Адаптированная рабочая программа для 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Соломонова Наталья Ивановна

    Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.   Примерной программы по изобразительному искусству  по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под ред. Б.М.Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений  (М.: Просвещение, 2014 г.), с учетом психофизических особенностей учеников 7д класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp-7_klass_2022.docx932.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 им. Сирина Н.И.»

«РАССМОТРЕНО»

на ПМПк

Протокол от ______________№

Руководитель

____________С.В. Барышникова

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МС

от № _________ №1

____________ Л.И. Васильева

 «УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

___________С.О. Москвина

Приказ от _________

«СОГЛАСОВАНО»

____________

Родитель несовершеннолетнего

___________

Адаптированная

образовательная программа

Ф.И.О.,

обучающихся 7 «Д» класса,

разработанная для условий инклюзивного образования

           

                                                     Ханты-Мансийск – 2022

Содержание

Пояснительная записка

Содержание тем учебного предмета.

Требования к уровню подготовки учащегося

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Cпособы, средства, формы проверки результатов.

Организация текущего и промежуточного контроля

Тематическое планирование

Кодификатор предметных умений, проверяемых  в итоговой контрольной работе по изобразительному искусству

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

 Основная литература:

Цифровые образовательные ресурсы

Материально-техническое обеспечение

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.   Примерной программы по изобразительному искусству  по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под ред. Б.М.Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений  (М.: Просвещение, 2014 г.), с учетом психофизических особенностей учеников 7д класса _____________________  которые  являются обучающимися с ОВЗ и по решению ТПМПК согласно заключения от 22.12.20.. года №273  учебного года ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе  для детей с задержкой психического развития (НОДА,РАС,ТНР)

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

Конституция РФ; Федеральный закон N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»; Методические рекомендации по разработке рабочих программ по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) классов

Актуальность программы

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения учащихся в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

При составлении учебной программы учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.

Адаптация программы происходит за счет  подбора заданий, максимально возбуждающих активность ребенка. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. Использование многократных указаний, упражнений. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

          В программу внесены изменения: из рекомендованных творческих заданий выделены и обозначены  темы  уроков;  все  уроки  изобразительного  искусства  по  программе  –  это практические работы, творческие работы выполненные по темам оцениваются по программе.

          Программа   включает  в  себя  все  блоки  по изобразительному  искусству  в  жизни  человека.    Программа  дает  возможности  для педагогического    творчества,  учета  особенностей  конкретного  региона  России  при сохранении структурной целостности данной программы.  

         Программа  адаптирована  для  обучения  детей    с  ОВЗ  с  учетом  особенностей  их психофизического  развития,  индивидуальных  возможностей  и  при  необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную  адаптацию указанных лиц.

        Программа  построена  с  учетом  специфики  усвоения  учебного  материала  детьми  с  ОВЗ.  Представленная  программа,  сохраняя  основное  содержание  образования,  принятое  для массовой  школы,  отличается  тем,  что  предусматривает  коррекционную  направленность обучения.

Основная цель школьного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности  ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Основные задачи  предмета «Изобразительное искусство»

1.  Формирование опыта смыслового и  эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности произведений искусства;

2.  Освоение  художественной  культуры  как  формы  материального  выражения  в пространственных формах духовных ценностей;

3.  Развитие  творческого  опыта  как  формирование  способности  к  самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;  

4.  Воспитание  уважения  к  истории  культуры  своего  Отечества,  выраженной  в  ее архитектуре, изобразительном искусстве, понимании красоты человека;  

5.  Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

6.  Овладение  средствами  художественного  изображения  как  способом  развития  умения видеть реальный мир;  

7.  Овладение  основами  культуры  практической  работы  различными  материалами  и инструментами  для  эстетической  организации  и  оформления    школьной,  бытовой, производственной среды.

  Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.

Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ЗПР является:

  • усиление роли практической направленности изучаемого материала,
  • опора на жизненный опыт ребенка,
  • соблюдение в определении объема изучаемого материала,  принципа необходимости и достаточности,
  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.

Коррекционная направленность урока

  1. Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
  2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
  3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
  4. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
  5. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
  6. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
  7. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
  8. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
  9. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
  10. Использование эффективных инновационных технологий.
  11. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
  12. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
  13. Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.

  Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.

Принципы, на которых базируется программа:

 Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой  знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических и жизненных задач.

 

   Роль  программы в образовательном маршруте

Обучение изобразительному искусству учащихся с ОВЗ (ЗПР) имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ (ЗПР), характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при ОВЗ (ЗПР) является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных на предыдущих уроках, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют  школьнику с ОВЗ (ЗПР) овладеть ими сознательно и прочно.

Содержание тем учебного предмета.

1 четверть «Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции —

основа дизайна и архитектуры» (8 ч.)

        Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

        Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.

        Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

        Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

2 четверть «В мире вещей и зданий Художественный язык конструктивных искусств» (7 ч.)

От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве.  

Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов  здания. Унификация — важное  звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.  

     Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

     Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

3 четверть «Город и человек.

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» (10 ч.)

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей.

Организация городской среды.

Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

4 четверть. «Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Образ человека и индивидуальное проектирование» (9 ч.)

 Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.  

Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.

Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Требования к уровню подготовки учащегося

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Результаты изучения предмета

  В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству  направлено  на  достижение  учащимися  личностных, метапредметных  и предметных результатов.

   Личностные результаты  отражаются  в  индивидуальных  качественных свойствах учащихся, которые  они  должны  приобрести  в  процессе  освоения  учебного предмета «Изобразительное искусство»:  

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве  со  сверстниками,  взрослыми  в  процессе  образовательной,  творческой деятельности

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

•        овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

•        формирование  способности  ориентироваться  в  мире  современной  художественной культуры.

Метапредметные результаты

•        формирование      активного  отношения  к  традициям  культуры  как  смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

•        обретение  самостоятельного    творческого  опыта,  формирующего  способность к самостоятельным  действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

•        умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

•        развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты

•        восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций;

•        активное отношение к традициям культуры как   к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

•        художественное познание мира, понимание роли  и места искусства в жизни человека и общества;

•        умение  ориентироваться  и  самостоятельно  находить  необходимую  информацию по культуре  и искусству  в  справочных материалах,  электронных ресурсах;

•        понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

•        применять  различные  художественные  материалы,  техники  и  средства  художественной выразительности в собственной художественной деятельности.

Ученик научится:

•        - понимать место и значение изобразительных искусств  в жизни человека и общества;

•        - знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

•        - понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

•        - знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

•        - называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

•        - понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

•        - знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

•        - знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

•        пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки;

•        - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

•         - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

•        -  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

•        - активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

 Ученик получит возможность научиться:

•        - знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;

•        - знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

•        - понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

•        -  знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

•        - чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

•        - знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

•        - знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

•        - называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

•        - иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

•        - иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;

•        - получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

•        научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

•        - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

•        - получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

 знать/понимать 

 •        как анализировать произведения архитектуры и дизайна; место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

•        особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

•        основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства

уметь  

• конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

•        моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

•        работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

•        конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

•        использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

•        владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

•        создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;

•        создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

•        работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

•        использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

• использовать разнообразные материалы (белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель: графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

      В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.     Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.

       Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов

педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходим эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых

образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

      Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия.

     Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися графическими умениями и навыками знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.

В процессе изучения изобразительного искусства совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные 

интеллектуальные 

информационные 

организационные 

Количество часов:

Всего 34; в неделю - час

Организация текущего и промежуточного контроля

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
  1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
  2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Cпособы, средства, формы проверки результатов.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля: стартовый, текущий, итоговый и промежуточный.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Итоговый контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.

Промежуточная аттестация 

Промежуточная аттестация в 5 классе засчитывается на основании текущего контроля успеваемости как среднеарифметическое четвертных отметок.

Критерии и нормы оценки

Отметка "5" ("отлично") ставится, если: отсутствие ошибок по текущему материалу; не более двух недочетов (три недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изображения, использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

Отметка "4" ("хорошо") ставится, если: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность в выполнении рисунка, отражение своего отношения к предмету.

Отметка "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 ошибок или 9 недочетов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения композиционного решения в материала; неполнота рисунка.

Отметка "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок  недочетов по текущему материалу; более 8 ошибок неполнота, нераскрытость рисунка, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств - 8 часов

1

Основы композиции в конструктивных искусствах

1

2

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

1

3

Прямые линии и организация пространства

1

4

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1

5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

1

6

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

1

7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение, как элементы композиции

1

8

Многообразие форм полиграфического дизайна

1

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий - 7 часов

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

10

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

11

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

12

Вещь: красота и целесообразность

1

13

Вещь: красота и целесообразность

1

14

Роль и значение материала в конструкции

1

15

Цвет в архитектуре и дизайне

1

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека - 10 часов

16

Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого

17

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

1

18

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

1

19

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

1

20

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

1

21

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера

1

22

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера

1

23

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1

24

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1

25

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

1

Человек в зеркале дизайна и архитектуры - 9 часов

26

Мой дои – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

27

Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

1

28

Дизайн и архитектура моего сада

1

29

Дизайн и архитектура моего сада

1

30

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

31

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды

1

32

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

33

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна

1

34

Моделируешь себя – моделируешь мир

1

Кодификатор предметных умений, проверяемых  

в итоговой контрольной работе

изобразительному искусству

1 часть.

  1.  Композиция это:
  1. придание  произведению единство и цельность;
  2. изображение предметов в пространстве;
  3. гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу.
  1. Замкнутый (закрытый) тип композиции:
  1. передача образа чего-то неподвижного;
  2. использование на картине одной или нескольких диагональных линий;
  3. построение композиции по форме круга, квадрата, прямоугольника
  1. Открытый (разомкнутый) тип  композиции:
  1. изображение большого простора, панорамы;
  2. следует  с боков ограничить какими-либо элементами;
  3. композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы  (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
  1. Прием статичной композиции, правила передачи покоя:
  1. отсутствие диагонального направления;
  2. оставить  перед движущимся объектом свободное пространство;
  3. изображение объектов в спокойных  позах.
  1. Глубинно—пространственный вид располагается:
  1.  вертикально краям поля;
  2. стягивается к композиционному центру произведения;
  3. располагается под углом к краю поля.
  1. Ритм это:
  1. изображение слева подобно изображению справа и разделено по какой-либо оси;
  2. чередование изобразительных элементов;
  3. зрительное равновесие в композиции.
  1. Что такое шрифт?
  1. линейная композиция на плоскости;
  2. буквы, объединённые единым стилем;
  3. элементы композиции.
  1. Эргономика это:
  1. удобства для существования человека;
  2. изучение производства, распределение и потребление товаров и услуг;
  3. наука, изучающая особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда.
  1. Пропорциональность в архитектуре:
  1. равенство двух отношений;
  2. несоответствие с чем-либо в количественном отношении;
  3. соразмерность  частей по отношению друг к другу и к целому.
  1. Дизайн это:
  1. проект или эскиз;
  2. проектировать, конструировать, вынашивать замысел, задумывать;
  3. деятельность с конечной задачей – создание строительного объекта.
  1. Инсталляция это:
  1. вид дизайна, способ создания какой-нибудь вещи;
  2. произведение пластического искусства,  композиция из реальных предметов и вещей, расположенных на плоскости или пространстве;
  3. механическое соединение вещей.
  1. Какие функции должна выполнять  каждая вещь?  
  1. практическое применение;
  2. должна быть полезной, удобной и красивой;
  3. утилитарные ф.  (для принятия пищи, устройства крова, защиты от стихии, обороны).

2.часть.

13. В каком варианте композиции достигнуто зрительное равновесие

C:\Users\днс\Desktop\Новая папка\IMG_20180817_180901.jpgC:\Users\днс\Desktop\Новая папка\IMG_20180817_180948.jpg

14.Архитектура это:_____________________________________________________________

15. Характерные жанры для скульптуры:____________________________________________

16. Роспись стен по сырой штукатурке:_____________________________________________     

                                                                                         

17. Соотнесите стрелками стили архитектуры с  художественными особенностями данных стилей.

Стиль

Художественные особенности

Античный

Простота и грубоватость, массивные крепостные стены, прорезанные узкими окнами и галереями

Барокко

Строгость и уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию

Эклектика

Пластическое перенасыщение форм, богатый декор, изысканность украшений

Романский

Соразмерность и художественная цельность, четкая симметрия зданий, украшенных со всех сторон колоннами

Классицизм

Смешение стилей

Готика

Отрицание устоявшихся канонов и поиск новых форм

Модерн

Суровый и одновременно изящный стиль, возносящий взор ввысь, стрельчатый свод, витражи, башни, стрельчатые окна

18. Дай  одно определение приведенным примерам композиций

  1.                                                                              2.

C:\Users\днс\Desktop\Новая папка\IMG_20180817_181515.jpg

C:\Users\днс\Desktop\Новая папка\IMG_20180817_181534.jpg

C:\Users\днс\Desktop\Новая папка\IMG_20180817_181548.jpg

C:\Users\днс\Desktop\Новая папка\IMG_20180817_181622.jpg

3.                                                                                4.                  

3 часть.

19. Создай эскиз переплета детской книги сказок

1. В эскизе должен быть выдержан выбранный стиль,

2.формат,  

3. принцип расположения материала,

4. целостность иллюстраций и текста,

Спецификация

итоговой промежуточной работы по изобразительному искусству

Цель: проверка и оценка степени сформированнности знаний, умений, навыков обучающихся 7 класса  по окончании учебного года  в соответствии с требованиями освоения программного содержания.

Структура работы:   

  Итоговая работа состоит из 3-х частей и содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки,  второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки, а третьей - содержит  задание на сформированность умения создавать.  

       Проверяемые планируемые результаты:

  • Различать виды пластических искусств (графика, живопись, скульптура, ДПИ);
  • Различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт);
  • Участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
  • Создавать средствами живописи, графики, скульптуры образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица; передавать характерные черты внешнего облика человека;

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.

         

Проверяемые умения, заданий 1-ой части работы: показать знания основ архитектурно-дизайнерской композиции и формообразовании,  Умение применять знания, используя эмоциональную выразительность при составлении различных уравновешенных плоскостных   композиций, динамикой, статикой, ритмом.

Заданий 2-ой части работы: предполагают проверку знания о сложившихся стилях в архитектуре, создании городской среды, а так же сформированности кругозора учащихся.

Заданий 3-ей части работы:  умение применять полученные знания при создании наиболее выразительной композиции.  В эскизе должен быть выдержан выбранный стиль, формат,  принцип расположения материала, целостность иллюстраций и текста, баланс масс

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Работа содержит три группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки, а третий – проверка достижений высокого уровня.

К базовому уровню относятся задания А  № 1-12

К повышенному уровню относятся задания Б  № 13- 19

К высокому  уровню относятся задания С  № 20

Часть I содержит тестовые задания (базового уровня).

Часть II содержит задания с кратким ответом и на соответствие(базового и повышенного уровня).

Часть III содержит творческое задания (повышенного и высокого уровня).

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оцениваются 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания повышенного уровня  с кратким ответом оцениваются 2 баллами. Творческое задание оценивается максимально в 5 баллов. Сформированность умения создавать:

1. сбалансированные  композиции – 1 балл

2.выдержав один,  выбранный стиль - 1 балл

3.формат,  принцип расположения материала - 1 балл

4. целостность иллюстраций и текста -

5. баланс масс - 1 балл

На этапе введения ФГОС в апробационных работах по изобразительному искусству используются 2 критерия достижения базового уровня:

1) критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);

2) критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).

Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу «Изобразительное искусство».

                                                                                 

Рекомендации по оценке выполнения заданий работы

В работе 20 заданий. Они разделены на 3 части:

 Задание  А  содержит 12 заданий. Каждому заданию приведены  3 - 4  варианта ответов, из которых может быть один - два верных ответа. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа.

Задание  Б  содержит 7 заданий из них: одно - выбор правильного варианта, два на соответствие и четыре -  с кратким ответом.

Задание  С  содержит  одно задание на сформированность умений создавать сбалансированные  композиции, выдержав один,  выбранный стиль, формат,  принцип расположения материала, целостность иллюстраций и текста,  баланс масс

Ответы к заданиям итоговой промежуточной  работы

1 часть.

1. а,в;

2. а,в

3. а

4. а,в

5. в

6. б,в

7. б

8. в

9. в

10. б

11. б

12. б

2 часть.

  1. рис. 5
  2.  искусство проектировать и строить здания и сооружения;
  3.  пространство
  4.  портретный и анималистический
  5.  фреска

Стиль

Художественные особенности

Античный

Простота и грубоватость, массивные крепостные стены, прорезанные узкими окнами и галереями

Барокко

Строгость и уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию

Эклектика

Пластическое перенасыщение форм, богатый декор, изысканность украшений

Романский

Соразмерность и художественная цельность, четкая симметрия зданий, украшенных со всех сторон колоннами

Классицизм

Смешение стилей

Готика

Отрицание устоявшихся канонов и поиск новых форм

Модерн

Суровый и одновременно изящный стиль, возносящий взор ввысь, стрельчатый свод, витражи, башни, стрельчатые окна

  1. Инсталляция

3 часть.

20.  За каждий критерий по 1 баллу

1. В эскизе должен быть выдержан выбранный стиль,

2.формат,  

3. принцип расположения материала,

4. целостность иллюстраций и текста,

5. баланс масс.

Критерии оценки знаний

Правильное выполнение заданий первой части оценивалось в 1 балл.

Второй части – по 2 балла.

Третьей части – максимально в 5 баллов. Сформированность умений создавать

1. сбалансированные  композиции – 1 балл

2.выдержав один,  выбранный стиль - 1 балл

3.формат,  принцип расположения материала - 1 балл

4. целостность иллюстраций и текста -

5. баланс масс - 1 балл

     Максимальный балл за выполнение всех  заданий - 31 балл.

Высокий (В) уровень  - 27 -31 баллов

Повышенный (П) уровень – 19 -26 баллов

Базовый (Б) от 12 до 18 баллов

Низкий (Н) от 11 баллов и ниже

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в отметку

Интервал первичных баллов

Отметка

Низкий уровень

0-11

2

Базовый уровень

12-18

3

Повышенный уровень

19-26

4

Высокий уровень

27-31

5

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:  

обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью,самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим  замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее  изученных терминов и понятий;

 «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно  аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

     «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

 «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

Отчет о проведении итоговой промежуточной  аттестации

по изобразительному искусству  в _____ классе

Уч-ся в классе

Уч-ся, выполнявших

работу

Выполнили задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Чел.

%

Допустили ошибки при выполнении или не приступили к выполнению:

п/п

Фамилия, имя ученика

Часть А

Часть В

Часть С

балл

оценка

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№ 1

№2

№3

№4

человек

%

Учитель __________________________________________________

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

1)  Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс под редакции Л.А. Неменская. В 1 ч.  (Комплект). – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

•        Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017

•        Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016

•        Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб-ник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015

•        А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016

Дополнительная литература:

2)  Журналы с репродукциями русских художников Левитан, Врубель

3)  Книги музей Рафаэль, Леонардо да Винчи.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.hermitagemuseum.org/

http://www.tretyakov.ru/

http://www.museum.ru/gmii/

http://www.rusmuseum.ru/

http://www.louvre.fr/

http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm

http://www.artrussia.ru/

http://worldleonard.h1.ru/

http://www.icon-art.narod.ru/

http://artclassic.edu.ru/

http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm

http://www.artlib.ru/

http://www.arthistory.ru/museum.htm

http://www.artprojekt.ru/Menu.html

www.mmsi.ru

http://www.angelfire.com/art2/abstract2

http://renesans.narod.ru/

http://impressionnisme.narod.ru

http://www.drawtraining.ru/

http://www.newart.ru/

http://www.znv.ru/

http://www.rndavia.ru/gallery/

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 10 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 5 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 6 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 7 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 9 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому

В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...

адаптированная рабочая программа 9 класс

адаптированная рабочая программа 9 класс...