Методическая разработка для урока изобразительного искусства «Выполнение зимнего пейзажа гуашью. Приёмы, стили и техники исполнения.»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Работая в школе, учитель создает собственную систему работы с учениками, за счёт уникального подхода, методик и наработок. За несколько лет активной педагогической деятельности создается комплекс педагогических методик и средств, который позволяет эффективно излагать программный материал. Основное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать интерес к предмету и качество знаний учащихся. Каждый учитель находит в опыте других педагогов удачные решения, которые позволят ему усовершенствовать свою педагогическую деятельность.
Для современного успешного урока важны следующие аспекты:
1.Урок должен быть актуальным, интересным.
2. Позиция учащихся на уроке – активная, ученик на уроке учится сам и учит других.
3. Учитель на уроке создаёт условия для развития учащихся, происходит процесс взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
3. Развиваются не столько умения и навыки, сколько внутренний мир человека, сознание, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности. Происходит развитие развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учащихся, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.
Предлагаемые приемы и техники могут успешно применяться на уроках ИЗО для изображения в любом жанре, могут разнообразить восприятие, привнести новый взгляд на изображение привычных мотивов. Особенно хорошо воспринимается детьми возможность выбора из нескольких разных подходов и техник, предложенных для изображения темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Выполнение зимнего пейзажа гуашью. Приёмы, стили и техники исполнения.» | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга
«Выполнение зимнего пейзажа гуашью. Приёмы, стили и техники исполнения.»
Методическая разработка
Разработала Солоделова Анна Алексеевна
учитель изобразительного искусства
Санкт-Петербург
2022 г.
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи
«Выполнение зимнего пейзажа гуашью. Приёмы, стили и техники исполнения.»
Работая в школе, учитель создает собственную систему работы с учениками, за счёт уникального подхода, методик и наработок. За несколько лет активной педагогической деятельности создается комплекс педагогических методик и средств, который позволяет эффективно излагать программный материал. Основное условие успешного обучения – это способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать интерес к предмету и качество знаний учащихся. Каждый учитель находит в опыте других педагогов удачные решения, которые позволят ему усовершенствовать свою педагогическую деятельность.
Для современного успешного урока важны следующие аспекты:
1.Урок должен быть актуальным, интересным.
2. Позиция учащихся на уроке – активная, ученик на уроке учится сам и учит других.
3. Учитель на уроке создаёт условия для развития учащихся, происходит процесс взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
3. Развиваются не столько умения и навыки, сколько внутренний мир человека, сознание, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности. Происходит развитие развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учащихся, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.
Предлагаемые приемы и техники могут успешно применяться на уроках ИЗО для изображения в любом жанре, могут разнообразить восприятие, привнести новый взгляд на изображение привычных мотивов. Особенно хорошо воспринимается детьми возможность выбора из нескольких разных подходов и техник, предложенных для изображения темы. Существует огромное количество ценностей в этой жизни, но среди них есть одна безоговорочная для каждого человека – свобода выбора. Особенно это любят дети.
Все излагаемые в данной разработке приемы и техники изображения легко применимы в условиях современной школы. При их использовании значительно возрастает многообразие уроков, творчество учителя и ребенка переходит на новый, более высокий уровень.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
ВАРИАНТЫ ПРИЁМОВ И ТЕХНИК ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Монотипия
С помощью большого количества краски разного цвета (лучше брать более укрывистую гуашь) полностью заполняется поле листа. Накладывается сверху чистый лист такого же формата и делается оттиск. Получается интересная фактура и красивые неожиданные цветовые переходы. Далее работа дорисовывается, сохраняя характерную фактуру техники монотипия. Необходимо додумать в образовавшихся цветовых пятнах сюжет, пофантазировать.
Фактурное изображение пейзажа с помощью мастихина
Ребенок выбирает несколько цветов краски характерных для изображения выбранного сюжета и на белом листе бумаги рисует цветовые линии, пятна, мазки, создаёт фактуру и изображение зимнего пейзажа, работая мастихином.
Пуантилизм
Пуантилизм – от французского слова point – точка — стилистическое направление в живописи, возникшее во Франции около 1885 года в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. Дети изображают зимний пейзаж отдельными мазками-точками. Изображение проявляется отчётливо после некоторого отдаления от картины. Это особенно увлекательная техника живописи для детей.
Набрызг
Дети с помощью трафаретов или без них создают изображение пейзажа путём набрызга красок. Для этой техники используется жёсткая щетинистая кисть.
В любом обучающем или управляющем действии предоставляется ученику право выбора. В данной ситуации на уроке изобразительного искусства ученику предоставляется возможность самому выбрать технику и приём изображения зимнего пейзажа.
Также есть возможность самостоятельно выбрать состояние погоды и время суток, добавить композиционную и сюжетную линию, создать настроение пейзажа.
Методическая разработка урока.
Предмет: Изобразительное искусство
Дата проведения: 11.12.2022г.
Место проведения: Кабинет Изобразительного искусства.
Общая характеристика детей: Учащиеся 4 го класса
Тема занятия: «Зимний пейзаж»
Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).
Цель:
Расширить знания учащихся о различных техниках и приёмах изображения пейзажа. Также расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи, активизировать познавательный интерес к искусству и природе.
Задачи:
Предметные:
- Систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства;
- Обучить разным техникам и приёмам изображения
- Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач
Метапредметные:
- Развивать память внимание и кругозор учащихся;
- Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
- Развивать умения, связанные с новыми техниками и приёмами, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Личностные:
- Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
- Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать её удивительные особенности;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- -Воспитывать любовь к природе, через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.
Зрительный ряд: репродукции картин разных художников на тему зимнего пейзажа, иллюстрации с изображением зимы.
Литературный ряд: стихи о «Зиме»
Используемое оборудование:
Для учителя:
- Проектор, ноутбук; презентация «Техники и приёмы изображения зимнего пейзажа»
- Репродукции с картин художников на тему зимы.
Для учащихся: материалы и инструменты
- лист формата А-3;
- краски гуашевые;
- круглые кисточки № 2, 3, 5 (синтетические или колонковые);
- кисточки щетинистые
- палитра;
- баночка с водой;
- простой карандаш 2 Т;
- ластик;
- мастихин
- мягкие хлопчатобумажные салфетки;
Словарь: Живопись, ландшафт, техника монотипия, промышленный (индустриальный)пейзаж, городской пейзаж, мастихин, пуантилизм, лирический пейзаж.
А ещё, на занятии пригодится:
- хорошее настроение;
- желание научиться новому;
- добросовестная и творческая работа.
Ход занятия:
Организационный момент:
Создание комфортного психологического климата.
Вступительное слово учителя:
Изобразительному искусству, как чуду, таящему в себе много нового, уникального, можно учиться бесконечно.
Постараемся последовать этому принципу и мы, будем продолжать приобретать сегодня для себя что-то новое.
Так как чувство нового – одно из главных качеств, которое, оказывается,
не так просто сформировать и сохранить.
Но тех, кто к нему стремится, ожидает успех и радость творчества.
Актуализация знаний.
- На прошлом занятии мы с вами познакомились с жанром пейзажа. Давайте повторим, что такое пейзаж? Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
-Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Пейзаж (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки). Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.)
- Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
Изложение нового материала:
- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?
- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них.
Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).
Марина - это пейзаж, изображающий морской вид.
Промышленный (индустриальный)пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.
Городской пейзаж - это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики.
Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое.
Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомасштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции.
Камерный пейзаж- небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А. Пластов «На деревенской улице»).
Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?
- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?
- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено на картинах?
(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»;
И.И. Шишкин «Зима»)
Вокруг куда ни глянь бело.
Зима на землю опустилась.
Всё в мире пухом мягким замело
И в снежном вальсе закружилось.
Зима с любовью приодела
Деревья в хрупкий свой наряд.
Остановилась огляделась-
Хрустальным серебром парят.
- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?
Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхности земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; - А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу … И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать стук дятла или стрекотание сороки. Вьюга немало потрудилась намела сугробы. Деревья окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах зимнего солнца. Как сохранить эту красоту и любоваться ей долгое время?
Художники не могут остаться равнодушным к такой красоте. Перед вами репродукция пейзажа русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Приходилось ли вам бывать в таком лесу? А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж?
Всю ночь кругом метель шумела
И только смолкла пред зарёю,
По утру лес стоит весь белый
Окутан пышной пеленою…
Всю ночь бушевала метель. Какими стали деревья? Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Просмотр слайда И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Что изображено на иллюстрации?
Как отличаются деревья на заднем плане, от дерева на переднем плане?
Какого цвета небо?
Сегодня мы с вами будем пейзажистами. Изобразим красоту зимнего леса.
Мы будем использовать сегодня для работы новые техники и приёмы.
Давайте разберём эти техники и приёмы, с помощью которых мы сможем изобразить зимний пейзаж.
1.Техника Монотипия
С помощью большого количества краски разного цвета (лучше брать более укрывистую гуашь) полностью заполняется поле листа. Накладывается сверху чистый лист такого же формата и делается оттиск. Получается интересная фактура и красивые неожиданные цветовые переходы. Далее работа дорисовывается, сохраняя характерную фактуру техники монотипия. Необходимо додумать в образовавшихся цветовых пятнах сюжет, пофантазировать.
2. Фактурное изображение пейзажа с помощью мастихина
Мы выбираем несколько цветов краски характерных для изображения выбранного сюжета и на белом листе бумаги рисуем цветовые линии, пятна, мазки, создаём фактуру и изображение зимнего пейзажа, работая мастихином.
3. Стиль Пуантилизм
Пуантилизм – от французского слова point – точка — стилистическое направление в живописи, возникшее во Франции около 1885 года в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. Мы можем изобразить зимний пейзаж отдельными мазками-точками. Изображение проявляется отчётливо после некоторого отдаления от картины. Это особенно увлекательная техника живописи.
4. Набрызг
С помощью трафаретов или без них можно создать изображение пейзажа путём набрызга красок. Для этой техники используем жёсткую щетинистую кисть.
Практическая работа:
Объяснение учителем практической работы:
Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, используя какую-то новую технику или приём, с которыми мы сегодня познакомились.
Вы сегодня: художники – живописцы.
- Какие средства изображения будете использовать?
Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом. Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – линии, светотень, цвет, контрасты теплого и холодного, темного светлого
Рисуя, пейзаж, делаем разметку (небо-земля) линия горизонта (это линия которая зрительно с землёй, т.е. разделяет их друг от друга.
В зависимости от линии горизонта, будут располагаться и наши предметы. Чем предмет ближе к линии горизонта, тем он меньше для наших глаз. И наоборот, чем ближе предмет, тем больше его размеры. Отдалённые кажутся голубоватыми и нечёткими, а контуры ближних предметов смотрятся резко и сами предметы объёмными и многоцветными.
Сейчас мы рассмотрим, как рисовать пейзаж поэтапно. (фоном звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года-декабрь»
Начинаем с линии горизонта, она, у нас, будет чуть выше середины листа.
Выбираем какие предметы, которые будут находиться на нашем рисунке. Пусть это будут горы, дерево, ель и дорога. Начнём с дерева. Находиться на нашем плане она будет в правом углу, почти во всю высоту листа.
Затем мы нарисуем горы. Они будут находиться на заднем плане, поэтому будут меньше деревьев, и почти во всю длину листа.
Нарисуем ель, она будет стоять рядом с деревом.
Слева нарисуем дорожку. Не забудьте, что, уходя в глубь, дорожка визуально сужается.
Прорисовываем мелкие детали, на заднем плане лес. Возле дороги можно нарисовать следы зверей и т.д.
Во время практической работы преподаватель оказывает помощь:
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контролирует правильность выполнения приёмов работы;
- контроль объёма и качества выполненной работы.
Итог занятия кружка:
Итог по знаниям:
-Что такое Пейзаж?
-Какие приёмы композиции Вы применяли?
-Какие вы применили живописные техники и приёмы?
-Перечислите этапы изображения пейзажа?
Итог по выполненной работе:
Выставка работ учащихся с анализом учителя
Заключительное слово учителя
Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображённая на них зима! Вроде бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, чёрная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки, вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
Литература:
Сокольникова Н.М.-ОСНОВЫ РИСУНКА, 5-8 КЛАССЫ, Обнинск, изд. «Титул»,1996.
Сокольникова Н.М.-ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ, 5-8 КЛАССЫ, Обнинск, изд. «Титул»,1996.
Сокольникова Н.М.-ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ, 5-8 КЛАССЫ, Обнинск, изд. «Титул»,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки к уроку изобразительного искусства.
Презентации. План конспект....
Методический материал к уроку изобразительное искусство "Особенности выполнения проектных работ учащихся по теме «Скульптура»"
Проектные работы учащихся по теме...
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Методическая разработка занятий по изобразительному искусству По теме «Выполнение набросков и зарисовок» Для педагогов дополнительного образования
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования отдела ИЗО для оказания помощи в подготовке и проведении занятий по изобразительному искусству....
"Жанры изобразительного искусства. Выполнение зимнего пейзажа". Урок ИЗО 5 класс.
Урок изобразительного искусства в 5 классе. Урок знакомит с жанрами изобразительного искусства, учит создавать композицию пейзажа, используя цвет....
Методическая разработка Мастер класс "Роспись на ткани Зимний пейзаж"
Данная презентация раскрывает этапы изготовления мниатюры в технике росписи на ткани при помощи акриловых красок, корректора и контуров....
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...