Анализ урока ИЗО в специальной школе
статья по изобразительному искусству (изо)

Орчинская Жанна Евгеньевна

Анализ урока ИЗО в специальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ урока рисования в специальной школе

Ценным средством повышения качества коррекционно-воспитательной работы в процессе обучения детей изобразительной деятельности является анализ урока рисования. И.А. Грошенков в учебном пособии «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» называет следующие основные дидактические требования, которым должен соответствовать урок:

1) единство общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;

2) правильный выбор учебного материала (натуры, образца, темы) и методов применительно к каждому из этапов урока;

3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы;

4) организационная четкость построения урока.

Во время проведения урока в специальной школе должны соблюдаться следующие условия:

  • замедленный темп обучения (соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у умственно отсталых детей);
  • некоторое упрощение структуры изучаемого материала и формируемых умений и навыков;
  • многократное повторение усваиваемого материала;
  • максимальное привлечение чувственного опыта ребенка;
  • оптимальное вовлечение учащихся в выполнение предметно-практической деятельности;
  • опора на наиболее развитые положительные качества ученика и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;
  • дифференцированное руководство учебной деятельностью школьников;
  • расчленение целостной деятельности на отдельные части, элементы, операции;
  • постоянное исправление, корректирование действий учащихся;
  • привлечение разнообразных приемов и методов с целью развития познавательных процессов и целенаправленной деятельности умственно отсталых детей.

Анализ урока рисования с точки зрения соблюдения этих условий позволяет сделать вывод о том, насколько правильно организовано коррекционное воздействие на учеников.

Для планомерного изучения эффективности педагогического процесса И.А. Грошенков в учебном пособии «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» предлагает следующую примерную схему анализа урока рисования:

Материал урока

Соответствие темы урока требованиям учебной программы по изобразительной деятельности.

Вид работы (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы) и его связь (дидактическая и логическая) с предыдущим и последующими уроками.

Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекционно-развивающих задач рисования (позволяет ли подобранный материал активно влиять на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферу учащихся).

Посильность материала урока с точки зрения:

  • структуры (конструкции) объекта изображения;
  • количества (объема) материала;
  • конкретности графических образов (тематическое рисование);
  • изобразительных возможностей учащихся.

Соответствие материала урока задаче формирования графических навыков (владение карандашом и кистью, регулирование движения в соответствии с задачами изображения, правильная передача пространственных свойств предметов: форма, величина, пропорция).

Эстетическая оценка натурной постановки или декоративного образца, иллюстративного материала, используемого на уроке в качестве дополнительного средства обучения и развития.

Наличие у учащихся интереса к объекту изображения и содержанию практической работы.

Соответствие домашнего задания теме и целям урока.

Оборудование урока

Наличие и готовность оборудования к началу занятия.

Рациональность выбора оборудования для данного урока из имеющегося в школе и его соответствие целям урока и особенностям развития умственно отсталых детей.

Обеспечение условий для наилучшего восприятия объекта изображения (целесообразные размеры объекта; наличие специальных столиков-подставок для натуры; установка ламп-рефлекторов; применение соответствующего фона, на котором размещается предмет; использование раздаточного материала и др.).

Целесообразность применения технических средств обучения на данном уроке.

Умеренность в использовании наглядных пособий и дидактического материала.

Общая оценка оборудования урока рисования.

Структура урока

  • Целесообразность использования «дробной» структуры урока рисования в специальной школе (организационный момент; вводная беседа; анализ объекта изображения, образца или опреде­ление сюжета; планирование построения рисунка; указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа учащихся над рисунком; подведение итогов урока – анализ детских рисунков и их оценка; домашнее задание; окончание урока).

  • Соотношение и оправданность каждого из этапов урока. Обеспечение органической связи между ними и подчиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям урока. Четкость и последовательность построения урока. Целесообразность продолжительности каждого этапа урока. Логическая и дидактическая завершенность урока.

 Коррекционно-воспитателъная работа на уроке

  • Целесообразность приемов по усилению мотивации изобразительной деятельности школьников, по преодолению у некоторых из них индифферентности к работе и неадекватности поведения.

  • Эффективность использования различных методов и средств обучения и воспитания (сочетание слова, наглядности и практических действий); их соответствие возрасту учащихся, уровню развития познавательных возможностей детей.

  • Организация умственных действий школьников на всех этапах учебного процесса. Выполнение учащимися интеллектуальных операций (ориентировочно-исследовательских, анализирующих, обобщающих, контролирующих и др.), связанных с изучением объекта изображения и построением рисунка. Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания.

  • Использование речи школьников в процессе изучения (обследования) изображаемого предмета. Продуктивность способов побуждения их к речевой деятельности. Контроль за речью учащихся, исправление лексико-грамматических ошибок.

  • Эффективность графических средств развития дифференцированных движений, тонкой произвольной моторики рук.

  • Используемые в учебном процессе средства эмоционально-эстетического, нравственного и трудового воспитания учащихся.

  • Результативность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся на уроке рисования.

 Подготовленность учителя к уроку

  • Степень понимания специальной роли рисования в развитии и воспитании умственно отсталых детей. Умение использовать педагогически значимый потенциал изобразительной деятельности для решения особых задач специальной школы.

  • Знание материала урока, умение применять разнообразные методы и способы работы, владение техникой ведения урока (выполнение учебных рисунков и правильное оформление иллюст­рированного материала на классной доске, демонстрация наглядных пособий, умение своевременно приходить ученику на помощь, поддерживать интерес к рисованию и т.д.).

  • Использование новейшей научной общепедагогической и специальной литературы.

  • Способность учитывать психофизические особенности и графическую подготовленность учащихся. Умение применять в ходе урока поощрения и порицания в соответствии с личностными качествами умственно отсталого ребенка.

  • Характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность.

  • Характер поведения учителя на уроке и его влияние на эмоционально-волевую деятельность и поведение учащихся.

  • Общая оценка подготовленности учителя к уроку.

 Общая оценка урока

  • Успешность реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей урока. Комплексный характер средств, обеспечивающих решение поставленных задач.

  • Уровень организации деятельности и поведения учащихся на уроке.

  • Эффективность осуществления дидактических принципов обучения. Результативность индивидуальной, фронтальной и дифференцированной работы на уроке. Коррекционно-развивающая направленность урока рисования в целом и каждого из его этапов.

  • Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности. Виды формируемых и закрепляемых умений и навыков.

  • Оценка различных сторон психофизической деятельности школьников в связи с коррекционным воздействием, оказываемым на уроке рисования. Целостность и законченность урока.

Грошенков И.А.

Изобразительная деятельность в специальной

(коррекционной) школе VIII вида. – М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока в Детской музыкальной школе

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо по...

Статья: "Работа с интерактивной доской на уроках в начальной специальной школе VIII вида как метод психолого-педагогической коррекции интеллектуального развития детей."

В настоящее время у школьников начальных классов наблюдается резкое снижение положительной мотивации к учебной деятельности, что сказывается на качестве получаемых ими знаний, умений и навыков.Данные ...

Устный счет на уроках математики в специальной школе VIII вида как один из факторов успешной социализации обучающихся.

УСТНЫЙ СЧЁТна уроках математикив специальной (коррекционной) школе VIII видакак  один  из  факторов успешной социализации  обучающихся.(из  опыта  работы)...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в специальной школе для детей с нарушениями интеллекта

Дипломная работа по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...