Жостово. Роспись по металлу.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhostovo._rospis_po_metallu_izo_5_kl.docx | 271.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского
«Жостово.
Роспись по металлу»
Урок разработан учителем
ИЗО первой категории
Круглинского филиала
МБОУ Кочетовской СОШ
Еньковой Н.В
2022
План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: «Жостово. Роспись по металлу»
Дидактическая цель урока: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
Личностные:
-активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
Метапредметные:
-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
-совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;
-формировать коммуникативные компетенции.
Предметные:
- углубить эстетические познания о народных художественных промыслах России;
- освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы;
- формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;
-сформировать понятие о жостовском подносе как предмете быта с характерными особенностями декора, о традициях росписи подносов; - формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;
-развивать умение использовать полученные знания в украшении подноса; воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков.
Характеристика видов деятельности учащихся
В ходе урока учащиеся получат возможность:
- рассуждать о разновидности и особенностях росписи жостовских подносов;
- выбирать орнаментальную композицию подноса;
- овладевать навыками изображения росписи, включая в неё традиционные образы и мотивы растительных элементов;
- фантазировать, анализировать, творчески мыслить, развивать художественный вкус.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,
презентация «Жостовские подносы», фильм «Создание жостовских подносов», иллюстрации с изображением жостовских подносов, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, учебники, альбом, краски, шаблоны подносов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
- Организационный этап. Эмоциональный фон.
-Всем добрый день!
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Проверка готовности учащихся к уроку.
(Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)
- Закрепление пройденного материала.
Этап мотивации и актуализации знаний.
- Мы продолжаем экскурс в мир народного искусства. Как можно назвать то, что мы видим на экране? (художественные промыслы). Прежде чем узнать тему нашего урока, нам предстоит побывать на ярмарке народных промыслов.
Вспомним, с какими художественными промыслами мы уже знакомы. (На слайде изображена ярмарка с предметами Гжели, Городца, Хохломы, Дымковская, Филимоновская игрушка и Жостово).
- Посмотрите, внимательно у вас на партах лежат образцы разных народных промыслов?
- Посмотрите и выйдете к доске те, у кого есть образцы Дымковской игрушки.
- Почему вы так решили?
- Есть ли на ярмарке игрушки, расписанные в другом стиле народного промысла? Назовите, как называются эти игрушки (Филимоновские)
- Посмотрите, у кого на партах есть образцы таких игрушек, выходите к доске.
- По какому признаку вы определили, что это филимоновские игрушки?
- А как называется промысел, который завораживает сочетанием белых и синих цветов? (Гжель)
- Если у вас на парте есть картинки, где изображены изделия, расписанные Гжелью, покажите всем.
- А у кого есть предметы, украшенные яркой росписью по дереву?
- Как называется этот промысел? (Городецкая роспись).
- Из каких элементов состоит городецкая роспись? (бутоны, купавки, розаны, травка, веточки, листья, птицы, кони)
- Какой ещё промысел по дереву вы знаете? (Хохлома)
- Покажите образец изделия с этим видом росписи.
- Какие цвета преобладают в хохломской росписи? (Красный и черный, немного желтого и зеленого)
- В чем секрет хохломы? (Хохломские изделия горят золотом, их покрывают олифой или лаком и ставят в горячую печь)
Итак, мы вспомнили виды народных промыслов. А почему же они получили такие названия? (По населенным пунктам, в которых они возникли)
- А какой предмет у нас остался без внимания (поднос). Покажите его. (Учитель также показывает образец жостовского подноса)
- Мы не зря вспомнили, что промыслы получили своё название по названию населённого пункта, где возникли. Я подскажу, что в Подмосковье есть ещё один центр народного промысла – село Жостово, где изготавливали эти подносы.
- Определение темы урока. Целеполагание.
- Как же будет звучать тема урока? (жостовские подносы).
Перед вами, ребята, Поляна идей – тот самый жостовский поднос.
- Что вы хотите узнать о жостовских подносах?
- Какова цель сегодняшнего урока?
- Напишите, пожалуйста, ваши идеи на листочках и прикрепите на поляну. (познакомиться с работами мастеров, с историей, какие приемы используют, цвета, почему такое название). В течение урока мы будем искать ответы на ваши вопросы.
4. Открытие учащимися новых знаний.
Вот он, ребята, герой нашего урока - жостовский поднос. (Учитель показывает настоящий жостовский поднос)
- Давайте внимательно посмотрим фильм о создании жостовских подносов и по окончанию просмотра ответим на вопросы.
- Итак, вы просмотрели фильм, а сейчас проверим насколько вы были внимательны:
- Из чего делали самые первые жостовские подносы? (Из папье-маше)
- Из какого материала в настоящее время изготавливают подносы? (Из металла);
- Какого цвета бывает традиционный фон подносов?
- Что преимущественно изображают на жостовских подносах? (Цветы)
- Чем обрабатывают подносы, чтобы они засияли? (Лаком) Куда их затем помещают? (В печь)
- В чем особенность жостовских подносов? (Нет одинаковых, каждый поднос - это произведение искусства.
5. Обобщение материала, сопровождение презентацией.
Жостовский поднос знают почти во всём мире. Недалеко от Москвы в очень живописном месте, в селе Жостово около 200 лет назад возник этот народный художественный промысел. И никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы.
Классический стиль предполагает несколько цветочных композиций, где гармонично располагаются крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли:
"букет", «венок», «полувенок», «роспись с углов», «букет в раскидку».
На жостовских подносах кроме цветов можно увидеть изображения фруктов, ягод, птиц. Бортики подносов часто украшают лёгким золотым рисунком.
В селе Жостово находится единственный в мире музей подносов. Здесь собраны оригинальные произведения русского декоративно-прикладного искусства.
- Посмотрите на слайд и скажите, какой может быть форма подноса? – (Прямоугольная, круглая, овальная, фигурная). Кроме черного цвета, какие ещё могут быть цвета у жостовских подносов?
6.Релаксационная пауза.
Народный мастер как художник наблюдает за природой, любуется ею и фантазирует.
Давайте и мы с вами под музыку П.И.Чайковского просто полюбуемся фотографиями жостовских подносов, на которых изображены цветочные букеты, отдохнём, представим, какую цветочную композицию изобразим мы на своём будущем подносе. Обязательно вслушайтесь в звуки музыки. Итак, любуемся и фантазируем. (Видео "Полюбуемся цветами" под музыку Чайковского «Вальс цветов»)
Учитель. Фоном для релаксации была выбрана музыка "Вальс цветов" П.И.Чайковского). Композитор звуками изобразил, как вальсируют цветы, а у жостовских мастеров цветы кружатся в вальсе на подносах.
7. Работа с учебником.
Роспись имеет несколько этапов (слайд "Этапы выполнения росписи"):
- Замалёвок. Так называют основу орнамента. Мастер пользуется разбавленной краской и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны этот момент подготовительный, с другой – он и является определяющим в работе.
- Тенёжка - подчеркивание в форме цветка теневых мест с целью создания первичного объема.
- Бликовка - наложение светлых пятен – бликов.
- Чертёжка - очерчивание тонкими линиями лепестков, листьев, прожилок,
- Привязка - заполнение просветов между формами изящной травкой.
- Уборка - ажурный орнамент украшающий борта подноса.
8. Практическая (творческая) работа.
- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике: живопись с аппликацией.
- Анализ образца
- Давайте составим план работы.
1. Определяем цвет будущего подноса.
2. Вырезаем из цветного картона нужную форму подноса (обводят по шаблону).
3. Составляем композицию из цветов (раздаточный материал в конвертах), приклеиваем (работа в технике аппликации).
3. Дополняем композицию листьями (работаем гуашью)
4. Рисуем окантовку желтой гуашью.
- Повторение техники безопасности при работе с ножницами (см. слайд)
- Индивидуальная самостоятельная работа.
(Во время самостоятельной работы звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)
9. Выставка работ. (Самооценка и взаимооценка)
10. Проверка и закрепление материала. Подведение итогов.
Давайте вернемся к нашей Поляне идей.
Цель урока достигнута? Со всеми задачами справились? На все поставленные вопросы мы ответили?
Продолжите предложения:
- Жостовская роспись возникла в селе….., недалеко от ……
- Мастера жостовской росписи расписывали ….
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….
- Фон жостовских подносов может быть…
- Композиция на подносе может быть в виде …
- Форма подноса может быть …..
11. Выставление оценок.
12. Рефлексия.
- Жостовский поднос как водная гладь, он сродни озеру, на котором в летнюю пору распускаются лилии, кувшинки – и глаз не оторвать от этой природной красоты. У меня на столе импровизированное озеро, но без растительности. Если вам понравился урок, вы довольны и полны ярких впечатлений, то опустите на воду кувшинку, если у вас осталось недопонимание и вопросы по теме урока, то опустите в воду гальку.
Итак, давайте взглянем на наше озеро. Преобразилось ли оно? Какой вывод можно сделать?
13. Домашнее задание.
Учебник с.95, зад.2. (Представь себя в роли экскурсовода. Объясни, в чем особенности жостовской росписи, почему много лет это искусство живёт и не угасает)
14. Интерактивное задание (дополнительно).
https://learningapps.org/watch?v=pcbu8ay7c22
В таблице по горизонтали и вертикали необходимо найти названия цветов, которые чаще всего изображали на жостовских подносах и выделить их цветом.
15. Информационные источники.
- Учебник для общеобразовательных учреждений:
Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М., 2021
«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс»
- Интернет-ресурсы:
- Музыка:
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- Интерактивное задание:
https://learningapps.org/watch?v=pcbu8ay7c22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского)
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Урок "Жостово. Роспись по металлу"
Урок по теме: «Жостово. Роспись по металлу».для учащихся 5 классовЦель урока: Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово. Показать принцип построения композиции, ис...
«Жостово. Роспись по металлу»
- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передав...
Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе ФГОС по теме "Жостово. Роспись по металлу"
Цель.Задачи.Зрительный ряд. Оборудование для учащихся. Планируемые образовательные результаты. Этапы урока....
Жостово. Роспись по металлу
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебни...