких элементов состоит городецкая роспись? (бутоны, купавки, розаны, травка, веточки, листья, птицы, кони)
  • Какой ещё промысел по дереву вы знаете?  (Хохлома)
  • Покажите образец изделия с этим видом росписи.
  • Какие цвета преобладают в хохломской росписи? (Красный и черный, немного желтого и зеленого)
  • В чем секрет хохломы?  (Хохломские изделия горят золотом, их покрывают олифой или лаком и ставят в горячую печь)

Итак, мы вспомнили виды народных промыслов. А почему же они получили такие названия? (По населенным пунктам, в которых они возникли)

  • А какой предмет у нас остался без внимания (поднос). Покажите его. (Учитель также показывает образец жостовского подноса)
  • Мы не зря вспомнили, что промыслы получили своё название по названию населённого пункта, где возникли. Я подскажу, что в Подмосковье есть ещё один центр народного промысла – село Жостово, где изготавливали эти подносы.
  1. Определение темы урока. Целеполагание.

- Как же будет звучать тема урока? (жостовские подносы).

Перед вами, ребята, Поляна  идей – тот самый жостовский поднос.

- Что вы  хотите  узнать о жостовских подносах?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- Напишите, пожалуйста, ваши идеи на листочках и прикрепите на поляну. (познакомиться с работами мастеров, с историей, какие приемы используют, цвета, почему такое название). В течение урока мы будем искать ответы на ваши вопросы.
4. Открытие учащимися новых знаний.

Вот он, ребята, герой нашего урока - жостовский поднос. (Учитель показывает  настоящий жостовский поднос)          

- Давайте внимательно посмотрим фильм о создании жостовских подносов и по окончанию просмотра ответим на вопросы.

- Итак, вы просмотрели фильм, а сейчас проверим насколько вы были внимательны:

- Из чего делали самые первые жостовские подносы? (Из папье-маше)
- Из какого материала в настоящее время изготавливают подносы? (Из металла);

- Какого цвета бывает традиционный фон подносов?
- Что преимущественно изображают на жостовских подносах? (Цветы)

- Чем обрабатывают подносы, чтобы они засияли? (Лаком) Куда их затем помещают? (В печь)

- В чем особенность жостовских подносов? (Нет одинаковых, каждый поднос - это произведение искусства.

5. Обобщение материала, сопровождение презентацией.

 Жостовский поднос знают почти во всём мире.  Недалеко от Москвы в очень живописном месте, в селе Жостово около 200 лет назад возник этот народный художественный промысел. И никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.  

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы.

Классический стиль предполагает несколько цветочных композиций, где гармонично располагаются крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли:
"букет", «венок», «полувенок», «роспись с углов», «букет в раскидку».

На жостовских подносах кроме цветов можно увидеть изображения фруктов, ягод, птиц. Бортики подносов часто украшают лёгким золотым рисунком.

В селе Жостово находится единственный в мире музей подносов. Здесь собраны оригинальные произведения русского декоративно-прикладного искусства.

- Посмотрите на слайд и скажите, какой может быть форма подноса? – (Прямоугольная, круглая, овальная, фигурная). Кроме черного цвета, какие ещё могут быть цвета у жостовских подносов?

6.Релаксационная пауза.

Народный мастер как художник наблюдает за природой,  любуется ею и фантазирует.

Давайте и мы с вами под музыку П.И.Чайковского просто полюбуемся фотографиями жостовских подносов, на которых изображены цветочные букеты, отдохнём, представим, какую цветочную композицию изобразим мы на своём будущем подносе. Обязательно вслушайтесь в звуки музыки. Итак, любуемся и фантазируем. (Видео "Полюбуемся цветами" под музыку Чайковского «Вальс цветов»)

Учитель. Фоном для релаксации была выбрана  музыка "Вальс цветов" П.И.Чайковского). Композитор звуками изобразил, как вальсируют цветы, а у жостовских мастеров цветы кружатся в вальсе на подносах.


7. Работа с учебником. 

Роспись имеет несколько этапов (слайд "Этапы выполнения росписи"):

- Замалёвок. Так называют основу орнамента. Мастер пользуется разбавленной краской и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны этот момент подготовительный, с другой – он и является определяющим в работе.

- Тенёжка - подчеркивание в форме цветка теневых мест с целью создания первичного объема.

- Бликовка - наложение светлых пятен – бликов.

- Чертёжка - очерчивание тонкими линиями лепестков, листьев, прожилок,

- Привязка - заполнение просветов между формами изящной травкой.

- Уборка - ажурный орнамент украшающий борта подноса.

8. Практическая (творческая) работа.

- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике: живопись с аппликацией.

- Анализ образца

- Давайте составим план работы. 

1.   Определяем цвет будущего подноса.

2.  Вырезаем из цветного картона  нужную форму подноса (обводят по шаблону).

3.   Составляем композицию из цветов (раздаточный материал в конвертах), приклеиваем (работа в технике аппликации).

3.     Дополняем композицию листьями (работаем гуашью)

4.     Рисуем окантовку желтой гуашью.

-  Повторение техники безопасности при работе с ножницами (см. слайд)

- Индивидуальная самостоятельная работа. 

(Во время самостоятельной работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

9.     Выставка работ. (Самооценка и взаимооценка)

10.    Проверка и закрепление материала. Подведение итогов.

Давайте вернемся к нашей Поляне идей.

Цель урока достигнута? Со всеми задачами справились?  На все поставленные вопросы мы ответили?

Продолжите предложения: 

- Жостовская роспись возникла в селе….., недалеко от ……

- Мастера жостовской росписи расписывали ….

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

- Фон жостовских подносов может быть…

- Композиция на подносе может быть в виде …

- Форма подноса может быть …..

 
11.  Выставление оценок. 

 12. Рефлексия.

- Жостовский поднос как водная гладь, он сродни озеру, на котором в летнюю пору распускаются лилии, кувшинки – и глаз не оторвать от этой природной красоты. У меня на столе импровизированное озеро, но без растительности. Если вам понравился урок, вы довольны и полны ярких впечатлений, то опустите на воду кувшинку, если у вас осталось недопонимание и вопросы по теме урока, то опустите в воду гальку.

Итак, давайте взглянем на наше озеро. Преобразилось ли оно? Какой вывод можно сделать?

13. Домашнее задание.  

Учебник с.95, зад.2. (Представь себя в роли экскурсовода. Объясни, в чем особенности жостовской росписи, почему много лет это искусство живёт и не угасает)

14. Интерактивное задание (дополнительно).

https://learningapps.org/watch?v=pcbu8ay7c22

В таблице по горизонтали и вертикали необходимо найти названия цветов, которые чаще всего изображали на жостовских подносах и выделить их цветом.

C:\Users\Пользователь\Dropbox\Мой ПК (DESKTOP-T92QOHJ)\Desktop\2022-02-28_08-38-57.png 

15. Информационные источники.

  • Учебник для общеобразовательных учреждений:

Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М., 2021

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»

  • Интернет-ресурсы:

http://www.zhostovo.ru 

  • Музыка:

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

  • Интерактивное задание:

https://learningapps.org/watch?v=pcbu8ay7c22 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...

Урок "Жостово. Роспись по металлу"

Урок по теме: «Жостово. Роспись по металлу».для учащихся 5 классовЦель урока: Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово. Показать принцип построения композиции, ис...

«Жостово. Роспись по металлу»

- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передав...

Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе ФГОС по теме "Жостово. Роспись по металлу"

Цель.Задачи.Зрительный ряд. Оборудование для учащихся. Планируемые образовательные результаты. Этапы урока....

Жостово. Роспись по металлу

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебни...