Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Цель: познакомить учащихся с многообразием форм в мире.
Задачи:
1. объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира;
2. способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
3. воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки учащихся.
4. продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления;
5. Воспитывать художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_6_klass.doc | 94.5 КБ |
prezentatsiya_ponyatie_formy.pptx | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутовская средняя общеобразовательная школа»
142963 Московская область, г.о. Серебряные Пруды, село Крутое,д.10
Конспект урока по изобразительному искусству
в 6 классе на тему «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»
Учитель: Блажнова Галина Алексеевна
Тип урока: введения новых знаний
Цель: познакомить учащихся с многообразием форм в мире.
Задачи:
1. объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объёмных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира;
2. способствовать развитию образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
3. воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Совершенствовать графические навыки учащихся.
4. продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления;
5. Воспитывать художественный вкус.
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, творческую активность; стремятся к достижению поставленной цели
Метапредметные: научатся проявлять интерес к изучению нового материала и поставленной задаче; соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; наблюдать окружающие предметы, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления; работать в паре, корректировать свою деятельность.
Предметные: научатся видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; организовывать рабочее место, работать определенными художественными материалами; понимать, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел.
Базовый уровень: Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с многообразием форм окружающего мира.
в рисунках и объемных работах.
Повышенный уровень: Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных форм.
Оборудование и технические средства обучения:
Учителю: Мультимедийная презентация, электронные музыкальные носители, компьютер – видеопроектор, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Учащимся: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб), бумага, карандаш, клей, ножницы
Дидактические материалы:
Автор учебника: Л.А. Неменская
№п/п | Этапы урока, продолжительность | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Организационный момент Беседа с настроем на художественную деятельность и постановкой проблемы | Проверка организации рабочего места. Предлагаю вам послушать стихотворение: - Художник, смотрите, художник! Пришёл и сидит на пеньке. При нём голенастый треножник И кисточка в правой руке. За ним – гаражи и помойки. А прямо – огромный закат, Два стройных жирафа на стройке, Как чёрные тени стоят. - Художник! Смотрите, художник! Сидит посреди пустыря… Зачем-то сорвал подорожник, Задумался – видно не зря! М. Бородицкая - О чём это стихотворение? (Ответы учащихся.) Кто-то сказал, что оно о помойках и гаражах, о подъёмных кранах. Пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Но мне больше всего понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть своё уникальное мировосприятие. Ребята, давайте вспомним и повторим то, что мы изучали на прошлом уроке, проведём экспресс викторину мой вопрос-ваш ответ. Художники во все времена любили изображать что-то необычное, фантастическое. Но! Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, что всё же художники изображали чаще всего? Ответы учащихся: Чаще всего художники изображали окружающие вещи, предметы быта. Ребята, а если художник вещи и предметы организует композиционно в единую группу то, как мы это назовём? Ответы учащихся: натюрморт Дайте пожалуйста определение понятия натюрморт. Ответы учащихся: Натюрморт «мёртвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображающий окружающие человека вещи, композиционно организованные в одну группу. Притча о чистом листе и чёрной точке. Однажды мудрец позвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла чёрная точка. - Что вы здесь видите? – спросил мудрец. - Точку, – ответил один. И тогда их любимый учитель сел в угол и горько заплакал. - Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? – удивились ученики. - Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа… Так часто бывает и в жизни, когда мы судим о человеке по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах…Или судим о чём-либо поверхностно, не заглядывая глубже. Я прошу вас сегодня на уроке быть более внимательными к тому, что вас окружает, и тогда вы узнаете много нового и удивительного. | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. | |
2. | Сообщение темы. Актуализация знаний. Открытие нового знания и первичное закрепление. | -Итак, перед вами чистый лист бумаги. Что вы о нём можете сказать? -А можно ли изменить его форму? Как? (Скомкать - это самое простое, а если постараться, то можно сделать удивительное дерево или фигурку оригами, или что-то нарисовать). (слайд 1) (слайд 2) -Что вы видите на экране? -А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры? -Какой же будет тема нашего урока? -Итак, тема нашего урока «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» (Слайд № 3). -А какие же мы поставим перед собой цели? - Познакомиться с многообразием форм в мире. - Я помогу вам разобраться в многообразии форм окружающего мира, и мы постараемся с вами научиться эти разные формы изображать на нашем чистом листе. (Слайд 4) - Все что нас окружает поражает разнообразием форм: величественные очертания гор, пластика человеческого тела, обтекаемые формы птиц, самолетов, автомобилей, силуэты старинных зданий и даже изящные очертания цветов, бабочек… Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета. -Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы. (Слайд 5) -ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Некоторые объекты окружающего мира плоские, а другие – объёмные, тогда они состоят уже из геометрических тел. - Ребята, а какие плоские геометрические фигуры вы знаете? (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник Задание: проанализируйте форму кувшина выберите из каких геометрических фигур он состоит. (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник) (Слайд 6 ) В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. (Слайд 7) Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы. (Слайд 8) Для того, чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внешнюю структуру каждого предмета – его конструкцию. Учебник стр. 62 читать (Слайд 9) Слово «конструкция» переводится как «строение», структура, то есть взаимное расположение частей предмета, их соотношения. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. При внимательном рассмотрении предметов, даже самых сложных, в них всегда можно увидеть их конструкцию. | -Плоский, белый, имеет прямоугольную форму. -Да. (предлагают варианты) Анализируют предмет , приходят к выводу: из каких геометрических фигур или тел состоит их предмет. | |
3. | Творческая практическая деятельность | Практическое задание. Возьмите лист бумаги ф.А4. Придумайте и нарисуйте веселый шуточный рисунок «геометрической семьи»: папа, мама и ребенок отправились гулять и все они состоят из прямоугольников, треугольников, кружков. (Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка). Выполненные задания разместите на выставке. Просмотр и обсуждение работ. Однако в жизни формы не плоские, они обладают объёмом длиной, шириной, высотой. Это соотношение геометрических тел, таких как шар, куб, цилиндр или пирамида. (слайд 10 ) Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников. (Слайд 11) (Слайд 12) Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел. (Слайд 13) Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб , конус , пирамида ). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон. - Ребята, а сейчас мы выполним тестовое задание (СЛАЙДЫ 14-16) 12,15) | Отвечая на вопросы, просматривая слайды презентации, открывают новые знания, планируют способы достижения намеченной цели | |
Физкультминутка Творческая практическая деятельность Оценивание учащихся Рефлексия Итог урока | -На раз подняться, потянуться, -На два, согнуться, разогнуться -На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка. -А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать -На пять, нам солнце показать. -На шесть, за парты тихо сесть. Практическое упражнение. (показывает на практике изготовление геометрических тел). Возьмите белый лист бумаги, сверните его пополам и разрежьте ножницами. Сделайте из заготовок два цилиндра, закрепив концы клеем, а затем, сложив один из них, получите из него прямоугольную призму. Возьмите другой лист белой бумаги, сверните его пополам. На сгибе найдите середину и отметьте ее. Возьмите циркуль, иголку которого поставьте в отмеченную точку, а грифелем проведите дугу радиусом, равным половине листа (показать). Ножницами разрежьте лист бумаги по дуге, а затем — по сгибу. Сделайте из полученных заготовок два конуса, желательно с разным размером основания. Из одного конуса сложите пирамиду. (Во время выполнения практического задания звучит спокойная музыка). Подведение итогов урока. У ч и т е л ь . Художник постоянно учится видеть и чувствовать в окружающем мире объемные формы, подчиняя им все способы и приемы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие геометрические тела у вас получились. -Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? - Поняли ли вы как определить форму окружающих предметов?
Рефлексия - сегодня я узнал… - было интересно… - было трудно… - теперь я могу… - я научился… - у меня получилось … - мне захотелось… Д/З внимательно рассмотрите предметы быта в вашем доме, проанализируйте их форму и сопоставьте с формой геометрических тел. Выставление ОТМЕТОК Рефлексия учебной деятельности: На доске у нас жёлтый круг. Я попрошу вас подходить к доске и прикрепить лучи, чтобы получилось солнышко. Если урок был для вас полезен – жёлтый лучик, если же бесполезен и непонятен – белый лучик. | Выполняют комплекс гимнастики Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану Применяется индивидуальный метод Осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля) Отвечают на вопросы Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам, (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Что видите на экране ? Что о них можете сказать? А на что из окружающего вас мира похожи эти фигуры? 2
Тема урока «ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» 3
Все что нас окружает поражает разнообразием форм. Величественные очертания гор. Обтекаемые формы самолетов и автомобилей Пластика человеческого тела Громады многоэтажных зданий Изящные очертания цветов, бабочек… 4
ФОРМА – ЭТО ЕДИНСТВО ВНУТРЕННЕЙ КОНСТРУКЦИИ И ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. 5
В природе и быту можно найти много подобий формы. Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост петуха. 6
Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела. Порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы. 7
ЧТО ТАКОЕ ФОРМА ОБЪЕКТА ? Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым. В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам. 8
Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить её внутреннее строение. 9
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины, и высоты. 10
С.И. Осипов. «Васильки» А. Лактионов. «Февраль» 1956 И. И. Левитан. «Одуванчики» 1889 Геометрические формы мы можем найти и в произведениях художников. 11
Предметы простой формы в своей основе имеют одну геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько геометрических фигур. Более сложные обычно называют комбинированными, так как в своей основе представляет сумму геометрических тел. 12
Вывод Часто предметы имеют сложную форму, состоящую из отдельно взятых простых Форм (шар, цилиндр, призма, параллелепипед, куб , конус , пирамида ). Очень важно уметь выявлять в одной сложной форме составляющие ее простые геометрические фигуры или тела. Чтобы научиться рисовать, необходимо научиться анализировать форму предметов, рассматривать предмет со всех сторон. 13
Тестовые задания: Укажите какие из изображений являются геометрическим фигурами: 14
2. Укажите какие из изображений являются геометрическим телами: 15
3. Основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое – это а) форма; б) конструкция. 4. Чем передается в рисунке форма предметов: а) линиями и светотенью; б) анализом формы предметов. 16
Правильно 17
Неправильно 18
Правильно 19
Неправильно 20
Правильно 21
Неправильно 22
Правильно 23
Неправильно 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Понятие об образе- символе" (по произведению В.М.Гаршина"Красный цветок")
Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....
Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс
Конспект урока изобразительного искусства (5-й класс, 3 четверть) по теме: «Изготовление куклы- берегини в русском народном костюме»....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»
Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Понятие о причастном обороте"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Понятие о причастном обороте " по программе Шмелеой...
Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс
Разработка плана конспект урока по изобразительному искусству 5 класс фгос...
Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"
План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе ...