«Жостово. Роспись по металлу»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.
– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Народные промыслы- это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
На тему: «Жостово. Роспись по металлу»
Учитель: Садыкова А.С
Цель: Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- Обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;
- Познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;
- Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);
- Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.
Ход урока:
1. Организационный этап. Введение в тему.
Приветствие.
- Сегодня у нас не простой урок, у нас урок - мастерская. А вы, ребята, художники в этой мастерской.
– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Народные промыслы- это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». Давайте вспомним, какие народные промыслы вы знаете? Чем отличается Хохлома от Гжели?
2. Сообщение нового материала в процессе диалога с учащимися.
Сообщение нового материала начинается с вопроса учителя: «Как вы думаете, ребята, что у меня в руках?».
Правильно, это нарядный и красивый поднос.
Итак, тема нашего урока – интереснейший народный промысел художественной росписи жостовских подносов. Родина этих подносов – деревня Жостово под Москвой. Промыслу уже почти 200 лет и передавался он из поколения в поколение.
- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм.
-Как вы думаете, из чего изготовлен этот поднос?(предполагаемые ответы учащихся: железо, сталь, металл).
Вначале такие подносы делались полностью вручную: из листа железа мастера вырезали нужную форму, отжигали ее, покрывали специальным грунтом и лаком, затем расписывали масляными красками, разведенными на скипидаре, и еще раз покрывали лаком.
Существует 32 формы жостовских подносов. Это: Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Сначала на подносах изображали чаепития, сельские пейзажи, тройки лошадей, но затем все вытеснила цветочная роспись. Посмотрите на эти цветы! Они похожи на настоящие, и в то же время как сказочные.
Причем, жостовские мастера не работали по образцам. Они писали по воображению, а точнее, по правилам. В основном, рисовали такие композиции, как « букет собранный», « букет в раскидку», «венок».
В «букете» - 2-3 крупных цветка располагаются в центре, а рядом с ними цветы и листья поменьше.
-Ребята, посмотрите на композицию «в раскидку», как здесь изображены цветы?
(правильно, цветы раскиданы по всему полю подноса).
- А в «венке»? (да, цветы располагаются по кругу).
В жостовской росписи есть свои особенности. Обычно цветы располагаются на черном фоне, и это фон придает краскам особую яркость. Но фон может быть красным, зеленым, золотым…
Края подносов украшает золотая кайма, которой мастера дали названия: дождичек, травка, елочка, ленточка…( идет показ каймы).
Тысячи подносов были расписаны народными мастерами, и все - в единственном экземпляре.
3. Знакомство с этапами работы над декоративной композицией.
1. Грунтовка.
Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.
2. Замаленок
Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
3. Тенежка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
4. Прокладка
Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
5. Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
6. Чертежка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
7. Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
8. Уборка
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
4. Физминутка
Но что то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Чтоб все задания выполнять
Украсить свой поднос
Должны мы дружно встать
И косточки размять.
Руки вверх. Назад прогнулись
Сейчас делаем наклон
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять…
Теперь спинки держим ровно
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроим глазки
Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.
5. Постановка художественной задачи.
Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить цветы с листьями. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.
6.Практическое выполнение задания:
Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.
7. Подведение итогов и просмотр работ:
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске.
Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.
Проводится блиц – ответ:
-название промысла ? (жостовские подносы)
-предмет промысла? (поднос)
-материал? (железо)
-композиции? («букет», «букет в раскидку», «венок», «гирлянда»…
Заканчиваю урок стихами:
Как удивительно тепло
И хмурый день наполнен светом,
Когда в руках ожившим летом
Горит такое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского)
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Урок "Жостово. Роспись по металлу"
Урок по теме: «Жостово. Роспись по металлу».для учащихся 5 классовЦель урока: Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово. Показать принцип построения композиции, ис...
Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе ФГОС по теме "Жостово. Роспись по металлу"
Цель.Задачи.Зрительный ряд. Оборудование для учащихся. Планируемые образовательные результаты. Этапы урока....
Жостово. Роспись по металлу.
Знакомство с историей развития и особенностями росписи жостовского промысла...
Жостово. Роспись по металлу
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебни...