Разработка современного урока по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Уважаемые коллеги, хочу поделиться разработкой урока. В технологической карте представлены все этапы урока, деятельность учителя и ученика. Презентация дает вам возможность спроектировать и провести свой урок с учетом всех этапов современного урока (в соответствии с ФГОС).

(Тема "Сатирические образы человека" 6 класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharzh_krylovadlya_zagruzki.pptx2.57 МБ
Файл teh_karta_krylova.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сатирические образы человека Изобразительное искусство. 6 класс. (Учебник под редакцией Б. М . Неменского ) Крылова Анжелика Анатольевна , учитель изобразительного искусства ГБОУ школы №583 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Идея: Личное принятие собственной индивидуальности и дружеское, толерантное отношение к особенностям другого человека. Цель: Формирование представления о выразительных возможностях карикатуры, создание шаржа. ЦЕЛЬ и ИДЕЯ урока:

Слайд 3

РАБОТА НА УРОКЕ

Слайд 4

РАБОТА в группе:

Слайд 5

Что видим ? Что вы можете сказать о них ?

Слайд 6

РЕБУСЫ и ,, ,,

Слайд 7

В чём сходство и отличие ?

Слайд 8

Попробуй проанализировать картинку «ШКОЛА В КАРИКАТУРАХ»

Слайд 9

ОБЪЯСНИ смысл картинки… «ШКОЛА В КАРИКАТУРАХ» Карикатура может сопровождаться пояснительной подписью. Текст помогает угадывать скрытый сатирический смысл темы

Слайд 10

Карикатура - это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт. КАРИКАТУРА ( итал . caricatura , от caricare — нагружать , преувеличивать )

Слайд 11

КАРИКАТУРА может быть юмористической или сатирической Сатирическая карикатура высмеивает , разит зло и беспощадно. Сатирические образы в искусстве помогают нам бороться с собственными недостатками в поведении и характере. Юмористическая карикатура отличается шутливым, добродушным отношением художника к изображаемому .

Слайд 12

РАЗНОВИДНОСТИ КАРИКАТУРЫ КАРИКАТУРА ( САТИРИЧЕСКАЯ,ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ) 1 ШАРЖ 2 ЛУБОК 3 ГРОТЕСК 4

Слайд 13

ГРОТЕСК Гротеск – это художественный образ , основанный сочетании фантастического и реального.

Слайд 14

ЛУБОК Лубок - это народная картинка . С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки. Затем эти картинки называли «потешными листами» , во второй половине 19 в. их стали называть лубками .

Слайд 15

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура . Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники-карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом « Кукрыниксы ». Куприянов, Крылов, Соколов. « Кукрыниксы » – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Ку приянов и Кры лов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.

Слайд 16

КУКРЫНИКСЫ - художники Победы После начала войны, вечером 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей. Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью. И их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат.

Слайд 17

ШАРЖ (шуточное изображение) Шарж - разновидность карикатуры , где добродушный юмор преобладает над сатирической насмешкой . В шаржах должно сочетаться портретное сходство, точная и меткая характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением характерного.

Слайд 18

Виды ШАРЖА ПОРТРЕТНЫЙ (когда рисуется чей-либо портрет ) СЮЖЕТНЫЙ (создаётся определенный сюжет с поступками, увлечениями какого-то лица)

Слайд 19

Какой вид ШАРЖА ? Почему ?

Слайд 20

Какой вид ШАРЖА ? Почему ?

Слайд 21

Закрепление понятий В чём отличие шаржа от карикатуры ? Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский . Портретное сходство . За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж. Остроумное и комическое преувеличение характерных черт. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков , ничего задевающего личное достоинство. Карикатура высмеивает , разит зло и беспощадно. Сатирические образы в искусстве помогают нам бороться с собственными недостатками в поведении и характере. Необходимо соблюдать чувство меры , а главное- чувство правды . Художник доносит до зрителя правду жизни языком искусства, заставляя нас задуматься и меняться к лучшему.

Слайд 22

Как правильно рисовать ШАРЖ

Слайд 23

Давайте вспомним… Построение головы человека и пропорции лица

Слайд 24

Как правильно рисовать ШАРЖ 1 этап: Правильно выбрать ракурс

Слайд 25

Как правильно рисовать ШАРЖ 2 этап: Построение головы

Слайд 26

Как правильно рисовать ШАРЖ 3 этап: Характерные ЧЕРТЫ ЛИЦА

Слайд 27

Как правильно рисовать ШАРЖ 4 этап: Раскраска

Слайд 28

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ ? Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши ДЕВЧОНКИ ?

Слайд 29

Моё отражение в зеркале… Нравлюсь ли я себе ?

Слайд 30

Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!

Слайд 31

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 «юмор с карандаша» Задание для группы на уроке : Нарисуйте «ШАРЖ» вашей творческой группы ( 4 человека ). Попробуйте выделить характерные особенности каждого из вас , а также вы можете включить в «общий портрет» ваши увлечения (музыка, рисование,спорт и т.п.) Время на работу 10 минут . Используйте цветные маркеры и карандаши. Проявите креативность в вашем совместном творчестве! Представьте вашу работу для просмотра на нашу «импровизированную» выставку в классе. Проанализируйте свой ответ.

Слайд 32

Индивидуальное задание на уроке : Посмотрите на себя в зеркало - постарайтесь увидеть свою особенность. Попробуйте сделать шарж на себя. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

Слайд 33

Индивидуальное задание : Попробуй сделать дружеский шарж своего друга или кумира, любимого артиста или членов вашей семьи. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3 (домашнее задание)

Слайд 34

Коллективное задание : Выполнить групповой шарж. Попробуйте сделать обобщённый портрет учеников вашего класса. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4 (работа для кружка)

Слайд 35

Желаю творческих удач!

Слайд 36

Я узнал новое… Мне понравилось… Я затруднялся… Я попробовал… Дополните предложение:

Слайд 37

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Крыловой А.А. (учителя изобразительного искусства ГБОУ школа № 583 г. Санкт-Петербурга)

Тема урока:

«Сатирические образы человека» (6 класс)

 (слайд№1 презентации урока)

Цель:

Формирование представления о выразительных возможностях карикатуры, создание шаржа.

(слайд№2 презентации урока)

Идея:

 Личное принятие собственной индивидуальности и  дружеское, толерантное отношение к особенностям другого человека.

(слайд№2 презентации урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

                                                                      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие уч-ся, наличие учащихся, готовность к уроку в группах. Пояснения «как мы будем работать на уроке» - «сингапурская технология».

На экране слайд:  «Работа на уроке» (слайд№3 презентации урока) - картинка «Мэнэдж Мэт»

для организации эффективного учебного процесса в команде + правила работы в группе (такие же картинки у каждой группы на партах) 

На экране слайд с картинками (слайд № 3-4 презентации урока).

Вместе рассматриваем «алгоритм работы» в группе, ребята дают пояснения картинкам на слайде №3 (успешность и  не успешность в группе…)

                                                                                                 МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

 Внимание на экран

- Что вы увидели?  

- Что вы можете сказать о них?

- Они вызывают улыбку? Почему?

- Что именно производит комическое впечатление и вызывает смех у зрителя?

- Сознательно ли  это делает художник? Чего он хочет добиться таким приёмом?

- Как называются такие изображения?

- Чтобы определить тему урока – реши ребус  (задание для групп)

 

На экране слайдшоу.

На экране слайд с картинками (слайд№ 5 презентации урока) : шаржи на известных людей.

- портреты весёлые, смешные, известные люди

 

 

- нарушены пропорции изображения, преувеличены черты изображаемых людей

(слайд № 6 презентации урока)

Тема урока:  Карикатура, шарж

Личностные:

мотивация на освоение новой информации

Проблематизация

- Вам знаком этот человек?

Альберт Эйнштейн – физик-теоретик, в 1921 году получил Нобелевскую премию в области физики. Написал свыше трехсот научных работ по физике и почти две сотни книг на исторические и философские темы.

- Сравните.

- А чем отличается это изображение?

- Как вы думаете, ученому бы понравился этот шарж?

- Почему?

Ученый обладал отменным чувством юмора, когда его спрашивали, где находится его лаборатория, он просто показывал шариковую ручку.

Он оставил после себя множество афоризмов, например: «Вы думаете, всё так просто - Да, всё просто. Но совсем не так».

- Как вы думаете, художник сознательно это делает: подмечает в человеке и намеренно изображает преувеличенными некоторые особенности лица и фигуры, мимики?

- Чего хочет добиться художник таким приёмом: посмеяться над человеком или вызвать добрую улыбку?

- Если мы будем создавать сатирический образ, какая перед нами будет стоять проблема?

На экране:  (слайд № 7 презентации урока) - Это известный ученый Эйнштейн

- Физик-теоретик

- Нобелевский лауреат

- Создатель теории относительности (проходят в школе) и автор многих других открытий

Появляется рядом с его фото:

-  Портрет в графике, портрет в живописи

-  Шарж (смешной и добродушный образ)

......

 

……

……  

 - Как правильно нарисовать шарж, чтобы не обидеть человека?

Познавательные:

- сравнить изображения

- выделять главное отличие

 Коммуникативные:

- отвечать  на вопросы  

-  участвовать в обсуждении 

 

Регулятивные:

Формулировать проблему

Целеполагание 

- Какую поставим цель урока?  

-  Создать дружеский шарж.

Регулятивные:

Самостоятельно ставить цель

Планирование

– Что для этого нужно?

1) рассмотреть работы художников-карикатуристов (учебник с.116-119)

2) выявить приёмы создания сатирического образа

3) использовать их в своей творческой работе

Регулятивные:

Планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ  

На экране:  (слайд № 8-12  презентации урока)

Освоение новых понятий  «КАРИКАТУРА»  и  «ШАРЖ»

Освоение метапредметного способа  коммуникативное взаимодействие в группе

Освоение предметного способа – восприятие и осмысление произведений художников-карикатуристов и создание собственных  сатирических образов

-  Попробуем разобраться, какие существуют виды   карикатуры (задание для групп)

                    Этапы работы в группе:

-  Работа с « партнёром по лицу»

-   Работа с  «партнёром по плечу»

-   «Общее видение»  

-    Результат на бумаге  

- Проверь себя!

  На экране:  (слайд № 13-21  презентации урока)

- Давайте сверим ваш результат (каждая группа даст свой ответ)  

 

  На экране: (слайд № 22-27 презентации урока)

                     

                Задание 1: Шарж вашей группы

-  Используя новые знания,  

попробуйте себя в роли художников-карикатуристов.

-  Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ?
- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши  ДЕВЧОНКИ?

  На экране: (слайд № 28 презентации урока)

           

 

                Этапы работы в группе:

-  Работа с « партнёром по лицу»

-   Работа с  «партнёром по плечу»

-   «Общее видение»  творческой работы на бумаге.

 - Представьте вашу работу для просмотра на нашу

 «импровизированную» выставку в классе.

Задание 2: Шарж на себя

На экране: (слайд №  29-30 презентации урока)

Посмотрите на себя в зеркало - постарайтесь увидеть свою особенность.  Попробуйте сделать шарж на себя.                  

     I.                                   Работа в группах (4 человека)

 На столах карточки (репродукции  для каждой группы):

                   1)   Шарж

                   2)   Гротеск   

                   3)   Карикатура юмористическая

                   4)   Карикатура сатирическая

                   5)   Карикатура политическая

Задание: Своими словами рассказать о конкретном виде карикатуры

 по его изображению.

                                          Выступления групп

                                         

   Ответы учащихся

  Алгоритм выполнения работы:

Вспоминаем полученные знания на предыдущих уроках по теме  «Портрет»

1 этап: Правильно выбрать ракурс

2 этап: Построение головы

3 этап: Характерные ЧЕРТЫ ЛИЦА

Автор подмечает в человеке его особенности и  намеренно изображает преувеличенными некоторые особенности лица и фигуры, мимики и осанки, и делает их более заметными. Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, выделить, усилить особые качества натуры. Это приём усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится ещё длиннее, широкое - ещё шире, острое - ещё острее, а круглое превращается в шар

4 этап: Раскраска

II.                               Работа в группах (4 человека)

6-8 групп, столы маркированы:

                     На экране: (слайд № 31 презентации урока)

Задание для группы  на уроке: Нарисуйте «ШАРЖ» вашей творческой группы  (4 человека).

Попробуйте выделить характерные особенности каждого из вас, а также вы можете  включить  в «общий портрет» ваши увлечения (музыка, рисование, спорт и т.п.)

Время на работу 10 минут. Используйте цветные маркеры и карандаши.

Проявите креативность в вашем совместном творчестве!

 

Представление шаржа своей группы

                                           

III.   Индивидуальная работа: (слайд № 32 презентации урока)

- Моё отражение в зеркале…
-   Нравлюсь ли я себе?

 -  Я – индивидуальность? (например, у меня красивые волосы…но…)

 - Я – индивидуальность! (веснушки - моя особенность……)

Познавательные:

Знакомство между собой

Узнать друг о друге больше

Коммуникативные:

Сотрудничать в процессе работы в группе

Высказывать  собственную точку зрения  

Личностные

Принятие собственной индивидуальности и дружеское отношение к одноклассникам

РЕФЛЕКСИЯ

Представление работы своей группе с пояснением:

- Какие приемы и почему использованы при создании шаржа на себя

Представление своих работ

в группах  

Коммуникативные:

владеть монологической речью  

ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

- Чем было для вас создание шаржа на себя?

- На своего одноклассника? 

Ответы учащихся от каждой группы

 Регулятивные:

Делать вывод

ВЗАИМООЦЕНКА

- Дайте друг другу оценку, удалось ли вам посмеяться по-доброму?

 Домашнее задание: Попробуй сделать дружеский шарж своего  друга или кумира, любимого артиста  или членов вашей семьи. (слайд № 33-35)

  Ответы учащихся.

 

Регулятивные:

Оценивать

Обобщать

Анализировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС

Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...

Тематическое планирование по изобразительному искусству в соответствии требованиями ФГОС

планирование по изобразительному искусству 1-4 класс в соответствии ФГОС,включая региональный компонент...

Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС.

Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС. Дается обзор учебников по ФГОС для начальной и средней школы разных издательств "Просвещение",  "Дрофа",  и другая допо...

Презентация "Уроки Изобразительного искусства в соответствии с ФГОС"

Характерные особенности современного урока изобразительного искусства....

Методическое пособие по созданию современного урока по изобразительному искусству "Отличия традиционного урока от урока по ФГОС"

Современный урок – это урок по ФГОС. Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования с...

Методическая разработка открытого урока по изобразительному искусству "Эскиз батика"

Этот урок разработан по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 5 класс. Тема: "Современное выставочное искусство. Эскиз батика"...

Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС.

   Линия УМК Изобразительное искусство создана под руководством народного художника России академика Российской академии образования и Российской академии художеств Бориса Неменского ...